Изобретение относится к судостроению, а именно к подводным кораблям.
Известна принятая в качестве ближайшего аналога подводная лодка (ПЛ), содержащая легкий корпус в форме эллипсоида, балластные, топливные цистерны, системы и устройства, входной люк, выдвижные устройства и прочный корпус с обшивкой и набором в виде продольной переборки, установленной в диаметральной плоскости, бортовых полуобечаек, образованных листами обшивки двоякой кривизны с вогнутостью внутрь подводной лодки, закрепленными на опорных балках в верхней и нижней частях переборки симметрично относительно диаметральной плоскости и соединенными между собой по торцам с образованием шпангоутов, общих для прочного и легкого корпусов, между которыми размещены емкости плавучести.
Изобретение предназначено для повышения эксплуатационных и мореходных качеств подводной лодки.
Технический результат достигается тем, что:
продольная переборка выполнена Ф-образной формы поперечного сечения с вертикальной центровой пластиной, а листы двоякой кривизны имеют форму гиперболического параболоида;
между прочным корпусом и ее носовой и кормовой оконечностями установлены герметичные поперечные переборки, прочный корпус по внутренним обводам листов обшивки в свету имеет форму усеченного концевыми переборками эллипсоида с меньшим отношением горизонтальной оси к вертикальной, чем у эллипсоида легкого корпуса, при этом оконечности ПЛ закреплены на поперечных переборках посредством разъемных соединений и выполнены жесткими из многослойного прозрачного материала, а замкнутые емкости плавучести расположены на одном уровне выше горизонтальной плоскости симметрии корпуса ПЛ симметрично диаметральной плоскости;
емкости сверху и снизу ограничены гермоперегородками, перпендикулярными поверхности листа ледового пояса, причем верхний уровень упомянутых перегородок совмещен с крейсерской ватерлинией, а нижний уровень совмещен с горизонтальной плоскостью симметрии корпуса, при этом прочный корпус содержит два киля, расположенных сверху и снизу между концевыми переборками и выполненных в виде дугоподобных гребней, являющихся внешними выступами продольной переборки;
в центровой пластине в пределах внутреннего объема корпуса и в боковых стенках Ф-образной переборки проделаны проемы со шлюзовыми камерами, при этом впереди носовой шлюзовой камеры в верхней части корпуса выполнен люк, закрытый смотровым полусферическим клапаном, за которым установлен единый обтекатель комингса входного люка и выдвижных устройств, причем смотровой колпак и обтекатель симметричны каждый относительно диаметральной плоскости и не выходят за габариты верхнего киля;
ширина верхнего киля составляет около 20% ширины смотрового колпака, а внешние поверхности полок продольной переборки и внутренние поверхности соединенных с ними листов прочного корпуса конгруэтны.
На фиг. 1 приведено схематичное продольное сечение ПЛ, на фиг. 2 - аксонометрический вид с выносами А и Б, на фиг. 3 поперечное сечение, на фиг. 4 схема постановки ПЛ на ровный киль.
ПЛ состоит из срединной части 1, носовой оконечности 2 с круговым прозрачным поясом и прозрачной кормовой оконечности 3. Ф-образная продольная переборка 4 содержит вертикальную центровую пластину "ц" (фиг. 3) и жесткие переходы "ж" вверху и внизу и скреплена опорными полками "п" с полуобечайками 5 и с листами обшивки "у".
Каждая полуобечайка крепится к полкам переборки обеими боковинами. Полуобечайки каждого борта образуют шпангоуты "ш", общие для прочного и легкого корпуса. Внешние торцы полуобечаек замкнуты поперечными переборками 6 и 7. В межкорпусном пространстве находятся объемы, составляющие топливные, балластные цистерны, поплавковые емкости "м", которые ограничены шпациями отсеков и перегородками 8, 9. Легкий корпус усилен ледовым поясом 10.
Прочный корпус содержит кили 11 и 12, имеющие форму дугоподобных гребней. В боковых стенках переборки выполнены проемы "о", а в продольных ее полостях размещены шлюзовые камеры "к" с люками 13, 14.
Люки и выдвижные устройства асимметричны к диаметральной плоскости ПЛ и охвачены обтекателем 15. Перед шлюзовой камерой установлен смотровой колпак 16 с люковым проемом. Аналогичный колпак 17 имеется также около кормовой оконечности.
Для снижения качки имеются бортовые емкости "м" (фиг. 3).
Предложенная конструкция корпуса ПЛ обеспечивает восприятие гидростатического давления, а также противодействует ледовым и ударным нагрузкам за счет формы комбинированных шпангоутов, Ф-образной формы продольной переборки 4, наличия ледового пояса 10 и гребней 11 и 12. Наличие смотровых колпаков улучшает обзор в двух средах и возможности управления. Бортовые емкости плавучести при их заглублении при качке создают восстанавливающий момент, снижающий качку.
Все это в совокупности повышает эксплуатационные и мореходные качества ПЛ при проведении спасательных, исследовательских и транспортных работ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ "ПРОМЕТЕЙ" РАБОТЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2000 |
|
RU2185992C1 |
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ | 2016 |
|
RU2629625C1 |
Полупогруженный ледокол | 1982 |
|
SU1031844A1 |
Самоходное ледокольно-ледоуборочное судно ВАДПИ-4 | 1981 |
|
SU1008079A1 |
СПОСОБ ПОДВОДНОГО ПУСКА НЕОБИТАЕМОГО ПОДВОДНОГО АППАРАТА С ПЛАВУЧЕГО ОБЪЕКТА И ПУСКОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2017 |
|
RU2654888C1 |
УСТАНОВКА "ЭЛПИ" ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ ПОТОКА ЛЬДА | 1991 |
|
RU2010105C1 |
АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО С ЛЕДОСТОЙКИМ ПИЛОНОМ | 2008 |
|
RU2389640C1 |
Дрейфующее транспортное стредство для плавания во льдах вадпи | 1976 |
|
SU655592A1 |
СПОСОБ ХРАНЕНИЯ И ЗАХОРОНЕНИЯ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2222840C1 |
"Энергетическая платформа для плавания во льдах "Земсан" | 1991 |
|
SU1800090A1 |
Использование: судостроение, подводные суда. Сущность изобретения: подводная лодка по форме напоминает эллипсоид. Прочный корпус на серединном участке образован Ф-образной продольной переборкой и бортовыми полуобечайками, уподобленными поверхности гиперболического параболоида и подстыкованными к указанной переборке с обоих ее боков. Полуобечайки каждого борта между собой соединены с образованием шпангоутов, общих для прочного и легкого корпусов, при этом внешние торцы крайних полуобечаек замкнуты поперечной гермопереборкой. Носовая и кормовая оконечности корпусной части, подстыкованные к указанным гермопереборкам, выполнены жесткими из многослойного прозрачного материала и подстыкованы к гермопереборкам. В межкорпусном пространстве расположены двумя дугообразными цепочками в едином горизонте и симметрично к диаметральной плоскости судна замкнутые емкости-поплавки, которые позволяют лодке автоматически сохранять остойчивость. Прозрачные оконечности дают возможность визуального обзора, а Ф-образная переборка и параболоидные полуобечайки способствуют повышению прочности корпусной части. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
РЕЗЕЦ | 1991 |
|
RU2026951C1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1997-06-10—Публикация
1993-10-11—Подача