Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции крышек маслозаливных горловин двигателей внутреннего сгорания (ДВС), но может быть применено в крышке любых емкостей.
Известна крышка маслозаливной горловины двигателя "Мерседес М102", которая состоит из корпуса, запорной планки и кольцевого резинового уплотнения. Корпус имеет верхнее ребро для удобства установки и снятия крышки и выполнение как единое целое с корпусом два цилиндрических выступа, расположенные снизу. Между цилиндрическими выступами размещается кольцевое резиновое уплотнение. В центре корпус имеет также выполненный с ним заодно замкнутый контур. Внутренний цилиндрический выступ имеет большую (чем у наружного выступа) высоту и два установочных паза, расположенных внизу выступа симметрично по обе стороны замкнутого контура. Для облегчения сборки корпуса и запорной планкой нижняя внутренняя стенка замкнутого контура выполнена в виде двух расположенных под углом 120o друг к другу плоскостей. Запорная планка имеет отогнутые под углом и выгнутые по дуге концы. Отгиб концов планки под углом обеспечивает их нормальное положение в установочных пазах, так как при сборке запорная планка деформируется: ее плоская часть изгибается, а концы становятся горизонтальными. Выполнение концов планки по дуге увеличивает жесткость установочной планки. Запорная планка вставляется в корпус крышки путем протаскивания ее через два паза и отверстие в корпусе, находящиеся на разных уровнях, чем создается пружинный эффект, обеспечивающий надежность крепления планки в корпусе крышки маслозаливной горловины ДВС в условиях колебаний и вибраций, возникающих при работе ДВС и движении автомобиля.
Недостатками данной конструкции является нетехнологичность отливки корпуса крышки, так как необходимо получить замкнутый контур (окно) в глубине крышки, а также трудности сборки крышки с запорной планкой, связанные с тем, что ее надо протащить через два паза и отверстие, находящиеся на разных уровнях.
Целью настоящего изобретения является повышение технологичности отливки корпуса крышки и облегчение сборки крышки с запорной планкой.
Указанная цель достигается благодаря тому, что в крышке маслозаливной горловины ДВС, состоящей из корпуса, имеющего верхнее ребро для ее установки и снятия и отлитые с ним заодно два цилиндрических выступа, наружный и внутренний, имеющий два установочных паза, расположенных в нижней части выступа симметрично оси крышки, запорной планки с отогнутыми под углом и изогнутыми по дуге концами и кольцевого уплотнения между цилиндрическими выступами корпуса, согласно изобретению в центре корпуса выполнен с ним как единое целое выступ эллипсного сечения с большой осью эллипса перпендикулярной оси установочных пазов во внутреннем выступе корпуса, причем выступ имеет закругленный торец и прорези вблизи этого торца с обеих сторон большого диаметра эллипса до окружности, диаметр которой равен меньшему диаметру эллипса, внутренний выступ корпуса крышки имеет скосы, образующие наклонные направляющие, между которыми и выполнены установочные пазы для запорной планки, а запорная планка имеет соответственно эллипсному выступу эллипсное отверстие. Замена замкнутого контура в центре корпуса крышки выступом эллипсового сечения значительно упрощает технологию отливки корпуса крышки, а предложенное соединение запорной планки с корпусом облегчает сборку корпусов крышки с запорной планкой.
На фиг. 1 показан вид сбоку на крышку маслозаливной горловины в сборе и ее разрез.
На фиг. 2 корпус крышки вид спереди и его разрез.
На фиг. 3 корпус крышки вид снизу по стрелке А с частичным разрезом на прорезях выступа корпуса.
На фиг. 4, 5, 6 показана запорная планка вид спереди, вид сверху и сечение изогнутого по дуге конца планки.
Крышка маслозаливной горловины имеет корпус 1 с верхним ребром 2 и двумя цилиндрическими выступами 3 и 4, отлитыми с ним как единое целое. Между выступами 3 и 4 в крышке в сборе размещается кольцевое уплотнение 5.
