ЗУБЧАТАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА Российский патент 1997 года по МПК F16H1/04 

Описание патента на изобретение RU2087774C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании механических приводов повышенной нагрузкой способности.

Известна зубчатая передача, рабочие поверхности которой образованы эвольвентами [1] Фактический угол зацепления такой передачи выбран в соответствии с математической зависимостью, в которую входят углы профиля зуба, номинальный угол зацепления, передаточное число и др. элементы геометрии зубчатой передачи (см. формулу изобретения). Такая зубчатая передача, по утверждению заявителя, обладает повышенной нагрузочной способностью. Однако при работе такой передачи в приводном механизме, например в редукторе вертолета, детали которого обладают повышенной деформативностью, а сам редуктор работает в условиях разнорежимного нагружения, перекос и непараллельность осей зубчатых колес неизбежны, а это приводит к снижению ресурса редуктора.

Известна цилиндрическая зубчатая передача [2] в которой для компенсации влияния перекоса на условия зацепления и получения контакта зубьев по всей длине под нагрузкой взаимодействующие колеса выполнены с разными углами наклона зубьев:

где γy абсолютная разность углов наклона зубьев взаимодействующих колес (рад);
β1 и β2 углы наклона взаимодействующих колес (рад).

В условиях разнорежимного нагружения даже использование в редукторах зубчатых колес с разными углами наклона зубьев не позволяет устранить перекос. Это приводит к значительному снижению ресурсов работы редуктора.

Перекос в зубчатой передаче неизбежен из-за влияния неточности изготовления деталей и в случае применения редукторов с достаточно жесткими деталями и корпусом.

Задачей настоящего изобретения является устранение негативного влияния перекоса и непараллельности осей зубчатых колес и, как следствие, повышение несущей способности и ресурса передачи.

Это достигается благодаря тому, что в зубчатой цилиндрической передаче, содержащей зубчатые колеса с разными углами наклона зубьев, рабочие поверхности которых образованы эвольвентами, угол зацепления выбран по зависимости:
αtw= 24°+Δαtw×d,
где αtw угол зацепления взаимодействующих зубчатых колес (град);
Δαtw комплексный параметр, характеризующий уровень деформативности редуктора, в котором использована зубчатая передача (град), определяемый по формуле:
αtw= [108γу×(0,91×γп+0,41×γнпу)]1/2,
где γп максимально возможный угол перекоса осей колес (рад.);
γнп максимально возможный угол непараллельности осей колес (рад.);
γу абсолютная разность углов наклона зубьев взаимодействующих колес (рад);

β1 и β2 углы наклона взаимодействующих колес (рад).

d коэффициент нагруженности редуктора, принимаемый из диапазона 0.7oC1.0; причем при Δαtw> 10 град. принимают Δαtw= 10 град.

Большая величина коэффициента d выбирается для редукторов, испытывающих стабильное нагружение, а меньшая для редукторов с существенно переменными условиями нагружения.

Опыт эксплуатации авиационных редукторов со сплошным корпусом, у которых под нагрузкой угол между осями γпΣmax <4•10-4 рад. показывает, что в зубчатых передачах наиболее рациональным оказывается угол зацепления в диапазоне αtw 24ooC 26o. При этом больший угол соответствует прямозубым цилиндрическим колесам, меньший-цилиндрическим и коническим с непрямыми зубьями.

Опыт эксплуатации редукторов с высокодеформативным корпусом, в условиях γпΣmax ≥ 10-3 рад. показывает, что при использовании в зубчатых передачах угла зацепления такой же величины, как и в редукторах со сплошным корпусом, а именно: αtw 25o, ресурс его может оказаться в несколько раз (до 10 раз) меньше относительно редукторов со сплошным корпусом.

