Изобретение относится к авиационной технике, в частности к мотопланерам.
Известен мотопланер, содержащий собственно планер в виде фюзеляжа с крылом, центропланом, оперением и силовую установку в виде двигателя с редуктором и винтом. (Патент ФРГ N 2854977, кл. В 64 С 11/28, 1981).
Недостатком этого мотопланера является расположение двигателя в потоке, что ухудшает летные характеристики, и большой вес механизма его уборки и наличие балластного груза в носу фюзеляжа, что снижает эксплуатационные качества.
Известен принятый в качестве прототипа мотопланер, содержащий собственно планер в виде фюзеляжа с крылом, центропланом, оперением и силовую установку в виде двигателя с редуктором, винтом и топливной системой. (Патент ФРГ N 3719800, кл. В 64 С 11/28, 1991).
Недостатком этого мотопланера является невозможность установки силовой установки на любой серийно выпускаемый планер, из-за того что трансмиссия от двигателя к винту проходит через кабину пилота, что снижает его эксплуатационные качества.
Цель изобретения улучшение эксплуатационных качеств.
Поставленная цель достигается тем, что в известном мотопланере, содержащем собственно планер в виде фюзеляжа с крылом, центропланом, оперением и силовую установку в виде двигателя с редуктором, винтом, топливной и дренажной системами, двигатель присоединен к фюзеляжу в зоне центроплана, ориентирован осью выходного вала вверх, снабжен обтекаемым пилоном с трансмиссией внутри него, одним концом соединенным с двигателем,
а вторым с редуктором винта, при этом винт выполнен толкающим и снабженным механизмом автоматического раскладывания и складывания винта по полету, при этом ось вращения винта ориентирована параллельно верхнему батоксу фюзеляжа и плоскости симметрии мотопланера, при этом он снабжен упругоподвижной моторной рамой, выполненной в виде прямоугольной рамки, жестко соединенной с двигателем, при этом нижние два конца которой шарнирно присоединены к фюзеляжу, а верхние два конца к центроплану, шарнирные соединения концов моторамы снабжены демпфирующими амортизаторами, при этом шарнирное соединение с фюзеляжем выполнено с возможностью поворота рамы с двигателем внутрь кабины пилоты, а пилот жестко присоединен к двигателю.
Кроме того, механизм автоматического раскладывания и складывания винта выполнен в виде присоединенного к выходному валу редуктора фланца с осесимметрично расположенными в радиальных плоскостях парами ушков, в каждой из которых на осях помещены ступицы с лопастями винта, при этом ступицы винтов связаны шарнирными тягами с ползуном на направляющей в виде телескопической трубы по оси винта, жестко соединенной с фланцем, а внутри телескопической трубы помещена пружина сжатия, взаимодействующая с ползуном.
К тому же мотопланер снабжен глушителем выхлопа двигателя, расположенным вдоль одного из бортов фюзеляжа с наружной его стороны, а его выхлоп ориентирован под острым углом в сторону от борта фюзеляжа в пределах 15.45 град. и снабжен воздуховодом нагретого воздуха системы охлаждения двигателя, который выполнен гибким и присоединен одним концом к двигателю, а вторым к борту фюзеляжа, в котором выполнено пропускное отверстие по профилю сечения воздуховода, а топливный бак выполнен в виде раздельных секций, расположенных по обе стороны стенки лонжерона крыла, присоединенных двумя своими торцами к смежным нервюрам крыла, первая из которых является бортовой и выполнена съемной, при этом секции связаны между собой топливными и дренажными трубопроводами, дренаж баков выведен на конец пилона внутри него в месте присоединения редуктора винта, снабжен сменным удлинителем заправочной горловины, герметично присоединенным к ней, снабжен заборником охлаждающего двигатель воздуха, расположенным перед пилоном и простирающимся на всю его хорду, присоединенным к фюзеляжу и выполненным упруго гибким.
Свойства, определяемые существенными признаками заявленного мотопланера и обнаруживаемые в нем, не совпадают со свойствами известных решений, поэтому заявленное техническое решение соответствует критерию "существенные отличия".
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг. 1 изображен общий вид мотопланера вид сбоку, на фиг. 2 разрез А А фиг. 1, на фиг. 3 вид А фиг. 2, на фиг. 4 сеч. Б Б фиг. 3, на фиг. 5 вид Б фиг. 2, на фиг 6 сеч. В В фиг. 3, на фиг. 7 сеч. Г Г фиг. 3.
На фиг. 8 изображен механизм автоматического раскладывания и складывания винта общий вид сбоку, на фиг. 9 вид В фиг. 8. На фиг. 10 изображена установка глушителя и воздуховода горячего воздуха сеч. Д Д фиг. 1. на фиг. 11 показана установка баков поперечное сечение корневой части крыла, а на фиг. 12 вид Г фиг. 10. На фиг. 13 изображена установка заправочной горловины с пробкой вид сбоку, а на фиг. 14 установка сменного ее удлинителя.
