Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании механических приводов повышенной нагрузкой способности.
Известна зубчатая передача, рабочие поверхности которой образованы эвольвентами [1] Фактический угол зацепления такой передачи выбран в соответствии с математической зависимостью, в которую входят углы профиля зуба, номинальный угол зацепления, передаточное число и др. элементы геометрии зубчатой передачи (см. формулу изобретения). Такая зубчатая передача, по утверждению заявителя, обладает повышенной нагрузочной способностью. Однако при работе такой передачи в приводном механизме, например в редукторе вертолета, детали которого обладают повышенной деформативностью, а сам редуктор работает в условиях разнорежимного нагружения, перекос и непараллельность осей зубчатых колес неизбежны, а это приводит к снижению ресурса редуктора.
Известна цилиндрическая зубчатая передача [2] в которой для компенсации влияния перекоса на условия зацепления и получения контакта зубьев по всей длине под нагрузкой взаимодействующие колеса выполнены с разными углами наклона зубьев:
где γy абсолютная разность углов наклона зубьев взаимодействующих колес (рад);
β1 и β2 углы наклона взаимодействующих колес (рад).
В условиях разнорежимного нагружения даже использование в редукторах зубчатых колес с разными углами наклона зубьев не позволяет устранить перекос. Это приводит к значительному снижению ресурсов работы редуктора.
Перекос в зубчатой передаче неизбежен из-за влияния неточности изготовления деталей и в случае применения редукторов с достаточно жесткими деталями и корпусом.
Задачей настоящего изобретения является устранение негативного влияния перекоса и непараллельности осей зубчатых колес и, как следствие, повышение несущей способности и ресурса передачи.
Это достигается благодаря тому, что в зубчатой цилиндрической передаче, содержащей зубчатые колеса с разными углами наклона зубьев, рабочие поверхности которых образованы эвольвентами, угол зацепления выбран по зависимости:
αtw= 24°+Δαtw×d,
где αtw угол зацепления взаимодействующих зубчатых колес (град);
Δαtw комплексный параметр, характеризующий уровень деформативности редуктора, в котором использована зубчатая передача (град), определяемый по формуле:
αtw= [108γу×(0,91×γп+0,41×γнп-γу)]1/2,
где γп максимально возможный угол перекоса осей колес (рад.);
γнп максимально возможный угол непараллельности осей колес (рад.);
γу абсолютная разность углов наклона зубьев взаимодействующих колес (рад);
β1 и β2 углы наклона взаимодействующих колес (рад).
d коэффициент нагруженности редуктора, принимаемый из диапазона 0.7oC1.0; причем при Δαtw> 10 град. принимают Δαtw= 10 град.
Большая величина коэффициента d выбирается для редукторов, испытывающих стабильное нагружение, а меньшая для редукторов с существенно переменными условиями нагружения.
Опыт эксплуатации авиационных редукторов со сплошным корпусом, у которых под нагрузкой угол между осями γпΣmax <4•10-4 рад. показывает, что в зубчатых передачах наиболее рациональным оказывается угол зацепления в диапазоне αtw 24ooC 26o. При этом больший угол соответствует прямозубым цилиндрическим колесам, меньший-цилиндрическим и коническим с непрямыми зубьями.
Опыт эксплуатации редукторов с высокодеформативным корпусом, в условиях γпΣmax ≥ 10-3 рад. показывает, что при использовании в зубчатых передачах угла зацепления такой же величины, как и в редукторах со сплошным корпусом, а именно: αtw 25o, ресурс его может оказаться в несколько раз (до 10 раз) меньше относительно редукторов со сплошным корпусом.
Однако выполнение редуктора с шестернями, угол зацепления в которых выбран из предлагаемого соотношения, позволяет учесть уровень перекоса и непараллельности осей взаимодействующих колес, особенно в редукторах с высокодеформативным корпусом при равнорежимном нагружении, и существенно компенсировать негативное влияние перекоса. Благодаря этому оказывается возможным реализация достоинств редукторов с высокодеформативными корпусами без снижения нагрузочной способности и ресурса.
Предлагаемая нами зависимость взаимосвязи угла зацепления с углом перекоса и непараллельности осей колес, с углами наклона зубьев взаимодействующих колес была нами выведена теоретически.
Положительные результаты испытаний зубчатого зацепления, выполненного по предлагаемому решению, подтверждают его правильность. Данная зависимость ранее нам не была известна.
На фиг. 1 схематически изображениа цилиндрическая зубчатая передача; фиг. 2 вид "А" на фиг. 1; фиг. 3 схематическое изображение поля зацепления зубчатой передачи при наличии перекоса и непараллельности осей; фиг. 4 - схематическое изображение внешнего вида редуктора со сплошным корпусом; фиг. 5 положение осей зубчатых колес цилиндрической передачи в редукторе со сплошным корпусом; фиг. 6 схематическое изображение внешнего вида редуктора с "высокодеформативным" корпусом; фиг. 7 положение осей зубчатых колес цилиндрической передачи в редукторе с "высокодеформативным" корпусом;
Для наглядности суммарные углы γпΣmax между осями колес условно показаны увеличенными. В общем случае они лежат в плоскости, не совпадающей с плоскостью, проходящей через номинальные оси колес, или с перпендикулярной ее плоскостью.
