Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к электрическим машинам широкого применения.
Известна конструкция статора (якоря) электрической машины (синхронного генератора) по авт. св. СССР N 987752, кл. H 02 K 19/28, в которой имеется сердечник, набранный из электротехнической стали, и кольцевая обмотка.
Известна также конструкция якоря электрических машин с сердечниками, набранными из сегментов электротехнической стали, которые образуют замкнутое кольцо (А. Е. Алексеев. Конструкция электрических машин, ГЭИ, М.-Л. 1958, стр. 367 370). Эта конструкция принята за ближайший аналог.
Основные недостатки аналога следующие: сложность намотки кольцевой обмотки на сердечник и ненадежность крепления обмотки к сердечнику, незащищенность лобовых частей обмотки от механических и электромагнитных воздействий.
Цель изобретения упрощение установки кольцевой обмотки на сердечник, повышение надежности взаимного крепления обмотки и сердечника, обеспечение защиты обмотки от различных воздействий.
Указанная цель достигается тем, что в отличие от аналога сердечник выполнен из сегментов электротехнической стали, которые в смежных поверхностях имеют выступы и впадины, причем выступы одних сегментов входят во впадины других; кроме того, на выступах сегментов установлены катушки обмотки; кроме того, катушки обмотки соединены по типу якорной обмотки; кроме того, каждый сегмент имеет один выступ и одну впадину; кроме того, одни сегменты имеют два выступа, другие две впадины; кроме того, сегменты по длине машины соединены между собой, например, при помощи клея, компаунда и/или технологических выступов и впадин на плоскости каждого сегмента; кроме того, установлены торцевые щиты с выступами между катушками, на которые опираются торцевые части сегментов; кроме того, выступы торцевых щитов выполнены из электропроводящего материала, например алюминия или меди; кроме того, выступы торцевых щитов образуют со стороны зазора между статором и ротором кольцевую или цилиндрическую поверхность, выполненную из электропроводящего немагнитного материала, например алюминия или меди; кроме того, сегменты сердечника соединены между собой, с катушками и торцевыми щитами при помощи клея или компаунда, например, методом совместной пропитки сердечника, обмотки и щитов в эпоксидном компаунде с последующей запечкой; кроме того, пространство между катушками образует канал для прохождения хладагента, например газа или жидкости; кроме того, в нем установлены перегородки так, что хладагент имеет возможность двигаться в аксиальном направлении; кроме того, в нем установлены перегородки так, что в одних каналах хладагент имеет возможность двигаться аксиально в одном направлении, в других каналах в противоположном направлении; кроме того, в каналах установлены турбулизаторы хладагента, выполненные в виде вставок; кроме того, вставки упираются в сердечник с помощью отжимных болтов или шпилек, установленных с возможностью крепления в наружном корпусе электрической машины; кроме того, между сегментами по длине якоря установлены пластины из немагнитного теплопроводящего материала, например алюминия.
Отличительные признаки изобретения: катушки кольцевой обмотки размещены на выступах сегментов сердечника, эти выступы входят во впадины смежных сегментов, сегменты по длине машины соединены между собой клеем, компаундом и/или технологическими выступами и впадинами на плоскости каждого сегмента, сегменты в торцевой части опираются на выступы торцевых щитов, катушки обмотки соединены между собой таким образом, что образуют якорную обмотку электрической машины, отдельные части сердечника соединены между собой, с катушками и торцевыми щитами при помощи клея или компаунда, пространство между катушками используется в качестве канала для прохождения хладагента, в эти каналы установлены вставки турбулизаторы хладагента, между сегментами по длине якоря установлены пластины из немагнитного теплопроводящего материала, например алюминия.
