НАСОС МАСЛЯНЫЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2016 года по МПК F16N13/20 F01M1/02 

Описание патента на изобретение RU2601066C2

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к системам смазки двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС), а именно к конструкциям масляных насосов.

Известна конструкция насоса масляного, содержащего корпус и крышку, соединенные стяжными болтами. В расточках корпуса расположены ведущая шестерня, ведомая шестерня и регулятор давления, выполненный в виде подпружиненного золотника. Крышка выполнена с бобышкой, имеющей сквозной отверстие, а корпус в месте расположения бобышки выполнен с заниженным участком, в котором выполнено седло. Предохранительный клапан выполнен в виде шарика, прижатого посредством пружины к седлу. Пружина размещена в отверстии бобышки и зафиксирована шплинтом (см. патент на полезную модель RU №99588, дата публикации от 20.11.2010, МПК F16N 13/00 (2006.01).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, относятся сложность конструкции, большая металлоемкость, шумность работы, большие гидравлические потери вследствие удаленности всасывающей полости масляного насоса от масляного картера.

Известна конструкция насоса масляного, содержащего сборный посредством резьбовых элементов корпус с крышкой, имеющей резьбовое отверстие для подключения штуцера, и с патрубком, имеющим насадку с фильтром, размещенные в корпусе шестерни, установленные на валах, один из которых приводной, и переходную втулку, жестко закрепленную в корпусе и являющуюся опорой одного из валов, причем сборные части корпуса выполнены фасонными, имеющими внутренние полости, в одной из которых выполнен выступ с установленным в нем редукционным клапаном, в корпусе закреплена металлическая прокладка, имеющая отверстия, вторая же часть корпуса, в которой установлен редукционный клапан, сообщена отверстием с патрубком, имеющим конический участок, сужающийся в направлении движения потока масла (см. патент на изобретение RU №2166147, дата публикации от 27.04.2001, МПК7 F16N 13/20).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, относятся сложность конструкции, большая металлоемкость и недостаточная надежность в работе из-за возможности заклинивания редукционного клапана, большое гидравлическое сопротивление при прокачке масла.

Наиболее близкой конструкцией к заявленному изобретению по совокупности признаков является конструкция масляного насоса двигателя внутреннего сгорания, содержащего сборный посредством резьбовых элементов корпус с перегородкой, в корпусе насоса выполнены с перекрытием цилиндрические расточки, в которых устанавливаются: ведущая шестерня, напрессованная на валик, имеет крепежный штифт, ведомая шестерня, свободно вращается на оси, запрессованной в корпус, при этом диаметр и высота шестерен масляного насоса находятся в размерных пределах 40±1 мм и 28 мм…42 мм соответственно, на присоединительном фланце выполнен центридующий выступ диаметром 21…22 мм, для предохранения системы смазки от избыточного давления имеется редукционный клапан (см. патент на полезную модель RU №135073, дата публикации от 27.11.2013, МПК F16N 13/20 (2006.01).

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, принятого за прототип, относятся сложность конструкции, большая металлоемкость и недостаточная надежность в работе из-за низкой жесткости крепежа.

Сущность изобретения заключается в создании конструкции масляного насоса улучшенной производительности с минимальными гидравлическими потерями, а также повышенной жесткостью и надежностью крепежа за счет размещения присоединительного фланца с центрирующим выступом на корпусе насоса; выполнением подводящего и отводящего отверстий различными диаметрами; улучшенной герметичностью перегородки; выполнением расточек в корпусе под ведущую и ведомую шестерни определенного диаметра с оптимальным расстоянием между ними.

Технический результат - повышение производительности и надежности в работе, а также улучшение монтажных свойств и обслуживания.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в масляном насосе двигателя внутреннего сгорания, содержащем сборный посредством резьбовых элементов корпус с перегородкой и крышкой, в корпусе насоса выполнены с перекрытием цилиндрические расточки, в которых устанавливаются: ведущая шестерня, напрессованная на валик и ведомая шестерня, свободно вращающаяся на оси, запрессованной в корпус, присоединительный фланец с центрирующим выступом; редукционный клапан, особенностью является то, что масляный насос содержит следующие признаки, отличные от признаков ближайшего прототипа:

- для повышения производительности в корпусе насоса выполнены подводящее отверстие с величиной диаметра в диапазоне от 16 мм до 20 мм и отводящее отверстие в диапазоне от 10 мм до 14 мм, параметры интервалов подобраны расчетным и экспериментальным путем для обеспечения необходимой производительности насоса на всех рабочих режимах двигателя, выход за указанные диапазоны приводит к несоответствию требуемой характеристике насоса;

