Изобретение относится к ракетной технике, в частности к управляемым ракетам, и может быть использовано в различных типах и классах ракет с решетчатыми рулями управления.
Известна ракета с нормальной аэродинамической схемой, содержащая размещенные в корпусе двигательную установку, аппаратуру систему наведения и управления, неподвижные крылья и подвижные решетчатые рули системы управления, расположенные на корпусе равномерно относительно его продольной оси, также механизмы раскрытия рулей и их фиксации в раскрытом и сложенном положениях. Эта ракета с разной степенью раскрытия описана в журналах: "FLIGHT INTERNATIONAL" 4-10 марта 1992, N 4308, с.24-25; "FLIGHT INTERNATIONAL" 11-17 марта 1992, N 4309, с.15 и наиболее полно в журнале "Крылья Родины" N 81993 (цветной вкладыш и с.26).
Последнее техническое решение взято в качестве прототипа.
Выполнение ракеты с решетчатыми рулями позволяет использовать в системах управления малогабаритные и малоэнергоемкие приводы, что обеспечивает снижение массогабаритных показателей ракеты в целом.
Наличие механизмов раскрытия рулей и их фиксации в сложенном и раскрытом положениях обеспечивает высокие летно-тактические данные, а также минимальные габариты при транспортировке и хранении ракет.
Наряду с обеспечением складывания-раскрытия рулей использование изобретения позволяет повысить надежность фиксации рулей в сложенном и раскрытом положениях.
Указанный технический результат достигается тем, что ракета с нормальной аэродинамической схемой, содержащая размещенные в корпусе двигательную установку, аппаратуру систем наведения и управления, неподвижные крылья и подвижные решетчатые рули системы управления, расположенные на корпусе равномерно относительно его продольной оси, а также механизмы раскрытия рулей и их фиксации в раскрытом и сложенном положениях, имеет пиротехнический аккумулятор давления.
Решетчатые рули снабжены штырями с проточками для фиксации рулей в сложенном положении, в корпусе ракеты выполнены отверстия под штыри рулей, а в корневой части рулей выполнены монтажные отверстия, при этом каждый механизм раскрытия руля выполнен в виде пневмоцилиндра, размещенного в корпусе ракеты, подпоршневая полость которого сообщена с пиротехническим аккумулятором давления, а поршень подпружинен для его фиксации в крайнем положении при раскрытом положении руля, и валика, закрепленного в передней части хвостовика вала привода руля и размещенного своими концами в соответствующих монтажных отверстиях корневой части руля. Каждый механизм фиксации руля в раскрытом положении выполнен в виде подпружиненных стержней, установленных в задней части хвостовика вала привода руля с возможностью взаимодействия с соответствующими монтажными отверстиями в корневой части руля, а каждый механизм фиксации руля в сложенном положении выполнен в виде захватных ножниц, установленных в корпусе механизма раскрытия с возможностью взаимодействия со штырями в их сложенном положении и со штоками поршней пневмоцилиндров в раскрытом положении, причем штоки выполнены с длиной, обеспечивающей возможность перекрытия отверстия корпуса ракеты при раскрытом положении рулей.
Такое выполнение ракеты обеспечивает синхронность функционирования указанных выше механизмов и пылебрызгозащищенность при раскрытом и сложенном положениях рулей.
Для обеспечения оптимальных усилия и хода механизма раскрытия и исключения вращающего момента относительно заделки на хвостовике вала привода штырь каждого из рулей смонтирован на одном из перекрытии планов решетчатого руля в районе его центра масс.
Для исключения повреждения покрытия корпуса ракеты и планов решетчатых рулей в сложенном положении штырь каждого из них выполнен с длиной, обеспечивающей образование зазора между корпусом ракеты и соответствующим рулем.
Пылебрызгозащищенность корпуса ракеты обеспечивается за счет того, что штоки каждого поршня пневмоцилиндра имеют проточку для его фиксации захватными ножницами при раскрытом положении рулей.
