Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а более конкретно к устройству электровоздухораспределителей тормозов подвижного состава железных дорог, предназначенных для управления изменением давления сжатого воздуха в тормозных цилиндрах при электрическом и пневматическом управлении тормозом.
Известен электровоздухораспределитель типа 305 (см. каталог "Автотормозное и пневматическое оборудование подвижного состава рельсового транспорта", ЦНИИТЭИТЯЖМАШ, М. 1990, с. 42.) Он содержит орган двух давлений воздухораспределитель 292М (см. с.39, там же) с подвижной перегородкой, разделяющей магистральную и управляющую (золотниковую) полости и взаимодействующей с плоским золотником, а также содержит электропневматическую часть (собственно электровоздухораспределитель 305), имеющую подвижную перегородку, отделяющую полость тормозной камеры от полости управляющего давления, и электромагнитные вентили торможения и отпуска. К существенным недостаткам этого электровоздухораспределителя относятся возможная истощимость тормоза при его работе, наличие притираемых деталей, усложняющих технологию его изготовления и ремонта, отсутствие стандартности, т.е. зависимость времени наполнения сжатым воздухом тормозного цилиндра и величины давления в нем от его объема.
Наиболее близким по совокупности существенных признаков заявляемому электровоздухораспределителю является электровоздухораспределитель типа 371 (см. книгу "Воздухораспределители тормозов железнодорожного подвижного состава", Е. В. Клыков и др.М. Транспорт, 1976, с.119-126, рис.103; справочник "Тормозное оборудование железнодорожного подвижного состава", М. Транспорт, 1989, с.289, 290, 294, 295, рис.213). Он содержит орган трех давлений, который имеет корпус с подвижными перегородками и клапанами, образующими полости. Полости связаны каналами соответственно с рабочей камерой, с тормозной магистралью, с тормозной камерой через переключательное устройство, с запасным резервуаром, с камерой дополнительной разрядки тормозной магистрали. Электровоздухораспределитель содержит также реле давления, переключатель режимов торможения (короткосоставного и длинносоставного), электромагнитные вентили торможения и отпуска, орган бесступенчатого отпуска, устройство первоначального скачка давления, устройство дополнительной разрядки тормозной магистрали. Орган бесступенчатого отпуска имеет корпус, подвижную перегородку с клапаном и образованные ими полости. В этом электровоздухораспределителе полость под подвижной перегородкой постоянно сообщена с тормозной магистралью, а через отверстие, перекрываемое клапаном подвижной перегородки сообщается с рабочей камерой. Полость над подвижной перегородкой в процессе зарядки и поездном положении сообщена с тормозной магистралью, а при торможении разобщается от тормозной магистрали и сообщается с камерой дополнительной разрядки тормозной магистрали. Неплотность клапана дополнительной разрядки тормозной магистрали, перекрывающего сообщение между тормозной магистралью и камерой дополнительной разрядки, после окончания процесса наполнения тормозного цилиндра может привести к несрабатыванию органа бесступенчатого отпуска, так как давление на его подвижную перегородку с обеих сторон будет одинаковым, клапан не откроется и не сообщит в начальный момент отпуска рабочую камеру с тормозной магистралью. Это снижает надежность действия электровоздухораспределителя. Устройство дополнительной разрядки тормозной магистрали включает клапан дополнительной разрядки тормозной магистрали в органе трех давлений, камеру дополнительной разрядки тормозной магистрали и орган прекращения дополнительной разрядки тормозной магистрали, который имеет корпус с подпружиненной подвижной перегородкой с клапаном, образующей с корпусом полости. Полость над подвижной перегородкой связана каналом с полостью тормозной камеры органа трех давлений. Устройство первоначального скачка давления в этом электровоздухораспределителе включает специальную камеру скачковую камеру, связанную каналом с соответствующей полостью, выполненную в органе трех давлений, и через переключатель режимов торможения сообщенную с запасным резервуаром. Это усложняет конструкцию электровоздухораспределителя.
Заявляемый электровоздухораспределитель решает задачу повышения надежности его действия, повышения надежности действия электропневматического тормоза железнодорожного транспортного средства в целом.
