Изобретение относится к области машиностроения.
При решении технических задач с применением гибких элементов, в частности винтовых канатов, одной из проблем является разработка соединений винтового каната с другими конструктивными элементами и между собой.
Однако все виды таких соединений основаны на принципе деформации винтовых канатов в месте их заделки.
Причем даже в разъемных соединениях после их демонтажа дальнейшее использование этой части винтового каната практически невозможно.
Известно устройство для соединения с винтовым канатом [1] содержащее корпус, тонкостенные шайбы с отверстиями, через которые пропущен винтовой канат, кинематически связанные каждая с корпусом.
Недостатком известного устройства является ограниченность его функциональных возможностей, а также значительная деформация винтового каната при его фиксировании.
Задачей изобретения является расширение функциональной возможности соединения с винтовым канатом.
Изобретение поясняется чертежами, где
на фиг.1 изображено устройство с жестким соединением шайб с корпусом.
На фиг.2 изображена шайба для устройства по фиг.1.
На фиг. 3 изображено устройство с фрикционным соединением шайб с корпусом.
На фиг.4 изображена шайба для конструкции устройства по фиг.3.
На фиг.5 изображена шайба для профильного соединения с корпусом устройства по фиг.3.
Устройство для соединения с винтовым канатом содержит корпус 1, с двух сторон которого расположены торцовые крышки 2, жестко связанные с корпусом. В торцовых крышках выполнены соосные отверстия, через которые пропущены тонкостенные шайбы 4, в отверстиях 5 которых пропущен винтовой канат 3.
Отверстия 5 шайб выполнены профилем, соответствующим профилю поперечного сечения винтового каната, образующего с шайбами винтовое соединение.
Кинематическая связь шайб 4 с корпусом 1 может быть выполнена в виде продольных стержней 6, размещенных в соосных отверстиях 7, выполненных в шайбах 4. Продольные стержни 6 жестко установлены в торцовых крышках 2. Отверстия 7 расположены по периметру, их число, диаметр и координаты тождественны соответствующим параметрам продольных стержней 2. Шайбы 4 свободно установлены на продольных стержнях 6. В пределах шага свивки винтового каната установлена группа шайб 4 с угловым смещением круглых отверстий под продольные стержни 4 относительно осей окружностей фигурного отверстия, соответствующих диаметру прядей винтового каната (фиг.2). Ширина шайб 4 (шаг свивки винтового каната), их число в группе и разность углов β в двух соседних шайбах определяются из соотношений:
где hср ширина группы шайб 3,
Sсв.пр ход винтовых линий каната, равный шагу свивки пряди,
n число прядей в канате,
K число шайб в группе,
hш выбранная толщина шайбы,
S3 выбранный зазор между шайбами,
Δβ разность углов b двух соседних шайб.
Число групп определяется выбранной длиной части продольных стержней 6, предназначенных для установки шайб 4 и числа шагов каната, укладывающихся на этой длине. Набор шайб в каждой группе одинаков. Общее число групп составляет пакет шайб, образующих с канатом винтовое соединение. Корпус 1 установлен на торцовых крышках 2, крепится штифтами 8 и служит для удобства эксплуатации устройства.
Кинематическая связь шайб 4 с корпусом также может быть выполнена в виде дополнительных тонкостенных шайб 9, установленных каждая между основными шайбами 4. Дополнительные шайбы 9 имеют в центре круглые отверстия, через которые пропущен винтовой канат. Корпус 1 выполнен с профильной внутренней поверхностью, а дополнительные шайбы 9 имеют наружную поверхность, соответствующую указанной поверхности корпуса. Торцовые крышки 2 соединены с корпусом резьбовым соединением, предназначенным для стягивания пакета из шайб 4 и 9 и для создания силы трения, тем самым соединяют за счет этой силы трения корпус с шайбами.
При установке устройств на винтовой канат каждая шайба 4 охватывает винтовой канат по всей линии контура данного сечения каната, образуя вместе с другими такими же шайбами охватывающее канат тело с внутренней поверхностью, соответствующей данному участку каната.
В устройстве, изображенном на фиг.1, момент на каждую шайбу передается непосредственно корпусом.