- для обеспечения требуемых напорных характеристик насоса в корпусе под ведущую и ведомую шестерни выполнены цилиндрические расточки с величиной диаметра в диапазоне от 36 мм до 44 мм, и расстояние между осями которых находится в размерном диапазоне от 30 мм до 34 мм. Данные параметры проверены экспериментальным путем и отклонение от данного диапазона приведет к несоответствию необходимых характеристик насоса;

- с целью повышения точности позиционирования и жесткости крепежа присоединительный фланец, размещенный на корпусе насоса, имеет отверстия для крепления, расстояние между центрами которых находится в размерном диапазоне от 85 мм до 95 мм, выход за диапазон указанных параметров приводит к снижению жесткости крепежа;

- для размещения элемента привода в центрирующем выступе присоединительного фланца выполнено сквозное отверстие диаметром, величина которого находится в интервале от 12 мм до 19 мм, выход за диапазон указанных параметров приводит к снижению надежности работы привода;

- для точной фиксации и повышения надежности работы шестерен масляного насоса, а также снижения потерь на трение между корпусом и крышкой установлена перегородка, и в перегородке имеются сквозные установочные отверстия: для установки резьбовых элементов, осей ведущей и ведомой шестерен, а также отверстия для соединения всасывающих и нагнетательных полостей с перепускным каналом в крышке;

- для предохранения от избыточного давления в системе смазки в крышке насоса имеется перепускной канал, который выполнен ступенчатым, и величина диаметров ступеней находится в диапазоне от 6 мм до 20 мм и который при открытом редукционном клапане, посредством соединительных отверстий крышки и отверстий в перегородке соединяет потоки масла нагнетательной и всасывающей полостей, при этом для исключения противодавления в редукционном клапане перепускной канал имеет разгрузочное отверстие. Геометрические параметры перепускного канала рассчитаны и проверены экспериментальным путем при испытаниях двигателя, выход за диапазон которого приводит к неэффективности системы регулирования давления;

- с целью улучшения монтажа и технического обслуживания редукционного клапана, на входе в перепускной канал установлена пробка, которая может быть резьбовой, с применением прокладки, либо герметика;

- с целью улучшения герметизации спряжений «корпус - перегородка» и «крышка - перегородка» может быть два варианта исполнения уплотнений: первый вариант - между корпусом и перегородкой, а также между крышкой и перегородкой установлены прокладки, и второй вариант - между корпусом и перегородкой, а также между крышкой и перегородкой наносится герметик.

Для пояснения настоящего изобретения приведены следующие иллюстрации:

на фиг. 1 показан общий вид масляного насоса;

на фиг. 2 - общая схема сборки масляного насоса;

на фиг. 3 показан вид А на фиг. 2, вид на присоединительный фланец;

на фиг. 4 показан вид Б на фиг. 2, вид на перегородку;

на фиг. 5 показан вид В на фиг. 2, вид на ведущую и ведомую шестерни;

На фиг. 6 показан разрез Г-Г на фиг. 2, конструкция крышки по оси перепускного канала.

Насос масляный содержит корпус (1) и крышку (2), соединенные болтами (10). В корпусе насоса (1) выполнены отверстия: подводящее (30) диаметром D6 и отводящее (15) диаметром D7, а также выполнены цилиндрические расточки (23) диаметром D1, расстояние между осями которых составляет L1, в которые устанавливаются: ведущая шестерня (4), напрессованная на валик (5) и ведомая шестерня (6), свободно вращающаяся на оси (9), запрессованной в корпус (1). Для повышения надежности крепления ведущей шестерни (4) с валиком (5) устанавливается штифт (22). В корпусе также выполнены всасывающая (16) и нагнетательная (18) полости, присоединительный фланец (14) с отверстиями для крепления (17) насоса масляного, расстояние между осями которых составляет L2 и центрирующим установочным выступом (12), в котором, для размещения элемента привода, выполнено сквозное отверстие (13). Перегородка (3) насоса, одна из сторон которой является опорной поверхностью для шестерен масляного насоса, соответственно ведущей (4) и ведомой (6), имеет сквозные установочные отверстия (21) для установки резьбовых элементов (10), например болтов, отверстия (20) под ось ведущей (4) и ведомой шестерен (6), отверстия (19) для соединения всасывающей (16) и нагнетательной полостей (18) с перепускным каналом (28) в крышке (2), для герметизации сопряжения «корпус - перегородка - крышка» установлены прокладки (7,8), или может быть выполнен герметик. В крышке (2) выполнен перепускной канал (28) с диаметрами ступеней (D3, D4, D5), в котором расположен редукционный клапан (11) с пружиной сжатия (26) и плунжером (27), на входе в перепускной канал (28) установлена пробка (29), например, резьбовая с прокладкой (25) или герметиком, а также выполнены разгрузочное отверстие (31) и соединительные отверстия (24), соединяющие потоки масла всасывающей (16) и нагнетательной полостей (18) при открытом редукционном клапане (11).

