ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО Российский патент 1997 года по МПК B60H1/04 

Описание патента на изобретение RU2083382C1

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно к автотранспорту, и предназначено для поддержания заданной температуры в салоне, кабине и отсеках транспортных средств.

Известна отопительная установка для автомобиля (Германия, 4215976, В 60 Н 1/00, 1992), которая обеспечивает обогрев или охлаждение посредством отдельных электрических средств.

Ближайшим аналогом, принятым за прототип, является транспортное устройство (RU, 2031007, В 60 Н 1/04, 1992), содержащее двигатель с устройством генерации теплоносителя с радиатором (теплообменником), снабженным термоэлектрической батареей с переключателем полярности питающего тока и вентилятором воздушного потока.

Технической задачей изобретения является снижение потерь, возникающих при работе элементов термобатареи.

Указанные задачи достигаются за счет того, что транспортное средство снабжено многоканальным регулятором температуры воздуха в салоне, состоящим из датчика температуры, установленного в салоне, задатчика температуры, формирователя управляющего сигнала и многоканального распределителя, а теплообменник выполнен по крайней мере из одного блока, состоящего из трех соосно размещенных коробов, из которых внутренний подключен к устройству генерации теплоносителя двигателя, вход внешнего короба-воздухопровода соединен через нагнетающий вентилятор с воздухозабором и выходным патрубком с салоном, а в среднем коробе размещены термоэлектрические батареи, которые своими противоположными слоями контактируют соответственно со стенками внешнего и внутреннего коробов и электрически подсоединены каждый к своему выходу многоканального распределителя регулятора температуры.

Конструкция транспортного средства поясняется чертежами, где на фиг. 1 показана конструкция установки, на фиг. 2 электрическая схема установки.

Конструкция содержит двигатель с устройством генерации теплоносителя 1, теплообменник 2, состоящий из трех соосно размещенных коробов, из которых внешний воздухопровод 3 соединен через нагнетающий вентилятор 4 с воздухозабором 5 и выходным патрубком 6 с салоном (кабиной, отсеком), внутренний короб 7 подключен к устройству генерации теплоносителя двигателя 1, а в среднем коробе 8 размещены элементы 9, работа которых основана на эффекте Пельтье, термоэлектрической батареи. С целью улучшения термостатических свойств теплообменника воздуховод 8 с внешней стороны покрыт теплонепроводящим материалом 10. Количество теплообменников на объекте определяется потребной производительностью установки.

Управление режимом теплообменника осуществляет регулятор температуры, в качестве которого могут быть использованы регуляторы температуры в салонах самолетов по авт. св. СССР N 212764 с многоканальным распределителем 11, представляющим собой набор резисторов (для каждого элемента свой), причем величина каждого из них определяется значением тока через свой элемент термобатареи, соответствующего сигнала 15. Элементы 9 термобатареи через многоканальный распределитель запитываются в той или иной полярности через переключатель 16.

Установка функционирует следующим образом.

Теплоноситель из устройства генерации теплоносителя 1 прокачивается через внутренний короб 7, подогревая или охлаждая воздух, прокачиваемый в салон по воздухопроводу 8 нагнетающим вентилятором 4. Дополнительное охлаждение или нагрев осуществляется с помощью термобатареи, состоящей из элементов 9. При неработающем двигателе нагрев или охлаждение салона осуществляется за счет работы только термобатареи.

Управление режимом термобатареи осуществляют с помощью регулятора температуры. При этом используют особенность эффекта Пельтье, заключающегося в том, что он предусматривает оптимальный режим работы каждого элемента при соответствующем для него токе, определяемым известными зависимостями. Температура в салоне измеряется датчиком 12 и сравнивается в блоке 14 с заданным значением температуры, устанавливаемым задатчиком 13. Результирующий сигнал поступает на вход управляющего сигнала, который через резисторы в многоканальном распределителе поступает на соответствующий элемент термобатареи. При этом в зависимости от того, что требуется охлаждать или нагревать с помощью переключателя 16, включается соответствующая полярность тока.