Технический результат, который будет получен при осуществлении предлагаемого изобретения заключается в упрощении конструкции электровоздухораспределителя, в исключении возможности несрабатывания органа бесступенчатого отпуска из-за неплотности клапана дополнительной разрядки тормозной магистрали в органе трех давлений.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном электровоздухораспределителе тормоза железнодорожного транспортного средства, содержащем орган трех давлений, имеющий корпус с подвижными перегородками и клапанами, образующими полости, связанные каналами соответственно с рабочей камерой, с тормозной магистралью, с тормозной камерой через переключательное устройство с запасным резервуаром, с камерой дополнительной разрядки тормозной магистрали, а также содержащее реле давления, переключатель режимов торможения, электромагнитные вентили торможения и отпуска, орган бесступенчатого отпуска, имеющий корпус, подвижную перегородку с клапаном и образованные ими полости, устройство первоначального скачка давления, устройство дополнительной разрядки магистрали, включающее клапан дополнительной разрядки тормозной магистрали в органе трех давлений, камеру дополнительной разрядки тормозной магистрали и орган прекращения дополнительной разрядки тормозной магистрали, имеющий корпус с подпружиненной подвижной перегородкой с клапаном, образующей с корпусом полости, одна из которых над подвижной перегородкой связана каналом с полостью тормозной камеры органа трех давлений, упомянутая подпружиненная подвижная перегородка органа прекращения дополнительной разрядки тормозной магистрали снабжена вторым клапаном, установленным на канале, связывающей полость над подпружиненной подвижной перегородкой с полостью тормозной камеры органа трех давлений, при этом полость над подпружиненной подвижной перегородкой вторым каналом сообщена с тормозной камерой, а орган бесступенчатого отпуска снабжен дополнительной подвижной перегородкой с клапаном, неподвижной перегородкой и камерой, при этом полости над дополнительной подвижной перегородкой и подвижной перегородкой органа бесступенчатого отпуска сообщены с каналом, связывающим полость тормозной камеры органа трех давлений с органом прекращения дополнительной разрядки тормозной магистрали, полость под дополнительной подвижной перегородкой сообщена с атмосферой, канал, перекрываемый клапаном дополнительной подвижной перегородки, и полость подвижной перегородкой сообщены с камерой, связанной через обратный клапан с каналом, соединяющим полость над подпружиненной подвижной перегородкой органа прекращения дополнительной разрядки тормозной магистрали с тормозной камерой, а полость, ограниченная неподвижной перегородкой и клапаном подвижной перегородки, связана каналом с рабочей камерой и отверстием, перекрываемым клапаном подвижной перегородки, сообщена через обратный клапан с тормозной магистралью.
Кроме того, в предлагаемом электровоздухораспределителе переключатель режимов торможения размещен на канале, полость тормозной камеры органа трех давлений сообщена с тормозной камерой, а на канале между камерой органа бесступенчатого отпуска и обратным клапаном установлены разобщительный кран с атмосферным давлением.
Такое выполнение предлагаемого электровоздухораспределителя упрощает его конструкцию, исключает возможное несрабатывание органа бесступенчатого отпуска из-за неплотности клапана дополнительной разрядки тормозной магистрали в органе трех давлений, что повышает надежность действия электровоздухораспределителя тормоза железнодорожного транспортного средства. Кроме того, расширяются функциональные возможности электровоздухораспределителя.
Это поясняется следующим образом.
Наличие связи полости тормозной камеры органа трех давлений с тормозной камерой каналами широкого сечения через орган прекращения дополнительной разрядки тормозной магистрали позволяет в первоначальный момент торможения осуществить быстрое (скачковое) наполнение тормозной камеры (и, следовательно, тормозного цилиндра) из запасного резервуара через полости запасного резервуара и тормозной камеры органа трех давлений. Как только давление в тормозной камере достигнет установленной величины скачкового давления, на которую рассчитано усилие пружины подвижной перегородки органа прекращения дополнительной разрядки тормозной магистрали, перегородка перемещается в положение закрытия ее клапанов. Происходит одновременное прекращение дополнительной разрядки тормозной магистрали и скачка давления в тормозной камере (и, следовательно, в тормозном цилиндре). Дальнейшее наполнение тормозной камеры сжатым воздухом происходит через дроссельные отверстия переключателя режимов торможения. Таким образом, орган превращения дополнительной разрядки тормозной магистрали одновременно выполняет роль устройства первоначального скачка давления, то есть отпадает необходимость в специальной скачковой камере, что упрощает конструкцию электровоздухораспределителя.
