Самоходное ледокольно-ледоуборочное судно ВАДПИ-4 Советский патент 1983 года по МПК B63B35/08 

Описание патента на изобретение SU1008079A1

2.Судно по п. 1, отличающееся тем, что связывающий оба полукорпуса мост включает Т-образную ферму, вертикальная нижняя часть которой расположена между внутренними бортами полукорпусов, а полукорпуса выполнены с нишами со стороны их внутренних бортов, стенки которых выполнены сопрягаемыми с боковыми стенками вертикальной части Т-образной фермы моста, при этом направляющие элементы включают выполненные на горизонтальной части Т-образной фермы выступы со скосами, образующие между собой трапецеидальный профиль, и выполненные в палубном подкрепляющем наборе полукорпусов поперечные пазы, стенки которых сопряжены со скосами выступов горизонтальной части Т-образной фермы, а опорные элементы включают установленные на полукорпусах рольганги, оси вращения которых перпендикулярны горизонтально расположенным бимсам палубного набора, при этом рольганги сопряжены с выступами горизонтальной части Т-образной фермы.

3.Судно по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что вертикальная часть Т-образной

фермы моста выполнена в носовой и кормовой оконечностях с отсеками, в которых установлены приводы поперечного перемещения.

4.Судно поу/пп. 1 и 3, отличающееся тем, что кинематические цепи связи приводов с полукорпусами содержат ходовые винтовые пары с гайками, связанные с размещенными в упомянутых отсеках вертикальной, части Т-образной ферм приводами поперечного перемещения полукорпусов.

5.Судно по пп. 1 и 4, отличающееся тем, что гайки винтовых пар щарнирно укреплены в щпангоутах внутренних бортов полукорпусов, а узел крепления между собой полукорпусов включает сквозные отверстия, выполненные по всей высоте в надводной части внутренних бортов полукорпусов, проходящие через их носовые и кормовые щпангоуты, сквозные отверстия, выполненные в выступах горизонтальной части Т-образной фермы и в расположенных под ними бимсах палубного набора, а также болты, пропущенные через упомянутые отверстия..

Похожие патенты SU1008079A1

название год авторы номер документа
Носовая оконечность ледокола 1978
  • Палихов Глеб Анатольевич
SU944986A1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО И.Н.КОЧЕРГИНА ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТЯЖЕЛЫХ ЛЕДЯНЫХ ПОЛЕЙ 2000
  • Кочергин И.Н.
RU2182873C2
Судно для плавания в открытом море и покрытом льдом бассейне 1982
  • Хайнрих Ваас
  • Айрес Фрайтас
  • Юрген Шультц
  • Гюнтер Варгес
SU1308188A3
ТАНКЕР ЛЕДОВОГО КЛАССА 2011
  • Луковников Владимир Викторович
  • Ховряков Александр Николаевич
  • Шляхтенко Александр Васильевич
RU2493042C2
КОРПУС ГЛИССИРУЮЩЕГО СУДНА 2019
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2723200C1
УСТРОЙСТВО ЛЕДОКОЛА ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1998
  • Кормилицин Ю.Н.
  • Занд В.Е.
  • Волосов Л.С.
RU2152330C1
Составное транспортное судно 1980
  • Соколов Лев Георгиевич
SU874461A1
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ 2016
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Брилевский Владимир Владимирович
  • Иванов Валерий Николаевич
  • Кравченко Кирилл Николаевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
  • Круглов Александр Владимирович
  • Хрисанов Андрей Валентинович
  • Добродеев Алексей Алексеевич
  • Тарадонов Владимир Станиславович
RU2629625C1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО С ДВИЖИТЕЛЕМ ХОДА НАЗАД ПРИ РАБОТЕ НАЕЗДАМИ В ТЯЖЕЛЫХ ЛЬДАХ 2000
  • Кочергин И.Н.
RU2171202C1
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПОЛУПОГРУЖНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО ДЛЯ ПЛАВАНИЯ В МОРЯХ С ЛЕДОВЫМ ПОКРОВОМ И НА ЧИСТОЙ ВОДЕ 2015
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Рыманов Владимир Федорович
RU2585199C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 008 079 A1

