АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА Российский патент 2014 года по МПК G01M9/02 

Описание патента на изобретение RU2526515C1

Изобретение относится к области авиации, в частности к аэродинамическим установкам (трубам), и может быть использовано для испытания профилей лопастей винтов вертолетов в условиях, моделирующих условия натурного обтекания лопастей винтов вертолетов при их вращательно-поступательном перемещении в атмосфере.

Известна аэродинамическая труба Т-105 ЦАГИ (см. Руководство для конструкторов по проектированию самолетов. T.1, кн.4, вып.10, Издательский отдел ЦАГИ, 1984 г.), содержащая открытую вертикальную рабочую часть, обратный канал, вентилятор с электроприводом, хонейкомб и сопло.

Недостатком этой трубы является то, что в ней можно испытывать только винт вертолета в целом, но невозможно изучать характеристики профилей сечения лопасти винта вертолета. Кроме того, в трубе невозможно моделировать натурное обтекание винта вертолета при его вращательно-поступательном перемещении.

Известна аэродинамическая труба СВС-2 ЦАГИ (E.L. Bedrzhitsky, V.P. Roukavets. Historical Review of the Creation and Improvement of Aerodynamic Test Facilities at TsAGI. AGARD-CP - 585. Moscow, Russia, 30 September, 1996), содержащая входной тракт с задвижкой и дросселем для ввода сжатого воздуха, форкамеру, сопло, рабочую камеру и тракт выхлопа с шахтой шумоглушения. В трубе возможно проведение испытаний профилей лопастей и отсеков лопастей винта вертолета.

Недостатком этой трубы является отсутствие пульсирующей составляющей скорости потока воздуха в рабочей части. Поэтому в ней невозможно моделирование условий натурного обтекания сечения лопасти винта вертолета при его вращательно-поступательном перемещении в атмосфере.

Наиболее близким из известных технических решений, принятым за прототип заявляемому устройству, является аэродинамическая труба с пульсирующим потоком (см. М.Р. Ryabokon, A.G. Malyk. Subsonik Wind Tunnel with Flow Speed Pulsation. AGARD-CP - 585), содержащая форкамеру, сопло, рабочую часть, механизм изменения углового положения модели, выхлопной тракт и эжектор, создающий течение в трубе, а также пульсатор в виде вращающегося вала, очерченного по контуру эллипса, расположенный в выхлопном тракте. При вращении вала изменяется проходная площадь трубы, что и является источником пульсаций потока в рабочей части трубы.

Недостатком прототипа является наличие пульсаций давления в рабочей части. При этом могут иметь место резкие падения и возрастания давления, которых нет при натурном обтекании лопасти. Это существенно нарушает моделирование в трубе натурного обтекания профиля сечения лопасти винта.

Задачей и техническим результатом данного изобретения является разработка конструкции аэродинамической трубы, обеспечивающей существенное повышение качества моделирования натурного обтекания профиля сечения лопасти винта вертолета при его вращательно-поступательном перемещении в атмосфере.

Решение поставленной задачи и технический результат достигаются тем, что в аэродинамической трубе, содержащей входной тракт с задвижкой и дросселем для ввода сжатого воздуха, форкамеру, пульсатор, сопло, рабочую часть, устройство изменения углового положения модели профиля сечения лопасти винта и проведения весовых измерений, выхлопной тракт, рабочую камеру, в форкамере установлены два дросселя; один из которых выполняет роль пульсатора, изготовленного в виде двух расположенных соосно перфорированных цилиндров, причем внешний цилиндр выполнен неподвижным, а внутренний цилиндр выполнен с возможностью совершения вращательных и возвратно-поступательных перемещений, второй дроссель установлен для регулирования стационарной составляющей расхода воздуха и изготовлен также в виде двух расположенных соосно перфорированных цилиндров, причем внешний цилиндр выполнен неподвижным, а внутренний цилиндр выполнен с возможностью совершения возвратно-поступательных перемещений вдоль оси, кроме того, рабочая часть трубы выполнена перфорированной.

