РАКЕТА С НОРМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ СХЕМОЙ Российский патент 1997 года по МПК F42B15/00 

Описание патента на изобретение RU2085825C1

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к управляемым ракетам, и может быть использовано в различных типах и классах ракет с решетчатыми рулями управления.

Известна ракета с нормальной аэродинамической схемой, содержащая размещенные в корпусе двигательную установку, аппаратуру систему наведения и управления, неподвижные крылья и подвижные решетчатые рули системы управления, расположенные на корпусе равномерно относительно его продольной оси, также механизмы раскрытия рулей и их фиксации в раскрытом и сложенном положениях. Эта ракета с разной степенью раскрытия описана в журналах: "FLIGHT INTERNATIONAL" 4-10 марта 1992, N 4308, с.24-25; "FLIGHT INTERNATIONAL" 11-17 марта 1992, N 4309, с.15 и наиболее полно в журнале "Крылья Родины" N 81993 (цветной вкладыш и с.26).

Последнее техническое решение взято в качестве прототипа.

Выполнение ракеты с решетчатыми рулями позволяет использовать в системах управления малогабаритные и малоэнергоемкие приводы, что обеспечивает снижение массогабаритных показателей ракеты в целом.

Наличие механизмов раскрытия рулей и их фиксации в сложенном и раскрытом положениях обеспечивает высокие летно-тактические данные, а также минимальные габариты при транспортировке и хранении ракет.

Наряду с обеспечением складывания-раскрытия рулей использование изобретения позволяет повысить надежность фиксации рулей в сложенном и раскрытом положениях.

Указанный технический результат достигается тем, что ракета с нормальной аэродинамической схемой, содержащая размещенные в корпусе двигательную установку, аппаратуру систем наведения и управления, неподвижные крылья и подвижные решетчатые рули системы управления, расположенные на корпусе равномерно относительно его продольной оси, а также механизмы раскрытия рулей и их фиксации в раскрытом и сложенном положениях, имеет пиротехнический аккумулятор давления.

Решетчатые рули снабжены штырями с проточками для фиксации рулей в сложенном положении, в корпусе ракеты выполнены отверстия под штыри рулей, а в корневой части рулей выполнены монтажные отверстия, при этом каждый механизм раскрытия руля выполнен в виде пневмоцилиндра, размещенного в корпусе ракеты, подпоршневая полость которого сообщена с пиротехническим аккумулятором давления, а поршень подпружинен для его фиксации в крайнем положении при раскрытом положении руля, и валика, закрепленного в передней части хвостовика вала привода руля и размещенного своими концами в соответствующих монтажных отверстиях корневой части руля. Каждый механизм фиксации руля в раскрытом положении выполнен в виде подпружиненных стержней, установленных в задней части хвостовика вала привода руля с возможностью взаимодействия с соответствующими монтажными отверстиями в корневой части руля, а каждый механизм фиксации руля в сложенном положении выполнен в виде захватных ножниц, установленных в корпусе механизма раскрытия с возможностью взаимодействия со штырями в их сложенном положении и со штоками поршней пневмоцилиндров в раскрытом положении, причем штоки выполнены с длиной, обеспечивающей возможность перекрытия отверстия корпуса ракеты при раскрытом положении рулей.

Такое выполнение ракеты обеспечивает синхронность функционирования указанных выше механизмов и пылебрызгозащищенность при раскрытом и сложенном положениях рулей.

Для обеспечения оптимальных усилия и хода механизма раскрытия и исключения вращающего момента относительно заделки на хвостовике вала привода штырь каждого из рулей смонтирован на одном из перекрытии планов решетчатого руля в районе его центра масс.

Для исключения повреждения покрытия корпуса ракеты и планов решетчатых рулей в сложенном положении штырь каждого из них выполнен с длиной, обеспечивающей образование зазора между корпусом ракеты и соответствующим рулем.

Пылебрызгозащищенность корпуса ракеты обеспечивается за счет того, что штоки каждого поршня пневмоцилиндра имеют проточку для его фиксации захватными ножницами при раскрытом положении рулей.

