Изобретение относится к судостроению, в частности к способам и устройствам для обработки отверстий в фундаментах, на которых устанавливаются судовые механизмы и оборудование.
Известны способы обработки отверстий в судовых фундаментах путем предварительной их разметки по отверстиям установленного на фундамент механизма, непосредственно через отверстия в лапах (раме) установленного механизма путем предварительной разметки отверстий с помощью специально изготовленных шаблонов по отверстиям в основании механизма или путем формирования отверстий в фундаменте по шаблонам-кондукторам, изготовленным аналогично без их предварительной разметки.
Наименее трудоемким из них является способ обработки отверстий с применением шаблонов.
При использовании этого способа в шаблоне сверлят отверстия, положение которых соответствует отверстиям в основании механизма. По отверстиям шаблона, закрепляемого на фундаменте, выполняют или разметку отверстий и последующую их обработку или непосредственное их сверление в опорных листах фундамента без предварительной разметки. В обоих случаях возможно применение при сверлении отверстий кондукторных втулок, устанавливаемых или в шаблон-кондуктор или кондукторную плиту (рейку).
В качестве ориентирующих элементов при установке шаблона на фундамент служат либо риски, выполненные на фундаменте и шаблоне, либо расстояние от кромки фундамента до оси первого ряда отверстий, либо базовое отверстие в фундаменте и разметка осей отверстий.
Сверление производят с помощью переносных станков, сверлильных машин или на стационарных станках.
Недостатки указанного способа заключаются в необходимости поставки на предприятие механизма к моменту обработки отверстий в фундаменте и в отсутствии универсального решения оснастки, поскольку на каждый механизм необходимо изготовление своего шаблона, что увеличивает трудоемкость технологической операции.
Предлагаемый способ обработки отверстий в судовых фундаментах заключается в том, что кондукторные втулки для сверления отверстий заданного диаметра координируют на фундаменте с помощью унифицированного шаблона в соответствии с заданными в чертеже присоединительными размерами и ориентируют на фундаменте по базовому отверстию и размеченной осевой линии. После чего кондукторные втулки закрепляют в продольных вырезах траверс, которые в свою очередь крепятся к фундаменту при помощи струбцин. Шаблоны удаляют и производят обработку отверстий через кондукторные втулки.
Устройство для обработки отверстий в судовых фундаментах по указанному способу включает в себя кондукторные втулки и плоские шаблоны, которые выполнены унифицированными за счет наличия в них отверстий, расположенных относительно друг друга на расстоянии 10 мм, которое обеспечивает весь ряд допустимых нормативным документом присоединительных размеров механизмов и оборудования. Кондукторные втулки координированы на некоторых отверстиях шаблона при помощи закрепленных на них центрирующих дисков. Кондукторные втулки также закреплены в продольных вырезах траверс, снабженных струбцинами для крепления траверс к фундаменту. Кроме того, крайние отверстия в шаблонах расположены на расстоянии от его края меньшим, чем 1/2 шага между отверстиями, само устройство снабжено также планками с отверстиями такого же диаметра и расположенными с таким же шагом как отверстия в шаблоне и имеют элементы крепления их с шаблонами.
Новизна и положительный эффект способа обработки отверстий в судовых фундаментах заключается в том, что обработка практически всех судовых фундаментов может быть выполнена при помощи ограниченного количества элементов, входящих в оснастку, при этом исключаются такие операции как разметка, измерение.
На фиг. 1 изображен общий вид устройства, обеспечивающего обработку отверстий в судовых фундаментах по предлагаемому способу; на фиг.2 разрез А-А по фиг.1; на фиг.3; изображен шаблон, на фиг.4 шаблон, собранный из нескольких шаблонов меньшего размера, на фиг.5 разрез В-В по фиг.4.
Устройство по фиг.1 состоит из шаблона 1, траверс 2, снабженных струбцинами 3, кондукторных втулок 4, центрирующих дисков 5, с гайками 6, фиксатора 7 и планок 8 с элементами крепления 9 (фиг.3).
Шаблон представляет из себя лист (стальной или из легких сплавов, например Д16), перфорированный отверстиями, расположенными относительно друг друга с шагом 10 мм, который является кратным величине расстояний между осями отверстий по всему ряду допустимых нормативным документом (ГОСТ 29281) присоединительных размеров судовых механизмов и оборудования. Ряды отверстий от края располагаются на расстоянии меньше, чем 1/2 шага между отверстиями. Диаметр отверстий выбран равным 5 мм. Траверсы 2 имеют продольные вырезы и резьбовые отверстия, выполненные перпендикулярно прорезям.
Способ обработки отверстий в судовых фундаментах реализуется в двух вариантах.