Технический результат достигается также тем, что устройство изменения углового положения модели профиля сечения лопасти винта и проведения весовых измерений выполнено в виде отсека рабочей части аэродинамической трубы, на боковых стенках которого расположены тензовесы и устройство изменения углового положения, содержащее механизм синхронизации углового положения модели с пульсациями скорости потока в рабочей части.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 приведена схема аэродинамической трубы, на фиг.2 показана схема крепления модели профиля сечения лопасти винта на устройстве изменения углового положения модели и проведения весовых измерений, а на фиг.3 приведена схема дросселя для создания пульсаций потока.

Аэродинамическая труба (АДТ) содержит входной тракт 1, задвижку 2, дроссель 3 для ввода сжатого воздуха, форкамеру 4, сопло 9, рабочую часть 10 с перфорированными стенками, устройство 11 изменения углового положения модели профиля сечения лопасти винта и проведения весовых измерений, содержащее механизм синхронизации с пульсациями скорости потока в рабочей части, модель профиля сечения лопасти винта 12 и выхлопной тракт 13. В форкамере расположен пульсатор в виде дросселя 5 для создания пульсаций расхода воздуха и дроссель 6 для регулирования стационарной составляющей расхода воздуха. Электроприводы 7 и 8 дросселей связаны с системой управления АДТ. Каждый из дросселей 5 и 6 состоит из внешнего неподвижного перфорированного цилиндра 18, внутреннего подвижного перфорированного цилиндра 19 и сетки 20 для выравнивания воздуха (фиг.3). Оборудование АДТ располагается в рабочей камере 21, изолированной от атмосферы.

Устройство 11 (фиг.1, 2) изменения углового положения модели и проведения весовых измерений выполнено в виде отсека 14 рабочей части АДТ, на боковых стенках которого расположены тензовесы 15 и устройство 16 изменения углового положения модели, содержащее механизм 17 синхронизации с пульсациями скорости потока в рабочей части. Модель 12, расположенная между противоположными боковыми стенками АДТ и укрепленная на устройстве 11 для изменения углового положения модели и проведения весовых измерений, представляет собой крыло бесконечного размаха с постоянным профилем, совпадающим с аэродинамическим профилем сечения исследуемой лопасти винта вертолета.

Дроссель 5 пульсирующего расхода воздуха создает пульсирующую составляющую расхода воздуха через рабочую часть 10, а дроссель 6 стационарного расхода воздуха создает постоянную составляющую расхода воздуха через рабочую часть 10. Оба дросселя имеют одинаковую конструкцию. В дросселе 5 пульсирующего расхода воздуха вращательное перемещение внутреннего подвижного цилиндра 19 регулирует частоту пульсаций расхода воздуха, а возвратно-поступательное перемещение цилиндра вдоль оси регулирует амплитуду пульсаций расхода воздуха. В дросселе 6 стационарного расхода воздуха подвижный цилиндр 19 может совершать только возвратно-поступательные перемещения, тем самым регулируя постоянную составляющую расхода воздуха.

Аэродинамическая труба работает следующим образом.

Запуск производится путем подачи сжатого воздуха открытием входных задвижки 2 и дросселя 3. С помощью приводов 7, 8 дросселей 5, 6 форкамеры 4 аэродинамическая труба выводится на заданный режим работы по совокупности заданных параметров:

- частоты пульсаций скорости потока,

- амплитуды пульсаций скорости потока в рабочей части,

- постоянной составляющей скорости потока в рабочей части.

Далее эти параметры с помощью системы автоматического управления поддерживаются на заданном уровне. Параллельно с этим привод устройства 11, обеспечивающего изменения углового положения модели 12 профиля сечения лопасти винта и проведения весовых измерений, при помощи механизма синхронизации 17 устанавливает и поддерживает пульсации угла атаки модели таким образом, чтобы они были синхронизированы с пульсациями скорости потока в рабочей части АДТ.

