СПОСОБ БУКСИРОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 1996 года по МПК B64D3/00 B64D5/00 

Описание патента на изобретение RU2070146C1

Изобретение относится к транспортировке с помощью буксира летательного аппарата ведущим летательным аппаратом.

Техническое решение может иметь преимущественное использование для буксировки летательного аппарата при аварийной ситуации, в частности, при отказе одного из двигателей, а местность не позволяет совершить аварийную посадку из-за отсутствия в пределах технической досягаемости посадочной площадки. Такой местностью может быть горная или морская среда. Способ также может быть использован для повышения дальности полета при использовании буксировки на части пути, когда летательный аппарат находится в пассивном состоянии (движители выключены).

Известен способ буксировки летательного аппарата, заключающийся в соединении его, по крайней мере, с одним ведущим летательным аппаратом с помощью силового троса между хвостовой и носовой частями соответственно ведущего и буксируемого летательного аппаратов, а перед посадкой отсоединяют трос и производят посадку летательного аппарата при сообщении ему скорости, достаточной для осуществления посадки.

Недостатком описанного технического решения следует считать то, что соединение буксируемого и ведущего летательного аппаратов осуществляется на грунте, а это позволяет провести спасательные операции в воздухе при возникновении аварийной ситуации с нарастающим эффектом, что неминуемо приведет к гибели экипажа, летательного аппарата, груза и пассажиров, если аварийная ситуация возникла и развивается над местностью, которая непригодна для совершения посадки.

Технической задачей изобретения является устранение указанных недостатков, а именно:
спасение пассажиров и экипажа при отсутствии индивидуальных спасательных средств, например, парашютов;
спасение летательного аппарата и груза;
возможность увеличения расстояния между пунктами назначения при использовании ведущего летательного аппарата на отдельных участках движения и при неработающем двигателе буксируемого летательного аппарата.

Техническая задача решается за счет того, что в способе буксировки летательного аппарата, заключающемся в том, что осуществляют соединение его, по крайней мере, с одним ведущим аппаратом с помощью силового троса, расположенного между хвостовой и носовой частями соответственно ведущего и буксируемого летательных аппаратов, а перед посадкой отсоединяют трос и производят посадку летательного аппарата при сообщении ему скорости, достаточной для осуществления посадки, соединение летательных аппаратов осуществляют в воздухе, для чего выводят из камер перестежки обоих аппаратов отрезки тросов с расположенными на их концах соответственно захватом и ловителем, а после сцепления захвата с ловителем втягивают один из отрезков тросов в одну из камер перестежки, соединяют отрезки тросов силовым и выводят их из камеры перестежки.

Кроме того, в качестве захвата и ловителя используют якорный крюк и сеть.

При этом в качестве камеры перестежки используют расположенный в нижней части фюзеляжа грузовой отсек.

Сущность заявленного способа буксировки летательного аппарат поясняется на примере.

1. При появлении признаков нарастающей аварийной ситуации (рассматривается наиболее сложный случай, увеличение протяженности полета производится аналогично) передают сообщение на ближайший аэродром, в воздух поднимаются спасательные аппараты (ведущие), число которых должно соответствовать возможности транспортировки буксируемого аппарата при его полной пассивности.

2. Ведущий аппарат располагается впереди буксируемого и они одновременно выводят тросы с ловителем и захватом в виде якорного крюка и сети. Сводят до сцепления ловитель и захват путем маневра или выдачи-уборки тросов, после чего затягивают образовавшееся соединение в любую из камер перестежки. Соединение ловителя и захвата известно из практики заправки в полете горючим, где сопряжения, чем для крюка и сети. Тросы используются малого диаметра, т. к. они не несут никакой нагрузки, кроме динамической от ветровой нагрузки. Сеть должна иметь утяжелитель нецентрального крепления, чтобы обеспечить вплоть до дополнительных вытяжных парашютов.

3. Ведущие летательные аппараты, если их требуется более одного, могут быть соединены силовыми тросами между собой до взлета или перед соединением с буксируемым летательным аппаратом.

4. После образования соединения один из тросов выбирается в камеру перестежки. Далее соединяют концы тросов силовым тросом с расчетным диаметром и выводят их в воздушное пространство.

В этом положении буксируемый летательный аппарат может вообще быть пассивным, т.е. с отключенными двигателями, а энергопитание он может получать от ведущего летательного аппарата.

Ведущие летательные аппараты могут быть соединены между собой как последовательно, так и параллельно.

5. При приближении к посадочной площадке скорость и высота снижаются до значений, обеспечивающих посадку буксируемого летательного аппарата путем планирования, после чего тросы соединяются. Если буксируемый летательный аппарат совсем неуправляемый, то возможно сопровождение и при посадке до полной остановки при протравливании троса силового до его отсоединения.

Таким образом, достигаются все поставленные цели:
сохранение экипажа и пассажиров;
сохранение летательного аппарата и груза;
повышение дальности полета при использовании ведущего летательного аппарата на части пути и пассивном состоянии летательного аппарата, который буксируется.

Похожие патенты RU2070146C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СПАСЕНИЯ СКОРОСТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1996
  • Таланов Борис Петрович
RU2096272C1
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2130876C1
СКОРОСТНОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1995
  • Таланов Борис Петрович
RU2114030C1
КОМПЛЕКС СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1994
  • Таланов Борис Петрович
RU2088481C1
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2130871C1
ВЕРТОЛЕТ 1998
  • Таланов Б.П.
RU2152891C1
СРЕДСТВО СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1996
  • Таланов Борис Петрович
RU2111153C1
СПОСОБ СПАСЕНИЯ СУДНА И ЭКИПАЖА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2128125C1
СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ВЕРТОЛЕТА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2121942C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2121945C1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ БУКСИРОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к авиации, может быть использовано при аварийной ситуации, в частности, при отказе одного из двигателей. Сущность способа буксировки летательного аппарата заключается в следующем. В воздухе осуществляют соединение ведущего и буксируемого летательного аппарата. Для этого из камер перестежки, в качестве которых могут быть использованы грузовые отсеки, обоих летательных аппаратов выводят отрезки троса с расположенными на их концах захватом и ловителем, а после сцепления захвата с ловителем втягивают один из отрезков тросов в одну из камер перестежки, соединяют отрезки тросов силовым тросом и выводят их из камеры перестежки. 2 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 070 146 C1

1. Способ буксировки летательного аппарата, заключающийся в том, что осуществляют соединение его по крайней мере с одним ведущим летательным аппаратом с помощью силового троса, расположенного между хвостовой и носовой частями, соответственно ведущего и буксируемого летательных аппаратов, а перед посадкой отсоединяют трос, производят посадку летательного аппарата при сообщении ему скорости, достаточной для осуществления посадки, отличающийся тем, что соединение летательных аппаратов осуществляют в воздухе, для чего выводят из камер перестежки обоих аппаратов отрезки тросов с расположенными на их концах соответственно захватом и ловителем, а после сцепления захвата с ловителем втягивают один из отрезков тросов в одну из камер перестежки, соединяют отрезки тросов силовым тросом и выводят их из камеры перестежки. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве захвата и ловителя используют якорный крюк и сеть. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве камеры перестежки используют расположенный в нижней части фюзеляжа грузовой отсек.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2070146C1

Авиация
Энциклопедия.- М.: Большая Российская энциклопедия и ЦАГИ им
Жуковского, 1994, с.420 - 422.

RU 2 070 146 C1

Авторы

Таланов Борис Петрович

Даты

1996-12-10Публикация

1994-10-31Подача