УСТРОЙСТВО ДЛЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ВАРИАНТЫ) Российский патент 1997 года по МПК G01M9/00 

Описание патента на изобретение RU2084850C1

Предлагаемое изобретение относится к области лабораторных аэродинамических испытаний и может быть использовано при проведении испытаний различных моделей в аэродинамической трубе, например, применено в области испытания транспортных средств для придания им обтекаемой формы, а также при исследовании эффекта "близости земли" для летательных аппаратов различного назначения.

Известно устройство для аэродинамических испытаний моделей транспортных средств, содержащее платформу, связанную с испытываемой моделью, привод перемещения платформы и аэродинамический экран. Недостатком известного устройства является низкая точность воспроизведения взаимодействия транспортного средства с воздушным потоком, обусловленная влиянием потока воздуха, создаваемого приводом перемещения модели, а также неподвижностью модели относительно аэродинамического экрана.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому и принятым за прототип является устройство для аэродинамических испытаний моделей транспортных средств, содержащее платформу, связанную с испытываемой моделью, привод перемещения платформы и аэродинамический экран [2]
Однако недостатком известного устройства является низкая точность воспроизведения процесса взаимодействия модели с воздушным потоком, отсутствие необходимой точности измерений, создается неравномерность осредненных параметров, что обусловлено цикличностью проведения испытаний, конечной длиной испытательного участка и нестабильностью скорости движения модели относительно воздушной среды и что не позволяет приблизить условия испытания к натурным.

Цель изобретения расширение эксплуатационных возможностей и повышение точности воспроизведения процесса взаимодействия модели с потоком среды. Цель достигается тем, что устройство для аэродинамических испытаний моделей транспортных средств, содержащее испытываемую модель и аэродинамический экран, снабжено блоком для получения потока рабочей среды, а аэродинамический экран выполнен подвижным в виде бесконечной ленты и снабжен приводом с возможностью регулирования скорости перемещения экрана относительно неподвижной модели, при этом модель располагается над центром экрана, вдоль его оси, например, в магнитном поле, либо под углом к потоку рабочей среды для имитации воздействия бокового ветра с зазором относительно экрана или без него. При этом осуществляется движение относительно неподвижной модели как потока рабочей среды, так и аэродинамического экрана, причем скорости аэродинамического экрана и потока рабочей среды регулируются независимо друг от друга.

При закреплении модели на вертикальной оси аэродинамический экран выполняется в виде двух бесконечных лент, расположенных с продольным зазором.

Для расширения эксплуатационных возможностей регулируется плотность потока рабочей среды.

В известном техническом решении [1] имеются признаки, сходные с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа. Это наличие аэродинамического экрана, движение модели относительно среды и экрана и установка модели под углом к потоку среды для имитации бокового ветра.

Однако свойства заявляемого решения отличаются от свойств аналога, то есть в известном техническом решении модель движется относительно среды и экрана с нелинейной скоростью на отрезке, имеющим конечные размеры.

В заявляемом устройстве для аэродинамических испытаний моделей транспортных средств осуществляется движение потока рабочей среды и аэродинамического экрана с регулируемыми скоростями относительно неподвижной модели транспортного средства в течение требуемого времени с необходимым законом изменения скоростей движения, в связи с чем заявляемое техническое решение обладает существенными отличиями от известных.

В результате проведенного анализа предлагаемое устройство позволяет повысить точность воспроизведения процесса взаимодействия модели транспортного средства с потоком среды за счет неподвижности модели, а также неподвижности аппаратуры фиксации параметров, что позволяет зафиксировать весь процесс взаимодействия модели с потоком среды при различных скоростях и плотностях потока рабочей среды и различной скорости движения аэродинамического экрана, как при фиксированных скоростях, так и при их динамическом регулировании.

На фиг. 1 изображено устройство для аэродинамических испытаний моделей транспортных средств и характер обтекания потоком среды модели, устанавливаемой без зазора над аэродинамическим экраном при неподвижном экране (V ср. ≠0, Vэ. 0), где Vcр. скорость потока среды, Vэ. скорость экрана.