Насос масляный двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.

Насос масляный устанавливается и крепится к фланцу блока цилиндров. При вращении валика (5) с закрепленной на нем ведущей шестерней (4) одновременно вращается и ведомая шестерня (6) на оси (9), масло из картера двигателя (не показан) через канал в блоке (не показан) поступает в подводящее отверстие (30) корпуса насоса и далее к всасывающей полости (16), из которой зубьями вращающихся шестерен масло переносится в нагнетательную полость (18), а из нагнетательной полости (18) через отводящее отверстие (15) подается в масляную магистраль двигателя (не показан). При достижении определенной величины давления масла в нагнетательной полости (18) возникающее усилие, действующее на плунжер (27) редукционного клапана (11), превышает силу, с которой пружина сжатия (26) прижимает плунжер (27), препятствующий прохождению масла через перепускной канал (28), плунжер (27) перемещается при этом через разгрузочное отверстие (31) масло вытесняется во всасывающую полость (16), а также освобождается проход маслу, и масло через отверстия (19) в перегородке (3) и соединительные отверстия (24) поступает из нагнетательной полости (18) во всасывающую полость (16), при этом происходит снижение давления в нагнетательной полости (18), что обеспечивает снижение нагрузок на привод масляного насоса (не показан) и предотвращает систему смазки двигателя от избыточного давления. Величина давления срабатывания (открытия) редукционного клапана (11) определяется характеристикой пружины сжатия (26). Для технического обслуживания редукционного клапана (11) (замены пружины, плунжера и др.) вход в перепускной канал (28) закрыт съемной пробкой (29) с прокладкой (25) (вместо прокладки может быть применен герметик).

Преимущество заявленного изобретения состоит в том, что по сравнению с принятыми за аналог устройствами, выполнение насоса масляного ДВС описанным выше образом с использованием всей предложенной совокупности существенных признаков позволяет улучшить производительность с минимальными гидравлическими потерями, а также повысить жесткостью, надежностью крепежа монтажные свойства и обслуживание насоса.

Похожие патенты RU2601066C2

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Шамаль Николай Леонидович
  • Мокроусов Дмитрий Сергеевич
  • Стептянин Сергей Николаевич
  • Шанин Николай Николаевич
  • Голубев Юрий Владиславович
  • Оленникова Галина Валентиновна
RU2539233C2
Двигатель внутреннего сгорания (варианты) 2023
  • Дронов Евгений Анатольевич
  • Черкасов Александр Николаевич
  • Провоторов Сергей Михайлович
  • Чугунов Сергей Викторович
  • Меркулов Александр Николаевич
RU2823013C1
СПАРЕННАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА 2017
  • Лидер Виктор Августович
  • Петров Вадим Николаевич
  • Асылгараева Алия Шарифязновна
RU2686237C2
РЕВЕРС-РЕДУКТОР 1991
  • Есин Г.А.
  • Дорогин А.В.
  • Поляков А.Н.
RU2010139C1
Шестеренный насос 1990
  • Тихомиров Анатолий Александрович
SU1807238A1
Шестерённая машина объёмного действия 2023
  • Виктор Владимирович Становской
  • Сергей Матвеевич Казакявичюс
  • Алексей Владимирович Попов
  • Александр Александрович Шестаков
  • Константин Олегович Ежков
RU2810851C1
УСТРОЙСТВО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СМАЗКИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ТРИКОТАЖНЫХ МАШИН 1992
  • Дитер Браун[De]
  • Рольф Хусс[De]
  • Альфред Ламппрехт[De]
RU2069810C1
Роторно-поршневой компрессор или вакуум-насос 2019
  • Нехорошев Борис Георгиевич
RU2715767C2
НАСОС ШЕСТЕРЕННЫЙ 1997
  • Бодогазин С.Б.
RU2145395C1
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Мартынюк Николай Павлович[Md]
  • Шкилев Владимир Дмитриевич[Md]
  • Мартынюк Сергей Николаевич[Md]
  • Мартынюк Елена Николаевна[Md]
  • Мартынюк Людмила Федоровна[Md]
RU2035601C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 601 066 C2

