Изобретение относится к авиационной технике, именно к устройствам для заправки топливных баков летательных аппаратов (ЛА).
Топливные баки летательных аппаратов, особенно имеющие внутреннюю наддуваемую полость, отделенную эластичной мембраной, очень чувствительны к скачкам давления при заправке. Если давление внутри такого бака при заправке превысит максимально допустимое значение даже на короткий срок, бак может выйти из строя. По этой причине запорно-отсечное устройство заправочной магистрали для заправки ЛА должно быть выполнено как можно ближе к его баку, лучше всего непосредственно в наконечнике шланга.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является наконечник шланга для заправки емкостей топливом по авт.св. СССР N 262632, кл. B 64 D 39/02, 1970 г. содержащий питающий цилиндр со стандартным стыковочным венчиком и соединительным патрубком, подпружиненную и переходную втулки, причем на переходной втулке подвижно закреплен шток клапана-толкателя (прототип).
Недостатком указанного наконечника является то, что он не обеспечивает перекрывание заправочного шланга при скачках давлений в заправочной магистрали.
Задача изобретения повышение безопасности путем автоматического резкого перекрывания заправочного шланга в случае, когда давление в наконечнике превышает определенное (заданное) значение.
Задача решается тем, что в наконечнике шланга для заправки топливных баков летательных аппаратов, состоящем из питающего цилиндра со стандартным венчиком для присоединения к баку и клапаном-толкателем со штоком патрубка для присоединения к заправочному шлангу, питающий цилиндр сообщен с патрубком через исполнительный цилиндр, в котором размещен подпружиненный плунжер, причем исполнительный цилиндр имеет командную камеру, взаимодействующую с плунжером, и седло, плунжер снабжен клапаном, выполненным с возможностью взаимодействия с упомянутым седлом, при этом шток клапана-толкателя, выполненный полым, сообщен с питающим цилиндром через радиальное отверстие в клапане-толкателе, а командная камера сообщена с полостью штока посредством канала, выполненного в корпусе исполнительного цилиндра.
Положение подпружиненного плунжера с клапаном зависит от величины давления в командной камере, сообщенной с полостью питающего цилиндра. Если давление в питающем цилиндре превысит максимально допустимое значение, плунжер, взаимодействующий с командной камерой, переместится так, что его клапан сядет на седло исполнительного цилиндра и перекроет поток топлива через наконечник.
Изобретение поясняется чертежом, на котором показано сечение наконечника.
В примере конкретного исполнения наконечник содержит питающий цилиндр 1 со стандартным венчиком 2, подпружиненной втулкой 3 с уплотнительным кольцом и переходной втулкой 4. В переходной втулке подвижно установлен полый шток 5 клапана-толкателя 6, в котором имеются радиальные отверстия "а", сообщенные с полостью штока 5. Цилиндр 1 сообщен через окно "б" с исполнительным цилиндром 7 и через седло 8 исполнительного цилиндра с патрубком 9.
В цилиндре 7, имеющем командную камеру "в", установлен плунжер 10, опирающийся на пружину 11, зафиксированную на корпусе цилиндра 7 регулировочным винтом 12. Плунжер имеет клапан 13, взаимодействующий с седлом 8. Цилиндр 7 также снабжен гибкими диафрагмами 14.
Корпус цилиндра 7 связан с цилиндром 1 при помощи буксы 15, имеющей полый шток 16, связанный со штоком 5. Шток 16 сообщен через канал "г" в корпусе буксы и канал "д" в корпусе цилиндра 7 с командной камерой "в" исполнительного цилиндра. В цилиндре 1 также имеется рычаг 17 привода открывания клапана-толкателя. Снаружи к цилиндру 1 прикреплена рукоятка-штурвал 18.
Наконечник шланга работает следующим образом. Для заправки стандартный венчик 2 пристыковывают к стандартной горловине бака ЛА (не показано) и поворотом рычага 17 переводят клапан-толкатель 6 в открытое положение. При этом клапан 6 отжимает подпружиненную крышку горловины, открывая бак. Затем включают систему заправки. Топливо поступает через патрубок 9 в исполнительный цилиндр 7, проходит между седлом 8 и плунжером 10, затем попадает через окно "б" в питающий цилиндр 1 и через отверстия в переходной втулке 4 поступает в топливный бак ЛА.