На фиг. 2 изображено то же, что на фиг.1 при движении аэродинамического экрана (Vср. ≠ 0, Vэ. ≠ 0).

На фиг. 3 изображено устройство для аэродинамических испытаний моделей транспортных средств и характер обтекания потоком среды модели, устанавливаемой с зазором над аэродинамическим экраном при неподвижном экране (Vср. ≠0, Vэ.=0).

На фиг.4 изображено то же, что и на фиг.3 при движении аэродинамического экрана (Vср. ≠ 0, Vэ. ≠ 0)
Устройство для аэродинамических испытаний моделей транспортных средств содержит блок, организующий поток среды 1, испытываемую модель 2, аэродинамический экран 3, привод перемещения экрана 4.

Блок, организующий поток рабочей среды 1, служит для создания потока рабочей среды, регулирования его скорости и плотности и организации движения рабочей среды относительно модели транспортного средства, причем рабочей средой может быть газ, пары, жидкость либо их смесь между собой.

Испытываемая модель 2 служит для снятия технических характеристик параметров обтекания модели потоком среды.

Аэродинамический экран 3 служит для исследования распределения потока среды относительно модели и учета взаимодействия между моделью, средой и "движущейся поверхностью", представляет собой бесконечную ленту либо две бесконечные ленты, расположенные с продольным зазором.

Привод перемещения экрана 4 служит для перемещения экрана с заданным законом изменения скорости относительно модели транспортного средства 2.

Устройство работает следующим образом.

Блок, организующий поток рабочей среды, 1 вырабатывает поток среды с требуемыми параметрами (закон изменения скорости, плотность, ламинарный или турбулентный характер движения среды) относительно неподвижной модели транспортного средства 2, при этом аэродинамический экран 3 с помощью привода перемещения экрана 4 движется с заданным законом изменения скорости. Производится процесс измерения характера обтекания потоком среды модели транспортного средства 2.

Наличие в устройстве подвижного аэродинамического экрана дает возможность зафиксировать характер протекания потока между моделью транспортного средства 2 и аэродинамическим экраном 3 и учесть при отработке формы транспортного средства вызываемые этими протеканиями завихрения и их воздействие на модель.

Использование предлагаемого устройства для аэродинамических испытаний моделей транспортных средств по сравнению с прототипом дает возможность снизить стоимость определения аэродинамических характеристик транспортных средств и повысить точность измерений в сравнении с испытаниями на натурных образцах транспортных средств и повысить точность измерений в сравнении с испытаниями на натурных образцах транспортных средств, отработки формы транспортных средств с учетом эффекта "близости земли", а также возможность прямых испытаний моделей (в том числе и в натуральную величину) наземных транспортных средств, летательных аппаратов и "экранопланов".

