УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ Российский патент 2014 года по МПК B63H20/10 B63H5/16 B63B1/32 B63B35/73 

Описание патента на изобретение RU2534637C1

Заявляемое техническое решение относится к маломерному судостроению, в частности к конструированию средств, повышающих проходимость моторных лодок, и может найти широкое применение в качестве дополнения к ним, обеспечивающее преодоление труднопроходимых - заболоченных, покрытых водными растениями и т.п. внутренних водоемов.

Известны транспортные средства повышенной проходимости. См., например, патент на изобретение №3276190, заявку на изобретение №2008112067 и др. Для улучшения гидродинамических характеристик судов используют и гидролыжи. См., например, патенты на изобретения №№20020106, 2330776, патенты на полезные модели №№78165, 107760 и др. Кроме того, известны специальные конструкции для повышения проходимости лодок. См., в частности, патент на полезную модель №114028.

Наиболее близким к заявляемому решению можно считать подвесной лодочный мотор повышенной проходимости по патенту на полезную модель №114028, опубл. 10.03.2012. Он содержит двигатель с размещенным в нем торсионным приводным валом, гребной винт и рукоятку управления. При этом двигатель закреплен на раме, снабженной отбойником и стабилизатором, а также кронштейнами, создающими возможность ее поворота и качания. Торсионный приводной вал связан с выходным валом двигателя шарниром равных угловых скоростей. Гребной винт расположен на конце торсионного приводного вала, а к передней части рамы прикреплена рукоятка управления. Кроме этого, на одном из кронштейнов, на котором установлена рама, закреплено устройство для регулировки заглубления гребного винта, а торсионный приводной вал закреплен под углом к оси выходного вала двигателя.

Недостатком вышеприведенного технического решения является то, что лодка, снабженная таким мотором, теряет свою универсальность, т.к. предназначается специально для условий повышенной проходимости. Это что не позволяет ей развивать высокую скорость на обычной водной поверхности и выходить на режим глиссирования. Плавательное средство, снабженное таким мотором, становится специализированным, а не универсальным, достаточно сложным и громоздким.

Технической задачей заявляемого решения является расширение функциональных возможностей маломерного плавательного судна, используя не специальный, а любой обычный лодочный мотор. Т.е. создание устройства, которое можно без особых сложностей монтировать не любую лодку и создавать условия эффективного передвигаться по труднопроходимым водоемам, а при надобности несложно демонтировать.

Для решения этой задачи предлагается устройство, включающее основание и устройство для заглубления гребного винта двигателя. При этом основание выполнено в виде рамки, на которой жестко закреплены два кронштейна для прикрепления устройства к транцу лодки. На основании одной стороной шарнирно закреплена рама, на другом конце которой жестко прикреплена плоская подставка для крепления лодочного мотора. На нижней части основания также шарнирно закреплена лыжа, выполненная в виде расходящихся лучей, снабженная рукояткой регулирования ее положения, а на верхней части основания в кронштейне установлен фиксатор положения рукоятки управления лыжей. Кроме этого, устройство снабжено приспособлением для подъема-опускания подставки для установки лодочного мотора, которое одним концом закреплено на нижней части основания, другим - на одной из поперечин, прикрепленных к раме и выполняющих также функцию ее ребер жесткости. Лыжа выполнена из металлических труб с отогнутыми вверх концами. Фиксатор положения управления лыжей представляет собой штырь с упором, а в кронштейне установки фиксатора имеется ряд отверстий, расположенных вдоль его длины. Для предотвращения потери фиксатора он гибко прикреплен к кронштейну. Приспособление для подъема-опускания подставки для лодочного мотора выполнено в виде талпера.

На фиг.1 изображено устройство для повышения проходимости маломерных судов, вид сверху-сбоку, а на фиг.2 - это же устройство, вид снизу-сбоку.

Устройство для повышения проходимости маломерных судов состоит из основания 1 в виде рамки, на которой жестко закреплены два кронштейна 2 для прикрепления устройства к транцу лодки. На основании 1 одной стороной шарнирно закреплена рама 3, на другом, противоположном, конце которой жестко закреплена подставка 4 для установки лодочного мотора.

