ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 1997 года по МПК F02K9/44 

Описание патента на изобретение RU2083859C1

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям и, в частности, к двигателям с качанием камеры сгорания относительно направления движения.

Для ракет и управляемых снарядов, работающих на жидком топливе, одним из наиболее простых средств регулирования траектории полета является отклонение двигателя.

Известен двигатель, снабженный устройством для качания ("Двигательные установки космического аппарата многократного применения". Сб. переводов. ЦИАМ, М. 1974, с. 22-27). Подводящие топливные трубопроводы в нем снабжены сильфонами с внешним или внутренним ограничением, расположенными последовательно и допускающими необходимые отклонения.

Известно, что на первой ступени ракеты "Сатурн" 4 из 8 двигателей Н-1 также снабжены устройством для качания (Топливопроводы первой ступени ракеты "Сатурн". Новое в зарубежном авиадвигателестроении. ЦИАМ, ОНТИ, 1963, N2, c. 19-22 прототип). Указанный двигатель содержит камеру сгорания, газогенератор, агрегаты подачи и управления, узел качания камеры сгорания и подводящие топливные трубопроводы, снабженные сильфонными узлами. При этом трубопровод окислителя снабжен двумя сильфонными соединениями карданного типа, из которых одно универсальное, допускающее угловые перемещения. Трубопровод горючего имеет три последовательно расположенных сильфонных узла карданного типа, размещенных взаимно перпендикулярным направлениям (см. фиг. 19, 20 прототипа).

Недостатком этого двигателя является то, что длина подводящих топливных трубопроводов у него существенно увеличена, а это привело к значительному росту массы двигателя и его диаметрального габарита.

Целью изобретения является снижение массы и габаритов двигателя.

Цель достигается тем, что в двигателе сильфонный узел расположен концентрично относительно узла качания и выполнен в виде двух сильфонов с образованием кольцевого канала и коллекторов вокруг узла качания, при этом кольцевые коллекторы соединены с неподвижной и подвижной частями топливного трубопровода. Такое гибкое соединение в топливном трубопроводе обеспечивает качание двигателя в любую сторону без изменения объема трубопровода при качании. В то же время такой трубопровод имеет существенно меньшую длину, а следовательно, и массу. Диаметральный габарит двигателя при этом значительно уменьшается.

На чертеже представлена схема предлагаемого двигателя.

Двигатель содержит камеру сгорания 1, газогенератор 2, агрегат подачи топлива, состоящий из турбины 3, насоса горючего 4 и насоса окислителя 5, агрегаты управления 6, 7 и 8, узел качания 9, прикрепленный к раме 10 и газоводу камеры сгорания 1. Для подвода горючего служит подводящий трубопровод 11, имеющий подвижную часть 12 с гибкими элементами-сильфонами 13, снабженными стяжками карданного типа. Для подвода окислителя служит трубопровод, имеющий неподвижную часть 14 и подвижную часть 15, прикрепленную жестко к двигателю, конкретно к насосу окислителя 5. Сильфонный узел трубопровода подвода окислителя выполнен в виде наружного 16 и внутреннего 17 сильфонов, образующих кольцевой канал вокруг узла качания 9. Центр качания двигателя расположен в центе сильфонного узла. Сильфоны 16 и 17 с одной стороны прикреплены к кольцевому коллектору 18, подсоединенному к неподвижной части трубопровода подвода окислителя и жестко закрепленному на раме 10 двигателя. С другой стороны сильфоны 16 и 17 прикреплены к кольцевому коллектору 19, присоединенному к неподвижной части 15 трубопровода подвода окислителя и жестко закрепленному на кронштейне газовода камеры сгорания. Таким образом, стяжкой сильфонного узла, ограничивающей его осевые деформации, является сам узел качания 9 и элементы рамы 10 и кронштейна на газоводе камеры сгорания, к которым он прикреплен.

Качание двигателя при его работе осуществляется следующим образом. С помощью рулевых машин камера сгорания отклоняется в заданную сторону на заданный угол. Вместе с камерой сгорания отклоняется и агрегат подачи, турбина и насосы которого жестко связаны с камерой трубопроводами 20, 21 и 22 и с подвижными частями 12 и 15 подводящих топливных трубопроводов. При этом подвижная часть 12 трубопровода подвода горючего отклоняется от номинального положения за счет изгибных деформаций сильфонов 13, а подвижная часть 15 трубопровода подвода окислителя отклоняется от номинального положения за счет изгибной деформации сильфонов 16 и 17.