Похожие патенты RU2084850C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НАПРАВЛЯЮЩЕГО ПУТИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА 1990
  • Заславский Б.Л.
  • Флакс Л.М.
  • Карпекин В.Я.
  • Торбенко А.И.
RU2007696C1
Способ увеличения вероятности преодоления зон противоракетной обороны 2017
  • Чередников Геннадий Витальевич
RU2680558C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА 2013
  • Батура Николай Иванович
  • Верейский Георгий Сергеевич
  • Головкин Владимир Алексеевич
  • Головкин Михаил Алексеевич
  • Голубев Николай Викторович
  • Дядченко Геннадий Ефимович
  • Егоров Сергей Витальевич
  • Карташев Юрий Валентинович
  • Клейн Александр Мартынович
  • Лазарев Лев Иванович
  • Михайлов Николай Константинович
  • Рябоконь Михаил Парфенович
  • Тарасов Николай Николаевич
RU2526515C1
БОЕПРИПАС ЯДЕРНЫЙ КОЛЛАЙДЕРНОГО ТИПА 2010
  • Чередников Геннадий Витальевич
RU2456692C2
СПОСОБ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СТЕНД ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Субботин Виктор Владимирович
  • Терехин Владимир Алексеевич
  • Шевяков Владимир Иванович
  • Акинфиев Владимир Олегович
  • Третьяков Владимир Федорович
  • Носков Геннадий Павлович
  • Чевагин Александр Федорович
RU2421701C1
СПОСОБ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Субботин Виктор Владимирович
  • Терехин Владимир Алексеевич
  • Шевяков Владимир Иванович
  • Акинфиев Владимир Олегович
  • Третьяков Владимир Федорович
  • Носков Геннадий Павлович
  • Чевагин Александр Федорович
RU2421702C1
Гиперзвуковая ударная аэродинамическая труба 2016
  • Рулева Лариса Борисовна
  • Котов Михаил Алтаевич
  • Солодовников Сергей Иванович
  • Самохвалов Геннадий Васильевич
RU2621367C1
Устройство для регулирования аэродинамического сопротивления транспортного средства 1990
  • Гончаров Борис Константинович
  • Певцов Виталий Борисович
  • Слюняев Николай Николаевич
  • Смоляр Анатолий Алексеевич
SU1731674A1
Способ определения аэродинамического сопротивления моделей и макетов транспортных средств 1990
  • Евграфов Анатолий Николаевич
  • Романенко Галина Аверкиевна
  • Худяков Герман Евгеньевич
  • Оберемок Владимир Захарович
  • Папашев Олег Хайруллевич
  • Бабкин Геннадий Федотович
SU1789902A1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Койнаш Виктор Иванович
  • Чередников Александр Александрович
RU2131146C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 084 850 C1

Реферат патента 1997 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к области лабораторных испытаний моделей в аэродинамической трубе для придания им обтекаемой формы и исследования эффекта "близости земли". Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей и повышение точности воспроизведения процесса взаимодействия модели с потоком среды. Для достижения указанной цели устройство для аэродинамических испытаний моделей транспортных средств, содержащее испытываемую модель и аэродинамический экран, снабжено блоком для получения потока рабочей среды, а аэродинамический экран выполнен подвижным в виде бесконечной ленты либо в виде двух бесконечных лент, расположенных с продольным зазором, и снабжен приводом с возможностью регулирования скорости перемещения экрана относительно неподвижной модели, при этом модель располагается над центром экрана вдоль его оси, либо под углом к потоку рабочей среды с зазором относительно экрана или без него, причем плотность потока рабочей среды регулируется. 2 с. и 2 з.п. ф-лы. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 084 850 C1

1. Устройство для аэродинамических испытаний моделей транспортных средств, содержащее аэродинамический экран в виде ленты, отличающееся тем, что оно снабжено блоком получения потока рабочей среды, аэродинамический экран выполнен подвижным в виде ленты бесконечной длины с приводом с возможностью регулирования скорости перемещения экрана относительно неподвижной модели, а модель располагается над центром экрана вдоль его оси, либо под углом к потоку рабочей среды с зазором относительно экрана или без него. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блок получения потока рабочей среды выполнен с возможностью регулирования плотности потока. 3. Устройство для аэродинамических испытаний моделей транспортных средств, содержащее аэродинамический экран в виде двух лент, размещенных с продольным зазором для прохождения вертикальной оси, отличающееся тем, что оно снабжено блоком получения потока рабочей среды, аэродинамический экран выполнен в виде лент бесконечной длины с приводом с возможностью регулирования скорости перемещения экрана относительно неподвижной модели, а модель расположена над центром экрана вдоль его оси, либо под углом к потоку рабочей среды с зазором относительно экрана или без него. 4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что блок получения потока рабочей среды выполнен с возможностью регулирования плотности потока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2084850C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Труды Горьковского сельхозинститута, т.36, Горький с.31 - 34
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Устройство для аэродинамических испытаний моделей транспортных средств 1982
  • Абдуллин Лесталь Закиевич
  • Ржевский Евгений Васильевич
  • Абдуллин Айрат Лесталевич
SU1041891A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 084 850 C1

Авторы

Чередников Геннадий Витальевич

Даты

1997-07-20Публикация

1992-12-01Подача