На фиг. 1 изображен общий вид ракеты; на фиг. 2 решетчатый руль; на фиг. 3 механизм раскрытия в сложенном положении рулей; на фиг. 4 механизм раскрытия в раскрытом положении рулей.
Ракета с нормальной аэродинамической схемой (фиг.1) содержит корпус 1 и размещенные в нем двигательную установку, аппаратуру систем наведения и управления (на чертежах не показаны), четыре неподвижных крыла 2 и четыре управляемых решетчатых руля 3 системы управления, расположенные на корпусе 1 равномерно относительно его продольной оси, находящихся в сложенном положении.
Согласно изобретению ракета имеет механизмы раскрытия рулей и их фиксации в раскрытом и сложенном положениях.
Каждый решетчатый руль 3 соединен с приводом посредством валика 4 (фиг. 2), закрепленного в передней части хвостовика 5 вала привода (на чертежах не показаны) руля. Концы валика 4 размещены в монтажных отверстиях корневой части руля 3. Валик 4 является осью вращения руля 3 при его раскрытии.
Механизм фиксации руля в раскрытом положении выполнен в виде стержней 6, установленных в задней части хвостовика 5 вала привода руля, поджатых пружиной 7. На концах стержней 6 выполнены фаски для обеспечения возможности их попадания в соответствующие монтажные отверстия корневой части руля 3 после поворота его в крайнее "раскрытое" положение.
Решетчатые рули 3 снабжены штырями 8 (фиг.2,3,4), закрепленными на пересекающихся планках 9 решетчатых рулей в центре их масс, служащими для фиксации рулей 3 в сложенном положении и их перемещения в раскрытое положение.
Каждый механизм фиксации руля в сложенном положении выполнен в виде захватных ножниц, состоящих из двух подпружиненных пружиной 10 фиксирующих элементов 11, размещенных на оси 12. Захватные ножницы расположены в корпусе ракеты таким образом, чтобы обеспечить захват и фиксацию штырей 8 рулей 3 в сложенном их положении.
Между фиксирующими элементами 11 расположена ось 13 с уступами-кулачками 14. Головка оси 13 выполнена со шлицем под инструмент и выходит через корпус ракеты наружу (фиг. 3 и 4). Головка оси 13 расположена между планами 9 решетчатых рулей 3 для свободного доступа инструмента.
Каждый механизм раскрытия руля выполнен в виде пневмоцилиндра 15, размещенного в корпусе 1 ракеты и штыря 8 (фиг.3 и 4). Подкорневая полость пневмоцилиндра 15 сообщена с пиротехническим аккумулятором давления (на чертежах не показан). Пружина 16 служит для фиксации поршня пневмоцилиндра 15 в крайнем положении при раскрытии руля 3. Шток 17 поршня пневмоцилиндра 15 служит для выталкивания штыря 8 при раскрытии руля 3.
Длина штока 17 поршня пневмоцилиндра обеспечивает возможность перекрытия отверстий в корпусе 1 ракеты после выхода из них штырей 8.
Выполнение проточек у штырей 8 и штоков 17 обеспечивает надежную их фиксацию посредством захватных ножниц. Длина штырей 8 выбирается также из условия необходимости создания зазора 8 (фиг.3) между корпусом 1 ракеты и планами решетчатых рулей 3 для исключения их повреждения.
Раскрытие решетчатых рулей 3 ракеты производится как в автоматическом режиме в начале автономного полета, так и при проведении регламентных работ.
При пуске ракеты решетчатые рули 3 находятся в сложенном положении. Двигательная установка и системы наведения и управления функционируют в обычном для данного класса ракет образом. Раскрытие решетчатых рулей производится после срабатывания пиротехнического аккумулятора давления по сигналу систему управления ракеты.
