Изобретение относится к судостроению, в частности к способам и устройствам для обработки отверстий в фундаментах, на которые устанавливаются судовые механизмы и оборудование.
Известны способы обработки отверстий в судовых фундаментах путем предварительной их разметки по отверстиям установленного на фундамент механизма, непосредственно через отверстия в лапах (раме) установленного механизма путем предварительной разметки отверстий с помощью специально изготовленных шаблонов по отверстиям в основании механизма или путем формирования отверстий в фундаменте по шаблонам-кондукторам, изготовленным аналогично без их предварительной разметки.
Наименее трудоемким из них является способ обработки отверстий с применением шаблонов.
При использовании этого способа в шаблоне сверлят отверстия, положение которых соответствует отверстиям в основании механизма. По отверстиям шаблона, закрепляемого на фундаменте, выполняют или разметку отверстий и последующую их обработку, или непосредственное их сверление в опорных листах фундамента без предварительной разметки. В обоих случаях возможно применение при сверлении отверстий кондукторских втулок, устанавливаемых или в шаблон-кондуктор или кондукторную плиту (рейку).
В качестве ориентирующих элементов при установке шаблона на фундамент служат либо риски, выполненные на фундаменте и шаблоне, либо расстояние от кромки фундамента до оси первого ряда отверстий, либо базовое отверстие в фундаменте и разметка осей отверстий.
Cверление производят с помощью переносных станков, сверлильных машин или на стационарных станках. [1]
Недостатки указанного способа заключаются в необходимости поставки на предприятие механизма к моменту обработки отверстий в фундаменте и в отсутствии универсального решения оснастки, поскольку на каждый механизм необходимо изготовление своего шаблона, что увеличивает трудоемкость технологической операции.
Указанные недостатки устраняют в предлагаемом способе обработки отверстий и устройстве для его осуществления.
Способ обработки отверстий в судовых фундаментах заключается в том, что с помощью унифицированного шаблона в фундаменте засверливают отверстия меньшего диаметра, чем заданный, по ним координируют и закрепляют на фундаменте кондукторные втулки, затем шаблон удаляют и через кондукторные втулки выполняют отверстия необходимого диаметра.
Устройство для обработки отверстий в судовых фундаментах состоит из плоских унифицированных шаблонов, набора кондукторных втулок и центрирующих пальцев для разных диаметров отверстий, траверс с продольными вырезами для втулок, оснащенных струбцинами, и кондукторных планок.
Унифицированные шаблоны выполнены с отверстиями, расположенными с шагом, который является кратным любому из межосевых расстояний отверстий в основаниях судовых механизмов и оборудования, соответствующих нормативному документу на их присоединительные размеры (ГОСТ 29281).
Центрирующие пальцы выполнены с двумя посадочными диаметрами, один из которых соответствует диаметру засверливаемых в фундаменте отверстий, другой
диаметру рабочего отверстия кондукторной втулки.
Кондукторные планки имеют диаметр рабочего отверстия меньше, чем диаметры отверстий в шаблоне, и снабжены по меньшей мере двумя фиксирующими элементами, вводимыми в соседние отверстия шаблона.
Новизна и положительный эффект способа обработки отверстий в судовых фундаментах заключается в том, что обработка практически всех судовых фундаментов может быть выполнена при помощи ограниченного количества элементов входящих в оснастку, при этом исключаются такие операции, как разметка, измерение и обеспечивается взаимозаменяемость механизма на фундаменте.
На фиг. 1 изображен общий вид устройства, обеспечивающего обработку отверстий в судовых фундаментах по предлагаемому способу; на фиг. 2 разрез А-А по фиг. 1; на фиг. 3 шаблон; на фиг. 4 шаблон с установленным на нем кондукторной планкой; на фиг. 5 вид Б по фиг. 4; на фиг. 6 вариант шаблона, состоящего из нескольких шаблонов меньшего размера; на фиг. 7 - разрез В-В по фиг. 6.
Устройство состоит из кондукторных втулок 1, траверс 2 с продольными прорезями, центрирующих пальцев 3, винтов 4, расположенных перпендикулярно продольным прорезям траверс 2. Устройство содержит также струбцины 5 и 6, шаблоны 7, кондукторные планки 8 и фиксатор 9, планки 10 с элементами крепления 11.
Осуществление способа обработки отверстий в судовых фундаментах производится в следующей последовательности.
Вначале засверливается базовое отверстие в фундаменте. Диаметр базового отверстия выбирается исходя из диаметров отверстий шаблонов. Наносятся осевые линии на фундаменте согласно осевым линиям механизма, на фундамент устанавливается шаблон 7 и одно из его отверстий фиксируется по базовому отверстию фундамента при помощи фиксатора 9. Шаблон 7 представляет из себя лист (стальной или из легких сплавов, например Д16, в зависимости от габаритных размеров шаблона), перфорированный отверстиями, расположенными друг относительно друга с шагом 10 мм. Этот шаг является кратным ряду допустимых нормативным документом (ГОСТ 29281-92) межосевых расстояний отверстий в судовых фундаментах. Крайние отверстия в шаблонах расположены на расстоянии от края, меньшим чем 1/2 шага между отверстиями. Такое расположение отверстий обеспечивает собираемость нескольких шаблонов в один, не нарушая шага между отверстиями вновь образованного шаблона большего размера.