Реферат патента 1983 года Самоходное ледокольно-ледоуборочное судно ВАДПИ-4

1. Самоходное ледокольно-ледоуборочное судно, содержащее корпус с узлом разрушения льда в носовой оконечности, расположенный в диаметральной плоскости гребной винт, а также узел уборки разрушенного льда с конвейером, имеющим передний барабан в носовой оконечности судна, отличающееся тем, что,с целью повышения производительности сборки загрязненного нефтью льда, а также повышения надежности в-эксплуатации и ледопроходи мости, корпус выполнен из двух расположенных симметрично по обе стороны от диаметральной плоскости полукорпусов и снабжен мостом, связывающим между собой упомянутые полукорпуса, а узел уборки разрушенного льд содержит дополнительные конвейеры, смонтированные на мосту и кормовых частях полукорпусов, при этом первый упомянутый конвейер установлен с возможностью поворота на мосту вокруг горизонтальной оси. проходящей через его задний конец, и снабжен связанным с ним кинематически приводом его поворота, внутренние обращенные друг к другу борта полукорпусрв выполнены с плоскими параллельными диаметральной плоскости стенками, расположенными на участке от форштевня до ахтерщтевня полукорпусов, причем последние выполнены с выемками на плоских стенках внутренних бортов, установлены с возможностью поперечного перемещения относительно моста посредством направляющих и опорных элементов в горизонтальной плоскости вдоль оси, перпендикулярной диаметральной плоскости, и снабжены приводами их поперечного перемещения, связанными кинематическими цепями с обоими полукорпусами, а упомянутый гребной винт установлен в нижней части моста между стенками упомянутых выемок полукорпусов со стороны внутренних бортов, образующих между собой водопроточный канал, при этом упомянутые дополнительные конвейеры расположены вдоль полукорпусов друг за другом симметрично по обе стороны диаметральной плоскости, величина рабочего поперечного перемещения полукорпусов превышает поперечный габарит первого упомянутого Конвейера, с передним барабаном в носовой оконечности а полукорпуса снабжены узлом крепления их друг относительно друга.

Формула изобретения SU 1 008 079 A1

Изобретение относится к судостроению, в частности к самохЬдным ледокольно-ледоуборочным судам.

Известно самоходное ледокольно-уборочное судно, содержащее корпус с узлом разрущения льда в носовой оконечности, расположенный в диаметральной плоскости гребной винт, а также узел уборки разрущенного льда с конвейером, имеющим передний барабан в носовой оконечности судна 1.

Недостатками известного самоходного ледокольно-ледоуборочного судна являются малая производительность сборки загрязненного нефтью льда, а также малые надежность в эксплуатации и ледопроходимость.

Цель изобретения - повыщение производительности сборки загрязненного нефтью льда, а также повышение надежности в эксплуатации ледокольно-ледоуборочного судна и его ледопроходимости.

Поставленная цель достигается тем, что в ледокольно-ледоуборочном судне, содержащем корпус с узлом разрушения льда в носовой оконечности, расположенный в диаметральной плоскости гребной винт, а также узел уборки разрушенного льда с конвейером, имеющим передний барабан в носовой оконечности судна, корпус выполнен из двух расположенных симметрично по обе стороны от диаметральной плоскости полукорпусов и снабжен мостом, связывающим между собой упомянутые полукорпуса, а узел уборки разрушенного льда содержит дополнительные конвейеры, смонтированные на мосту и кормовых частях полукорпусов, при

этом первый упомянутый конвейер установлен с возможностью поворота на мосту вокруг горизонтальной оси, проходящей через его задний конец, и снабжен связанным с ним кинематическим приводом его поворота, внутренние обращенные друг к другу борта полукорпусов выполнены с плосхимн параллельными диаметральной плоскости стенками, расположенными на . участке от форштевня до ахтерштевня полукорпусов, причем последние выполнены с выемками

5 на плоских стенках внутренних бортов, установлены с возможностью поперечного перемещения относительно моста посредством направляющих и опорных элементов в горизонтальной плоскости вдоль оси, перпендикулярной диаметральной плоскости, и снабжены приводом их поперечного перемещения, связанными кинематическими цепями с обоими полукорпусами, а упомянутый гребной винт установлен в нижней части моста между стенками упомянутых выемок

5 полукорпусов со стороны внутренних бортов, образующих между собой водопроточный канал, при этом упомянутые дополнительные конвейеры расположены вдоль полукорпусов друг за другом симметрично по

обе стороны от диаметральной плоскости, величина рабочего поперечного перемещения полукорпусов превышает поперечный габарит первого упомянутого конвейера, с передним барабаном в носовой оконечности, а полукорпуса снабжены узлом крепления их друг относительно друга.