Внутренний выступ 4 имеет скосы 6, между которыми выполнены установочные пазы 7, расположенные симметрично относительно оси крышки. В центре корпуса 1 крышки отлит с ним заодно выступ 8 с закругленным торцем, имеющий снизу вид эллипса 9, большая ось которого перпендикулярна оси установочных пазов 7 во внутреннем выступе 4. Эллипсный выступ 8 имеет внизу прорези 10 с обоих сторон большого диаметра этого эллипса до окружности, диаметр которой равен меньшему диаметру эллипса 9. Запорная планка 11 имеет соответственно эллипсное отверстие 12, отогнутые под углом и изогнутые по дуге 13 концы 14. Корпус 1 крышки имеет также технологические прорези 15 и ребро 16. Запорная планка 11 устанавливается эллипсным отверстием 12 на эллипсный выступ 8 корпуса 1. Затем, нажимая на корпус 1 сверху, одновременно поворачивают его вокруг оси относительно неподвижной планки 11 (или наоборот планку 11 поворачивают относительно неподвижного корпуса 1 крышки). При этом концы 14 планки 11 скользят по наклонным направляющим 6, сгибаются и, повернувшись на 90o, частично распрямляются под действием сил упругости, попав в установочные пазы 7, при этом планка 11 все-таки остается изогнутой, так что концы 14 планки 11 сохраняют пружинный эффект предварительного натяга.
Большая ось эллипсного выступа 8 корпуса крышки становится перпендикулярной большой оси эллипсного отверстия 12 в планке 11, и эти две детали крепятся таким образом друг к другу, а концы 11 планки распрямляясь в пазах 7 корпуса, не дают планке 11 поворачиваться относительно корпуса крышки, фиксируя планку 11 в рабочем положении. Изгиб по дуге 13 концов 14 планки 11 облегчает скольжение концов 14 планки 11 по направляющим скосам 6 в корпусе 1 в процессе сборки крышки маслозаливной горловины.
Опытные образцы предлагаемой крышки маслозаливной горловины изготовлены в АО "Заволжский моторный завод" для двигателя ЗМЗ-406.10.
Использование: изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции крышек маслозаливных горловин ДВС и улучшает технологичность изготовления и сборки крышки. Сущность изобретения: крышка маслозаливной горловины состоит из корпуса 1, имеющего верхнее ребро 2 и отлитые с ним заодно два цилиндрических выступа 3 и 4, наружный и внутренний, между которыми расположено цилиндрическое уплотнение 5. Внутренний выступ 4 имеет два установочных паза 7, расположенных в его нижней части симметрично оси крышки. Крышка имеет также запорную планку 11 с отогнутыми под углом и изогнутыми по дуге концами. В центре корпуса 1 крышки выполнен с ним как единое целое выступ 8 эллипсного сечения с большой осью эллипса, перпендикулярной оси установочных пазов 7. Выступ 8 имеет закругленный торец и прорези вблизи этого торца с обеих сторон большого диаметра эллипса. Новым является также то, что внутренний выступ 4 корпуса 1 крышки имеет скосы 6, образующие наклонные направляющие, между которыми и выполнены установочные пазы 7 для запорной планки 11, а запорная планка 11 имеет соответственно эллипсному выступу 8 - эллипсное отверстие. 6 ил.
Крышка маслозаливной горловины двигателя внутреннего сгорания, состоящая из корпуса, имеющего верхнее ребро и отлитые с ним заодно два цилиндрических выступа, наружный и внутренний с двумя установочными пазами в низу внутреннего выступа, расположенными симметрично оси крышки, запорной планки с отогнутыми под углом и изогнутыми по дуге концами и кольцевого уплотнения между цилиндрическими выступами корпуса, отличающаяся тем, что в центре корпуса имеется выполненный с ним как единое целое выступ эллипсного сечения с большой осью эллипса, перпендикулярной оси установочных пазов во внутреннем выступе корпуса, причем выступ имеет закругленный торец и прорези вблизи этого торца с обеих сторон большого диаметра эллипса до окружности, диаметр которой равен меньшему диаметру эллипса, внутренний выступ корпуса крышки имеет скосы, образующие наклонные направляющие, между которыми выполнены установочные пазы для запорной планки, а запорная планка имеет соответственно эллипсному выступу эллипсное отверстие.
Крышка маслозаливной горловины | |||
Электрическая лампа накаливания с двумя нитями | 1923 |
|
SU406A1 |
Авторы
Даты
1997-05-20—Публикация
1994-02-14—Подача