Реферат патента 2016 года НАСОС МАСЛЯНЫЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности, к системам смазки двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Насос масляный ДВС содержит сборный посредством резьбовых элементов(10) корпус (1) с перегородкой(3) и крышкой(2). В корпусе (1) насоса выполнены с перекрытием цилиндрические расточки, в которых установлены ведущая шестерня (4), напрессованная на валик (5), и ведомая шестерня (6), свободно вращающаяся на оси, которая запрессована в корпус (1). В корпусе также выполнен присоединительный фланец (14) с центрирующим выступом (12). Также насос содержит редукционный клапан. При этом в корпусе (1) насоса выполнены подводящее и отводящее отверстия, нагнетательная и всасывающая полости. Упомянутые цилиндрические расточки выполнены с величиной диаметра в диапазоне от 38 мм до 42 мм, и расстояние между осями которых находится в размерном диапазоне от 30 мм до 34 мм. В присоединительном фланце (14) выполнены отверстия под крепеж. В центрирующем выступе (12) выполнено сквозное отверстие. Перегородка (3) имеет сквозные установочные отверстия и отверстия для соединения с перепускным каналом. Перепускной канал выполнен ступенчатым, в который входят соединительные и разгрузочное отверстия, соединяющие нагнетательную и всасывающую полости. Изобретение позволяет улучшить производительность насоса с минимальными гидравлическими потерями, а также повысить жесткость и надежностью крепежа. 11 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 601 066 C2

1. Насос масляный двигателя внутреннего сгорания, содержащий сборный посредством резьбовых элементов корпус с перегородкой и крышкой, в корпусе насоса выполнены с перекрытием цилиндрические расточки, в которых устанавливаются: ведущая шестерня, напрессованная на валик, и ведомая шестерня, свободно вращающаяся на оси, запрессованной в корпус, присоединительный фланец с центрирующим выступом, редукционный клапан, отличающийся тем, что в корпусе насоса выполнены: подводящее и отводящее отверстия; нагнетательная и всасывающая полости; цилиндрические расточки выполнены с величиной диаметра в диапазоне от 38 мм до 42 мм, и расстояние между осями которых находится в размерном диапазоне от 30 мм до 34 мм, в присоединительном фланце выполнены отверстия под крепеж; причем в центрирующем выступе выполнено сквозное отверстие; перегородка имеет сквозные установочные отверстия и отверстия для соединения с перепускным каналом, при этом перепускной канал выполнен ступенчатым, в который входят соединительные и разгрузочное отверстия, соединяющие нагнетательную и всасывающую полости.

2. Насос масляный по п. 1, отличающийся тем, что подводящее отверстие выполнено с величиной диаметра в диапазоне от 16 мм до 20 мм.

3. Насос масляный по п. 1, отличающийся тем, что отводящее отверстие выполнено с величиной диаметра в диапазоне от 10 мм до 14 мм.

4. Насос масляный по п. 1, отличающийся тем, что расстояние между осями крепежных отверстий в присоединительном фланце находится в диапазоне от 85 мм до 95 мм.

5. Насос масляный по п. 1, отличающийся тем, что сквозное отверстие в центрирующем выступе выполнено диаметром, величина которого находится в диапазоне от 12 мм до 19 мм.

6. Насос масляный по п. 1, отличающийся тем, что величина диаметров ступеней перепускного канала находится в диапазоне от 6 мм до 18 мм.

7. Насос масляный по п. 1, отличающийся тем, что на входе в перепускной канал установлена пробка.

8. Насос масляный по п. 7, отличающийся тем, что пробка выполнена резьбовой.

9. Насос масляный по п. 7, отличающийся тем, что под пробку установлена прокладка.

10. Насос масляный по п. 7, отличающийся тем, что пробка установлена с применением герметика.

11. Насос масляный по п. 1, отличающийся тем, что между корпусом и перегородкой, а также между крышкой и перегородкой установлены прокладки.

12. Насос масляный по п. 1, отличающийся тем, что между корпусом и перегородкой, а также между крышкой и перегородкой наносится герметик.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2601066C2

Автоматический станок для гибки скоб 1960
  • Варламов А.А.
SU135073A1
МАСЛЯНЫЙ НАСОС 2000
RU2166147C1
CN 103470939 A, 25.12.2013
Штамп для получения полых деталей 1988
  • Силин Николай Александрович
  • Подсобляев Вячеслав Александрович
  • Вареных Николай Михайлович
  • Кругликов Валерий Сергеевич
SU1641486A1

RU 2 601 066 C2

Авторы

Кокурин Сергей Дмитриевич

Малов Сергей Юрьевич

Даты

2016-10-27Публикация

2014-10-08Подача