На фиг. 1 изображен общий вид ракеты; на фиг. 2 решетчатый руль; на фиг. 3 механизм раскрытия в сложенном положении рулей; на фиг. 4 механизм раскрытия в раскрытом положении рулей.

Ракета с нормальной аэродинамической схемой (фиг.1) содержит корпус 1 и размещенные в нем двигательную установку, аппаратуру систем наведения и управления (на чертежах не показаны), четыре неподвижных крыла 2 и четыре управляемых решетчатых руля 3 системы управления, расположенные на корпусе 1 равномерно относительно его продольной оси, находящихся в сложенном положении.

Согласно изобретению ракета имеет механизмы раскрытия рулей и их фиксации в раскрытом и сложенном положениях.

Каждый решетчатый руль 3 соединен с приводом посредством валика 4 (фиг. 2), закрепленного в передней части хвостовика 5 вала привода (на чертежах не показаны) руля. Концы валика 4 размещены в монтажных отверстиях корневой части руля 3. Валик 4 является осью вращения руля 3 при его раскрытии.

Механизм фиксации руля в раскрытом положении выполнен в виде стержней 6, установленных в задней части хвостовика 5 вала привода руля, поджатых пружиной 7. На концах стержней 6 выполнены фаски для обеспечения возможности их попадания в соответствующие монтажные отверстия корневой части руля 3 после поворота его в крайнее "раскрытое" положение.

Решетчатые рули 3 снабжены штырями 8 (фиг.2,3,4), закрепленными на пересекающихся планках 9 решетчатых рулей в центре их масс, служащими для фиксации рулей 3 в сложенном положении и их перемещения в раскрытое положение.

Каждый механизм фиксации руля в сложенном положении выполнен в виде захватных ножниц, состоящих из двух подпружиненных пружиной 10 фиксирующих элементов 11, размещенных на оси 12. Захватные ножницы расположены в корпусе ракеты таким образом, чтобы обеспечить захват и фиксацию штырей 8 рулей 3 в сложенном их положении.

Между фиксирующими элементами 11 расположена ось 13 с уступами-кулачками 14. Головка оси 13 выполнена со шлицем под инструмент и выходит через корпус ракеты наружу (фиг. 3 и 4). Головка оси 13 расположена между планами 9 решетчатых рулей 3 для свободного доступа инструмента.

Каждый механизм раскрытия руля выполнен в виде пневмоцилиндра 15, размещенного в корпусе 1 ракеты и штыря 8 (фиг.3 и 4). Подкорневая полость пневмоцилиндра 15 сообщена с пиротехническим аккумулятором давления (на чертежах не показан). Пружина 16 служит для фиксации поршня пневмоцилиндра 15 в крайнем положении при раскрытии руля 3. Шток 17 поршня пневмоцилиндра 15 служит для выталкивания штыря 8 при раскрытии руля 3.

Длина штока 17 поршня пневмоцилиндра обеспечивает возможность перекрытия отверстий в корпусе 1 ракеты после выхода из них штырей 8.

Выполнение проточек у штырей 8 и штоков 17 обеспечивает надежную их фиксацию посредством захватных ножниц. Длина штырей 8 выбирается также из условия необходимости создания зазора 8 (фиг.3) между корпусом 1 ракеты и планами решетчатых рулей 3 для исключения их повреждения.

Раскрытие решетчатых рулей 3 ракеты производится как в автоматическом режиме в начале автономного полета, так и при проведении регламентных работ.

При пуске ракеты решетчатые рули 3 находятся в сложенном положении. Двигательная установка и системы наведения и управления функционируют в обычном для данного класса ракет образом. Раскрытие решетчатых рулей производится после срабатывания пиротехнического аккумулятора давления по сигналу систему управления ракеты.

Под избыточным давлением газа или воздуха, поступающего в подкорневую полость пневмоцилиндра 15, шток 17, преодолевая усилие фиксации захватных ножниц, выталкивает штыри 8 рулей 3. В пневмоцилиндре 15 пружина 16 и захватные ножницы удерживают шток 17 поршня пневмоцилиндра 15 в крайнем положении, при котором концевая часть штока 17 перекрывает отверстие в корпусе 1 ракеты после выхода из него штыря 8, обеспечивая необходимую пылебрызгозащищенность.