Однако выполнение редуктора с шестернями, угол зацепления в которых выбран из предлагаемого соотношения, позволяет учесть уровень перекоса и непараллельности осей взаимодействующих колес, особенно в редукторах с высокодеформативным корпусом при равнорежимном нагружении, и существенно компенсировать негативное влияние перекоса. Благодаря этому оказывается возможным реализация достоинств редукторов с высокодеформативными корпусами без снижения нагрузочной способности и ресурса.

Предлагаемая нами зависимость взаимосвязи угла зацепления с углом перекоса и непараллельности осей колес, с углами наклона зубьев взаимодействующих колес была нами выведена теоретически.

Положительные результаты испытаний зубчатого зацепления, выполненного по предлагаемому решению, подтверждают его правильность. Данная зависимость ранее нам не была известна.

На фиг. 1 схематически изображениа цилиндрическая зубчатая передача; фиг. 2 вид "А" на фиг. 1; фиг. 3 схематическое изображение поля зацепления зубчатой передачи при наличии перекоса и непараллельности осей; фиг. 4 - схематическое изображение внешнего вида редуктора со сплошным корпусом; фиг. 5 положение осей зубчатых колес цилиндрической передачи в редукторе со сплошным корпусом; фиг. 6 схематическое изображение внешнего вида редуктора с "высокодеформативным" корпусом; фиг. 7 положение осей зубчатых колес цилиндрической передачи в редукторе с "высокодеформативным" корпусом;
Для наглядности суммарные углы γпΣmax между осями колес условно показаны увеличенными. В общем случае они лежат в плоскости, не совпадающей с плоскостью, проходящей через номинальные оси колес, или с перпендикулярной ее плоскостью.

Зубчатая цилиндрическая передача содержит зубчатое колесо 1, установленное на валу 2, и зубчатое колесо 3, установленное на валу 4. Рабочие поверхности зубьев колеса 1 и колеса 3 образованы эвольвентами. Зубчатое колесо 1 выполнено с углом наклона зубьев β1 колесо 3 с углом наклона β2 Углы наклона зубьев β1 и β2 различны:
γу= β12. Угол зацепления αtw определен исходя из зависимости.


(принятый Δαtw 10 град.) и расчитаный по формуле:
Δαtw= [108γу×(0,91×γп+0,41×γнпу)]1/2
На фиг. 2 и 3 приняты следующие обозначения:
N-N общая нормаль к сопряженным профилям;
A и B точки касания общей нормали с основными окружностями;
P точка полюса зацепления;
x-x перпендикуляр к линии O1O2
αtw угол зацепления;
γп угол перекоса осей колес;
γнп угол непараллельности осей колес;
P-P полюсная линия;
2-2, 3-3 номинальное положение осей колес;
2-2' фактическое положение оси колеса в деформированном редукторе.

Использованию предлагаемого решения, например, в конструкции редуктора, предшествуют прочностной и жесткостной анализ корпуса, определение условий работы зубчатых колес, определение возможности возникновения перекосов и непараллельности осей, их максимально возможной величины. Необходимо также знать те условия, в которых будет работать редуктор, т.к. выбор коэффициента d определяется именно уровнем нагруженности.

Наиболее целесообразно использовать предлагаемые зубчатые цилиндрические передачи в вертолетных редукторах прогрессивного типа, например, со стержневой, высокодеформативной конструкцией корпуса, у которых γпΣmax 4•10-4oC 5•10-3 рад; (см. фиг. 6 и 7). К ним относятся и вертолетные редукторы, которые работают в условиях разнорежимного нагружения и для которых d=0.7.

Угол зацепления αtw для зубчатых передач, используемых в такого типа редукторах, определенный по предлагаемой зависимости, будет равен αtw 31ooC 34o.

Выполнение редуктора с зубчатыми передачами, угол зацепления которых выбран из предлагаемых зависимостей, позволяет учесть уровень перекоса и непараллельности осей взаимодействующих колес в редукторе с высокодеформативным корпусом и существенно компенсировать их негативное влияние. Благодаря этому оказывается возможным реализация достоинств редукторов с высокодеформативными корпусами.