Предлагаемая установка по сравнению с аналогичными и в частности с установкой, принятой за прототип, как показали результаты испытаний опытных образцов, позволяет повысить КПД на 30-50%

Похожие патенты RU2083382C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ БАТАРЕИ 1996
  • Бережной В.Н.
  • Калмыков А.Г.
  • Калмыков В.Г.
  • Липодаев А.И.
  • Бродский Б.Э.
  • Гуляев А.А.
  • Ивашкина И.Ю.
  • Скрябин В.В.
  • Тарасов А.Е.
RU2100876C1
СИСТЕМА ЛОКАЛЬНОГО КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ САЛОНА АВТОМОБИЛЯ 1998
  • Костенко В.И.
  • Гладких Л.М.
  • Изупак Э.А.
  • Никифоров В.Е.
  • Пащин А.И.
  • Прокопенко И.Ф.
  • Рыбкин Б.И.
  • Саутов В.Н.
  • Сперанская И.В.
  • Чмырев В.М.
RU2142371C1
ОБОГРЕВАТЕЛЬ СО ВСТРОЕННЫМ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ГЕНЕРАТОРОМ 2022
  • Баукин Владимир Евгеньевич
  • Винокуров Александр Викторович
  • Савельев Максим Анатольевич
RU2782078C1
КРЕСЛО С СИСТЕМОЙ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ 2007
  • Лапковский Александр Янович
  • Кузнецов Александр Алексеевич
  • Винокуров Александр Викторович
RU2345911C1
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 1998
  • Выгузов А.А.
  • Колп А.Я.
  • Матвеев Н.В.
  • Мощенко В.И.
  • Назарцев А.А.
  • Новиков А.В.
  • Плис О.И.
  • Потапов А.П.
  • Стругов А.М.
RU2169090C2
Устройство для создания теплового комфорта оператора транспортного средства 1988
  • Голуб Валерий Иосифович
  • Арефьев Василий Александрович
  • Толстых Владимир Владимирович
  • Джунь Владимир Алексеевич
  • Яшин Виктор Алексеевич
  • Фот Виктор Владимирович
  • Шевченко Александр Юрьевич
  • Дегтярев Георгий Георгиевич
SU1618678A1
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ МИКРОКЛИМАТА В АВТОМОБИЛЕ 1997
  • Черноусов О.Н.
  • Титов Н.А.
  • Адиятуллин А.Ш.
  • Мочалова Л.Г.
  • Веретенников В.П.
RU2131564C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОХЛАЖДЕНИЯ 2001
  • Виприцкий Д.Н.
RU2203457C2
ОТОПИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА СО ВСТРОЕННЫМ ТЕРМОГЕНЕРАТОРОМ 2018
  • Алексеев Леонид Владимирович
RU2699757C1
Термоэлектрическое устройство для создания микроклимата 1981
  • Серебряный Григорий Леонидович
SU1010413A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 083 382 C1

Реферат патента 1997 года ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Использование: в транспортных средствах и предназначено для поддержания заданной температуры в салоне, кабине или отсеке транспортного средства, преимущественно автомобиля. Сущность изобретения: транспортное средство, содержащее двигатель с устройством генерации теплоносителя, снабжено многоканальным регулятором температуры с многоканальным распределителем на выходе и теплообменником, выполненным по крайней мере из одного блока, состоящего из трех соосно размещенных коробов, из которых внутренний подключен к устройству генерации теплоносителя двигателя, вход внешнего короба - воздуховода соединен через нагнетающий вентилятор воздушного потока с воздухозабором, и выходным патрубком с салоном, а в среднем коробе размещены элементы термоэлектрической батареи, которые своими противоположными спаями контактируют соответственно со стенками внешнего и внутреннего коробов и электрически подсоединены каждый к своему выходу многоканального распределителя регулятора температуры. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 083 382 C1

Транспортное средство, содержащее двигатель с устройством генерации теплоносителя и теплообменником, связанным с термоэлектрической батареей, с переключателем полярности питающего тока и нагнетающим вентилятором воздушного потока, отличающееся тем, что транспортное средство снабжено многоканальным регулятором температуры воздуха в салоне, состоящим из датчика температуры, установленного в салоне, задатчика температуры и формирователя управляющего сигнала, связанного с многоканальным распределителем, при этом теплообменник выполнен по меньшей мере из одного блока, состоящего из трех соосно размещенных коробов, из которых внутренний подключен к устройству генерации теплоносителя двигателя, вход внешнего короба воздуховода соединен через нагнетающий вентилятор воздушного потока с воздухозабором и выходным патрубком с салоном, а в среднем коробе размещены элементы термоэлектрической батареи, которые своими противоположными спаями контактируют соответственно со стенками внешнего и внутреннего коробов и электрически подсоединены каждый к своему выходу многоканального распределителя регулятора температуры.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2083382C1

СТАБИЛИЗАТОР НАПРЯЖЕНИЯ С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ РЕГУЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ 0
SU203007A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 083 382 C1

Авторы

Бережной В.Н.

Калмыков А.Г.

Калмыков В.Г.

Липодаев А.И.

Бродский Б.Э.

Гуляев А.А.

Ивашкина И.Ю.

Скрябин В.В.

Тарасов А.Е.

Даты

1997-07-10Публикация

1996-09-25Подача