Далее, установленный на фундамент шаблон 7 и зафиксированный по базовому отверстию фиксатором 9, ориентируется путем совмещения размеченных осевых линий на фундаменте и осевых линий на шаблоне 7. Фиксатор 9 выполнен с двумя посадочными диаметрами: нижний по диаметру предварительно засверленного отверстия в фундаменте, верхний по диаметру отверстий в шаблоне 7. Шаблон закрепляется на фундаменте при помощи струбцин 6. Исходя из расположения отверстий на фундаменте выбираются отверстия в шаблоне, в них устанавливаются кондукторные планки 8, как показано, и через них засверливаются отверстия. Кондукторные планки 8 имеют диаметр рабочего отверстия меньше, чем диаметр отверстий в шаблоне, обеспечивающего сохранность отверстий шаблона при обработке фундамента, и снабжены по меньшей мере двумя фиксирующими элементами, вводимыми по посадке в соседние отверстия шаблона. Затем снимаются струбцины 6, фиксатор 9, шаблон 7 с кондукторными планками 8 и в предварительно засверленные отверстия на фундаменте вставляются центрирующие пальцы 3. На них устанавливаются кондукторные втулки 1, находящиеся в продольных вырезах траверс 2. Траверсы 2 к фундаменту крепятся при помощи струбцин 5, а кондукторные втулки 1 в траверсах 2 крепятся при помощи винтов 4. Из кондукторных втулок 1 удаляются центрирующие пальцы 3 и через кондукторные втулки производят окончательную обработку отверстий в фундаменте. После этого снимаются струбцины 5 и траверсы 2 с кондукторными втулками 1.
При необходимости шаблон 7 может быть собран из нескольких шаблонов меньшего размера, (см. на фиг. 4). Шаблоны соединяются между собой при помощи планок 10 и элементов крепления 11. Все операции обработки отверстий в фундаменте при помощи таких шаблонов повторяются в той же последовательности.
Новизна и положительный эффект предложенного способа обработки отверстий в судовых фундаментах заключается в возможности выполнения отверстий практически во всех судовых фундаментах с помощью ограниченного количества унифицированных элементов, входящих в оснастку, при этом исключаются операции разметки отверстий и обеспечиваются условия взаимозаменяемости механизмов и оборудования на фундаментах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ОТВЕРСТИЙ В СУДОВЫХ ФУНДАМЕНТАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2076019C1 |
ЗАБОЙНАЯ ТРУБА И СПОСОБ МОНТАЖА ТРУБОПРОВОДА | 1994 |
|
RU2086846C1 |
СПОСОБ ПОГРУЗКИ СБОРОЧНО-МОНТАЖНОЙ ЕДИНИЦЫ В ОБЪЕКТ | 1996 |
|
RU2117623C1 |
СПОСОБ ДЕМОНТАЖА ДЕФЕКТНЫХ ОТРАБОТАВШИХ ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИХ СБОРОК | 1999 |
|
RU2154864C1 |
СПОСОБ МОНТАЖА СБОРОЧНО-МОНТАЖНЫХ ЕДИНИЦ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 1995 |
|
RU2117600C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ АРМАТУРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ | 2012 |
|
RU2503784C1 |
СПОСОБ МОНТАЖА СУДОВОГО ВАЛОПРОВОДА | 1991 |
|
RU2031055C1 |
СПОСОБ МОНТАЖА СУДОВОГО ВАЛОПРОВОДА | 1994 |
|
RU2092380C1 |
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПРОДОЛЬНОГО И ПОПЕРЕЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СУДОВ | 1996 |
|
RU2107007C1 |
СПОСОБ НИВЕЛИРОВАНИЯ, РАЗМЕТКИ И ПРОВЕРКИ КОРПУСА СУДНА | 1992 |
|
RU2094294C1 |
Использование: в судостроении, в частности касается способ и устройств для обработки отверстий в фундаментах, на которые устанавливаются судовые механизмы и оборудование. Сущность изобретения: cпособ обработки заключается в том, что предварительно засверливается базовое отверстие в фундаменте. Наносятся осевые линии на фундаменте согласно осевым линиям механизма, на фундамент устанавливается шаблон (7). Шаблон закрепляется на фундаменте при помощи струбцин (5, 6). В отверстия в шаблоне устанавливаются кондукторные планки. Затем снимаются струбцины (6), фиксатор, шаблон с кондукторными планками и в предварительно засверленные отверстия на фундаменте вставляются центрирующие пальцы (3). На них устанавливаются кондукторные втулки (1), находящиеся в продольных вырезах траверс (2). 2 с и 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
В.С.Кравченко | |||
Монтаж судовых вспомогательных механизмов | |||
- Л.: Судостроение, 1968, с.77-78, рис | |||
Пишущая машина | 1922 |
|
SU37A1 |
Авторы
Даты
1997-03-27—Публикация
1993-05-21—Подача