Под избыточным давлением газа или воздуха, поступающего в подкорневую полость пневмоцилиндра 15, шток 17, преодолевая усилие фиксации захватных ножниц, выталкивает штыри 8 рулей 3. В пневмоцилиндре 15 пружина 16 и захватные ножницы удерживают шток 17 поршня пневмоцилиндра 15 в крайнем положении, при котором концевая часть штока 17 перекрывает отверстие в корпусе 1 ракеты после выхода из него штыря 8, обеспечивая необходимую пылебрызгозащищенность.
При раскрытии решетчатый руль 3 поворачивается вокруг оси, образованной валиком 4, до того момента, пока стержни 6 под воздействием пружины 7 не попадут своими концами в монтажные отверстия корневой части руля 3, обеспечив тем самым его фиксацию в раскрытом положении.
Для ручного раскрытия решетчатого руля 3 необходимо повернуть с помощью инструмента головку оси 13 до момента, когда ее уступы 14 раздвинут фиксирующие элементы 11. При этом шток 17 поршня пневмоцилиндра 15 под действием пружины 16 придаст штырю 8 начальное усилие для поворота решетчатого руля 3. Последующее его перемещение (поворот) осуществляется вручную до фиксации в раскрытом положении описанным выше образом.
Для того, чтобы перевести решетчатые рули 3 в сложенное положение, необходимо утопить стержни 6 фиксатора, преодолевая сопротивление пружины 7, после чего повернуть руль 3 до совмещения штыря 8 с соответствующим отверстием в корпусе 1 ракеты и с силой, преодолевая сопротивление пружины 16, надавить на шток 17 поршня пневмоцилиндра и утопить его. При этом фиксирующие элементы 11 захватных ножниц разойдутся, освободив шток 17 поршня, и охватят проточку штыря 8, зафиксировав его. В таком положении решетчатый руль 3 удерживается при транспортировании, хранении и совместном полете ракеты с носителем.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАКЕТА С НОРМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ СХЕМОЙ | 2003 |
|
RU2239780C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА | 1997 |
|
RU2114371C1 |
АВИАЦИОННОЕ КАТАПУЛЬТНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2145565C1 |
АВИАЦИОННОЕ КАТАПУЛЬТНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2145566C1 |
МЕХАНИЗМ РАСКРЫТИЯ РУЛЕЙ И КРЫЛЬЕВ С ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ СКЛАДЫВАЮЩИМИСЯ СЕКЦИЯМИ | 1992 |
|
RU2037133C1 |
РАКЕТА | 1995 |
|
RU2085826C1 |
СКЛАДНОЙ РУЛЬ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ | 2011 |
|
RU2458316C1 |
МЕХАНИЗМ РАСКРЫТИЯ И СТОПОРЕНИЯ РУЛЕЙ И КРЫЛЬЕВ | 1992 |
|
RU2037135C1 |
РЕШЕТЧАТАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ | 1995 |
|
RU2085440C1 |
СКЛАДНОЙ РУЛЬ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ | 2013 |
|
RU2524475C1 |
Использование: изобретение относится к ракетной технике, в частности к управляемым ракетам, и может быть использовано в различных типах и классах ракет с решетчатыми рулями управления. Сущность изобретения: ракета с нормальной аэродинамической схемой с равномерно расположенными на корпусе относительно продольной оси неподвижными крыльями и подвижными рулями, рули оснащены механизмами раскрытия и фиксации. Ракета имеет пиротехнический аккумулятор давления, решетчатые рули снабжены штырями для фиксации в сложенном положении, каждый механизм раскрытия руля выполнен в виде пневмоцилиндра, а каждый механизм фиксации руля в раскрытом положении выполнен в виде подпружиненных стержней, в сложенном положении - в виде захватных ножниц. 3 з.п.ф-лы, 4 ил.
Крылья Родины, N 8, 1993, с | |||
Прибор для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1917 |
|
SU26A1 |
Авторы
Даты
1997-07-27—Публикация
1995-05-11—Подача