ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПЛПИ Российский патент 1997 года по МПК B63B3/13 B63G8/00 

Описание патента на изобретение RU2081022C1

Изобретение относится к судостроению, а именно к подводным кораблям.

Известна принятая в качестве ближайшего аналога подводная лодка (ПЛ), содержащая легкий корпус в форме эллипсоида, балластные, топливные цистерны, системы и устройства, входной люк, выдвижные устройства и прочный корпус с обшивкой и набором в виде продольной переборки, установленной в диаметральной плоскости, бортовых полуобечаек, образованных листами обшивки двоякой кривизны с вогнутостью внутрь подводной лодки, закрепленными на опорных балках в верхней и нижней частях переборки симметрично относительно диаметральной плоскости и соединенными между собой по торцам с образованием шпангоутов, общих для прочного и легкого корпусов, между которыми размещены емкости плавучести.

Изобретение предназначено для повышения эксплуатационных и мореходных качеств подводной лодки.

Технический результат достигается тем, что:
продольная переборка выполнена Ф-образной формы поперечного сечения с вертикальной центровой пластиной, а листы двоякой кривизны имеют форму гиперболического параболоида;
между прочным корпусом и ее носовой и кормовой оконечностями установлены герметичные поперечные переборки, прочный корпус по внутренним обводам листов обшивки в свету имеет форму усеченного концевыми переборками эллипсоида с меньшим отношением горизонтальной оси к вертикальной, чем у эллипсоида легкого корпуса, при этом оконечности ПЛ закреплены на поперечных переборках посредством разъемных соединений и выполнены жесткими из многослойного прозрачного материала, а замкнутые емкости плавучести расположены на одном уровне выше горизонтальной плоскости симметрии корпуса ПЛ симметрично диаметральной плоскости;
емкости сверху и снизу ограничены гермоперегородками, перпендикулярными поверхности листа ледового пояса, причем верхний уровень упомянутых перегородок совмещен с крейсерской ватерлинией, а нижний уровень совмещен с горизонтальной плоскостью симметрии корпуса, при этом прочный корпус содержит два киля, расположенных сверху и снизу между концевыми переборками и выполненных в виде дугоподобных гребней, являющихся внешними выступами продольной переборки;
в центровой пластине в пределах внутреннего объема корпуса и в боковых стенках Ф-образной переборки проделаны проемы со шлюзовыми камерами, при этом впереди носовой шлюзовой камеры в верхней части корпуса выполнен люк, закрытый смотровым полусферическим клапаном, за которым установлен единый обтекатель комингса входного люка и выдвижных устройств, причем смотровой колпак и обтекатель симметричны каждый относительно диаметральной плоскости и не выходят за габариты верхнего киля;
ширина верхнего киля составляет около 20% ширины смотрового колпака, а внешние поверхности полок продольной переборки и внутренние поверхности соединенных с ними листов прочного корпуса конгруэтны.

На фиг. 1 приведено схематичное продольное сечение ПЛ, на фиг. 2 - аксонометрический вид с выносами А и Б, на фиг. 3 поперечное сечение, на фиг. 4 схема постановки ПЛ на ровный киль.

ПЛ состоит из срединной части 1, носовой оконечности 2 с круговым прозрачным поясом и прозрачной кормовой оконечности 3. Ф-образная продольная переборка 4 содержит вертикальную центровую пластину "ц" (фиг. 3) и жесткие переходы "ж" вверху и внизу и скреплена опорными полками "п" с полуобечайками 5 и с листами обшивки "у".

Каждая полуобечайка крепится к полкам переборки обеими боковинами. Полуобечайки каждого борта образуют шпангоуты "ш", общие для прочного и легкого корпуса. Внешние торцы полуобечаек замкнуты поперечными переборками 6 и 7. В межкорпусном пространстве находятся объемы, составляющие топливные, балластные цистерны, поплавковые емкости "м", которые ограничены шпациями отсеков и перегородками 8, 9. Легкий корпус усилен ледовым поясом 10.

Прочный корпус содержит кили 11 и 12, имеющие форму дугоподобных гребней. В боковых стенках переборки выполнены проемы "о", а в продольных ее полостях размещены шлюзовые камеры "к" с люками 13, 14.

Люки и выдвижные устройства асимметричны к диаметральной плоскости ПЛ и охвачены обтекателем 15. Перед шлюзовой камерой установлен смотровой колпак 16 с люковым проемом. Аналогичный колпак 17 имеется также около кормовой оконечности.

Для снижения качки имеются бортовые емкости "м" (фиг. 3).

Предложенная конструкция корпуса ПЛ обеспечивает восприятие гидростатического давления, а также противодействует ледовым и ударным нагрузкам за счет формы комбинированных шпангоутов, Ф-образной формы продольной переборки 4, наличия ледового пояса 10 и гребней 11 и 12. Наличие смотровых колпаков улучшает обзор в двух средах и возможности управления. Бортовые емкости плавучести при их заглублении при качке создают восстанавливающий момент, снижающий качку.

Все это в совокупности повышает эксплуатационные и мореходные качества ПЛ при проведении спасательных, исследовательских и транспортных работ.