Положительный эффект данного изобретения заключается в том, что, несмотря на пульсации расхода давление в рабочей части остается практически постоянным. Это достигнуто за счет того, что:

- пульсации расхода создаются за счет пульсаций давления в форкамере,

- стенки рабочей части перфорированы и поэтому устраняют перепад давления между рабочей частью и рабочей камерой

- в рабочей камере давление сохраняется постоянным благодаря ее большому объему. Условие постоянства давления в рабочей части хорошо согласуется с условиями натурного обтекания объекта.

Качество моделирования натурных условий обтекания профиля сечения лопасти винта вертолета еще более улучшается благодаря наличию пульсаций угла атаки модели, синхронизированных с пульсациями скорости потока в рабочей части АДТ. Таким образом, обеспечивается достижение технического результата.

Похожие патенты RU2526515C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ НАТУРНОГО НЕСТАЦИОНАРНОГО ОБТЕКАНИЯ СЕЧЕНИЯ ЛОПАСТИ ВИНТА ВЕРТОЛЕТА В АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ 2013
  • Батура Николай Иванович
  • Головкин Михаил Алексеевич
  • Егоров Сергей Витальевич
  • Карташев Юрий Валентинович
  • Лазарев Лев Иванович
  • Рябоконь Михаил Парфенович
  • Тиняков Дмитрий Александрович
RU2553423C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЫЛЯЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 2020
  • Иванов Андрей Владимирович
  • Смирнов Юрий Дмитриевич
  • Чупин Станислав Александрович
RU2748144C1
ЛОПАСТЬ ВИНТА ВИНТОКРЫЛОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2015
  • Анимица Владимир Антонович
  • Головкин Михаил Алексеевич
  • Головкин Владимир Алексеевич
  • Леонтьев Вениамин Александрович
  • Никольский Александр Александрович
  • Новак Вадим Никитич
  • Егоров Сергей Витальевич
  • Чернышев Сергей Леонидович
  • Короткевич Михаил Захарович
  • Павленко Николай Серафимович
  • Дорошенко Николай Иванович
  • Баринов Андрей Юрьевич
  • Сергеев Дмитрий Николаевич
RU2603710C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПОТОКА ГАЗА В ГИПЕРЗВУКОВОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ И АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА 2013
  • Кехваянц Валерий Григорьевич
  • Подлубный Виктор Владимирович
  • Батура Николай Иванович
  • Чистов Юлий Иванович
RU2526505C1
ЛОПАСТЬ ВИНТА И АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛОПАСТИ (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Анимица В.А.
  • Вождаев Е.С.
  • Головкин В.А.
  • Ивчин В.А.
  • Никольский А.А.
  • Новак В.Н.
  • Тищенко М.Н.
RU2145293C1
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ФОРКАМЕРЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЫ 2015
  • Меняйлова Алла Викторовна
  • Пономарев Александр Сергеевич
  • Тарасова Ольга Валерьевна
RU2587526C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИРОСТА ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ВНЕШНЕМ ПОДВОДЕ ЭНЕРГИИ 2011
  • Алферов Вадим Иванович
  • Бушмин Алексей Степанович
  • Дмитриев Леонард Макарович
RU2488796C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ 2014
  • Анимица Владимир Антонович
  • Головкин Владимир Алексеевич
  • Никольский Александр Александрович
RU2559181C1
ДОЗВУКОВАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА С ПУЛЬСИРУЮЩЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СКОРОСТИ ПОТОКА 2015
  • Леонов Геннадий Алексеевич
  • Цветков Алексей Иванович
  • Щепанюк Борис Андреевич
RU2603234C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ 2014
  • Анимица Владимир Антонович
  • Головкин Владимир Алексеевич
  • Никольский Александр Александрович
RU2558539C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 526 515 C1