При раскрытии решетчатый руль 3 поворачивается вокруг оси, образованной валиком 4, до того момента, пока стержни 6 под воздействием пружины 7 не попадут своими концами в монтажные отверстия корневой части руля 3, обеспечив тем самым его фиксацию в раскрытом положении.

Для ручного раскрытия решетчатого руля 3 необходимо повернуть с помощью инструмента головку оси 13 до момента, когда ее уступы 14 раздвинут фиксирующие элементы 11. При этом шток 17 поршня пневмоцилиндра 15 под действием пружины 16 придаст штырю 8 начальное усилие для поворота решетчатого руля 3. Последующее его перемещение (поворот) осуществляется вручную до фиксации в раскрытом положении описанным выше образом.

Для того, чтобы перевести решетчатые рули 3 в сложенное положение, необходимо утопить стержни 6 фиксатора, преодолевая сопротивление пружины 7, после чего повернуть руль 3 до совмещения штыря 8 с соответствующим отверстием в корпусе 1 ракеты и с силой, преодолевая сопротивление пружины 16, надавить на шток 17 поршня пневмоцилиндра и утопить его. При этом фиксирующие элементы 11 захватных ножниц разойдутся, освободив шток 17 поршня, и охватят проточку штыря 8, зафиксировав его. В таком положении решетчатый руль 3 удерживается при транспортировании, хранении и совместном полете ракеты с носителем.

Похожие патенты RU2085825C1

название год авторы номер документа
РАКЕТА С НОРМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ СХЕМОЙ 2003
  • Актов В.В.
  • Богацкий В.Г.
  • Бурак Б.К.
  • Васильев П.П.
  • Ватолин В.В.
  • Дулькин И.И.
  • Ермолаев В.В.
  • Левищев О.Н.
  • Пирязев В.Ф.
  • Правидло М.Н.
  • Соколовский Г.А.
RU2239780C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА 1997
  • Ватолин В.В.
  • Дулькин И.И.
  • Елецкий В.К.
  • Лаженицын И.А.
  • Левищев О.Н.
  • Моськин А.М.
  • Свищев В.И.
  • Соколовский Г.А.
RU2114371C1
АВИАЦИОННОЕ КАТАПУЛЬТНОЕ УСТРОЙСТВО 1999
  • Соколовский Г.А.
  • Богацкий В.Г.
  • Ищенко В.В.
  • Ватолин В.В.
  • Рейдель А.Л.
RU2145565C1
АВИАЦИОННОЕ КАТАПУЛЬТНОЕ УСТРОЙСТВО 1999
  • Соколовский Г.А.
  • Сухов Л.В.
  • Ищенко В.В.
  • Ватолин В.В.
  • Рейдель А.Л.
RU2145566C1
МЕХАНИЗМ РАСКРЫТИЯ РУЛЕЙ И КРЫЛЬЕВ С ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ СКЛАДЫВАЮЩИМИСЯ СЕКЦИЯМИ 1992
  • Феоктистов А.А.
RU2037133C1
РАКЕТА 1995
  • Богацкий В.Г.
  • Бычков Е.А.
  • Ватолин В.В.
  • Ильин А.М.
  • Ищенко В.В.
  • Левищев О.Н.
  • Лернер Л.И.
  • Пустовойтов В.А.
  • Рейдель А.Л.
  • Соколовский Г.А.
RU2085826C1
СКЛАДНОЙ РУЛЬ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ 2011
  • Дулькин Игорь Иосифович
  • Зайцев Алексей Николаевич
  • Левищев Олег Николаевич
RU2458316C1
МЕХАНИЗМ РАСКРЫТИЯ И СТОПОРЕНИЯ РУЛЕЙ И КРЫЛЬЕВ 1992
  • Гайдукевич В.Л.
RU2037135C1
РЕШЕТЧАТАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ 1995
  • Беляев В.Н.
  • Бычков Е.А.
  • Ватолин В.В.
  • Грачев А.В.
  • Емельянов В.П.
  • Крячков М.А.
  • Левищев О.Н.
  • Павлов В.И.
  • Пустовойтов В.А.
  • Рейдель А.Л.
  • Соколовский Г.А.
RU2085440C1
СКЛАДНОЙ РУЛЬ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ 2013
  • Зайцев Алексей Николаевич
  • Калугин Максим Игоревич
  • Кравчук Александр Павлович
  • Сорока Игорь Дмитриевич
  • Левищев Олег Николаевич
RU2524475C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 085 825 C1

