Изобретение относится к судостроению, а именно к аварийно-спасательным устройствам подводных лодок.
Известны штоковые устройства, привариваемые к прочному корпусу подводной лодки и служащие для ее подъема понтонами при затоплении. Одним концом штоковые устройства закреплено на прочном корпусе подводной лодки, на втором расположен прилив с пазом и роликом внутри него. Водолаз заводит в паз ходовой трос, конец которого поднимают на поверхность. Затем тросом выдергивают штоковые устройства из походного гнезда. По ходовому тросу опускают автоматический захват, соединенный с металлическим понтоном. После соединения захвата с приливом штокового устройства понтон продувают. Всплывающие понтоны поднимают затонувшую подводную лодку к поверхности на глубину 10-20 метров, где можно выполнять дальнейшие спасательные работы, а именно, спасение экипажа, буксировка на мелкое место и прочее.
Технический результат достигается снабжением подводной лодки надувными понтонами, уложенными в прочные хранилища и закрепленными к прочному корпусу посредством полых штоков, по которым в понтоны подается сжатый воздух.
На фиг. 1 изображен продольный разрез подводной лодки с надувными понтонами в рабочем положении, ватерлиния WLI аварийная лодка выбросила надувные понтоны и начала всплытие, ватерлиния WL2 лодка поднята понтонами на поверхность; на фиг. 2 сечение по шпангоуту А, см. в корму; по B см. в нос; на фиг. 3 район межкорпусного пространства с прочным хранилищем и уложенным в нем по-походному надувным понтоном.
Спасательное устройство подводной лодки состоит из полых штоков 1, к которым присоединены надувные понтоны 2. Каждый понтон 2 выполнен из эластичного непроницаемого материала, и уложен по-походному в прочное, выдерживающее давление воды на предельной глубине погружения хранилище 3, закрытое крышкой 4 с кремальерным запором 5. Хранилище 3 размещено в межкорпусном пространстве (между легким и прочным корпусом) и прикреплено к прочному корпусу 6. Понтон 2 соединен с вварышем 7 на прочном корпусе 6 полым штоком 1, через который в него подается сжатый воздух. Внутри подводной лодки на вварыше 7 смонтирован бортовой клапан 8, который соединен с трубой 9 с дозатором 10, подключенным к корабельной системе воздуха высокого давления 11. Крышка 4 имеет возможность открываться, поворачиваясь на оси 12. На крышке 4 установлен вгладь с легким корпусом 13 обтекатель 14. На корпусе хранилища 3 смонтирован пневмопривод 15 открывания ремальерного запора 5. Привод 16 открывания крышки 4 смонтирован на фундаменте 17, закрепленном на корпусе хранилища 3. Конструкции механизмов крышек и приводов известны и достаточно хорошо отработаны. Дозатор 10 и хранилище 3 соединены с зобортным пространством трубами 18 и 19 через клапан 20, установленный на вваренном в прочный корпус 6 стакане 21. Приводы 15 и 16 соединены трубами 22 и 23 соответственно со стаканами 24 и 25 на прочном корпусе 6, на которых смонтированы бортовые клапаны 26 и 27. Клапаны 26 и 7 соединены с корабельной системой сжатого воздуха. На штоке 1 смонтирован предохранительный клапан 28. Нижняя коническая часть надувного понтона 2 для предотвращения повреждений о кромки хранилища 3 и отверстия в легком корпусе 13 помещена в эластичный тубус 29, который закреплен изнутри нижней части корпуса хранилища 3. Внутри понтона 2 на выходном отверстии штока 1 установлена эластичная труба 30, второй конец которой закреплен в верхней части понтона 2 для надежности выбрасывание его из хранилища 3.
