СПОСОБ ОБРАБОТКИ ОТВЕРСТИЙ В СУДОВЫХ ФУНДАМЕНТАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 1997 года по МПК B23B35/00 B23B39/06 

Описание патента на изобретение RU2076019C1

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам и устройствам для обработки отверстий в фундаментах, на которых устанавливаются судовые механизмы и оборудование.

Известны способы обработки отверстий в судовых фундаментах путем предварительной их разметки по отверстиям установленного на фундамент механизма, непосредственно через отверстия в лапах (раме) установленного механизма путем предварительной разметки отверстий с помощью специально изготовленных шаблонов по отверстиям в основании механизма или путем формирования отверстий в фундаменте по шаблонам-кондукторам, изготовленным аналогично без их предварительной разметки.

Наименее трудоемким из них является способ обработки отверстий с применением шаблонов.

При использовании этого способа в шаблоне сверлят отверстия, положение которых соответствует отверстиям в основании механизма. По отверстиям шаблона, закрепляемого на фундаменте, выполняют или разметку отверстий и последующую их обработку или непосредственное их сверление в опорных листах фундамента без предварительной разметки. В обоих случаях возможно применение при сверлении отверстий кондукторных втулок, устанавливаемых или в шаблон-кондуктор или кондукторную плиту (рейку).

В качестве ориентирующих элементов при установке шаблона на фундамент служат либо риски, выполненные на фундаменте и шаблоне, либо расстояние от кромки фундамента до оси первого ряда отверстий, либо базовое отверстие в фундаменте и разметка осей отверстий.

Сверление производят с помощью переносных станков, сверлильных машин или на стационарных станках.

Недостатки указанного способа заключаются в необходимости поставки на предприятие механизма к моменту обработки отверстий в фундаменте и в отсутствии универсального решения оснастки, поскольку на каждый механизм необходимо изготовление своего шаблона, что увеличивает трудоемкость технологической операции.

Предлагаемый способ обработки отверстий в судовых фундаментах заключается в том, что кондукторные втулки для сверления отверстий заданного диаметра координируют на фундаменте с помощью унифицированного шаблона в соответствии с заданными в чертеже присоединительными размерами и ориентируют на фундаменте по базовому отверстию и размеченной осевой линии. После чего кондукторные втулки закрепляют в продольных вырезах траверс, которые в свою очередь крепятся к фундаменту при помощи струбцин. Шаблоны удаляют и производят обработку отверстий через кондукторные втулки.

Устройство для обработки отверстий в судовых фундаментах по указанному способу включает в себя кондукторные втулки и плоские шаблоны, которые выполнены унифицированными за счет наличия в них отверстий, расположенных относительно друг друга на расстоянии 10 мм, которое обеспечивает весь ряд допустимых нормативным документом присоединительных размеров механизмов и оборудования. Кондукторные втулки координированы на некоторых отверстиях шаблона при помощи закрепленных на них центрирующих дисков. Кондукторные втулки также закреплены в продольных вырезах траверс, снабженных струбцинами для крепления траверс к фундаменту. Кроме того, крайние отверстия в шаблонах расположены на расстоянии от его края меньшим, чем 1/2 шага между отверстиями, само устройство снабжено также планками с отверстиями такого же диаметра и расположенными с таким же шагом как отверстия в шаблоне и имеют элементы крепления их с шаблонами.

Новизна и положительный эффект способа обработки отверстий в судовых фундаментах заключается в том, что обработка практически всех судовых фундаментов может быть выполнена при помощи ограниченного количества элементов, входящих в оснастку, при этом исключаются такие операции как разметка, измерение.

На фиг. 1 изображен общий вид устройства, обеспечивающего обработку отверстий в судовых фундаментах по предлагаемому способу; на фиг.2 разрез А-А по фиг.1; на фиг.3; изображен шаблон, на фиг.4 шаблон, собранный из нескольких шаблонов меньшего размера, на фиг.5 разрез В-В по фиг.4.

Устройство по фиг.1 состоит из шаблона 1, траверс 2, снабженных струбцинами 3, кондукторных втулок 4, центрирующих дисков 5, с гайками 6, фиксатора 7 и планок 8 с элементами крепления 9 (фиг.3).

Шаблон представляет из себя лист (стальной или из легких сплавов, например Д16), перфорированный отверстиями, расположенными относительно друг друга с шагом 10 мм, который является кратным величине расстояний между осями отверстий по всему ряду допустимых нормативным документом (ГОСТ 29281) присоединительных размеров судовых механизмов и оборудования. Ряды отверстий от края располагаются на расстоянии меньше, чем 1/2 шага между отверстиями. Диаметр отверстий выбран равным 5 мм. Траверсы 2 имеют продольные вырезы и резьбовые отверстия, выполненные перпендикулярно прорезям.