Реферат патента 1997 года РАКЕТА С НОРМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ СХЕМОЙ

Использование: изобретение относится к ракетной технике, в частности к управляемым ракетам, и может быть использовано в различных типах и классах ракет с решетчатыми рулями управления. Сущность изобретения: ракета с нормальной аэродинамической схемой с равномерно расположенными на корпусе относительно продольной оси неподвижными крыльями и подвижными рулями, рули оснащены механизмами раскрытия и фиксации. Ракета имеет пиротехнический аккумулятор давления, решетчатые рули снабжены штырями для фиксации в сложенном положении, каждый механизм раскрытия руля выполнен в виде пневмоцилиндра, а каждый механизм фиксации руля в раскрытом положении выполнен в виде подпружиненных стержней, в сложенном положении - в виде захватных ножниц. 3 з.п.ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 085 825 C1

1. Ракета с нормальной аэродинамической схемой, содержащая размещенные в корпусе двигательную установку, аппаратуру системы наведения и управления, расположенные на корпусе равномерно относительно его продольной оси, а также механизмы раскрытия рулей и их фиксации в раскрытом и сложенном положениях, отличающаяся тем, что она имеет пиротехнический аккумулятор давления, решетчатые рули снабжены штырями с проточками для фиксации рулей в сложенном положении, в корпусе ракеты выполнены отверстия под штыри рулей, а в корневой части рулей выполнены монтажные отверстия, при этом каждый механизм раскрытия руля выполнен в виде пневмоцилиндра, размещенного в корпусе ракеты, подпоршневая полость которого сообщена с пиротехническим аккумулятором давления, а поршень подпружинен для фиксации его в крайнем положении при раскрытия руля, и валика, закрепленного в передней части хвостовика вала привода руля и размещенного своими концами в соответствующих монтажных отверстиях корневой части руля, каждый механизм фиксации руля в раскрытом положении выполнен в виде подпружиненных стержней, установленных в задней части хвостовика вала привода руля с возможностью взаимодействия с соответствующими монтажными отверстиями в корневой части руля, а каждый механизм фиксации руля в сложенном положении выполнен в виде захватных ножниц, установленных в корпусе ракеты с возможностью взаимодействия со штырями рулей в сложенном их положении и со штоками поршней пневмоцилиндров в раскрытом положении рулей, причем штоки пневмоцилиндров выполнены с длиной, обеспечивающей возможность перекрытия отверстий корпуса ракеты при раскрытом положении рулей. 2. Ракета по п.1, отличающаяся тем, что штырь каждого руля смонтирован на пересекающихся планах соответствующего решетчатого руля в зоне центра его масс. 3. Ракета по п.1, отличающаяся тем, что штырь каждого руля выполнен с длиной, обеспечивающей образование зазора между корпусом ракеты и соответствующим решетчатым рулем. 4. Ракета по п.1, отличающаяся тем, что шток поршня каждого пневмоцилиндра имеет проточку для его фиксации захватными ножницами при раскрытом положении решетчатых рулей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2085825C1

Крылья Родины, N 8, 1993, с
Прибор для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба 1917
  • Кауфман А.К.
SU26A1

RU 2 085 825 C1

Авторы

Беляев В.Н.

Богацкий В.Г.

Бычков Е.А.

Ватолин В.В.

Дреер Д.Л.

Ильин А.М.

Ищенко В.В.

Левищев О.Н.

Лернер Л.И.

Малолетнев Н.А.

Пирязев В.Ф.

Пустовойтов В.А.

Рейдель А.Л.

Соколовский Г.А.

Фетисов В.К.

Шмугляков С.Л.

Даты

1997-07-27Публикация

1995-05-11Подача