Спасательное устройство подводной лодки (лежащей на грунте или тонущей) работает следующим образом. Открытием клапана 20 выравнивают давление в хранилище 3 с забортным, подавая одновременно его в дозатор 10 для корректировки величины порции воздуха, подаваемого в надувной понтон 2, с целью предотвращения его разрыва. Открытием клапана 27 подают сжатый воздух по трубе 22 на привод 15 и поворотом открывают кремольерный запор 5, затем, открывая клапан 25, подают воздух по трубе 23 на привод 16 и открывают крышку 4. Открывают смонтированный на вварыше 7 бортовой клапан 8 и по трубе 9 дозатором 10 подают воздух высокого давления в надувной понтон 2. Отмеренная дозатором 10 порция сжатого воздуха по трубе 9 через клапан 8, шток 1, трубу 30, поступает в верхнюю часть надувного понтона 2, силой плавучести его из хранилища 3 и заполняет с превышением давления над зобортным на небольшую величину (1,0-1,5 атм). Подводная лодка получает положительную плавучесть и начинает всплытие (фиг. )1, положение WL1. По мере приближения к поверхности забортное давление уменьшается. Чтобы не разорвать надувной понтон 1 при приближении к поверхности, излишек сжатого воздуха стравливается предохранительным клапаном 28. По окончании подъема подводная лодка занимает положение WL2 (фиг. 1). Тубус 29 защищает понтон 2 от повреждений о кромки легкого корпуса 13 и верхние кромки хранилища 3 при неизбежных относительных перемещениях понтонов 2 и корпуса подводной лодки, особенно при волнении на поверхности. В положении подводной лодки WL2 верхний рубочный люк 31 находится выше ватерлинии, это позволяет открыть его для эвакуации пострадавшей части экипажа, вентилировать подводную лодку, пополнить запас сжатого воздуха и выполнять прочие неотложные спасательные работы, включая буксировку подводной лодки спасателями на базу.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2011 |
|
RU2469903C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК | 2006 |
|
RU2330778C2 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ БУЙ ОВЧИННИКОВА | 2013 |
|
RU2532290C1 |
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ | 2018 |
|
RU2688569C1 |
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ | 2011 |
|
RU2479463C1 |
НАВИГАЦИОННЫЙ ОГОНЬ | 1993 |
|
RU2094298C1 |
СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОГО СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА С ПЛ-ТАНКЕРА В АВАРИЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ КРЕНЕ И ДИФФЕРЕНТЕ | 2000 |
|
RU2174088C1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЛЮК УСТРОЙСТВА ДЛЯ ШЛЮЗОВАНИЯ ПОДВОДНИКОВ | 2000 |
|
RU2184048C2 |
СУДОПОДЪЕМНЫЙ ТРЕНАЖЕР | 2021 |
|
RU2777286C1 |
Комплекс спасательный универсальный надводный для подводной лодки | 2017 |
|
RU2722601C2 |
Назначение: изобретение относится к судостроению, а именно к аварийно-спасательным устройствам подводных лодок. Сущность изобретения: в размещенных в межбортном пространстве прочных хранилищах с крышками на кремольерных запорах уложены надувные понтоны из эластичного материала, например, армированной резины. Понтоны закреплены к полым штокам, смонтированным на прочном корпусе подводной лодки. Изнутри лодки к полым штокам подведен через бортовые клапаны и дозаторы сжатый воздух. Крышки хранилищ имеют дистанционный привод отдраивания и открывания. 3 ил.
Спасательное устройство подводной лодки, содержащее надувные понтоны и хранилища с крышками для этих понтонов, отличающееся тем, что оно снабжено системой выравнивания давления, дозатором и штоками для крепления к корпусу подводной лодки, при этом каждый упомянутый шток выполнен полым для подачи сжатого воздуха к соответствующему ему понтону и снабжен предохранительным клапаном, а каждая крышка хранилища снабжена кремальерным запором.
СОСТАВ ВАННЫ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПРИХВАТА ТРУБНЫХ КОЛОНН | 2007 |
|
RU2374296C2 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1997-06-20—Публикация
1993-10-11—Подача