СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ЗАПУСКА ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА Российский патент 1997 года по МПК F02N11/08 

Описание патента на изобретение RU2076945C1

Изобретение относится к системе запуска двигателей внутреннего сгорания, а более точно к системам электростартерного запуска подвесных лодочных моторов.

Известна система электростартерного запуска подвесного лодочного мотора (прототип), содержащая магнето или магдино с катушкой зажигания, генераторной катушкой и кнопкой "Стоп", а также мускульно-механическое приспособление для запуска мотора, установленные на его валу, источник тока в виде аккумуляторной батареи, выпрямитель для ее подзаряда, подключенный к выходу генераторной катушки, стартер в виде электрической машины постоянного тока, контактор с кнопкой "Пуск".

Известны также разработанные за рубежом и в России конденсаторы с двойным электрическим слоем, получившие название в России импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости (ИКЭ). Они в наибольшей степени отвечают требованиям по удельной мощности, предъявляемым системой электростартерного пуска двигателей внутреннего сгорания, в частности подвесных лодочных моторов.

Недостатком известной системы запуска является невозможность повторных запусков мотора при разряженной батарее, неисправности мускульно-механического приспособления для запуска, затруднениях в приложении мускульной силы в условиях плавания, особенно в чрезвычайных, аварийных и иных ситуациях, когда требуется высокая готовность к запуску "заглохшего" мотора (например, на спасательных и спортивных катерах).

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение надежности повторных запусков мотора в условиях плавания, особенно в аварийных, чрезвычайных и иных ситуациях, когда требуется высокая готовность к запуску мотора.

Поставленная задача выполняется тем, что в системе электростартерного запуска подвесного лодочного мотора, содержащей магнето или магдино с генераторной катушкой, катушкой зажигания и кнопкой "Стоп", а также мускульно-механическое приспособление для запуска мотора, установленные на его валу, источник тока, выпрямитель для его заряда, подключенный к выходным зажимам генераторной катушки, стартер в виде электрической машины постоянного тока, контактор, управляемый кнопкой "Пуск", согласно изобретению, в качестве источника тока использована батарея импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости с двойным электрическим слоем, зашунтированная стабилитроном и предварительно заряженная от выпрямителя через балластное сопротивление при работающем моторе, запущенном с помощью мускульно-механического приспособления перед выходом лодки в плавание.

Отличительными признаками предполагаемого изобретения являются:
источником тока служит батарея ИКЭ;
батарея ИКЭ зашунтирована стабилитроном и подключена к выходу выпрямителя через балластное сопротивление для стабилизации напряжения на батарее ИКЭ на уровне номинального при возможных колебаниях напряжения на выходе выпрямителя при изменении частоты вращения мотора.

Использование в качестве источника тока батарею ИКЭ позволяет иметь надежный источник запуска мотора, не зависящий от состояния аккумуляторов (или иных химических источников тока), подзаряжаемый при движении лодки и имеющий стабильное напряжение, не зависящее от изменений частоты вращения двигателя, благодаря шунтированию стабилитроном и подключению к выходу выпрямителя через балластное сопротивление.

На чертеже изображена принципиальная схема системы электростартерного запуска подвесного лодочного мотора согласно изобретению.

Система электростартерного запуска подвесного лодочного мотора содержит магнето или магдино 1 с генераторной катушкой 2 и катушкой питания зажигания 3, соединенной через кнопку "Стоп" 4 с катушкой зажигания 5, мускульно-механическое приспособление 6 для ручного запуска мотора, выпрямитель 7, подключенный к выходу генераторной катушки 2 и через балластное сопротивление 8 к батарее ИКЭ 9, зашунтированной стабилитроном 10, стартер 11, подключенный к выводам батареи ИКЭ 9 через контактор 12, управляемый кнопкой "Пуск" 13.

Предлагаемая система электростартерного запуска подвесного лодочного мотора работает следующим образом.

