АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ БУЙ ОВЧИННИКОВА Российский патент 2014 года по МПК B63B22/18 H01Q1/34 B63G8/38 

Описание патента на изобретение RU2532290C1

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции аварийно-спасательного устройства подводной лодки.

Известен аварийно-сигнальный буй [1], который входит в состав аварийно-спасательного устройства подводной лодки. Буй устанавливается в надстройке подводной лодки и служит для подачи сигнала при аварийном положении корабля. В аварийной ситуации экипаж отдает изнутри прочного корпуса крепление аварийно-сигнального буя, буй всплывает, вынося на поверхность сигнальный огонь и телефон для связи с кораблем.

Аварийно-сигнальный буй может не иметь кабельной связи с подводной лодкой [2]. Тогда в нем смонтирован радиопередатчик, подающий при всплытии буя кодированный радиосигнал об аварии, после чего буй самоуничтожается. Такая конструкция аварийно-сигнального буя может иметь ручной и автоматический привод отдачи буя.

На высокой подводной скорости подводной лодки вследствие гидродинамического воздействия от набегающего потока у буя, выступающего над палубой подводной лодки, возникают низкочастотные колебания, переходящие во флаттер. Это создает проблемы крепления аварийно-сигнального буя к корпусу подводной лодки, приводящие к потере буя в море или к невозможности его аварийного всплытия [2].

Известна конструкция невыступающего аварийно-сигнального буя [3], который соединяется с корпусом подводной лодки кабель-тросом. После отдачи крепления аварийно-сигнальный буй изнутри подводной лодки выходит из шахты, начинает всплытие, опрокидываясь в рабочее положение. Всплыв, аварийно-сигнальный буй выносит на поверхность сигнальный огонь и телефон для связи с затонувшей подводной лодки, находящийся внутри герметичной полости аварийно-сигнального буя. Применение аварийно-сигнального буя такой конструкции на подводной лодке, имеющей значительную предельную глубину погружения (600 метров у АПЛ проекта 967, Барс), проблематично. Во-первых, буй не может вытащить кабель-трос с такой глубины. Во-вторых, обнаружить сигнальный огонь такого буя на театре действия подводной лодки практически нереально, оснащение его радиостанцией для подачи сигнала, который идентифицирует корабль и дает координаты аварии, более эффективно.

Задачей изобретения является создание конструкции аварийно-сигнального буя, исключающей его потерю, вследствие устранения причины колебаний. Задача решается тем, что буй предлагаемой конструкции не испытывает воздействие набегающего на корпус подводной лодки потока, соответственно, у него не возникает вибрация, в результате чего уменьшается буксировочное сопротивление и шумность подводной лодки, аварийно-сигнальный буй не может быть потерян.

Аварийно-сигнальный буй, фиг.1, представляет собой непроницаемую прочную конструкцию, рассчитанную на максимальную глубину погружения, имеющую в своей основе корпус 1 и обладающей положительной плавучестью. На нижнем донышке корпуса смонтирован радиопроницаемый обтекатель 2 радиопередатчика. Корпус 1 аварийно-сигнального буя имеет форму усеченного конуса, которая необходима для свободного его выхода из шахты 3, расположенной в надстройке между прочным корпусом подводной лодки 4 и палубой легкого корпуса 5. Аварийно-сигнальный буй в положении по-походному установлен в шахте 3 и через жесткую тягу 6 закреплен к прочному корпусу подводной лодки приводом отдачи 7, смонтированным на вварыше в обшивке прочного корпуса 4. Стандартная конструкция привода отдачи 7, применяемая на всех подводных лодках, такова, что при раскрытии захватов от приведения в действие привода 7 изнутри подводной лодки он через жесткую тягу 6 сталкивает аварийно-сигнальный буй с его посадочного места в шахте 3.

На верхнем донышке 8 аварийно-сигнального буя нанесено противоакустическое покрытие 9 той же конструкции, как и на всем легком корпусе подводной лодки. Посадочное место опорного фланца аварийно-сигнального буя расположено по высоте так, что поверхность противоакустического покрытия 9 буя находится вгладь с противоакустическим покрытием верхней палубы 5. В центре верхнего донышка 8 АСБ имеется обух 10, к которому прикреплен стальной канат 11, представляющий собой гибкий груз. В противоакустическом покрытии 9 АСБ имеется паз 12, расположенный в диаметральной плоскости корабля или параллельно ей, если шахта АСБ конструктивно сдвинута к борту ПЛ. В паз 12 уложена часть стального каната 11, а остальная большая его часть уложена в бухту 13 на дне шахты 3. Паз 12 вместе с частью стального каната 11 залит герметиком вгладь с противоакустическим покрытием 9.

Жесткая тяга 6 крепится к корпусу 1 аварийно-сигнального буя на шарнирах 14. В состав жесткой тяги также входит соединение 15 с подрывным патроном, срабатывание которого управляется гидростатом.

Аварийно-сигнальный буй подводной лодки работает следующим образом.

Стальной канат 11 укладывается в бухту 13 на дно шахты 3. Затем снаряженный буй устанавливается в шахту 3, его верхнее донышко с учетом толщины противоакустического покрытия 9 становится на уровень наружной поверхности противоакустического покрытия 16 верхней палубы 5. Головка жесткой тяги 6 заводится в захваты привода отдачи 7 и зажимается, натягиваясь при этом и удерживая аварийно-сигнальный буй в шахте 3. Для удобства завода головки жесткой тяги 6 в захваты привода отдачи 7 аварийно-сигнального буя в стенках шахты 3 устроены отверстия.