Способ обработки отверстий в судовых фундаментах реализуется в двух вариантах.

Вариант 1. Вначале обрабатывается базовое отверстие в фундаменте путем его предварительной разметки. Размечаются и наносятся осевые линии на фундаменте. В обработанном базовом отверстии устанавливается фиксатор 7. Затем в одном из шаблонов, выбранным в зависимости от габаритных размеров фундамента, устанавливаются в отверстия центрирующие диски 5, которые закрепляются на шаблонах при помощи гаек 6. Отверстия в шаблоне, в которых устанавливаются центрирующие диски, выбираются исходя из присоединительных размеров фундамента. В центрирующие диски 5, в свою очередь, устанавливаются кондукторные втулки 4. На кондукторные втулки в шаблонах одеваются траверсы 2 таким образом, что втулки оказываются в продольных пазах траверс. Через резьбовые отверстия в траверсах кондукторные втулки крепятся к траверсам при помощи винтов. Конструкцию, собранную таким образом, переворачивают, придерживая траверсы 2, шаблоном вверх, и устанавливают на фундамент таким образом, чтобы фиксатор 7 попал в предназначенную для него образом, чтобы фиксатор 7 попал в предназначенную для него кондукторную втулку, а шаблон ориентируют относительно фундамента по рискам, нанесенным на фундамент, и рискам шаблона. Траверсы 2 с закрепленными в них кондукторными втулками 4, крепят к фундаменту при помощи струбцины 3. Открутив гайки 6, снимают шаблон 1 и центрирующие диски 5. Через ориентированные и закрепленные кондукторные втулки обрабатывают отверстия в фундаменте. После этого отсоединяют струбцины 3 от фундамента и снимают с него оставшиеся элементы устройства.

Вариант 2. Кондукторные втулки 4, предварительно размещенные в прорезях траверс 2, устанавливают на фундаменте. Одна из кондукторных втулок 4 ориентирована по базовому отверстию при помощи фиксатора 7. Установленные таким образом на фундаменте кондукторные втулки 4 координируют по отверстиям накладываемых на них при помощи шаблона 1 с закрепленными в них винтами 6 центрирующих дисков 5, установленными в шаблоне согласно чертежу. Кондукторные втулки 4 фиксируют в траверсах винтами. Траверсы 2 закрепляют к фундаменту струбцинами 3, а шаблон 1 удаляют. Выполняют сверление отверстий через втулки и разбирают оснастку.

Выбор одного из вариантов применения предложенного способа зависит от габаритных размеров фундаментов и условий затесненности в помещении.

При необходимости шаблон 1 может быть собран из нескольких шаблонов меньшего размера, как это показано на фиг.3. Шаблоны соединяются между собой при помощи планок 8 и элементов их крепления 9. Все операции обработки отверстий в фундаменте при помощи таких шаблонов повторяются в той же последовательности, как изложены в вариантах 1 и 2.

Оба варианта осуществления способа предусматривают предварительное выполнение на фундаменте базового отверстия и разметки оси одного ряда формируемых отверстий до установки оснастки. Базирование оснастки по указанному отверстию производится путем совмещения отверстий в кондукторной втулке, установленной в прорези траверсы, и базового с помощью фиксатора 7 (фиг.1).

Новизна и положительный эффект предложенного способа обработки отверстий в судовых фундаментах заключается в возможности выполнения отверстий практически во всех судовых фундаментах с помощью ограниченного количества унифицированных элементов, входящих в оснастку, при этом исключаются операции разметки отверстий и обеспечиваются условия взаимозаменяемости механизмов и оборудования на фундаментах.