Реферат патента 2014 года АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности к аэродинамическим установкам (трубам), и может быть использовано для испытаний моделей лопастей воздушных винтов. Устройство содержит входной тракт с задвижкой и дросселем для ввода сжатого воздуха, форкамеру, пульсатор, сопло, рабочую часть, устройство изменения углового положения модели профиля сечения лопасти винта и проведения весовых измерений, выхлопной тракт, рабочую камеру. В форкамере установлены два дросселя, один из которых выполняет роль пульсатора, а другой предназначен для регулирования стационарной составляющей расхода воздуха. Оба дросселя изготовлены в виде двух расположенных соосно перфорированных цилиндров, причем внешние цилиндры неподвижны, внутренний цилиндр пульсатора выполнен с возможностью совершать вращательные и возвратно-поступательные перемещения, а внутренний цилиндр дросселя регулирования стационарной составляющей расхода воздуха выполнен с возможностью совершать только возвратно-поступательные перемещения вдоль оси. Стенки рабочей части аэродинамической трубы выполнены перфорированными. Устройство изменения углового положения модели выполнено в виде отсека рабочей части аэродинамической трубы, на боковых стенках отсека которого расположены тензовесы и устройство изменения углового положения, содержащее механизм синхронизации углового положения модели с пульсациями скорости потока в рабочей части. Технический результат заключается в повышении качества моделирования натурного обтекания профиля сечения лопасти воздушного винта. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 526 515 C1

Аэродинамическая труба, содержащая входной тракт с задвижкой и дросселем для ввода сжатого воздуха, форкамеру, пульсатор, сопло, рабочую часть, устройство изменения углового положения модели профиля сечения лопасти винта и проведения весовых измерений, выхлопной тракт, рабочую камеру, отличающаяся тем, что в форкамере установлены два дросселя, один из которых выполняет роль пульсатора, а другой предназначен для регулирования стационарной составляющей расхода воздуха, оба дросселя изготовлены в виде двух расположенных соосно перфорированных цилиндров, причем внешние цилиндры неподвижны, внутренний цилиндр пульсатора выполнен с возможностью совершать вращательные и возвратно-поступательные перемещения, а внутренний цилиндр дросселя регулирования стационарной составляющей расхода воздуха выполнен с возможностью совершать только возвратно-поступательные перемещения вдоль оси, кроме того, стенки рабочей части трубы выполнены перфорированными, а устройство изменения углового положения модели профиля сечения лопасти винта и проведения весовых измерений выполнено в виде отсека рабочей части аэродинамической трубы, на боковых стенках которого расположены тензовесы и устройство изменения углового положения модели, содержащее механизм синхронизации углового положения модели с пульсациями скорости потока в рабочей части.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2526515C1

М.Р
Ryabokon, A.G
Malyk
Subsonik Wind Tunnel with Flow Speed Pulsation
Аппарат для предохранения паровых котлов, экономайзеров, кипятильников и т.п. приборов от разъедания воздухом, растворенным в питательной воде 1918
  • Сильницкий А.К.
SU585A1
E.L
Bedrzhitsky, V.P
Roukavets
Historical Review of the Creation and Improvement of Aerodynamic Test Facilities at TsAGI
Аппарат для предохранения паровых котлов, экономайзеров, кипятильников и т.п. приборов от разъедания воздухом, растворенным в питательной воде 1918
  • Сильницкий А.К.
SU585A1
Moscow, Russia, 30 September, 1996;
Регулятор давления воздуха в форкамере аэродинамической трубы 1978
  • Деревянченко Михаил Григорьевич
  • Зябина Людмила Алексеевна
  • Перченок Марк Борисович
  • Сухорецкая Светлана Константиновна
  • Чулин Валентин Иванович
SU728119A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СВЕРХЗВУКОВОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБОЙ 0
  • А. Ц. Босис, Р. М. Бондаренко, И. П. Горский, Ю. К. Гусев, А. М. Можаров, С. П. Скуратов, П. В. Скр Бин, Г. В. Тройнов
  • В. С. Юданов
SU210915A1

RU 2 526 515 C1

Авторы

Батура Николай Иванович

Верейский Георгий Сергеевич

Головкин Владимир Алексеевич

Головкин Михаил Алексеевич

Голубев Николай Викторович

Дядченко Геннадий Ефимович

Егоров Сергей Витальевич

Карташев Юрий Валентинович

Клейн Александр Мартынович

Лазарев Лев Иванович

Михайлов Николай Константинович

Рябоконь Михаил Парфенович

Тарасов Николай Николаевич

Даты

2014-08-20Публикация

2013-04-04Подача