Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов и может быть использовано для спасения летательного аппарата с экипажем, грузом и пассажирами, когда он терпит бедствие в полете вследствие потери управления, пожара, выхода из строя двигателя и т.д. Обычно при аварийной ситуации, когда полностью исключается посадка из-за характера местности (горы, водная среда, лесной массив), спасение людей осуществляют путем использования для спуска парашютов.
Такой способ спасения имеет следующие недостатки.
Пассажиры, как правило, не имеют парашютов и не обладают навыками обращения с ним. Полностью безопасный спуск невозможен на горный рельеф, водную среду и т.д. Гибнет груз и летательный аппарат. При благоприятном спуске велика вероятность гибели людей, если спуск осуществлен на воду или в отдаленном месте при пониженной температуре, например зимой.
Известен комплекс спасения летательного аппарата, содержащий установленное на летательном аппарате-спасателе соединительное устройство, состоящее из захвата, закрепленного на конце троса, и выступ, установленный на спасаемом аппарате.
Недостатками известного технического решения является то, что спасатель-вертолет может быстро прибыть к месту аварии, трудно согласовать скорости вертолета со скоростным летательным аппаратом, который необходимо спасти, при очень ограниченной дальности полета. Захват на конце троса спасателя в виде кольца может соединиться с выступом на спасаемом аппарате только при превышении скорости спасателя над скоростью спасаемого аппарата, так как выступ обращен назад, а это невозможно для скоростного летательного аппарата спасаемого. Захват закреплен на крыле, которое управляется тросом для изменения положения в пространстве, а потому на нем сильно будет сказываться влияние воздушных потоков.
Задачей изобретения является устранение указанных недостатков.
Для решения поставленной задачи установленный на спасаемом аппарате выступ выполнен в виде выдвижного якоря с лапами.
На фиг. 1 представлен комплекс применительно к скоростному летательному аппарату в рабочем положении; на фиг. 2 4 варианты выполнения выступов и захватов; на фиг. 5 подающее устройство; на фиг. 6 кинематическая схема привода вращения катушки.
Комплекс содержит два летательных аппарата-спасателя 1 (далее - спасатели), количество спасателей выбрано в зависимости от массы соединяемых аппаратов и их технических характеристик.
Спасатель 1 имеет трос 2 с соединительным устройством 3, схема которого изображена на фиг. 2.
Трос 2 размещен на спасателе 1, на катушке 4, которая оснащена приводом 5 и тормозом 6 в виде электромагнитной муфты. Соединительное устройство 3 содержит захват 7 на конце троса 2, который выполнен в виде пружинящих колец 8, расположенных примерно через 120o для осуществления соединения при любом пространственном расположении с выступом 9.
Выступ 9 выполнен в виде якоря с лапами и приводом его перемещения за верхнюю поверхность спасаемого летательного аппарата.
Соединительное устройство 3 в походном положении (на стоянке или при подлете к месту расположения спасаемого летательного аппарата 10) расположено в трубе 11.
Кольца захвата 7 расположены также в трубе за счет пружинящих свойств. На тросе 2 закреплен поршень 12, а надпоршневое пространство 13 соединено через дистанционно управляемый вентиль 14 с источником 15 газа под давлением.
Соединяемые пары выступ 9 захват 6 могут иметь эквивалентное техническое решение. Выступ 9 может быть выполнен в виде откидной рамки 16, а захват 6 в виде якоря. Эквивалентным техническим решением будет также выполнение, когда выполнены фигурные вырезы 17 на горизонтальном руле спасаемого летательного аппарата 10, тогда захват 6 должен быть выполнен в виде, представленном на фиг. 3.
Действует комплекс спасения летательного аппарата следующим образом.