Похожие патенты RU2081022C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ "ПРОМЕТЕЙ" РАБОТЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2000
  • Пикуль В.Н.
RU2185992C1
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ 2016
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Брилевский Владимир Владимирович
  • Иванов Валерий Николаевич
  • Кравченко Кирилл Николаевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
  • Круглов Александр Владимирович
  • Хрисанов Андрей Валентинович
  • Добродеев Алексей Алексеевич
  • Тарадонов Владимир Станиславович
RU2629625C1
Полупогруженный ледокол 1982
  • Пикуль Вадим Николаевич
SU1031844A1
Самоходное ледокольно-ледоуборочное судно ВАДПИ-4 1981
  • Пикуль Вадим Николаевич
SU1008079A1
СПОСОБ ПОДВОДНОГО ПУСКА НЕОБИТАЕМОГО ПОДВОДНОГО АППАРАТА С ПЛАВУЧЕГО ОБЪЕКТА И ПУСКОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2017
  • Ефимов Олег Иванович
  • Виловатых Алексей Рудольфович
  • Красильников Роман Валентинович
  • Данилов Никита Васильевич
  • Киреев Тимофей Олегович
RU2654888C1
УСТАНОВКА "ЭЛПИ" ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ ПОТОКА ЛЬДА 1991
  • Пикуль Вадим Николаевич
RU2010105C1
АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО С ЛЕДОСТОЙКИМ ПИЛОНОМ 2008
  • Вовк Владимир Степанович
  • Горбач Владимир Дмитриевич
  • Клыков Дмитрий Михайлович
  • Макеев Анатолий Николаевич
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Нестеров Николай Михайлович
  • Рыманов Владимир Федорович
RU2389640C1
Дрейфующее транспортное стредство для плавания во льдах вадпи 1976
  • Пикуль Вадим Николаевич
SU655592A1
СПОСОБ ХРАНЕНИЯ И ЗАХОРОНЕНИЯ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Гаврилов С.Д.
  • Смирнов П.Л.
RU2222840C1
"Энергетическая платформа для плавания во льдах "Земсан" 1991
  • Пикуль Вадим Николаевич
SU1800090A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 081 022 C1

Реферат патента 1997 года ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПЛПИ

Использование: судостроение, подводные суда. Сущность изобретения: подводная лодка по форме напоминает эллипсоид. Прочный корпус на серединном участке образован Ф-образной продольной переборкой и бортовыми полуобечайками, уподобленными поверхности гиперболического параболоида и подстыкованными к указанной переборке с обоих ее боков. Полуобечайки каждого борта между собой соединены с образованием шпангоутов, общих для прочного и легкого корпусов, при этом внешние торцы крайних полуобечаек замкнуты поперечной гермопереборкой. Носовая и кормовая оконечности корпусной части, подстыкованные к указанным гермопереборкам, выполнены жесткими из многослойного прозрачного материала и подстыкованы к гермопереборкам. В межкорпусном пространстве расположены двумя дугообразными цепочками в едином горизонте и симметрично к диаметральной плоскости судна замкнутые емкости-поплавки, которые позволяют лодке автоматически сохранять остойчивость. Прозрачные оконечности дают возможность визуального обзора, а Ф-образная переборка и параболоидные полуобечайки способствуют повышению прочности корпусной части. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 081 022 C1

1. Подводная лодка, содержащая легкий корпус в форме эллипсоида, балластные, топливные цистерны, системы и устройства, входной люк, выдвижные устройства и прочный корпус с обшивкой и набором в виде продольной переборки, установленной в диаметральной плоскости, и бортовых полуобечаек, образованных листами обшивки двоякой кривизны с вогнутостью внутрь подводной лодки, закрепленными на опорных полках в верхней и нижней частях переборки симметрично относительно диаметральной плоскости и соединенными между собой по торцам с образованием шпангоутов, общих для прочного и легкого корпусов, между которыми размещены емкости плавучести, отличающаяся тем, что продольная переборка выполнена Ф-образной формы поперечного сечения с вертикальной центровой пластиной, а листы двоякой кривизны имеют форму гиперболического параболоида. 2. Лодка по п. 1, отличающаяся тем, что между прочным корпусом и ее носовой и кормовой оконечностями установлены герметичные поперечные переборки, прочный корпус по внутренним обводам листов обшивки в свету имеет форму усеченного концевыми переборками эллипсоида с меньшим отношением горизонтальной оси к вертикальной, чем у эллипсоида легкого корпуса, при этом оконечности подводной лодки закреплены на поперечных переборках посредством разъемных соединений и выполнены жесткими из многослойного прозрачного материала, а замкнутые емкости плавучести расположены на одном уровне выше горизонтальной плоскости симметрии корпуса подводной лодки симметрично диаметральной плоскости. 3. Лодка по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что емкости плавучести ограничены герметичными перегородками, перпендикулярными поверхности листа ледового пояса, которым подкреплен легкий корпус на уровне емкостей плавучести, при этом верхний уровень перегородок находится на одном уровне с крейсерской ватерлинией, нижний совпадает с горизонтальной плоскостью симметрии корпуса, а верхняя и нижняя части вертикальной центровой пластины между концевыми переборками образуют два киля, выполненных в виде дугообразных гребней. 4. Лодка по пп. 1 3, отличающаяся тем, что в центровой пластине и боковых стенках продольной переборки в пределах внутреннего объема корпуса выполнены проемы со шлюзовыми камерами, при этом перед носовой шлюзовой камерой в верхней части корпуса выполнен люк, закрытый смотровым полусферическим колпаком, за которым установлен единый обтекатель комингса входного люка и выдвижных устройств, причем смотровой колпак и обтекатель симметричны каждый относительно диаметральной плоскости и не выходят за габариты верхнего киля. 5. Лодка по пп. 1 4, отличающаяся тем, что ширина верхнего киля составляет около 20% ширины смотрового колпака, а внешние поверхности полок продольной переборки и внутренние поверхности соединенных с ними листов прочного корпуса конгруэнтны.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2081022C1

РЕЗЕЦ 1991
  • Попов А.Н.
RU2026951C1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

RU 2 081 022 C1

Авторы

Пикуль Вадим Николаевич

Даты

1997-06-10Публикация

1993-10-11Подача