Кроме того, связывающий оба полукорпуса мост включает Т-образную ферму, вертикальная нижняя часть которой расположена между внутренними бортами полукорпусов, а полукорпуса выполнены с нишами со стороны их внутренних бортов, стенки которых выполнены сопрягаемыми с боковыми стенками вертикальной части Т-образной фермы моста, при этом направляющие элементы включают выполненные на горизонтальной части Т-образной фермы выступы со скосами, образующие между собой трапецеидальный профиль, и выполненные в палубном подкрепляющем наборе полукорпусов поперечные пазы, стенки которых сопряжены со скосами выступов горизонтальной части Т-образной фермы, а опорные элементы включают установленные на полукорпусах рольганги, оси вращения которых перпендикулярны горизонтально расположенным бимсам палубного набора, при этом рольганги сопряжены с выступами горизонтальной части Т-образной фермы.

Вертикальная часть Т-образной фермы моста выполнена в носовой и кормовой оконечностях с отсеками, в которых установлены приводы поперечного перемещения полукорпусов.

Кинематические цепи связи привода с полукорпусами содержат ходовые винтовые пары с гайками, связанные с размещенными в упомянутых отсеках вертикальной части Т-образной фермы приводами поперечного перемещения полукорпусов.

Гайки винтовых пар шарнирно укреплены в шпангоутах внутренних бортов полукорпусов, а узел крепления между собой полукорпусов включает сквозные отверстия, выполненные по всей высоте в надводной части внутренних бортов полукорпусов, проходящие через их носовые и кормовые шпангоуты, сквозные отверстия, выполненные в выступах горизонтальной части Т-образной фермы и в расположенных под ними бимсах палубного набора, а также болты, пропущенные через упомянутые отверстия.

На фиг. 1 изображено самоходное ледокольно-ледоуборочное судно в положении уборки загрязненного нефтью льда, общий вид в боковой проекции; на фиг. 2 - то же, вид в плане; на фиг. 3 - поперечный разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - поперечный разрез Б-Б на фиг. 1 (узел разъемного крепления полукорпусов); на фиг. 5 - самоходное ледокольно-ледоуборочное судно в положении однокорпусного ледокола при разрушении льда, общий вид сбоку; на фиг. 6 - то же, вид в плане; на фиг. 7 -

поперечный разрез В-В на фиг. 5; на фиг. 8 - поперечный разрез Г-Г на фиг. 6. В положении сбора загрязненного льда ледокольно-ледоуборочным судном полукорпуса 1 и 2 отстоят друг от друга по широте на размер а. На верхней палубе обоих корпусов в поперечном пазу б их средней части палубного набора смонтированы рольганги 3 опорных элементов, на которые опирается Т-образная ферма соединительного

моста 4 (см. изображение корпуса). Выступы в моста по переднему и заднему срезам имеют скос в вертикальной плоскости, расширяющий выступ по его толщине вниз, образуя трапецеидальный профиль. Упомянутый палубный паз б повторяет эти скосы

5 подобно ласточкину хвосту. Это хорощо i видно на проекции «бок. В скощенных зазорах также находятся направляющие катки рольганга 3, оси которых наклонены к плоскости миделя.

Вертикальная межкорпусная часть г мос0та (см. проекцию «корпус) свободно входит в мостовой пролет д (разрез Б-Б). В отсеке межкорпусной части г находится двигатель 5. Он электрически связан с центральным гребным винтом 6, который размещен

5 под вертикальной частью г моста на обтекаемом пилоне (см. изображение «сбоку). Там же в отсеке смонтированы энергоприводы 7, связывающие оба полукорпуса 1 и 2 с соединительным мостом при помощи кинематических цепей винтовых штанг 8 и гаек 9.