Мотор перед выходом в плавание запускается с помощью мускульно-механического приспособления 6 и магдино или магнето 1. После выхода мотора на заданный режим на зажимах выпрямителя 7 устанавливается напряжение, которое через балластное сопротивление 8 заряжает батарею ИКЭ 9 до номинального уровня, поддерживаемого с помощью стабилитрона 10 (обычно 12 В).

В условиях плавания, когда мотор "глохнет" или принудительно останавливается его запуски осуществляются стартером 11, который подключается к батарее ИКЭ 9 с помощью контактора 12, управляемого кнопкой "Пуск" 13.

При работающем моторе батарея ИКЭ 9 вновь заряжается (подзаряжается) от выпрямителя 7 до номинального напряжения, таким образом система подготавливается к следующему запуску после остановки мотора по тем или иным причинам.

Изобретение может быть использовано в системах электростартерного запуска подвесных моторов любых типов на катерах, лодках, шлюпках, яхтах, в т.ч. спасательных, спортивных и др.

Похожие патенты RU2076945C1

название год авторы номер документа
ИСТОЧНИК ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ИМПУЛЬСНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ 1994
  • Иванов А.М.
  • Герасимов А.Ф.
  • Поляшов Л.И.
RU2068607C1
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Поляшов Л.И.(Ru)
  • Иванов А.М.(Ru)
  • Герасимов А.Ф.(Ru)
  • Лев Фрэнк
RU2135818C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАПУСКА ДИЗЕЛЯ 1992
  • Иванов А.М.
  • Корнев А.Н.
  • Кошевой В.А.
  • Лисицин А.Л.
  • Никифоров Б.Д.
  • Поляшов Л.И.
  • Радионов Н.И.
  • Харитонов В.Ф.
RU2042541C1
АВТОМОБИЛЬНОЕ ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО 1994
RU2094260C1
ГЕНЕРАТОР НАПРЯЖЕНИЯ МАГДИНО 2007
  • Пунгин Николай Александрович
  • Цветков Александр Николаевич
RU2343304C1
ЕМКОСТНО-КИНЕТИЧЕСКИЙ НАКОПИТЕЛЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ 1994
  • Поляшов Л.И.
  • Иванов А.М.
  • Герасимов А.Ф.
RU2074475C1
Электромашинный стартер-генераторный агрегат 1978
  • Красношапка Дмитрий Максимович
  • Красношапка Максим Митрофанович
SU767931A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ 2013
  • Жихарев Александр Григорьевич
RU2534637C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВНЕШНЕГО ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Величко Д.А.
  • Ионов А.А.
  • Речкалов В.П.
RU2119593C1
СИСТЕМА БЕСПЕРЕБОЙНОГО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ 1994
  • Агеев Ю.М.
  • Курганов В.В.
RU2071626C1

Реферат патента 1997 года СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ЗАПУСКА ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА

Сущность изобретения: в предлагаемой системе электростартерного запуска в качестве источника тока использована батарея импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости с двойным электрическим слоем, зашунтированная стабилитроном и предварительно заряженная от выпрямителя через балластное сопротивление при работающем моторе, запущенном с помощью мускульно-механического приспособления, перед выходом лодки в плавание. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 076 945 C1

Система электростартерного запуска подвесного лодочного мотора, содержащая магнето или магдино с генераторной катушкой, катушкой зажигания и кнопкой "Стоп", а также мускульно-механическое приспособление для запуска мотора, установленное на его валу, источник тока, выпрямитель для его заряда, подключенный к выходным зажимам генераторной катушки, стартер в виде электрической машины постоянного тока, контактор, управляемый кнопкой "Пуск", отличающаяся тем, что в качестве источника тока использована батарея импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости с двойным электрическим слоем, зашунтированная стабилитроном и предварительно заряженная от выпрямителя через балластное сопротивление при работающем моторе, запущенном с помощью мускульно-механического приспособления перед выходом лодки в плавание.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2076945C1

Аливагабов М.М., Бочкарев В.И
Двигатели катеров
- Л.: Судостроение, 1985, с.99-108.

RU 2 076 945 C1

Авторы

Поляшов Л.И.

Иванов А.М.

Герасимов А.Ф.

Даты

1997-04-10Публикация

1994-08-01Подача