На фиг. 1 изображен продольный разрез кольцевого якоря, на фиг. 2 и 3 - сечение А-А на фиг. 1, на фиг. 4 сечение Б-Б на фиг. 2, на фиг. 5 сечение В-В на фиг. 1, на фиг. 6 сечение Г-Г на фиг. 1, на фиг. 7 схема газового охлаждения якоря; на фиг. 8 схема жидкостного охлаждения якоря, на фиг. 9 - сечение Д-Д на фиг. 8, на фиг. 10 вставка-турбулизатор в канале охлаждения, на фиг. 11 сечение Е-Е на фиг. 10, на фиг. 12 вставка-крепление сердечника, на фиг. 13 сечение Ж-Ж на фиг. 12, на фиг. 14 продольный разрез якоря с пластинами из немагнитного теплопроводящего материала в сердечнике, на фиг. 15 и 16 сечение К-К на фиг. 14.
Кольцевой якорь содержит обмотку 1, выполненную из катушек 2, сердечник 3, выполненный из сегментов 4 6, торцевые щиты 7 и 8, наружный корпус 9.
Сегмент 4 (фиг. 2) имеет выступ 10, на котором установлена катушка 2, и впадину 11, в которую входит выступ соседнего сегмента.
Другой вариант сегментов показан на фиг. 3, где сегмент 5 имеет два выступа 10 с размещенными на нем катушками 2, а сегмент 6 имеет две впадины 11, в которые входят выступы смежных сегментов 5.
Сегменты 4, 5 и 6 содержат ярмо (спинку) 12 и зубец 13. Ярма всех сегментов образуют кольцевую часть сердечника 3, зубцы обеспечивают магнитную связь якоря с ротором электрической машины.
Сегменты, изготовленные из тонколистовой электротехнической стали (толщиной 0,2 0,6 мм), для удобства сборки соединены между собой по длине машины при помощи клея, компаунда, а также при помощи технологических выступов 14 и впадин 15 на плоскости каждого сегмента (фиг. 2, 4), исключающих смещение сегментов относительно друг друга.
В торцевой части сегменты выполнены таким образом, чтобы они, а следовательно, и сердечник 3 с обмоткой 1 опирались на выступы торцевого щита. На фиг. 1, сечение В-В и фиг. 5 показано, что сегменты 16 опираются на выступы 17 щита 7 с внутренней стороны якоря. На фиг. 1, сечение Г-Г, и фиг. 6 показано, что сегменты 18 опираются на выступы 19 щита 8 с наружной стороны якоря. При этом выступы 17 со стороны зазора между статором и ротором образуют кольцевую поверхность 20 (фиг. 5), выполненную из немагнитного материала, например алюминия, меди, титана. Схема соединений обмотки 1 может быть выполнена с любой стороны по периметру катушек 2. На фиг. 1 схема соединений 21 показана в торцевой части, там же выполнены выводы 22 обмотки, проходящие через изоляционные втулки 23 в щите 7. Как правило, все катушки 2 обмотки 1 выполняются одинаковыми и соединяются при помощи схемы соединений 21 в якорную обмотку заданных параметров (на определенное число фаз, полюсов и т.д.).
После сборки якорь пропитывается клеем или компаундом (например, эпоксидным) с последующей запечкой, что обеспечивает надежное соединение всех его составных частей.
Каналы 24, образованные катушками 2, сердечников 3 и корпусом 9, могут быть использованы для прохождения хладагента, например газа или жидкости.
В случае газового охлаждения наиболее целесообразно подачу газа осуществлять с одного торца, выброс газа с другого торца, т.е. обеспечивать движение охлаждающего газа по каналам 24 в аксиальном направлении. На фиг. 7 показана схема газового охлаждения якоря. Газ через каналы 25 в щите 7 поступает в торцевую зону якоря, проходит по каналам 24 и выбрасывается через каналы 26 в щите 8 и каналы 27 в корпусе 9. Стрелками условно показано направление движения газа. Это направление может быть изменено на обратное.
