Предложение относится к средствам спасения летательного аппарата при возникновении аварийной ситуации на летательном аппарате, когда требуется незамедлительная посадка вне зависимости от характера местности.
Широко известны индивидуальные средства спасения, содержащие парашют со стропами, которые соединены с системой подвески (а.с. N 361554, 1972 год, кл. B 64 D 17/34).
Недостатком такого средства является невозможность спасения пассажиров лайнера, т. к. для них не предусмотрены парашюты и они не имеют навыков для пользования им.
Известно устройство для спасения летательного аппарата, включающее парашют со стропами, соединенный с тормозным устройство, которое закреплено на летательном аппарате тросами, между которыми расположен центр масс аппарата, причем тормозное устройство выполнено в виде ракеты, а парашют играет роль вытяжного для ракеты (патент США N 3721408, 1973 год, кл. B 64 D 45/04).
Недостатками известного технического решения можно считать: нерегулируемость тормозного усилия.
Техническим результатом предложения является устранение указанных недостатков, а именно возможность регулирования тормозного усилия с плавным изменением величины; возможность придания летательному аппарату оптимальную ориентацию относительно посадочной площадки.
Технический результат достигается тем, что устройство для спасения летательного аппарата, содержащее парашют со стропами, соединенный с тормозным устройством, которое выполнено в виде шкива с регулируемым и реверсивным двигателем и закреплено на летательном аппарате, дополнительно содержит трос, один конец которого закреплен в носовой части фюзеляжа, а второй конец закреплен на шкиве тормозного устройства и расположен в хвостовой части фюзеляжа, причем его место закрепления расположено ближе к центру масс летательного аппарата, чем место закрепления первого конца троса, на стропах парашюта закреплена серьга с двумя роликами, между которыми размещен вышеуказанный трос.
На фиг. 1 представлен пассажирский летательный аппарат при возникновении аварийной ситуации, когда устройство для спасения начинает действовать; на фиг. 2 - разрез вдоль оси летательного аппарата в месте расположения самого устройства спасения; на фиг. 3 - разрез по А-А; на фиг. 4 - графическое качественное представление процесса спуска летательного аппарата.
В летательном аппарате 1 на верхней поверхности фюзеляжа 2 размещена откидная крышка 3 на шарнире. Крышка удерживается поворотным рычагом 4. Под крышкой 3 на выступе 5 расположен сложенный парашют 6 со стропами, который также опирается на подставку 7. Крышка 3 имеет пружину 8, которая стремится откинуть крышку 3. К стропам крепится серьга 9 с двумя роликами 10, между которыми размещен трос 11. Нижний ролик 10 является рабочим и на него опирается трос 11, а верхний ролик 10 удерживает трос 11. Трос 11 крепится передним концом к фюзеляжу 2, а второй конец закреплен на шкиве 12, который соединен через муфту 13 с приводом 14.
Действует устройство для спасения летательного аппарата следующим образом.
При возникновении аварийной ситуации, в случае падения летательного аппарата, поворачивают рычаг 4, крышку 3 под действием пружины и набегающего потока воздушной массы откидывается, как показано на фиг. 1, и выбрасывает парашют 10, он занимает положение "А" и начинает вытягивать трос 11 роликом 10. Когда расстояние между поверхностью фюзеляжа 2 и парашютом будет достаточна, привод 14 начинает притормаживать вращение шкива 12. При полном раскрытии парашюта летательный аппарат займет горизонтальное положение, т. к. центр масс смещен к шкиву 12. При падении скорости горизонтальной до нуля летательный аппарат 1 займет положение вниз хвостовой частью. При указанном положении все пассажиры и экипаж займут наиболее благоприятное положение для приземления - горизонтальное с опорой на спинку кресел, что используется для снижения нагрузок на космонавтов. При достижении высоты около 500 метров начинают выбирать трос 11 приводом 14 и по мере приближения к посадочной площадке увеличивают обороты шкива. При этом возрастает аэродинамическое сопротивление парашюта 6, и скорость касания с посадочной площадкой уменьшится.
На фиг. 4 пунктиром представлено изменение скорости парашюта 6 относительно Земли, сплошная линия - скорость летательного аппарата 1.
Зона 1: парашют 6 вытягивается и его скорость падает (относительно земли он почти неподвижен), а скорость падения аппарата 1 растет.
Зона 2: парашют начинают тормозить и скорости обеих объектов выравниваются.
Зона 3: трос 11 начинают постепенно выбирать и скорость летательного аппарата 1 падает, а скорость парашюта относительно земли растет, что и создает дополнительную подъемную силу.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1997 |
|
RU2121946C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2128602C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ АВАРИИ ВБЛИЗИ ПОСАДОЧНОЙ ПОВЕРХНОСТИ | 1997 |
|
RU2130875C1 |
СРЕДСТВО СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1996 |
|
RU2111153C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2130861C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2130872C1 |
СКОРОСТНОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1995 |
|
RU2114030C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ СКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1996 |
|
RU2096272C1 |
КОМПЛЕКС СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1994 |
|
RU2088481C1 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА | 1997 |
|
RU2130871C1 |
Используется в авиации. Устройство состоит из парашюта, который соединен тросом со шкивом, расположенным на летательном аппарате. Трос пропущен через ролик и его другой конец закреплен на фюзеляже. Регулируемый привод позволяет менять длину троса на участке между парашютом и роликом, что позволяет осуществить спуск с плавным торможением при возможности достижения скорости в момент касания, близкой к нулю, а также придать наивыгодное положение пассажирам во время спуска. 4 ил.
Устройство для спасения летательного аппарата, содержащее парашют со стропами, соединенный с тормозным устройством, которое выполнено в виде шкива с регулируемым и реверсивным двигателем и закреплено на летательном аппарате, отличающееся тем, что оно содержит трос, один конец которого закреплен в носовой части фюзеляжа, а второй конец закреплен на шкиве тормозного устройства и расположен в хвостовой части фюзеляжа, причем его место закрепления расположено ближе к центру масс летательного аппарата, чем место закрепления первого конца троса, на стропах парашюта закреплена серьга с двумя роликами, между которыми размещен вышеуказанный трос.
EP, 0119322, 26.09.84 | |||
US, 3721408, 20.03.73 | |||
SU, 361554, 07.12.72. |
Авторы
Даты
1998-11-20—Публикация
1997-08-05—Подача