Применение предлагаемого решения расширяет сферу использования облегченного редуктора с высокодефомативными корпусом и деталями зубчатых передач, обеспечивает улучшение эксплуатационных характеристик зубчатого привода.

Похожие патенты RU2087774C1

название год авторы номер документа
МНОГОПОТОЧНАЯ НЕПЛАНЕТАРНАЯ ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА И СПОСОБ ЕЕ СБОРКИ 2000
  • Смирнов Г.П.
  • Николаев А.В.
  • Галемин А.А.
RU2163695C1
КУЛАЧКОВАЯ МУФТА С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ 1999
  • Смирнов Г.П.
  • Николаев А.В.
RU2155889C1
РЕДУКТОР 1994
  • Смирнов Г.П.
RU2049285C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РЕДУКТОРА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА 1994
  • Смирнов Г.П.
  • Астафьев В.И.
  • Николаев А.В.
RU2073622C1
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО СМЕШАННОГО ИЛИ ЭВОЛЬВЕНТНОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ 2005
  • Журавлев Герман Александрович
RU2318150C2
Зубчатая передача 1989
  • Журавлев Герман Александрович
SU1710889A1
РОТОРНО-ВРАЩАТЕЛЬНАЯ МАШИНА 1996
  • Рязанцев В.М.
RU2113622C1
Зубчатая передача смешанного или эвольвентного зацепления 1989
  • Иофис Рафаил Борисович
  • Журавлев Герман Александрович
  • Смирнов Геннадий Петрович
SU1710893A1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Плотников В.А.
RU2157905C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 1999
  • Крупина Н.П.
  • Карасев А.П.
  • Захаров В.И.
RU2165339C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 087 774 C1

Реферат патента 1997 года ЗУБЧАТАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: зубчатая цилиндрическая передача содержит зубчатые колеса с разными углами наклона. Рабочие поверхности зубчатых колес образованы эвольвентами. Угол зацепления выбран в зависимости от комплексного параметра, характеризующего уровень деформативности редуктора, в котором используется зубчатая передача. Комплексный параметр рассчитывается по математической формуле, в которую входят максимально возможные углы перекоса и непараллельность осей колес, коэффициент нагруженности редуктора, углы наклона взаимодействующих колес. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 087 774 C1

Зубчатая цилиндрическая передача, содержащая зубчатые колеса с разными углами наклона зубьев, рабочие поверхности которых образованы эвольвентами, отличающаяся тем, что угол зацепления выбран из зависимости
αtw= 24°+Δαtw × d,
где αtw - угол зацепления взаимодействующих зубчатых колес, град.

Δαtw - комплексный параметр, характеризующий уровень деформативности редуктора, град. определяемый по формуле
Δαtw= [108γу × (0,91 × γп+0,41 × γнпу)]1/2,
где γп - максимально возможный угол перекоса осей колес, рад;
γнп - максимально возможный угол непараллельности осей колес, рад;
γу - абсолютная разность углов наклона зубьев взаимодействующих колес, рад;
γу= β12;
β1 и β2 - углы наклона взаимодействующих колес, рад;
d коэффициент нагруженности редуктора, принимаемый из диапазона 0,7 - 1,0,
причем при Δαtw> 10° принимают Δαtw= 10°

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2087774C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Зубчатая передача 1976
  • Журавлев Герман Александрович
  • Чилевич Эдуард Михайлович
  • Нор-Аревян Дзарук Кеворкович
SU819446A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Кораблев А.И., Решетов Д.Н
Повышение несущей способности и долговечности зубчатых передач
- М.: Машиностроение, 1968, с
Способ прикрепления барашков к рогулькам мокрых ватеров 1922
  • Прокофьев С.П.
SU174A1

RU 2 087 774 C1

Авторы

Журавлев Г.А.

Смирнов Г.П.

Николаев А.В.

Даты

1997-08-20Публикация

1995-02-24Подача