В органе бесступенчатого отпуска управляющим его работой давлением является только давление в тормозной камере, с которой сообщены полости над и под подвижной перегородкой этого органа. Однако, когда в первоначальный момент отпуска давление в тормозной камере начинает снижаться, давление в полости над подвижной перегородкой падает быстрее, чем в полости под подвижной перегородкой, поскольку последняя соединена с камерой органа бесступенчатого отпуска, камера при отпуске отключена обратным клапаном от канала, связанного с тормозной камерой и начнет сообщаться с атмосферой через клапан дополнительной подвижной перегородки органа бесступенчатого отпуска только после снижения давления в тормозной камере на величину, на которую рассчитано усилие пружины дополнительной подвижной перегородки. Поэтому в первоначальный момент отпуска давление под подвижной перегородкой органа бесступенчатого отпуска превышает давление над ней, и подвижная перегородка перемещается в положение открытия своего клапана, сообщающего рабочую камеру с тормозной магистралью. Орган бесступенчатого отпуска срабатывает, обеспечивая надежность действия электровоздухораспределителя.
Наличие разобщительного крана с атмосферным отверстием позволяет отключать орган бесступенчатого отпуска от электровоздухораспределителя, что дает возможность использовать его в тормозных системах с только ступенчатым отпуском. Таким образом, предлагаемый электровоздухораспределитель может использоваться в тормозных системах с различными режимами отпуска.
На чертеже схематично изображен общий вид предлагаемого электровоздухораспределителя.
Электровоздухораспределитель содержит орган 1 трех давлений реле 2 давления, переключатель 3 режима торможения, электромагнитный вентиль 4 торможения и электромагнитный вентиль 5 отпуска, орган 6 бесступенчатого отпуска с камерой 7, орган 8 прекращения дополнительной разрядки тормозной магистрали 9 и первоначального скачка давления. Кроме того, электровоздухораспределитель содержит переключательное устройство 10, редуктор 11 тормозную камеру 12, рабочую камеру 13, камеру 14 дополнительной разрядки тормозной магистрали.
Орган 1 трех давлений имеет корпус 15, подвижные перегородки 16 и 17, двухседельный клапан 18, клапан 19, клапан 20 дополнительной разрядки тормозной магистрали. Полость 21 рабочей камеры сообщена с рабочей камерой 13. Полость 22 тормозной магистрали сообщена с тормозной магистралью 9. Атмосферная полость 23 связана с атмосферой. Полость 24 тормозной камеры связана каналом 25 через переключатель 3 режимов торможения, канал 26, переключательное устройство 10, редуктор 11 с тормозной камерой 12. Кроме того, полость 24 тормозной камеры сообщена каналом 27 с органом 8 прекращения дополнительной разрядки тормозной магистрали и первоначального скачка давления. Полость 28 запасного резервуара соединена каналом 29 с запасным резервуаром 30. Атмосферная полость 31 связана с атмосферой. Полость 32 сообщена с тормозной магистралью 9. Полость 33 соединена с камерой 14 дополнительной разрядки тормозной магистрали, а каналом 34 сообщена с органом 8. В подвижной перегородке 16 выполнено отверстие 35, которое вместе с клапаном 19 служит для сообщения полостей 22 и 21. Стержень 36 связывает между собой подвижные перегородки 16 и 17 и воздействует на клапаны 18 и 20.
Орган 8 прекращения дополнительной разрядки тормозной магистрали и первоначального скачка давления имеет корпус 37, подвижную перегородку 38 с пружиной 39, клапанами 40 и 41. Полость 42 над подвижной перегородкой 38 через клапан 41 сообщается с каналом 27, а через канал 43 сообщается с переключательным устройством 10 и далее через редуктор 11 с тормозной камерой 12. Полость 44 связана с атмосферой. Через открытый клапан 40 канал 34 соединяется с атмосферным отверстием 45.