Часть топлива из цилиндра 1 попадает через отверстия "а" клапана 6 в шток 5, проходит через шток 16 в канал "г" буксы и поступает через канал "д" в командную камеру "в". Поскольку пружина 11 заневолена винтом 2 до усилия, соответствующего нижней границе рабочего диапазона давлений заправки, плунжер 10 находится в положении, показанном на фигуре, и клапан 13 при этом открыт.
Если давление в цилиндре 1 начинает расти, плунжер 10 под воздействием командного давления в камере "а" нпачинает пропаорционально перемещаться влево, при этом клапан 13 приближается к седлу 8. Ход плунжера рассчитан на рабочий диапазон давлений заправки. Если реальное давление превышает максимально допустимое значение, плунжер перемещается до упора влево, при этом клапан 13 "садится" на седло 8 и перекрывает поток топлива.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА | 1996 |
|
RU2134216C1 |
СИСТЕМА ЗАПРАВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2077457C1 |
КЛАПАННЫЙ МЕХАНИЗМ ГАЗОВОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2097594C1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА | 1996 |
|
RU2121944C1 |
КОНУС СИСТЕМЫ ЗАПРАВКИ ТОПЛИВОМ В ПОЛЕТЕ | 2021 |
|
RU2762185C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2106515C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ БАКА ОТ ПОВЫШЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ И ОТ ПЕРЕПОЛНЕНИЯ | 1993 |
|
RU2037182C1 |
СИСТЕМА ЗАПРАВКИ ТОПЛИВНЫХ ОТСЕКОВ САМОЛЕТА | 1997 |
|
RU2140380C1 |
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2037183C1 |
СИСТЕМА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2089408C1 |
Использование: изобретение относится к авиационной технике, в частности к оборудованию для заправки топливных баков летательных аппаратов /ЛА/. Сущность изобретения: наконечник содержит питающий цилиндр со стандартным венчиком для подстыковки к баку ЛА и патрубок для присоединения к заправочному шлангу. Питающий цилиндр содержит клапан-толкатель со штоком, он сообщен с патрубком через исполнительный цилиндр, имеющий седло и командную камеру. Внутри исполнительного цилиндра размещен подпружиненный плунжер, взаимодействующий с исполнительной камерой. Плунжер имеет клапан взаимодействующий с седлом исполнительного цилиндра. Командная камера сообщена через канал в корпусе исполнительного цилиндра, полость в штоке клапана - толкателя и радиальные отверстия в клапане - толкателя с полостью питающего цилиндра. Если давление в питающем цилиндре превысит максимально допустимое значение, плунжер переместится /за счет давления в командной камере/ в положение, при котором его клапан сядет на седло исполнительного цилиндра и перекроет поток топлива. 1 ил.
Наконечник шланга преимущественно для заправки топливных баков летательных аппаратов, содержащий питающий цилиндр со стандартным венчиком для присоединения к баку и клапаном-толкателем со штоком, патрубок для присоединения к заправочному шлангу, отличающийся тем, что питающий цилиндр сообщен с патрубком через исполнительный цилиндр, в котором размещен подпружиненный плунжер, причем исполнительный цилиндр имеет командную камеру, взаимодействующую с плунжером, и седло, плунжер снабжен клапаном, выполнен с возможностью взаимодействия с упомянутым седлом, при этом шток клапана толкателя, выполненный полым, сообщен с питающим цилиндром через радиальное отверстие в клапане-толкателе, а командная камера сообщена с полостью штока посредством канала, выполненного в корпусе исполнительного цилиндра.
НАКОНЕЧНИК ШЛАНГА ДЛЯ ЗАПРАВКИ ЕМКОСТЕЙТОПЛИВОМ | 0 |
|
SU262632A1 |
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1997-07-27—Публикация
1995-10-12—Подача