Возможно выполнение и обоих топливных трубопроводов по типу предложенного здесь трубопровода для подвода окислителя. В этом случае сильфонный узел трубопровода подвода горючего должен быть выполнен также в виде двух расположенных концентрично сильфонов, образующих кольцевой канал вокруг сильфонного узла трубопровода окислителя, соединенный с помощью кольцевых коллекторов с неподвижной и подвижной частями трубопровода подвода горючего.

Применение предложенной конструкции сильфонного узла в подводящих топливных трубопроводах позволяет снизить массу двигателя и уменьшить его диаметральный габарит. Повышается и надежность двигателя за счет постоянства объема подводящих топливных трубопроводов при качании двигателя.

Похожие патенты RU2083859C1

название год авторы номер документа
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 2011
  • Болотин Николай Борисович
RU2458245C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ И БЛОК СОПЕЛ КРЕНА 2010
  • Болотин Николай Борисович
  • Варламов Сергей Евгеньевич
RU2431756C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ И БЛОК СОПЕЛ КРЕНА 2010
  • Варламов Сергей Евгеньевич
  • Болотин Николай Борисович
RU2420669C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Гольба Анатолий Викторович
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Радько Дмитрий Владимирович
  • Туртушов Валерий Андреевич
RU2524483C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ, ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ И БЛОК СОПЕЛ КРЕНА 2011
  • Болотин Николай Борисович
RU2464208C1
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 1998
  • Иванов Н.Ф.
RU2136935C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ 1995
  • Чикалов В.Г.
  • Горелов Г.М.
  • Орлов В.Н.
  • Барышевский В.А.
  • Михайлов С.В.
RU2161263C2
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2014
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Иванов Виталий Александрович
  • Лихванцев Анатолий Андреевич
  • Васильев Кирилл Сергеевич
  • Асташенков Николай Никитович
RU2563596C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И УЗЕЛ ПОДВЕСКИ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ЖРД 2009
  • Болотин Николай Борисович
RU2413863C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И БЛОК СОПЕЛ КРЕНА 2010
  • Варламов Сергей Евгеньевич
  • Болотин Николай Борисович
RU2431053C1

Реферат патента 1997 года ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Использование: в жидкостных ракетных двигателях с качанием камеры сгорания относительно направления движения. Сущность изобретения: жидкостной ракетный двигатель содержит камеру сгорания 1, газогенератор 2, агрегаты подачи 3-4-5 и управления 6-7-8, узел качания 9 и подводящие трубопроводы 11 и 14 с сильфонными узлами, один из которых расположен концентрично относительно узла качания и выполнен в виде двух сильфонов 16 и 17 с образованием кольцевого канала и коллекторов 18 и 19 вокруг узла качания, при этом кольцевые коллекторы соединены с неподвижной 14 и подвижной 15 частями топливного трубопровода. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 083 859 C1

Жидкостный ракетный двигатель, содержащий камеру сгорания, газогенератор, агрегаты подачи и управления, узел качания камеры сгорания и подводящие топливные трубопроводы, снабженные сильфонными узлами, отличающийся тем, что, с целью снижения массы и габаритов двигателя, в нем сильфонный узел расположен концентрично относительно узла качания и выполнен в виде двух сильфонов с образованием кольцевого канала и коллекторов вокруг узла качания, при этом кольцевые коллекторы соединены с неподвижной и подвижной частями топливного трубопровода.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2083859C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Двигательные установки космического аппарата многократного применения: Сборник переводов
- М.: ЦИАМ, 1974, с
Машина для добывания торфа и т.п. 1922
  • Панкратов(-А?) В.И.
  • Панкратов(-А?) И.И.
  • Панкратов(-А?) И.С.
SU22A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Топливопроводы первой ступени ракеты "Сатурн": Новости в зарубежном авиадвигателестронии
- ЦИАМ, ОНТИ, 1963, N 2, с
Способ изготовления электрических сопротивлений посредством осаждения слоя проводника на поверхности изолятора 1921
  • Андреев Н.Н.
  • Ландсберг Г.С.
SU19A1

RU 2 083 859 C1

Авторы

Барышевский В.А.

Брейво А.Э.

Чикалов В.Г.

Орлов В.Н.

Даты

1997-07-10Публикация

1986-06-02Подача