Вариант 1. Вначале обрабатывается базовое отверстие в фундаменте путем его предварительной разметки. Размечаются и наносятся осевые линии на фундаменте. В обработанном базовом отверстии устанавливается фиксатор 7. Затем в одном из шаблонов, выбранным в зависимости от габаритных размеров фундамента, устанавливаются в отверстия центрирующие диски 5, которые закрепляются на шаблонах при помощи гаек 6. Отверстия в шаблоне, в которых устанавливаются центрирующие диски, выбираются исходя из присоединительных размеров фундамента. В центрирующие диски 5, в свою очередь, устанавливаются кондукторные втулки 4. На кондукторные втулки в шаблонах одеваются траверсы 2 таким образом, что втулки оказываются в продольных пазах траверс. Через резьбовые отверстия в траверсах кондукторные втулки крепятся к траверсам при помощи винтов. Конструкцию, собранную таким образом, переворачивают, придерживая траверсы 2, шаблоном вверх, и устанавливают на фундамент таким образом, чтобы фиксатор 7 попал в предназначенную для него образом, чтобы фиксатор 7 попал в предназначенную для него кондукторную втулку, а шаблон ориентируют относительно фундамента по рискам, нанесенным на фундамент, и рискам шаблона. Траверсы 2 с закрепленными в них кондукторными втулками 4, крепят к фундаменту при помощи струбцины 3. Открутив гайки 6, снимают шаблон 1 и центрирующие диски 5. Через ориентированные и закрепленные кондукторные втулки обрабатывают отверстия в фундаменте. После этого отсоединяют струбцины 3 от фундамента и снимают с него оставшиеся элементы устройства.
Вариант 2. Кондукторные втулки 4, предварительно размещенные в прорезях траверс 2, устанавливают на фундаменте. Одна из кондукторных втулок 4 ориентирована по базовому отверстию при помощи фиксатора 7. Установленные таким образом на фундаменте кондукторные втулки 4 координируют по отверстиям накладываемых на них при помощи шаблона 1 с закрепленными в них винтами 6 центрирующих дисков 5, установленными в шаблоне согласно чертежу. Кондукторные втулки 4 фиксируют в траверсах винтами. Траверсы 2 закрепляют к фундаменту струбцинами 3, а шаблон 1 удаляют. Выполняют сверление отверстий через втулки и разбирают оснастку.
Выбор одного из вариантов применения предложенного способа зависит от габаритных размеров фундаментов и условий затесненности в помещении.
При необходимости шаблон 1 может быть собран из нескольких шаблонов меньшего размера, как это показано на фиг.3. Шаблоны соединяются между собой при помощи планок 8 и элементов их крепления 9. Все операции обработки отверстий в фундаменте при помощи таких шаблонов повторяются в той же последовательности, как изложены в вариантах 1 и 2.
Оба варианта осуществления способа предусматривают предварительное выполнение на фундаменте базового отверстия и разметки оси одного ряда формируемых отверстий до установки оснастки. Базирование оснастки по указанному отверстию производится путем совмещения отверстий в кондукторной втулке, установленной в прорези траверсы, и базового с помощью фиксатора 7 (фиг.1).
Новизна и положительный эффект предложенного способа обработки отверстий в судовых фундаментах заключается в возможности выполнения отверстий практически во всех судовых фундаментах с помощью ограниченного количества унифицированных элементов, входящих в оснастку, при этом исключаются операции разметки отверстий и обеспечиваются условия взаимозаменяемости механизмов и оборудования на фундаментах.
Использование: в судостроении при обработке отверстий в фундаментах, на которых устанавливаются судовые механизмы и оборудование. Сущность изобретения: устройство состоит из шаблона (1), траверс (2), снабженных струбцинами (3). В одном из шаблонов, выбранном в зависимости от габаритных размеров фундамента, устанавливаются в отверстия центрирующие диски (5), которые закрепляются на шаблонах при помощи гаек (6). В центрирующие диски (5) устанавливаются кондукторные втулки (4), на которые в шаблонах одеваются траверсы (2) таким образом, что втулки оказываются в продольных пазах траверс. Конструкцию переворачивают таким образом, чтобы шаблон был наверху, и устанавливают на фундамент так, чтобы фиксатор (7) попал в предназначенную для него кондукторную втулку, а шаблон ориентируют относительно фундамента по рискам, нанесенным на фундамент, и рискам шаблона. Траверсы (2) с кондукторными втулками (4) крепят к фундаменту при помощи струбцины (3). 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
В.С | |||
Кравчено | |||
Монтаж судовых вспомогательных механизмов | |||
- Л.: Судостроение, 1968, с.77 - 78. |
Авторы
Даты
1997-03-27—Публикация
1993-05-21—Подача