Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ), преимущественно к вспомогательным РДТТ, применяемых для создания управляющих усилий, отделения, стабилизации объекта и его элементов.
Известен РДТТ [1] принятый в качестве прототипа, содержащий корпус с зарядом твердого топлива, сопло с критическим сечением, установленное под углом к продольной оси корпуса в сопловом днище, выполненном с образованием с поверхностью заряда полости, включающей предсопловой объем.
Недостатком данного РДТТ является наличие значительных потерь удельного импульса, связанных с размещением сопла под углом к продольной оси РДТТ.
Технической задачей изобретения является снижение потерь удельного импульса, связанных с размещением сопла под углом к продольной оси РДТТ.
Поставленная задача решается конструкцией РДТТ, содержащего корпус с размещенным в нем зарядом трт, сопло с критическим сечением, установленное под углом к продольной оси корпуса в сопловом днище; сопловое днище выполнено с образованием с торцевой поверхностью заряда полости, включающей предсопловый объем, причем сопловое днище снабжено выступом, выполненным на части его внутренней поверхности и отделяющим предсопловой объем от полости днища, при этом внутренняя поверхность соплового днища в зоне предсоплового объема имеет сферическую форму с примыкающими к ней цилиндрическим участком, сопряженным с поверхностью выступа.
Изобретение поясняется чертежом, где обозначено:
1 корпус РДТТ, 2 заряд трт, 3 сопло, 4 сопловое днище, 5 - сферическая часть предсоплового объема, 6 выступ, 7 цилиндрическая часть предсоплового объема.
РДТТ работает следующим образом:
После воспламенения заряда трт продукты его сгорания заполняют полость соплового днища 4, стремясь двигаться продольно оси РДТТ, они омывают внутреннюю поверхность соплового днища 4. Выступ 6 на внутренней поверхности днища выполняет роль направляющего экрана, обеспечивающего разворот продуктов сгорания и направление их в сопловое отверстие, увеличивая тем самым образование вихревых потоков, возникающих при развороте продуктов сгорания, что способствует увеличению полноты сгорания летящих частиц трт, приводящей к повышению эффективности выходных параметров изделия. После выступа по ходу истечения продуктов сгорания выполнен цилиндрический участок 7, переходящий в сфероидальный объем 5, в котором поток продуктов сгорания, сузившийся при прохождении выступа, имеет возможность расшириться и более эффективно истекать через критическое сечение сопла.
Сравнительные стендовые испытания РДТТ, выполненных с описанными конструктивными решениями, показали снижение потерь удельного импульса на 3
5% по сравнению с РДТТ, не имеющих данных особенностей.
Изобретение может быть промышленно использовано при создании РДТТ, газогенераторов и других систем с высокими скоростями истечения газов, в которых конструктивно требуется поворот газового потока.
Источники информации:
1. Фахрутдинов И. Х. Котельников АВ. Конструкция и проектирование ракетных двигателей твердого топлива. М. Машиностроение, 1987, с. 28, рис. н-прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1994 |
|
RU2088783C1 |
КОЛЬЦЕВОЕ СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1991 |
|
RU2007607C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2100635C1 |
СТЕНДОВАЯ УСТАНОВКА | 1993 |
|
RU2045675C1 |
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ДЫМООБРАЗОВАНИЯ ТВЕРДОТОПЛИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ | 1992 |
|
RU2067202C1 |
СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ ЗАРЯДА ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА | 1993 |
|
RU2021560C1 |
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2008 |
|
RU2379539C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ УТИЛИЗАЦИИ ЗАРЯДОВ ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2087804C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2005 |
|
RU2305790C1 |
Способ повышения дальности полета активно-реактивного снаряда | 2017 |
|
RU2647256C1 |
Использование: преимущественно во вспомогательных ракетных двигателях твердого топлива, применяемых для создания управляющий усилий. Сущность изобретения: содержит корпус с размещенным в нем зарядом 2 трт, сопло 3 с критическим сечением, установленное под углом к продольной оси корпуса 1 на сопловом днище 4, сопловое днище 4 выполнено с образованием полости между внутренней поверхностью днища 4 и торцевой поверхностью заряда 2, куда входит и предсопловой объем, причем на части внутренней поверхности днища 4 имеется выступ 6, отделяющий предсопловой объем от полости днища 4, а предсопловой объем имеет форму части сферы и цилиндрического участка, сопряженного с поверхностью выступа 6. 1 ил.
Ракетный двигатель твердого топлива, содержащий корпус с зарядом твердого топлива, сопло с критическим сечением, установленное под углом к продольной оси корпуса в сопловом днище, выполненном с образованием с торцевой поверхностью заряда полости, включающей предсопловой объем, отличающийся тем, что сопловое днище снабжено выступом, выполненным на части его внутренней поверхности и отделяющим предсопловой объем от полости днища, при этом его внутренняя поверхность в зоне предсоплового объема выполнена в форме части сферы и примыкающего к ней цилиндрического участка, сопряженного с поверхностью выступа.
Фахрутдинов И.Х., Котельников А.В | |||
Конструкция и проектирование ракетных двигателей твердого топлива | |||
- М.: Машиностроение, 1987, с | |||
Видоизменение прибора с двумя приемами для рассматривания проекционные увеличенных и удаленных от зрителя стереограмм | 1919 |
|
SU28A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1997-08-27—Публикация
1994-01-14—Подача