0 На фиг. 3 чертежа дана схема с двумя штангами. Однако такая штанга может быть и единой. Винт-штанга имеет с одного борта правую резьбу, а с другой стороны - левую нарезку. Гайки 9 щарнирно встроены в шпангоуты своих полукорпусов.

5 Крепление соединительного моста с корпусами обеспечивается элементами 10 (болтами) узла крепления (разрез А-А).

Проекции, изображенные на чертеже, дают наглядное представление о вертикальности, плоскостности и параллельности между собой внутренних бортов полукорпусов 1 и 2. Заостренные сверху бульбовидные форштевни 11 полукорпусов (см. проекцию «сбоку) содержат между собой заглубленный под водную поверхность передний барабан 12 наклонного конвейера 13. Перед этим барабаном на полубаке судна расположено два сходящихся ледоразрушающих ударника 14 и механизмы 15 для подъема названного конвейера. На соединительном мосту и

0 в кормовой части судна находятся дополнительные конвейеры 16. Конвейер 13 установлен с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси -17, проходящей через его задний конец.

5 „

В носовой оконечности каждого полукорпуса внутренний борт представлен сплощной вертикальной стеной от верхней палубы до днища. Начиная со. средней части катамарана и до его кормы внутренние борта полукорпусов имеют ниши и выемки е (см. вид сверху). Они приходятся против мостовой вертикальной части, а также следуют вдоль всей подводной части борта от движителя 6 до кормового подзора. Как показано на проекции «бок, вертикальная стена внутреннего борта в носовой оконечности и вертикальный участок надводного борта в кормовой оконечности находятся в диаметральной плоскости своего полукорпуса и содержат возвышающиеся над верхней палубой вертикальные стойки 18 и 19, а также элементы разъемного соединения 20 и 21 (болты и отверстия во внутренних бортах X). Во избежание значительных перерезывающих сил, ослабляющих конструкцию полукорпусов, крылья моста и подвижное соединение «ласточкин хвост могут быть приподняты над верхней палубой катамарана. Выемки е образуют между собой водопроточный канал для гребного винта 6. Болты 10 и болты разъемных соединений 20 и 21 пропущены через сквозные отверстия, выполненные в выступах горизонтальной части Т-образной фермы и в расположенных под ними бимсах палубного набора, а также через отверстия, выполненные по всей высоте в надводной части внутвенных.бортов полукорпусов 1 и 2, проходящие через их носовые и кормовые шпангоуты. Стенки ниш в полукорпусах 1 и 2 со стороны их внутренних бортов выполнены сопрягаемыми с боковыми стенками вертикальной части г Т-образной фермы моста 4. Оси вращения рольгангов 3 перпендикулярны горизонтально расположенным бимсам палубного набора. Полукорпуса 1 и 2 установлены с возможностью поперечного перемещения относительно моста 4 посредством направляющих его паза б в палубном наборе и рольгангов 3 в горизонтальной плоскости вдоль оси, перпендикулярной диаметральной плоскости. Конвейеры 13 и 16 расположены вдоль полукорпусов 1 и 2 друг за другом симметрично по обе стороны от диаметральной плоскости. Величина рабочего перемещения полукорпусов 1 и 2 превышает поперечный габарит первого конвейера 13. Ледокольно-ледоуборочное судно работает следующим образом. В походном положении ударники 14 узла разрушения льда и наклонный конвейер 13 находятся в поднятом состоянии. При этом движитель работает на передний ход. В позиции сборщика загрязненного нефтью льда судно содержит свои полукорпуса 1 и 2 в разведенном состоянии. Разводка покорпусов на величину пролета, позволяющего поместить наклонный конвейер 13, осуществляется при помощи ходовых винтовых пар - щтанг 8 и гаек 9. При этом энергопривод, вращая штангу 8 за среднюю часть, отодвигает полукорпуса 1 и 2 от вертикальной части г моста одновременно с использованием рольгангов 3. Следом происходит скрепление выступов в моста с бимсами полукорпусов 1 и 2, после чего передний барабан 12 конвейера вводится в пролет и погружается в воду, за счет поворота вокруг оси 17 конвейера 13. В этом случае на барабаны наклонного конвейера 13 одевают металлические гусеницы, состоящие из ошипованных танковых траков. Гибкая движущаяся