При поступлении сообщения о наступлении аварийной ситуации на летательном аппарате 10, которая начинает развиваться и может привести к гибели аппарат с экипажем, грузом и пассажирами, определяют необходимое число спасателей 1 с учетом типа аварийного аппарата, его технических характеристик и необходимого времени полета. Спасатели 1 после полета располагаются последовательно. Идущий впереди спасатель 1 соединяется первым с аппаратом 10, из которого выдвигается выступ 9 в виде якоря. Спасатель 1 выдвигает захват 7 путем подачи газа под давлением в надпоршневое пространство 13 от источника 15 через управляемый вентиль 14. Это приводит к выстреливанию захвата 7. Кольца 8 расходятся. Длина выпускаемого троса 2 регулируется тормозом 6 и приводом 5, а тормоз 6 фиксирует эту длину. Затем спасатель 1 перемещается над летательным аппаратом 10 таким образом, чтобы захват 7 скользил по его верхней поверхности до соединения колец 8 с выступом 9. Для этого скорость летательного аппарата 10 должна быть минимально возможной, а спасателя незначительно больше уменьшить отклонение троса 2 от вертикального положения за счет динамического напора воздушной среды.
После образования соединения колец 8 захвата 7 с выступом 9 трос 2 выпускается, чтобы передний спасатель 1 мог переместиться как можно дальше для осуществления маневра по аналогичны операциям по образованию соединения троса 2 заднего спасателя 1. Затем спасатели 1 выбирают тросы 2 с помощью приводов 5, фиксируют длину троса 2 тормозом 6 и производят транспортную операцию либо до аэродрома, либо на мелководье водоема.
Перед контактом с почвой, взлетно-посадочной полосой или поверхностью воды тросы 2 выпускаются на максимальную длину, скорость спасателей 1 снижается максимально. В момент контакта тросы 2 вообще отсоединяются. Механизм отсоединения условно не показан. Он может быть выполнен в виде гильотины, которая срезает трос 2. Следует отметить, что для наибольшей эффективности трос 2 и захват 7 должен иметь минимальную парусность, так как снижение транспортной и посадочной скорости ограничено. Целесообразно захват 7 снабдить утяжелителем для снижения отклонения троса 2 от вертикального положения (это может быть металлический цилиндр).
При контакте с посадочной поверхностью задний спасатель 1 должен задержать отсоединение для обеспечения устойчивости летательного аппарата 10 при неблагоприятной поверхности. Возможна также выборка троса 2 в момент контакта, что позволит создать тормозное усилие при значительной (транспортной) скорости заднего спасателя 1.
Для транспортировки одного летательного аппарата 10 необходимо осуществить два соединения на двух тросах 2, так как это вызвано тем, что нельзя попасть в центр тяжести летательного аппарата 10, а при выключении двигателей его положение будет неопределенным. Для осуществления двойного соединения тросов 2 проводят те же операции, что описаны выше, но после первого подсоединения выпускают трос этого соединения с люфтом, чтобы не мешать второму подсоединению спасателя 1. Чтобы избежать перехлеста тросов 2 возможно смещение выступов 9 относительно оси летательного аппарата 10 или труб 11 спасателя 1.
Желательно, чтобы летательные аппараты имели близкие скоростные характеристики.
Для спасения вертолета желательно расположить комплекс на вертолете, а захват может осуществляться за лопасти, если они неподвижны, либо за выступы по оконечностям кабины вертолета. При согласовании скоростей возможно транспортирование судна с подъемом его из водной среды или по воде. В этом случае соединение упрощается и это использование является частным случаем.
Таким образом, техническое решение позволяет спасти экипаж, летательный аппарат, пассажиров и груз при наступлении аварийной ситуации в воздушной среде и вдали от посадочного места.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СПАСЕНИЯ СКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1996 |
|
RU2096272C1 |
СКОРОСТНОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1995 |
|
RU2114030C1 |
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА НА ПЛАВУЧЕМ ОБЪЕКТЕ | 1995 |
|
RU2083242C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2130872C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1997 |
|
RU2121945C1 |
СПОСОБ БУКСИРОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1994 |
|
RU2070146C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2130861C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2128602C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2130873C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА И ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКИ | 1997 |
|
RU2134211C1 |
Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов. Сущность изобретения: комплекс содержит спасатели 1, которые с помощью захватов на концах тросов 2 соединены выступом в виде выдвижного якоря с лапами, установленным на спасаемом аппарате 10. 6 ил.
Комплекс спасения летательного аппарата, содержащий установленные на летательном аппарате-спасателе соединительное устройство, состоящее из захвата, закрепленного на конце троса, и выступ, установленный на спасаемом аппарате, отличающийся тем, что установленный на спасаемом аппарате выступ выполнен в виде выдвижного якоря с лапами.
Патент США N 4757959, кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1997-08-27—Публикация
1994-08-02—Подача