РАКЕТА Российский патент 1997 года по МПК F42B15/00 

Описание патента на изобретение RU2085826C1

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к управляемым ракетам, и может быть использовано в различных типах и классах ракет с решетчатыми аэродинамическими поверхностями.

Известна ракета, выполненная по нормальной аэродинамической схеме, содержащая корпус, размещенные в нем двигательную установку, аппаратуру системы наведения и системы управления, а также четыре неподвижных крыла и четыре управляющих решетчатых руля системы управления, расположенных на корпусе равномерно относительно его продольной оси. Эта ракета с разной степенью раскрытия описана в журналах: Flight International 4-10 марта 1992, N 4308, с. 24-25. Flight International 11-17 марта 1992, N 4309, с. 15 и наиболее полно в журнале "Крылья Родины" N 8 93 (цветной вкладыш и с. 26). Последнее техническое решение взято в качестве прототипа по данной заявке.

Эта авиационная управляемая ракета класса "воздух-воздух" имеет цилиндрический корпус и крылья малого удлинения и простой формы в плане. Корпус и крылья являются основными элементами, создающими подъемную силу. Носовая часть имеет оживальную форму. Наиболее интересным аэродинамическим решением в компоновке ракеты является использование решетчатых рулей, реализующих бессрывное обтекание.

В описанных выше решениях не представлены соотношения геометрических размеров крыла, решетчатого руля и корпуса ракеты, что не позволяет судить о возможности достижения высоких аэродинамических характеристик, в частности об углах атаки и допустимых перегрузках.

Задачей изобретения является разработка всеракурсной высокоманевренной ракеты с высокими аэродинамическими характеристиками.

Для решения поставленной задачи в управляемой ракете, выполненной по нормальной аэродинамической схеме, содержащей корпус, размещенные в нем двигательную установку, аппаратуру системы наведения и системы управления, а также четыре неподвижных крыла и четыре управляющих решетчатых руля системы управления, расположенных на корпусе равномерно относительно его продольной оси, крылья, решетчатые рули системы управления и корпус выполнены таким образом, что имеют следующие соотношения размеров:


Нр/Lр 0,3-0,55

n Нр /t + 1 3-5
Sр n•Lр•b



где Sкр площадь крыла;
Sм площадь миделя ракеты;
относительная площадь крыла;
относительная площадь решетчатого руля;
Sр площадь несущей поверхности решетчатого руля;
Hр высота решетчатого руля;
Lр размах решетчатого руля;
относительный шаг планов решетчатого руля;
t шаг планов решетчатого руля;
b ширина планов решетчатого руля;
n количество (число) планов решетчатого руля;
λкp удлинение крыла;
L размах крыла;
λк удлинение корпуса ракеты;
Lк длина ракеты;
Dэкв диаметр круга, площадь которого соответствует площади миделя ракеты.

При использовании ракеты согласно изобретению обеспечивается поражение воздушных целей, в том числе высокоманевренных истребителей и штурмовиков днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с любых направлений (всенаправленность) при активном информационном (помеховом) и маневренном противодействии противника. Ракета способна поражать такие специфические цели, как крылатая ракета, ракета "воздух-воздух" и т.д.

Ракета с заявленным соотношением размеров решает задачу размещения на самолете-носителе в условиях жестких габаритных ограничений и одновременно позволяет в несколько раз (порядка 7 раз) снизить потребные шарнирные моменты рулевого привода, что приводит к созданию приводов меньшей мощности и, следовательно, меньшей массы при сохранении преимуществ решетчатых рулей. Оптимальный диапазон параметров найден по результатам многочисленных исследований ракет различной геометрии в аэродинамических трубах и подтвержден результатами летных испытаний.

Ракета с данным соотношением геометрических размеров обеспечивает высокие аэродинамические характеристики во всем диапазоне ее применения.

Так, максимальный угол атаки составляет αmax≈ 40-45°, максимально допустимая поперечная перегрузка равна nymax≈ 50 ед как на пассивном, так и на активном участках траектории за счет введения аппаратурного ограничения.

При выходе за пределы указанных соотношений размеров ракеты в значительной степени теряет свои маневренные возможности за счет резкого возрастания коэффициента сопротивления Сx и значительного уменьшения коэффициента нормальной силы Сy.

Таким образом, выбор соотношения размеров ракеты в указанных пределах обеспечивает ее высокие маневренные характеристики в диапазоне углов атаки α ≈ 0-45° и чисел М≈0,6-5,0.

На фиг. 1 изображен общий вид предлагаемой ракеты; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 графическое изображение зависимости коэффициента нормальной силы от относительной площади крыла; на фиг. 5 графическое изображение зависимости коэффициента нормальной силы от чисел М; на фиг. 6 графическое изображение зависимости коэффициента сопротивления от относительной площади решетчатого руля; на фиг. 7 - графическое изображение зависимости коэффициента лобового сопротивления изолированного решетчатого руля от отношения высоты решетчатого руля к его размаху.