дорожка поддерживается катками, оси которых опираются на конвейерные щатуны. Конвейер опускают передним барабаном 12 в воду и приводят в действие. Взломанный форштевнем лед всходит на металлическую дорожку конвейера 13. Плавающие куски льда способны тут подтягиваться и к обездвиженному судну. Это обеспечивается потоком воды, который образуется центральным гребным движителем - винтом 6. Подобная ситуация может произойти, когда, например, кормовые винты работают на малый задний ход, а корабль в данном случае находится в дрейфе. Обломки загрязненного льда поднимаются наклонным конвейером 13 на соединительный мост 4. Далее посредством горизонтальных конвейеров 16 лед сбрасывается на приемный конвейер транспортного однокорпусного судна, следующего, за катамараном (не показан). В том случае, если толщина ледового покрова начинает превышать полуметровое значение и вползающая на форштевни 1Г кромка ледяного поля уже не прорезается наклонными ножами, вступают в работу ударники 14. Их боковая часть наносит удар по кромке льда в точке, находящейся в середине пролета между форштевнями 11. Последние оказываются более прочными, чем упомянутая выше единая наковальня. На каждый штевень здесь приходится лииш полнагрузки. В результате этого удара кромка льда обламывается организованно двумя кусками льда, попадающими сразу на конвейер 13. В случае встречи с чистым и тонким ледовым покровом наклонный конвейер 13 находится в поднятом состоянии. Катамаран обращается в ледорезное судно. При этом наклонные ножи форштевней 11 вспарывают ледовый покров и полюса битого льда проходят между полукорпусами 1 и 2 над работающим винтом. При необходимости форсирования тяжелых плавающих льдов катамаран переводят в позицию однокорпусного ледокола. Для перестроения катамарана из двухкорпусного сборщика в однокорпусный ледокол наклонный конвейер 13 посредством механизмов 15 поднимается на бак полукорпусов. Ударники разводятся в стороны. Элементы 10 крепления отсоединяются. При помощи электроприводов 7 и рольгангов 3 винтовые штанги 8 подтягивают оба полукЬрпуса 1 и 2 к вертикальной части г моста. Роль направляющих тут выполняют рольганги 3 и «ласточкин хвост. В результате одноименные щтевни полукорпусов 1 и 2 смыкаются в единый форщтевень и ахтерштевень. Элементы разъемных соединений 10 20 и 21 скрепляются. В положении однокорпусного ледокола при разрущении льда полукорпуса 1 и 2 сомкнуты так, что образуют однокорпусное судно. Т-образная ферма соединительного моста 4 (проекция «корпус) выступает своими жесткими крыльями за пределы наружных бортов. При этом межкорпусная вертикальная часть г моста заключена в упомянутых надводных выемках е внутренних бортов. Центральный гребной винт 6 (фиг. 1) оказывается в проточном тракте, образованном подводными выемками, из которых впереди винта 6 составляется угловой вход. Упор от работающего центрального винта 6 передается через конструкцию вертикальной части г (см. проекцию «корпус) моста и рольганги 3 «ласточкина хвоста на подкрепляющий набор обоих полукорпусов 1 и 2. Центральный гребной винт 6 при этом надежно защищен от опасных силовых контактов с обломками льда. Размещая перо руля в водобтводящем тракте этого винта, можно успещно рещить проблему надежного управления ледоколом в сложной ледовой обстановке. При выходе из ледяных полей в условиях штормовой погоды и увеличивающейся волне судно сможет быстро перестроиться в позицию двухкорпусного судна, резко повысив тем самым свою отстойчивость и ход. Тем самым улучшится очистка полярных морей, резко расщирится разрещающая способность специального плавсредства. Предлагаемое ледокольно-ледоуборочное судно обладает повыщенной производительностью сборки загрязненного нефтью льда и повышенной надежностью в эксплуатации.

ю гфиг. 6 Э;

В-5

г е

Г-Г

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1008079A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
БАМПЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Табуев Вячеслав Заурович
RU2048317C1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

SU 1 008 079 A1

Авторы

Пикуль Вадим Николаевич

Даты

1983-03-30Публикация

1981-08-21Подача