Похожие патенты RU2076019C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ОТВЕРСТИЙ В СУДОВОМ ФУНДАМЕНТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Соловьев Г.В.
  • Баранов Е.В.
RU2076018C1
СПОСОБ ПОГРУЗКИ СБОРОЧНО-МОНТАЖНОЙ ЕДИНИЦЫ В ОБЪЕКТ 1996
  • Герасимов Н.И.
  • Ива А.А.
  • Клестов М.И.
  • Герварт А.Ю.
  • Романов В.С.
  • Абаканов А.Н.
  • Файков А.А.
RU2117623C1
ЗАБОЙНАЯ ТРУБА И СПОСОБ МОНТАЖА ТРУБОПРОВОДА 1994
  • Горелик Б.А.
RU2086846C1
ГИБОЧНО-ПРАВИЛЬНЫЙ СТАНОК 1993
  • Куклин О.С.
  • Брук М.Б.
RU2102170C1
СПОСОБ ДЕМОНТАЖА ДЕФЕКТНЫХ ОТРАБОТАВШИХ ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИХ СБОРОК 1999
  • Александров Н.И.
  • Булыгин В.К.
  • Коваленко В.Н.
  • Никитенко В.А.
RU2154864C1
ПРИЖИМНАЯ ОСНАСТКА ДЛЯ ПРИКЛЕИВАНИЯ ПОКРЫТИЯ ИЗ ЭЛАСТИЧНЫХ ПЛАСТИН НА ТЕЛА ВРАЩЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1995
  • Розов Н.А.
  • Голланд В.А.
  • Горбач В.Д.
  • Клестов М.И.
RU2107000C1
СПОСОБ МОНТАЖА СБОРОЧНО-МОНТАЖНЫХ ЕДИНИЦ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1995
  • Герасимов Н.И.
  • Греков А.П.
  • Ива А.А.
RU2117600C1
СПОСОБ МОНТАЖА РЕЗИНОВЫХ ПЛАСТИН НА МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПОВЕРХНОСТИ 2002
  • Розов Н.А.
  • Голланд В.А.
  • Хинская О.В.
  • Хорошева В.В.
RU2224000C1
СПОСОБ МОНТАЖА И ДЕМОНТАЖА СБОРОЧНО-МОНТАЖНОЙ ЕДИНИЦЫ (СМЕ) ВНУТРИ ЗАЩИТНОГО УКРЫТИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1997
  • Герасимов Н.И.
  • Греков А.П.
  • Канаев Д.Н.
  • Орехов Е.Н.
  • Кайдаш В.С.
RU2135715C1
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ПОЛИМЕРНОГО ПОКРЫТИЯ НА ТЕЛА ВРАЩЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ 1994
  • Розов Н.А.
  • Шпанский А.В.
  • Клестов М.И.
RU2087208C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 076 019 C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ОБРАБОТКИ ОТВЕРСТИЙ В СУДОВЫХ ФУНДАМЕНТАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Использование: в судостроении при обработке отверстий в фундаментах, на которых устанавливаются судовые механизмы и оборудование. Сущность изобретения: устройство состоит из шаблона (1), траверс (2), снабженных струбцинами (3). В одном из шаблонов, выбранном в зависимости от габаритных размеров фундамента, устанавливаются в отверстия центрирующие диски (5), которые закрепляются на шаблонах при помощи гаек (6). В центрирующие диски (5) устанавливаются кондукторные втулки (4), на которые в шаблонах одеваются траверсы (2) таким образом, что втулки оказываются в продольных пазах траверс. Конструкцию переворачивают таким образом, чтобы шаблон был наверху, и устанавливают на фундамент так, чтобы фиксатор (7) попал в предназначенную для него кондукторную втулку, а шаблон ориентируют относительно фундамента по рискам, нанесенным на фундамент, и рискам шаблона. Траверсы (2) с кондукторными втулками (4) крепят к фундаменту при помощи струбцины (3). 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 076 019 C1

1. Способ обработки отверстий в судовых фундаментах, при котором шаблон ориентируют относительно базового отверстия и осевой линии отверстий на фундаменте, после чего последние обрабатывают через кондукторные втулки, отличающийся тем, что кондукторные втулки координируют на фундаменте посредством шаблона и закрепляют, отверстия в шаблоне выполняют с шагом, кратным расстоянию между осями отверстия на фундаменте, а шаблон удаляют с фундамента до обработки его отверстий. 2. Устройство для обработки отверстий в судовых фундаментах, содержащее плоские шаблоны с отверстиями и кондукторные втулки, отличающееся тем, что устройство снабжено центрирующими дисками, предназначенными для размещения кондукторных втулок, и траверсами с выполненными в них продольными вырезами, в которых установлены кондукторные втулки, при этом центрирующие диски координированы относительно отверстий шаблона и закреплены в нем, а кондукторные втулки жестко связаны с траверсами, причем в последних размещены введенные в устройство элементы, предназначенные для крепления траверс к фундаменту. 3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что оно снабжено закрепленными на шаблоне планками с отверстиями, при этом диаметр отверстий и шаг между ними в планках соответствуют диаметру отверстий и шагу между ними в шаблоне, а последний ряд отверстий в шаблоне расположен от его края на расстоянии, меньшем 1/2 шага между отверстиями в шаблоне.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2076019C1

В.С
Кравчено
Монтаж судовых вспомогательных механизмов
- Л.: Судостроение, 1968, с.77 - 78.

RU 2 076 019 C1

Авторы

Соловьев Г.В.

Баранов Е.В.

Даты

1997-03-27Публикация

1993-05-21Подача