На нижней части основания 1 шарнирно закреплена лыжа 5, выполненная в виде расходящихся лучей, например, из металлических труб, концы которых загнуты вверх, и снабженная рукояткой управления положением лыжи 6: рабочее, промежуточное, нерабочее.

На верхней части основания 1 в кронштейне 7 установлен фиксатор положения ручки управления лыжей 8, выполненный, например, в виде штыря с упором. При этом в кронштейне 7 имеется ряд сквозных отверстий 9 для установки фиксатора 8 в зависимости от требуемого заглубления лыжи 5.

10 - приспособление для подъема-опускания подставки 4 для установки лодочного мотора, например в виде талпера, которое шарнирно закреплено одним концом на нижней части основания 1, другим - на одной из поперечин 11 рамы 1, выполняющих также функцию ребер ее жесткости. 12 - винты, которыми заявляемое устройство закрепляют на транце лодки.

Устройство работает следующим образом.

Перед началом движения на лодку устанавливают устройство, закрепляя (зажимая) его на ней с помощью винтов 12, установленных на кронштейнах 2. На подставке 4 устанавливают лодочный мотор.

С помощью приспособления 10 для подъема-опускания подставки 4 выводят винт мотора до положения его стабилизационной пластины на границе вода-воздух. Такой вынос мотора обеспечивает возможность передвижения плавательного средства по мелководью.

Включают мотор и в случае продвижения лодки по чистой воде, рукояткой управления положением лыжи 6 поднимают лыжу 5 в верхнее - транспортное положение, фиксируя рукоятку 6 в кронштейне 7 фиксатором 8.

Входя на труднопроходимый участок, лыжу 5 переводят в нижнее рабочее положение, где таким же образом фиксируют ручку 6. Вследствие этого водоросли и другая растительность при движении раздвигаются лыжей в стороны, и предотвращается их наматывание на винт двигателя. Т.е. создаются условия для беспрепятственного продвижения лодки по труднопроходимому участку, а также возможность выхода на режим глиссирования, при котором обеспечивается максимальная скорость.

При завершении плавания в условиях трудной проходимости лыжу можно поднять в верхнее нерабочее положение и также зафиксировать.

В случае отсутствия дальнейшей необходимости плавания в труднопроходимых условиях устройство несложно демонтировать с лодки в обратном порядке.

Таким образом, предлагаемое устройство удобно, эффективно, несложно при монтаже-демонтаже и в обслуживании. По сравнению с прототипом лодка, снабженная предложенным устройством, легче, а следовательно, быстроходнее. Устройство также повышает экономичность плавательного средства, т.к., имея его, нет необходимости приобретать специальный мотор для передвижения в труднопроходимых условиях, а можно успешно использовать уже имеющийся.

Похожие патенты RU2534637C1

название год авторы номер документа
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ТРАНЕЦ С АВАРИЙНОЙ ОТКИДКОЙ 2022
  • Авдей Владимир Юрьевич
RU2797073C2
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПОДВЕСКА ЛОДОЧНОГО МОТОРА И СПОСОБ РАБОТЫ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОДВЕСКИ ЛОДОЧНОГО МОТОРА 2021
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2771107C1
Подъёмник подвесного лодочного мотора 2023
  • Рахманов Кирилл Анатольевич
  • Рашитов Эрик Толкунович
RU2822026C1
ЛОДОЧНЫЙ МОТОР 2021
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2772998C1
ПОДВЕСНОЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР 2015
  • Полищенко Фёдор Витальевич
RU2583991C1
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ МОТОЛОДКА ПОЛЯ 2013
  • Карпенко Анатолий Григорьевич
RU2529042C1
ПОДВЕСНОЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР 2014
  • Шапыгин Андрей Валерьевич
  • Подсевалов Вадим Вадимович
RU2562095C1
Способ крепления подвесного лодочного мотора на опоре при перевозке лодки на прицепе и устройство его исполнения 2023
  • Сафронов Вячеслав Васильевич
RU2823837C1
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ ЛОДКА ПОЛЯ 2019
  • Карпенко Анатолий Григорьевич
RU2714378C1
ПОДВЕСКА ГЛИССЕРА К КОРПУСУ СУДНА 2006
  • Макаров Юрий Васильевич
  • Жиров Сергей Васильевич
RU2368537C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 534 637 C1