В устройстве, изображенном на фиг.3, корпус 1, торцовые крышки 2 и дополнительные шайбы 3 выполняют функции фрикционного ключа, передающего внешний крутящий момент шайбы 4. Тяговая сила в этом случае зависит от наружного диаметра шайб 4 и числа соприкасающихся пар поверхностей трения. При известной осевой нагрузке на устройство или винтовом канате наружный диаметр шайб 4 определяется по приближенной формуле:
где Dнш наружный диаметр шайбы 9,
Dкан диаметр каната,
m число диаметров каната в шаге свивки прядей,
Z число шайб 9,
f коэффициент трения.
Зазор между контуром винтового каната и контуром фигурного отверстия в шайбах 4 рассчитывается, исходя из толщины шайб и осевых усилий в паре канат-устройство. При перемещении устройства (фиг.1) вдоль каната зазор между шайбами 4 изменяется в зависимости от изменения угла наклона винтовых линий свивки каната. Смещение шайб 4 вдоль продольной оси устройства происходит автоматически в соответствии с изменением профильной поверхности участка каната, охватываемого в данный момент устройством.
Тождественность отверстия, образуемого шайбами 4 профильной поверхности участка каната, охватываемого устройством (фиг.3) при его перемещении вдоль каната, образуется за счет автоматического углового смещения шайб 4 относительно шайб 9.
Устройство работает следующим образом.
При попытке перемещения каната в осевом направлении в ту или другую сторону и при неподвижной шайбе 4 кромки отверстий будут препятствовать перемещению винтового каната до тех пор, пока не произойдет деформация прядей в месте соприкосновения с кромками отверстий, т.е. произойдет местный изгиб участка пряди и ось этого участка станет параллельна оси отверстия.
В том случае, когда шайба 4 свободна, при перемещении каната или шайбы 4 в осевом направлении на расстояние "а" шайба сместится одновременно на расстояние "b", т. к. она может двигаться только вдоль прядей. Расстояние "b" будет b=a•tgαк и является в реальном соединении ничем иным как длиной дуги, описанной центром каждого отверстия, через которое проходит прядь. А это означает, что шайба при перемещении по канату на расстояние "а" одновременно повернулась на угол "β", равный
где rотв радиус от центра шайбы до центра отверстия, через которое проходит прядь каната.
Таким образом, создавая вращательное движение шайбы вокруг оси каната, шайба одновременно совершает и поступательное движение вдоль оси каната. Происходит преобразование вращательного движения шайбы в поступательное, т. е. реализуется принцип подвижного соединения устройств с канатом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Запорно-пломбировочное устройство (варианты) | 2023 |
|
RU2813843C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УГЛОВЫХ И ЛИНЕЙНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ МОДЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ | 1994 |
|
RU2102714C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ ГИБКИХ ОБОЛОЧЕК ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 1994 |
|
RU2082082C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПУЛЬСАЦИЙ ДАВЛЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2145066C1 |
САМОЛЕТ | 1993 |
|
RU2076826C1 |
ПРИЕМНИК ВОЗДУШНОГО ДАВЛЕНИЯ | 1997 |
|
RU2121667C1 |
ПРИЕМНИК ВОЗДУШНОГО ДАВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2135971C1 |
АДАПТИВНОЕ КРЫЛО | 1990 |
|
SU1762488A1 |
ОТСЕЧНОЙ КЛАПАН | 1993 |
|
RU2072464C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ МОДЕЛИ В АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ | 1989 |
|
RU2018799C1 |
Использование: соединение конструктивных элементов с винтовым канатом. Сущность изобретения: корпус выполнен с торцовыми крышками, имеющими центральные отверстия, через которые пропущен винтовой канат. В корпусе размещены тонкостенные шайбы с отверстиями, профиль которых идентичен соответствующему профилю пропущенного через них винтового каната. Шайбы кинематически связаны с корпусом. Данная кинематическая связь может быть выполнена в виде стержней, установленных в торцовых крышках и пропущенных в соосных отверстиях, расположенных по периметру шайб. Также данная кинематическая связь может быть выполнена в виде дополнительных тонкостенных шайб, расположенных между основными. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.
Патент США N 4450603, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1997-08-20—Публикация
1992-09-21—Подача