Ракета содержит корпус 1, включающий передний обтекатель 2 оживальной формы. Внутри корпуса 1 размещена аппаратура системы наведения и системы управления, а также двигательная установка (на чертежах не показаны).

Ракета скомпонована по нормальной аэродинамической схеме, в соответствии с которой размещены на корпусе 1 в его центральной части четыре крыла 3 и в хвостовой части четыре решетчатых руля 4. Крылья 3 и рули 4 размещены на корпусе 1 равномерно относительно его продольной оси.

Каждый руль 4 имеет раму 5, внутри которой расположены планы 6, образующие соты.

В корневой части руля 4 имеются проушины 7, которыми каждый руль крепится к корпусу 1 ракеты
Для оптимизации аэродинамических характеристик ракеты выбраны соотношения размеров корпуса 1 ракеты, ее крыльев 3 и рулей 4, указанные выше.

Ракеты с крыльями малого удлинения, обеспечивающие малый поперечный габарит, предназначены для маневрирования на больших углах атаки. С точки зрения аэродинамики такие конфигурации имеют следующие отличительные черты: наличие перекрестных связей; наличие больших местных углов атаки на рулях.

Выбор соотношения размеров решетчатых рулей, крыльев и корпуса ракеты в целом в определенных пределах позволяет уменьшить или устранить ряд технических проблем (или части этих проблем).

Маневрирование на больших углах атаки (α ≈ 40°) позволяет обеспечить высокий уровень поперечных перегрузок во всем диапазоне применения ракеты.

Как известно, величина поперечной перегрузки пропорциональна величине нормальной силы ракеты, которая определяется по формуле
У Сy•q•S,
где Сy коэффициент нормальной силы ракеты;
q скоростной напор, кг/м2;
S характерный размер, м2.

Величина дальности полета ракеты обратно пропорциональна силе сопротивления ракеты, которая определяется по формуле
Х Сx•q•S,
где Сx коэффициент сопротивления ракеты.

На фиг. 4-7 приведены зависимости Сy, Сx от заявленных параметров ракеты и решетчатого руля.

Ракета с заявленным соотношением размеров обеспечивает наиболее высокие маневренные характеристики при минимуме коэффициента сопротивления.

Данные параметры (заштрихованные области) определены в результате систематических исследований в аэродинамических трубах ракет различной геометрии и подтверждены результатами летных испытаний.

При выходе за пределы заявленных параметров ракета в значительной степени теряет свои маневренные свойства за счет резкого уменьшения коэффициента нормальной силы и увеличения коэффициента сопротивления.

Таким образом, ракета с заявленным соотношением размеров обеспечивает высокие аэродинамические характеристики во всем диапазоне ее применения, максимально допустимая перегрузка составляет nymax≈50 ед при углах атаки α ≈ 40-45°.

Графические зависимости на фиг. 4-7 подтверждают возможность получения высоких аэродинамических характеристик в интервале значений соотношений размеров крыльев, решетчатых рулей и корпуса ракеты, выполненной по нормальной аэродинамической схеме.