Реферат патента 2014 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

Изобретение относится к маломерному судостроению, в частности к конструированию средств, повышающих проходимость моторных лодок, и может найти применение в качестве дополнения к ним для преодоления труднопроходимых (заболоченных, покрытых водными растениями) внутренних водоемов. Устройство для повышения проходимости маломерных судов включает основание и приспособление для заглубления гребного винта двигателя. Основание выполнено в виде рамки, на которой жестко закреплены два кронштейна для прикрепления устройства к транцу лодки, на основании одной стороной шарнирно закреплена рама, на другом конце которой жестко прикреплена подставка для крепления лодочного мотора. На нижней части основания шарнирно закреплена лыжа, выполненная в виде расходящихся лучей, с рукояткой регулирования ее положения, а на верхней части основания в кронштейне установлен фиксатор положения рукоятки управления лыжей. Устройство снабжено приспособлением для подъема-опускания подставки для установки лодочного мотора, которое одним концом закреплено на нижней части основания, другим - на одной из поперечин, закрепленных на раме и выполняющих также функцию ее ребер жесткости. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик маломерного судна. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 534 637 C1

1. Устройство для повышения проходимости маломерных судов, включающее основание и приспособление для заглубления гребного винта двигателя, отличающееся тем, что основание выполнено в виде рамки, на которой жестко закреплены два кронштейна для прикрепления устройства к транцу лодки, на основании одной стороной шарнирно закреплена рама, на другом конце которой жестко прикреплена подставка для крепления лодочного мотора, кроме этого, на нижней части основания также шарнирно закреплена лыжа, выполненная в виде расходящихся лучей, с рукояткой регулирования ее положения, а на верхней части основания в кронштейне установлен фиксатор положения рукоятки управления лыжей, при этом устройство снабжено приспособлением для подъема-опускания подставки для установки лодочного мотора, которое одним концом закреплено на нижней части основания, другим - на одной из поперечин, закрепленных на раме и выполняющих также функцию ее ребер жесткости.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что лыжа выполнена из металлических труб с отогнутыми вверх концами.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что фиксатор положения рукоятки управления лыжей представляет собой штырь с упором, а в кронштейне для его установки имеются отверстия под фиксатор, расположенные вдоль его длины, а для предотвращения потери фиксатора он гибко прикреплен к кронштейну.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что приспособление для подъема-опускания подставки для лодочного мотора выполнено в виде талрепа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2534637C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ р - «-ПЕРЕХОДОВ 0
SU196177A1
ГРУНТОВАЯ ПЛОТИНА С МЕРЗЛОТНОЙ ЗАВЕСОЙ В ТЕЛЕ И В ОСНОВАНИИ 1992
  • Кузнецов Георгий Иванович
  • Ягин Василий Петрович
RU2007512C1
US 5238432 A, 24.08.1993
US 6544082 B1, 08.04.2003
СПОСОБ ПЕРЕКАЧИВАНИЯ АГРЕССИВНЫХ ЖИДКОСТЕЙ 1993
  • Сафин Р.Г.
  • Лашков В.А.
  • Рахматуллин А.М.
  • Сибгатуллин Р.Б.
  • Мухаметзянов Р.З.
  • Садыков Д.А.
  • Ахметшин Р.Г.
RU2054374C1
Гранулятор с кипящим слоем 1987
  • Голомидов Михаил Александрович
  • Щикно Николай Константинович
  • Александров Марат Валентинович
  • Михалев Михаил Федорович
  • Давыдов Олег Владимирович
SU1473832A1
US 3075490 A, 29.01.1963
Вибрационная шаровая мельница 1957
  • Кон И.И.
SU114028A2
US 2004262488 A1, 30.12.2004

RU 2 534 637 C1

Авторы

Жихарев Александр Григорьевич

Даты

2014-12-10Публикация

2013-08-06Подача