Конкретный мотопланер содержит собственно планер 1, например, чешский Blanik L-13 или L-23 в виде фюзеляжа 2 с крылом 3, центропланом 4, оперением 5 и силовую установку 6 в виде двигателя 7, например, австрийский Rotax 503 с редуктором 8, винтом 9, топливной 10 и дренажной 11 системами, двигатель 7 присоединен к фюзеляжу 2 в зоне центроплана 4, ориентирован осью выходного вала вверх, снабжен обтекаемым пилоном 12 с трансмиссией 13 внутри него, одним концом соединенным с двигателем 7 а вторым с угловым (i 2.3,0) редуктором 8 винта 9, при этом винт 9 выполнен толкающим и снабженным механизмом 14 автоматического раскладывания и складывания винта по полет, при этом ось вращения винта ориентирована параллельно верхнему батоксу фюзеляжа в плоскости симметрии мотопланера (что обеспечивает обдув оперения на очень малых скоростях), при этом он снабжен упругоподвижной моторной рамой 15, выполненной в виде прямоугольной рамки 16, жестко соединенной с двигателем 7 (принадлежащими ему резьбовыми шпильками), при этом нижние два конца 17 которой шарнирно присоединены к фюзеляжу, а верхние два конца 18 к центроплану 4,
шарнирные соединения концов 17, 18 моторамы 15 снабжены демпфирующими амортизаторами 19, при этом шарнирное соединение 17 с фюзеляжем 2 выполнено с возможностью поворота рамы с двигателем внутрь кабины пилота (см. фиг. 5, что обеспечивает подход к двигателю для его профилактики), а пилон 12 жестко присоединен к двигателю 7 (принадлежащими ему фланцевыми болтами взамен снятого штатного редуктора), что обеспечивает минимум вибраций.
Механизм автоматического синхронного раскладывания и складывания винта выполнен в виде присоединенного к выходному валу редуктора 8 фланца 20 с осесимметрично расположенными в радиальных плоскостях парами ушков 21, в каждой из которых на осях 22 помещены ступицы 23 с лопастями винта 9, при этом ступицы винтов связаны синхронизирующими шарнирными тягами 24 с ползуном 25 на направляющей 26 в виде телескопической трубы по оси винта 9, жестко соединенной с фланцем 20, а внутри телескопической трубы помещена пружина сжатия 27, взаимодействующая с ползуном 25, что обеспечивает синхронное складывание даже без потока и задерживает раскладывание до определенных оборотов. К тому же он снабжен глушителем выхлопа 28 двигателя 7, расположенным вдоль одного из бортов фюзеляжа 2 с наружной его стороны, а его выхлоп ориентирован под острым углом в сторону от борта фюзеляжа в пределах 15.45 град. и снабжен воздуховодом 29 нагретого воздуха системы охлаждения двигателя 7, который выполнен гибким и присоединен одним концом к двигателю 7, а вторым к борту фюзеляжа 2, в котором выполнено пропускное отверстие 30 по профилю сечения воздуховода, что обеспечивает эффективное охлаждение, а топливный бак 31 выполнен в виде раздельных секций 32, 33, расположенных по обе стороны стенки лонжерона 34 крыла 3, присоединенных двумя своими торцами к смежным нервюрам крыла 3,
первая из которых является бортовой 35 и выполнена съемной, при этом секции связаны между собой топливными 36 и дренажными 37 трубопроводами, что обеспечивает жесткость и ресурс крыла и достаточный объем топлива, дренаж баков выведен на конец пилона 12 внутри него в месте присоединения редуктора 8 винта 9, снабжен сменным удлинителем 38 заправочной горловины 39, герметично 40 присоединенным к ней, что исключает попадание топлива внутрь конструкции планера в полете и при заправке, снабжен заборником 41 охлаждающего двигатель воздуха, расположенным перед пилоном 12 и простирающимся на всю его хорду, присоединенным к фюзеляжу 2 и выполненным упруго гибким (например, из листового материала), что наряду с тепловым режимом обеспечивает упругоподвижность силовой установки 6.
Описанный мотопланер может быть реализован относительно малотрудоемкой доработкой самого массового и ремонтопригодного цельнометаллического планера Blanik (в том числе и находящихся в эксплуатации много лет), что обеспечит его автономность, т.е. независимость от самолета-буксировщика и соответствующего ему аэродрома, а ввиду незначительности и обтекаемости надстроек не ухудшается летные качества самого планера, что обеспечивает улучшение его эксплуатационных качеств. Ыо
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭКРАНОПЛАН | 2011 |
|
RU2466888C1 |
ЭКРАНОПЛАН - "БЕСХВОСТКА" | 2022 |
|
RU2776632C1 |
АВИАТРАНСФОРМЕР | 2010 |
|
RU2444445C1 |
БЕСПИЛОТНЫЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ ВИНТОКРЫЛ | 2016 |
|
RU2629482C1 |
БПЛА из унифицированных деталей и узлов и способ его изготовления | 2023 |
|
RU2812011C1 |
ЭКРАНОПЛАН | 2011 |
|
RU2471660C2 |
АВИАТРАНСФОРМЕР | 2012 |
|
RU2519307C1 |
ПЛАНЕР МНОГОРЕЖИМНОГО САМОЛЕТА-МОНОПЛАНА | 1997 |
|
RU2173654C2 |
УДАРНО-БОЕВОЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС | 2021 |
|
RU2778159C1 |
БЕСПИЛОТНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И СПОСОБ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ВОЗДУШНОМ БАЗИРОВАНИИ | 2018 |
|
RU2686561C1 |
Изобретение относится к авиационной технике. Мотопланер 1 содержит фюзеляж 2 с крылом 3, центроплан, оперение 5 и силовую установку 6 в виде двигателя с редуктором, винт 9. Двигатель 7 присоединен к фюзеляжу 2 в зоне центpоплана, ориентирован осью выходного вала вверх, снабжен обтекаемым пилоном с трансмиссией внутри него, винт 9 выполнен толкающим и снабженным механизмом 14 автоматического раскладывания и складывания винта по полету. Описана конструкция узлов крепления двигателя к мотораме. 11 з.п. ф-лы, 14 ил.
Заявка ФРГ N 3719800, кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1997-02-20—Публикация
1993-09-24—Подача