Аналогично можно осуществить жидкостное охлаждение, однако для уменьшения расхода жидкости с учетом ее более высокой эффективности как хладагента более целесообразно обеспечить ее циркуляцию вдоль оси машины в обоих направлениях.
На фиг. 8 показана схема жидкостного охлаждения якоря, на фиг. 9 сечение Д-Д на фиг. 8. Хладагент через штуцер 28 подается в торцевую зону 29, откуда поступает в два смежных канала 24. Перегородки 30 обеспечивают циркуляцию хладагента так, как это показано стрелками, с выходом через штуцер 31.
Каналы 24 могут оказаться относительно большими, что может привести к снижению эффективности охлаждения из-за относительно малой скорости движения хладагента в этих каналах. Для повышения эффективности охлаждения в эти каналы могут быть установлены вставки 32 (фиг. 10, 11), повышающие скорость хладагента вблизи катушек и сердечника, вызывающие турбулизацию хладагента с помощью прорезей 33.
Вставки 32 крепятся к корпусу 9 с помощью болтов 34 и шайб 35.
Вставки 32 могут быть использованы с помощью отжимных болтов или шпилек 36 (фиг. 12, 13), вворачиваемых в наружный корпус 9, для крепления сердечника 3 с наружной стороны. Для предотвращения вытекания хладагента из внутренних полостей через отверстия для отжимных шпилек 36 на эти шпильки навертываются колпачковые гайки 37 и устанавливаются шайбы 38.
Для повышения интенсивности охлаждения сердечника между сегментами 4-6 электротехнической стали по длине якоря целесообразно установить пластины 39 (фиг. 14 16) из немагнитного теплопроводящего материала, например алюминия. Эти пластины обеспечивают более интенсивный отвод тепла от внутренних частей сердечника к хладагенту и способствуют снижению нагрева машины в целом, а следовательно, повышению надежности. Эти пластины могут иметь выступы 40, входящие в каналы 24. В таком случае эти выступы, как и прорези 33, являются турбулизаторами хладагента, повышающими интенсивность охлаждения. Кроме того, для увеличения поверхности теплосъема и повышения турбулизации в выступах 40 можно предусмотреть отверстия 41 (фиг. 16).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ТРАНСФОРМАТОР | 1993 |
|
RU2087965C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2079952C1 |
ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ АГРЕГАТ | 1990 |
|
RU2040849C1 |
ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ АГРЕГАТ | 1993 |
|
RU2066913C1 |
УНИПОЛЯРНАЯ ВСТАВКА МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1996 |
|
RU2103789C1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1996 |
|
RU2096890C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1996 |
|
RU2096896C1 |
ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ АГРЕГАТ | 1993 |
|
RU2072615C1 |
АСИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1996 |
|
RU2096894C1 |
АСИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1996 |
|
RU2096895C1 |
Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к электрическим машинам и трансформаторам широкого применения. Сущность: конструкция якоря электрической машины позволяет упростить обмотку, обеспечить надежное крепление обмотки к сердечнику, защитить обмотку от различных воздействий, снизить массу и габариты изделий. Это достигается благодаря особой конструкции сердечника и способа его сборки с использованием соответствующих выступов и впадин на сопрягаемых узлах и созданием надежной системы охлаждения. Сущность: якорь содержит кольцевую обмотку из нескольких катушек 2, сердечник, выполненный в виде сегментов 4, имеющих выступы 14 и впадины 15, сегменты скрепляются между собой с помощью выступов 14 и впадин 15. Катушки 2 кольцевой обмотки установлены на выступах 14. 15 з.п. ф-лы, 16 ил.
Синхронный генератор | 1980 |
|
SU987752A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Алексеев А.Е | |||
Конструкция электрических машин | |||
- М.-Л.: ГЭИ, 1958, с | |||
Способ отковки в штампах заготовок для спиральных сверл | 1921 |
|
SU367A1 |
Авторы
Даты
1997-08-20—Публикация
1995-01-12—Подача