Зубчатая цилиндрическая передача содержит зубчатое колесо 1, установленное на валу 2, и зубчатое колесо 3, установленное на валу 4. Рабочие поверхности зубьев колеса 1 и колеса 3 образованы эвольвентами. Зубчатое колесо 1 выполнено с углом наклона зубьев β1 колесо 3 с углом наклона β2 Углы наклона зубьев β1 и β2 различны:
γу= β1-β2. Угол зацепления αtw определен исходя из зависимости.
(принятый Δαtw 10 град.) и расчитаный по формуле:
Δαtw= [108γу×(0,91×γп+0,41×γнп-γу)]1/2
На фиг. 2 и 3 приняты следующие обозначения:
N-N общая нормаль к сопряженным профилям;
A и B точки касания общей нормали с основными окружностями;
P точка полюса зацепления;
x-x перпендикуляр к линии O1O2
αtw угол зацепления;
γп угол перекоса осей колес;
γнп угол непараллельности осей колес;
P-P полюсная линия;
2-2, 3-3 номинальное положение осей колес;
2-2' фактическое положение оси колеса в деформированном редукторе.
Использованию предлагаемого решения, например, в конструкции редуктора, предшествуют прочностной и жесткостной анализ корпуса, определение условий работы зубчатых колес, определение возможности возникновения перекосов и непараллельности осей, их максимально возможной величины. Необходимо также знать те условия, в которых будет работать редуктор, т.к. выбор коэффициента d определяется именно уровнем нагруженности.
Наиболее целесообразно использовать предлагаемые зубчатые цилиндрические передачи в вертолетных редукторах прогрессивного типа, например, со стержневой, высокодеформативной конструкцией корпуса, у которых γпΣmax 4•10-4oC 5•10-3 рад; (см. фиг. 6 и 7). К ним относятся и вертолетные редукторы, которые работают в условиях разнорежимного нагружения и для которых d=0.7.
Угол зацепления αtw для зубчатых передач, используемых в такого типа редукторах, определенный по предлагаемой зависимости, будет равен αtw 31ooC 34o.
Выполнение редуктора с зубчатыми передачами, угол зацепления которых выбран из предлагаемых зависимостей, позволяет учесть уровень перекоса и непараллельности осей взаимодействующих колес в редукторе с высокодеформативным корпусом и существенно компенсировать их негативное влияние. Благодаря этому оказывается возможным реализация достоинств редукторов с высокодеформативными корпусами.
Применение предлагаемого решения расширяет сферу использования облегченного редуктора с высокодефомативными корпусом и деталями зубчатых передач, обеспечивает улучшение эксплуатационных характеристик зубчатого привода.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОПОТОЧНАЯ НЕПЛАНЕТАРНАЯ ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА И СПОСОБ ЕЕ СБОРКИ | 2000 |
|
RU2163695C1 |
КУЛАЧКОВАЯ МУФТА С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ | 1999 |
|
RU2155889C1 |
РЕДУКТОР | 1994 |
|
RU2049285C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РЕДУКТОРА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 1994 |
|
RU2073622C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО СМЕШАННОГО ИЛИ ЭВОЛЬВЕНТНОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2318150C2 |
Зубчатая передача | 1989 |
|
SU1710889A1 |
РОТОРНО-ВРАЩАТЕЛЬНАЯ МАШИНА | 1996 |
|
RU2113622C1 |
Зубчатая передача смешанного или эвольвентного зацепления | 1989 |
|
SU1710893A1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1994 |
|
RU2157905C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1999 |
|
RU2165339C2 |
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: зубчатая цилиндрическая передача содержит зубчатые колеса с разными углами наклона. Рабочие поверхности зубчатых колес образованы эвольвентами. Угол зацепления выбран в зависимости от комплексного параметра, характеризующего уровень деформативности редуктора, в котором используется зубчатая передача. Комплексный параметр рассчитывается по математической формуле, в которую входят максимально возможные углы перекоса и непараллельность осей колес, коэффициент нагруженности редуктора, углы наклона взаимодействующих колес. 7 ил.
Зубчатая цилиндрическая передача, содержащая зубчатые колеса с разными углами наклона зубьев, рабочие поверхности которых образованы эвольвентами, отличающаяся тем, что угол зацепления выбран из зависимости
αtw= 24°+Δαtw × d,
где αtw - угол зацепления взаимодействующих зубчатых колес, град.
Δαtw - комплексный параметр, характеризующий уровень деформативности редуктора, град. определяемый по формуле
Δαtw= [108γу × (0,91 × γп+0,41 × γнп-γу)]1/2,
где γп - максимально возможный угол перекоса осей колес, рад;
γнп - максимально возможный угол непараллельности осей колес, рад;
γу - абсолютная разность углов наклона зубьев взаимодействующих колес, рад;
γу= β1-β2;
β1 и β2 - углы наклона взаимодействующих колес, рад;
d коэффициент нагруженности редуктора, принимаемый из диапазона 0,7 - 1,0,
причем при Δαtw> 10° принимают Δαtw= 10°.р
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Зубчатая передача | 1976 |
|
SU819446A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Кораблев А.И., Решетов Д.Н | |||
Повышение несущей способности и долговечности зубчатых передач | |||
- М.: Машиностроение, 1968, с | |||
Способ прикрепления барашков к рогулькам мокрых ватеров | 1922 |
|
SU174A1 |
Авторы
Даты
1997-08-20—Публикация
1995-02-24—Подача