Орган 6 бесступенчатого отпуска имеет корпус 46, подвижную перегородку 47 с клапаном 48, неподвижную перегородку 49, дополнительную подвижную перегородку 50 с клапаном 51 и пружиной 52. Полость 53 над дополнительной подвижной перегородкой 50 и полость 54 над подвижной перегородкой 47 сообщены каналом 55 с каналом 27. Полость 56 под дополнительной подвижной перегородкой 50 связана с атмосферой. Канал 57, перекрываемый клапаном 51, и полость 58 под подвижной перегородкой 47 сообщены каналом 59 с камерой 7 органа 6, которая через разобщительный кран 60, канал 61 и обратный клапан 62 связана с каналом 43. Полость 63, ограниченная неподвижной перегородкой 49, постоянно сообщена каналом 64 с рабочей камерой 13, а через отверстие 65, перекрываемое клапаном 48, обратный клапан 66 и канал 67 связана с тормозной магистралью 9.
Переключательное устройство 10 через канал 68 соединено с редуктором 11, который имеет подвижную перегородку, воспринимающую воздействие регулируемой пружины 69 и связанную с клапаном 70. Полость 71 сообщена каналом 72 с тормозной камерой 12.
Электромагнитный вентиль 4 торможения каналом 73 связан с рабочей камерой 13. Каналом 74 электромагнитные вентили 4 и 5 соединены с переключательным устройством 10 и далее через канал 68, редуктор 11 с тормозной камерой 12.
Реле 2 давления каналом 75 связано с тормозной камерой 12, каналом 76 с тормозным цилиндром (на чертеже не показан), каналом 77 с запасным резервуаром 30.
Тормозная магистраль 9 сообщается через обратный клапан 78 и канал 79 с запасным резервуаром 30.
На подвижную перегородку 47 органа 6 воздействует пружина 80. Переключатель 3 режимов торможения имеет дроссельные отверстия: для короткосоставного режима торможения и для длинносоставного режима торможения.
Усилие пружины 39 органа 8 рассчитывается на величину первоначального скачка давления в тормозной камере (тормозном цилиндре).
На каналах 29 и 77 устанавливаются разобщительные краны (на чертеже не показаны).
Разобщительный кран 60 имеет атмосферное отверстие. При перекрытии краном 60 сообщения канала 61 с камерой 7, полость 58 и канал 57 сообщаются с атмосферой. Орган 6 бесступенчатого отпуска отключается.
Тормозная магистраль 9 связана с ускорителем экстренного торможения (на чертеже не показан).
Электровоздухораспределитель действует следующим образом.
При зарядке тормоза сжатый воздух из тормозной магистрали 9 поступает в полости 22 и 32 органа 1 трех давлений.
Из полости 22 сжатый воздух через отверстие 35 и открытый клапан 19 поступает в полость 21 и в рабочую камеру 13. Через обратный клапан 78 происходит зарядка запасного резервуара 30 и полости 28 органа 1 трех давлений. Двухседельный клапан 18 перекрывает сообщение полостей 24 и 28 и сообщает полость 24 с атмосферой через полость 31. Тормозная камера 12 также сообщена с атмосферой, а реле 2 давления связывает с атмосферой тормозной цилиндр (на чертеже не изображен). Клапан 20 дополнительной разрядки тормозной магистрали закрыт, а камера 14 через открытый клапан 40 органа 8 связана с атмосферой. Сжатый воздух из рабочей камеры поступает в полость 63 органа 6 и подводится по каналу 73 к электромагнитному вентилю торможения 4. Вентили 4 и 5 при зарядке обесточены, вентиль 4 перекрывает сообщение каналов 73 и 74, а вентиль 5 отпуска сообщает канал 74 с атмосферой. Клапан 48 и 51 органа 6 закрыты.