Отдача аварийно-сигнального буя при необходимости подачи аварийного сигнала производится двумя способами. Первый способ: вращением вручную маховика привода 7 изнутри прочного корпуса. При раскрытии захватов привода привод сталкивает аварийно-сигнальный буй с посадочного места, дальше буй действием сил плавучести выходит из шахты 3, вытягивая за собой канат 11, выполняющий роль гибкого груза. Затем под действием опрокидывающего момента, создаваемого весом покрытия 9 и каната 11, аварийно-сигнальный буй разворачивается. Под действием веса каната 11 его верхняя часть вырывается из паза 12, буй разворачивается на 180° и окончательно всплывает на поверхность для подачи аварийного радиосигнала, фиг.2.

Второй способ: аварийно-сигнальный буй отдается автоматически. При погружении подводной лодки на глубину больше, чем предельно допустимая, входящий в состав жесткой тяги 6 гидростат вызывает срабатывание подрывного патрона, что приводит к рассоединению тяги 6 и выходу аварийно-сигнального буя из шахты 3. Дальнейшее всплытие буя происходит в описанной выше последовательности.

Литература

1. Прасолов С.Н., Амитин И.Б. Устройство подводных лодок. М.: Воениздат, - 1979. с. 207.

2. Судостроение. - 2011, №3, с. 29.

3. Овчинников И.Д. Авторское свидетельство №251596, приоритет 05.08.85 г., регистрация 01.04.87 г.

Похожие патенты RU2532290C1

название год авторы номер документа
Буксирное устройство подводной лодки 2020
  • Овчинников Игорь Дмитриевич
RU2746865C1
БУЙ-ВЬЮШКА СПАСАТЕЛЬНАЯ С СИСТЕМОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ОТДАЧИ 2011
  • Деренков Юрий Викторович
  • Плахов Дмитрий Николаевич
  • Карманов Эдуард Викторович
  • Слесарев Олег Михайлович
RU2478058C1
СПОСОБ БУКСИРОВКИ УТИЛИЗИРУЕМОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Козюков Леонид Викторович
  • Алексеев Игорь Николаевич
  • Чехман Анатолий Степанович
  • Платонов Генрих Михайлович
  • Луговой Виталий Александрович
  • Молчанов Владимир Александрович
RU2275310C2
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЭКИПАЖА С АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Паршиков Сергей Кузьмич
  • Скорняков Александр Петрович
  • Палкин Александр Кузьмич
RU2346849C2
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ 2011
  • Козюков Леонид Викторович
  • Агишев Евгений Робертович
  • Алексеев Игорь Николаевич
  • Илюхин Виктор Николаевич
  • Пышный Александр Русланович
RU2479463C1
СПОСОБ ПОИСКА И ПОДЪЕМА НА ПОВЕРХНОСТЬ МОРЯ ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА, А ТАКЖЕ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В НЕМ 2005
  • Бахарев Сергей Алексеевич
RU2299446C1
СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОГО СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА С ПЛ-ТАНКЕРА В АВАРИЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ КРЕНЕ И ДИФФЕРЕНТЕ 2000
  • Абрамов Ю.В.
  • Шкодских В.Н.
RU2174088C1
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ 2004
  • Крылова Валерия Федоровна
  • Устинов Владимир Алексеевич
  • Бискуп Ростислав Павлович
  • Клатов Камиль Анберович
  • Ерпулев Михаил Анатольевич
  • Крылов Игорь Юрьевич
  • Ерпулев Андрей Анатольевич
  • Илюхин Виктор Николаевич
  • Зайнуллин Олег Флоридович
  • Лесина Светлана Владимировна
  • Агишев Евгений Робертович
RU2280586C2
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРИ АВАРИИ В ПОДВОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ 2001
  • Киселёв В.В.
RU2229419C2
ПОДВОДНОЕ СУДНО 2002
  • Григорьев Б.В.
  • Устинов В.А.
  • Виноградов В.П.
  • Климов А.Н.
RU2210520C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 532 290 C1

Реферат патента 2014 года АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ БУЙ ОВЧИННИКОВА

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции аварийно-спасательного устройства подводной лодки. Аварийно-сигнальный буй устанавливается в шахте надстройки вгладь с палубой подводной лодки и выносит на поверхность после отдачи его крепления к корпусу подводной лодки радиопередатчик. Антенна радиопередатчика установлена на малом нижнем донышке буя. К большему верхнему донышку прикреплен гибкий груз, создающий опрокидывающий момент, переворачивающий при всплытии буй в рабочее положение. Повышается надежность всплытия буя, сигнализирующего об аварийном положении подводной лодки, исключается его потеря. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 532 290 C1

Аварийно-сигнальный буй, установленный в шахте надстройки вгладь с палубой подводной лодки и выносящий на поверхность после отдачи его крепления к корпусу подводной лодки радиопередатчик, отличающийся тем, что антенна радиопередатчика установлена на малом нижнем донышке буя, а к большему верхнему донышку прикреплен гибкий груз, создающий опрокидывающий момент, переворачивающий при всплытии буй в рабочее положение.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2532290C1

US 2011000417 A1, 06.01.2011
Фидерный преобразователь для перехода с симметричного фидера на асимметричный и обратно 1935
  • Татаринов В.В.
SU46610A1
Механизированный способ изготовления художественных облицовочных плиток из стекла 1950
  • Мясников А.А.
SU92403A1
FR 2857164 A1, 07.01.2005

RU 2 532 290 C1

Авторы

Овчинников Игорь Дмитриевич

Даты

2014-11-10Публикация

2013-05-29Подача