Похожие патенты RU2085826C1

название год авторы номер документа
РАКЕТА 1996
  • Соколовский Г.А.
  • Блехер М.Л.
  • Болотин А.И.
  • Бычков Е.А.
  • Ватолин В.В.
  • Волгин Б.В.
  • Дорохов А.И.
  • Карабанов И.Н.
  • Кегелес А.Л.
  • Макаровский Э.Г.
  • Милешкин Ю.П.
  • Михайлова С.Я.
  • Михалович И.М.
  • Рейдель А.Л.
  • Смольский Г.Н.
  • Хохлов Г.И.
  • Цыганов А.И.
RU2094748C1
РАКЕТА, ВЫПОЛНЕННАЯ ПО АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ СХЕМЕ "УТКА" 1997
  • Соколовский Г.А.
  • Бычков Е.А.
  • Ватолин В.В.
  • Кегелес А.Л.
  • Смольский Г.Н.
  • Хейфец Л.Н.
  • Хохлов Г.И.
RU2111446C1
РАКЕТА 2002
  • Акимов В.Н.
  • Булгакова Р.Г.
  • Гольденберг А.М.
  • Кувшинов Е.М.
  • Эктов В.П.
RU2234667C1
АВИАЦИОННАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 2004
  • Соколовский Г.А.
  • Бурак Б.К.
  • Богацкий В.Г.
  • Актов В.В.
  • Крысанов И.Н.
  • Ватолин В.В.
  • Левищев О.Н.
  • Каргапольцев А.А.
  • Афонин В.Н.
  • Голдовский В.С.
  • Иванов В.В.
  • Любовский И.Е.
  • Тимохин А.И.
  • Мордвинов И.Г.
  • Рутман Б.Г.
RU2259536C1
РАКЕТА 2005
  • Богацкий Владимир Григорьевич
  • Бурак Борис Корнеевич
  • Васильев Петр Петрович
  • Ватолин Валентин Владимирович
  • Волков Владимир Николаевич
  • Волков Юрий Михайлович
  • Голдовский Владимир Сергеевич
  • Грачев Алексей Викторович
  • Захаров Юрий Константинович
  • Иванов Вячеслав Васильевич
  • Ищенко Владимир Владимирович
  • Соколовский Геннадий Александрович
  • Сысоев Виктор Николаевич
  • Шаховский Юрий Иванович
RU2276321C1
РАКЕТА С НОРМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ СХЕМОЙ 1995
  • Беляев В.Н.
  • Богацкий В.Г.
  • Бычков Е.А.
  • Ватолин В.В.
  • Дреер Д.Л.
  • Ильин А.М.
  • Ищенко В.В.
  • Левищев О.Н.
  • Лернер Л.И.
  • Малолетнев Н.А.
  • Пирязев В.Ф.
  • Пустовойтов В.А.
  • Рейдель А.Л.
  • Соколовский Г.А.
  • Фетисов В.К.
  • Шмугляков С.Л.
RU2085825C1
РАКЕТА 2004
  • Акимов Владимир Николаевич
  • Булгакова Руфа Георгиевна
  • Гавришин Станислав Сергеевич
  • Ежов Геннадий Петрович
  • Кувшинов Евгений Михайлович
  • Торлопов Александр Кимович
  • Уласевич Владимир Павлович
  • Фокин Анатолий Сергеевич
  • Эктов Василий Петрович
RU2270413C1
РАКЕТА С КОМБИНИРОВАННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 1996
  • Соколовский Г.А.
  • Афонин В.Н.
  • Ватолин В.В.
  • Дорохов А.И.
  • Капырин Ю.М.
  • Кегелес А.Л.
  • Макаровский Э.Г.
  • Милешкин Ю.П.
  • Орелиов Г.Р.
  • Смольский Г.Н.
RU2096734C1
РАКЕТА С НОРМАЛЬНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ СХЕМОЙ 2003
  • Актов В.В.
  • Богацкий В.Г.
  • Бурак Б.К.
  • Васильев П.П.
  • Ватолин В.В.
  • Дулькин И.И.
  • Ермолаев В.В.
  • Левищев О.Н.
  • Пирязев В.Ф.
  • Правидло М.Н.
  • Соколовский Г.А.
RU2239780C1
РЕШЕТЧАТАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ 1995
  • Беляев В.Н.
  • Бычков Е.А.
  • Ватолин В.В.
  • Грачев А.В.
  • Емельянов В.П.
  • Крячков М.А.
  • Левищев О.Н.
  • Павлов В.И.
  • Пустовойтов В.А.
  • Рейдель А.Л.
  • Соколовский Г.А.
RU2085440C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 085 826 C1

Реферат патента 1997 года РАКЕТА

Использование: изобретение относится к ракетной технике, в частности, к управляемым ракетам, и может быть использовано в различных типах и классах ракет с решетчатыми аэродинамическими поверхностями. Сущность изобретения: ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме, содержит корпус, размещенные в нем двигательную установку, аппаратуру системы наведения и системы управления, а также четыре неподвижных крыла и четыре решетчатых руля системы управления. Крылья и рули системы управления расположены на корпусе равномерно относительно его продольной оси. Высокие маневренные характеристики ракеты обеспечиваются за счет выполнения крыльев, решетчатых рулей и корпуса ракеты с определенными соотношениями размеров этих частей. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 085 826 C1

Ракета, выполненная по нормальной аэродинамической схеме, содержащая корпус, размещенные в нем двигательную установку, аппаратуру системы наведения и системы управления, а также четыре неподвижных крыла и четыре управляющих решетчатых руля системы управления, расположенных на корпусе, равномерно относительно его продольной оси, отличающаяся тем, что крылья, решетчатые рули системы управления и корпус выполнены таким образом, что имеют следующие соотношения размеров:


Hp / Lp 0,3 0,55;

n He / t + 1 3 5;
Sp n • Lp • b;



где Sкр площадь крыла;
относительная площадь крыла;
относительная площадь решетчатого руля;
Sм площадь миделя ракеты;
Sр площадь несущей поверхности решетчатого руля;
Hр высота решетчатого руля;
Lр размах решетчатого руля;
λкp- удлинение крыла;
L размах крыла;
λк- удлинение корпуса ракеты;
Lк длина ракеты;
Dэкв диаметр круга, площадь которого соответствует площади миделя ракеты;
относительный шаг планов решетчатого руля;
t шаг планов решетчатого руля;
n количество (число) планов решетчатого руля;
b ширина плана решетчатого руля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2085826C1

Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1

RU 2 085 826 C1

Авторы

Богацкий В.Г.

Бычков Е.А.

Ватолин В.В.

Ильин А.М.

Ищенко В.В.

Левищев О.Н.

Лернер Л.И.

Пустовойтов В.А.

Рейдель А.Л.

Соколовский Г.А.

Даты

1997-07-27Публикация

1995-05-11Подача