При служебном торможении на пневматическом управлении тормозом снижается давление в тормозной магистрали 9 и полости 22 темпом служебного торможения. Рабочая камера 13 и полость 21 не успевают разряжаться в тормозную магистраль через отверстие 35. Подвижная перегородка 16 перемещается верх (по чертежу), воздействуя через стержень 36 на подвижную перегородку 17, клапаны 18 и 20. Клапан 20 открывается, и происходит дополнительная разрядка тормозной магистрали в камеру 14 и через канал 34 и отверстие 45 в органе 8 в атмосферу. Двухседельный клапан 18 закрывает сообщение камеры 24 с атмосферой и открывает ее сообщение с полостью 28 и запасным резервуаром 30. Сжатый воздух из запасного резервуара поступает в каналы 27 и 25. Из канала 27 сжатый воздух через открытый клапан 41 органа 8 поступает в полость 42 и далее через канал 43 к переключательному устройству 10. Переключательное устройство 10 занимает положение сообщения канала 68 с каналами 43 и 26. Сжатый воздух через открытый клапан 70 редуктора 11, полость 71 и канал 72 заполняет тормозную камеру 12 и через канал 75 поступает в реле 2 давления. Реле 2 давления срабатывает, происходит наполнение тормозного цилиндра (на чертеже не показан) из запасного резервуара 30 через каналы 77 и 76.
Таким образом, в первоначальный момент торможения осуществляется быстрое (скачковое) наполнение тормозной камеры (и, следовательно, тормозного цилиндра) каналами широкого сечения 27, 43 через орган 8. Как только давление в тормозной камере 12 (и в полости 42) достигнет установленной величины скачкового давления, на которую рассчитано усиление пружины 39 органа 8, подвижная перегородка 38 перемещается вниз (по чертежу). Клапаны 41 и 40 закрываются. Происходит одновременное прекращение дополнительной разрядки тормозной магистрали 9 и скачка давления в тормозной камере 12 (и, следовательно, в тормозном цилиндре). Дальнейшее наполнение тормозной камеры 12 происходит только по каналу 25 через дроссельное отверстие переключателя 3 режимов торможения. В процессе торможения, когда сжатый воздух поступает в каналы 27, 43, 25, 26, он одновременно поступает и в канал 53, а через обратный клапан 62 в канал 61. По каналу 55 происходит заполнение сжатым воздухом полостей 53 и 54 органа 6 бесступенчатого отпуска, а по каналу 61 происходит заполнение сжатым воздухом камеры 7 и далее по каналу 59 полости 58 и канала 57 органа 6. Таким образом, в полостях 53, 54, 58 и канала 57 органа 6 при торможении устанавливается давление тормозной камеры 12.
Когда разрядка тормозной магистрали 9 при торможении прекращается, давление в полости 24 и тормозной камере 12 повышается до тех пор, пока усилие на подвижную перегородку 17 не сравняется с усилием на подвижную перегородку 16, создаваемым перепадом давления в полостях 21 и 22 (т.е. в рабочей камере 13 и тормозной магистрали 9). Подвижные перегородки 17 и 16 вместе со стержнем 36 опустятся вниз (по чертежу), двухседельный клапан 18 перекроет сообщение полости 24 с запасным резервуаром 30. Реле 2 давления перекрывает сообщение запасного резервуара 30 с тормозным цилиндром.
При отпуске тормоза повышается давление в тормозной магистрали. Подвижные перегородки 16 и 17 и стержень 36 начинают перемещаться вниз (по чертежу). Клапан 20 закрывается, а двухседельный клапан 18 открывает сообщение полости 24 и тормозной камеры 12 с атмосферой. Реле 2 давления сообщает с атмосферой тормозной цилиндр.
В первоначальный момент отпуска, когда давление в тормозной камере 12 начинает снижаться, давление в полости 54 над подвижной перегородкой 47 органа 6 бесступенчатого отпуска падает быстрее, чем в полости 58 под подвижной перегородкой 47, поскольку полость 54 каналом 55 и каналом 27 непосредственно связана с полостью 24 органа 1 трех давлений, а полость 58 связана с камерой 7. Камера 7 в процессе отпуска отключена обратным клапаном 62 от канала 26, связанного с тормозной камерой 12 и полостью 24 органа 1 трех давлений. Она начнет сообщаться с атмосферой через клапан 51 дополнительной подвижной перегородки 50 только после снижения давления в тормозной камере на величину, на которую рассчитано усилие пружины 52. Поэтому в первоначальный момент отпуска давление под подвижной перегородкой 47 превышает давление в полости 54 над подвижной перегородкой 47. Когда это превышение будет соответствовать повышению давления в тормозной магистрали 9 на -0,15-0,20 кгс/см2, подвижная перегородка 47 переместиться верх (по чертежу). Клапан 48 откроется и сообщит рабочую камеру 13 через отверстие 65 и обратный клапан 66 с тормозной магистралью 9. Давление в рабочей камере 13 падает и выравнивается с давлением в тормозной магистрале 9 на момент срабатывания органа 6 бесступенчатого отпуска. Дальнейшее повышение давления в тормозной магистрали 9 обеспечивает процесс бесступенчатого отпуска тормоза, осуществляемый электровоздухораспределителем.
При электрическом управлении тормозом электровоздухораспределитель действует следующим образом. При зарядке и отпуске электромагнитные вентили 4 и 5 обесточены. Электромагнитный вентиль 4 торможения закрывает сообщение рабочей камеры 13 с каналом 74, который через электромагнитный вентиль 5 отпуска сообщен с атмосферой. При торможении подается напряжение на оба вентиля 4 и 5. Электромагнитный вентиль 5 отпуска разобщает канал 74 с атмосферой, а электромагнитный вентиль 4 торможения сообщает рабочую камеру 13 через канал 73 с каналом 74. Сжатый воздух из рабочей камеры 13 поступает к переключательному устройству 10, которое занимает положение сообщения канала 74 с каналом 68. Происходит наполнение сжатым воздухом тормозной камеры 12 из рабочей камеры 13. Из тормозной камеры 12 сжатый воздух поступает в реле 2 давления, которое срабатывает и осуществляет наполнение тормозного цилиндра из запасного резервуара 30. При перекрытии обесточивается вентиль 4 торможения, вентиль 5 отпуска остается под напряжением. Прекращается сообщение рабочей камеры 13 с каналом 74, т.е. с тормозной камерой 12. Реле 12 давления прекращает сообщение запасного резервуара 30 с тормозным цилиндром. При отпуске тормоза обеспечивается и вентиль 5 отпуска, который сообщает канал 74 и тормозную камеру 12 с атмосферой. Реле 2 давления сообщает с атмосферой тормозной цилиндр.
Использование: электровоздухораспределитель относится к области железнодорожного транспорта и предназначен для управления изменением давления сжатого воздуха в тормозных цилиндрах при электрическом и пневматическом управлении тормозом. Сущность изобретения: электровоздухораспределитель содержит орган трех давлений, имеющий корпус с подвижными перегородками и клапанами, образующими полости, реле давления, переключатель режимов торможения, электромагнитные вентили торможения и отпуска, орган бесступенчатого отпуска, устройство первоначального скачка давления, устройство дополнительной разрядки тормозной магистрали, орган прекращения дополнительной разрядки тормозной магистрали с подпружиненными подвижными перегородками с клапанами, полости над подпружиненной подвижной перегородкой каналом сообщены с тормозной камерой, орган бесступенчатого отпуска имеет подвижную перегородку с клапаном, неподвижную перегородку и камеру, каналы, связывающие полость тормозной камеры органа трех давлений с органом прекращения дополнительной разрядки тормозной магистрали. Выполнена связь полости тормозной камеры органа трех давлений с тормозной камерой каналами широкого сечения через орган прекращения дополнительной разрядки тормозной магистрали. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Клыков Е.В | |||
и др | |||
Воздухораспределители тормозов железнодорожного подвижного состава | |||
- М.: Транспорт, 1976, с | |||
Способ получения борнеола из пихтового или т.п. масел | 1921 |
|
SU114A1 |
Авторы
Даты
1997-08-20—Публикация
1995-06-09—Подача