Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ) космического назначения, с отношением его длины к диаметру ≅ 1,5 преимущественно с шаровидной формой корпуса.
Известен сферический РДТТ космического корабля "Джемини" (США), используемый для торможения корабля на орбите. Двигатель имеет тонкостенную конструкцию корпуса, частично утопленное сопло, дублированную систему воспламенения. Корпус РДТТ изготовлен с помощью электронно-лучевой сварки из механически обработанных штампованных полусфер из титанового сплава. На внутреннюю поверхность корпуса нанесено теплозащитное покрытие. Внутренняя полость заряда имеет центральный глухой канал с щелевыми пропилами и открытую торцевую поверхность. Торцевая стенка глухого канала расположена в зоне переднего днища.
Недостатком данного РДТТ является низкий коэффициент заполнения корпуса топливом, обусловленный значительным свободным объемом в заряде, что не обеспечивает высокого массового совершенства двигателя, особенно важного для РДТТ космического назначения.
Технической задачей, решаемой изобретением, является устранение недостатков прототипа, а именно создание РДТТ с высокими коэффициентами заполнения корпуса топливом и массового совершенства двигателя.
Поставленная задача достигается тем, что в РДТТ, содержащем шаровидный корпус малого удлинения, состоящий из цилиндрической части и неразъемных переднего и соплового днищ, сопло, заряд смесевого ракетного твердого топлива, имеющий центральный глухой канал с щелями и открытую торцевую поверхность со стороны соплового днища, торцевая стенка глухого канала расположена в зоне цилиндрического участка корпуса, а суммарный свободный объем W полости заряда, включающий полость центрального канала и щелей, а также полость торцевого зазора, заключенную между открытой торцевой поверхностью заряда и сопловым днищем, составляет:
W≥ σкр•K
где σкр площадь критического сопла [м2]
K 0,027-эмпирический коэффициент [м]
На чертеже обозначено:
1 корпус РДТТ, 2 цилиндрическая часть корпуса, 3 переднее днище, 4 сопловое днище, 5 сопло, 6 критическое сечение сопла, 7 заряд, 8 - торцевая стенка глухого канала, 9 щели, 10 открытая торцевая поверхность.
Ухудшение характеристик РДТТ достигается тем, что корпус выполняют цельномотанным по типу "кокон" из композиционных материалов, заряд скреплен с корпусом, при этом корпус максимально возможно заполнен топливом. Однако увеличение объемного заполнения корпуса имеет предел, который определяется устойчивым горением топлива или минимально допустимым временем пребывания продуктов сгорания в корпусе (tmin), которое должно быть больше времени релаксации прогретого слоя.
Известно, что время пребывания газов в корпусе (t) определяется из соотношения:
где W начальный свободный объем,
A коэффициент истечения,
R, T газовая постоянная и температура продуктов сгорания,
σкр площадь критического сечения сопла [1]
Из приведенного выше соотношения следует, что минимально допустимое значение начального свободного объема корпуса определяется характеристиками топлива A, R, T, которые определяются термодинамическим расчетом, а также tmin и величиной критического сечения сопла, которая определяется, как правило, техническими требованиями к РДТТ и является величиной известной. Пределы изменения W определяются объемом корпуса и выражением, полученным из формулы (I) с учетом следующего:
Известно, что время релаксации определяется по формуле
где γ-коэффициент температуропроводности твердой фазы топлива,
g 10-7 ([3] с. 14)
U-скорость горения топлива [2]
Следовательно, минимально допустимый начальный свободный объем составляет
В данное соотношение входят конструктивные параметры РДТТ (W, σкр), а также параметры, характеризующие твердое ракетное топливо (A, R, T, U), являющиеся его неотъемлемыми свойствами, которые приводятся в документации на топливо, а также в конструкторской документации на РДТТ.
Таким образом, приведенное выше соотношение включает параметры, характеризующие РДТТ в статическом состоянии.
Правую часть соотношения для начального свободного объема преобразуем в виде:
Известно, что для современных высокоэнергетических твердых ракетных топлив комплекс параметров ART изменяется в небольших пределах.
Заявителем экспериментально установлено предельное значение k 0,027, тогда
W≥ 0,027•σкр.
Изобретение может быть применимо при создании РДТТ различных космических систем, например систем разгона и торможения, аварийного спасения, изменения ориентации космического корабля на орбите.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1994 |
|
RU2088784C1 |
КОЛЬЦЕВОЕ СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1991 |
|
RU2007607C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА И РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2004 |
|
RU2274758C1 |
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ДЫМООБРАЗОВАНИЯ ТВЕРДОТОПЛИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ | 1992 |
|
RU2067202C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2100635C1 |
СТЕНДОВАЯ УСТАНОВКА | 1993 |
|
RU2045675C1 |
КОРПУС РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА И РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2009 |
|
RU2408791C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2109159C1 |
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2008 |
|
RU2379539C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2010 |
|
RU2449155C2 |
Использование: изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ) космического назначения, преимущественно с шаровидной формой корпуса. Сущность изобретения: в РДТТ, содержащем шаровидный корпус в виде неразъемных переднего и соплового днищ, скрепленных посредством цилиндрического участка, выполненный с длиной, не превышающей 1,5 его диаметра, сопло, заряд смесевого ракетного твердого топлива, имеющий центральный глухой канал с щелевыми пропилами и открытую торцевую поверхность со стороны соплового днища, торцевая стенка глухого канала расположена в зоне цилиндрического участка корпуса, а суммарный свободный объем полости заряда, включающий полость центрального канала и щелей, а также полость торцевого зазора, заключенную между открытой торцевой поверхностью заряда и сопловым днищем, составляет: W≥ σкр•K, где: σкр - площадь критического сечения сопла (м2), K = 0,027 - эмпирический коэффициент (м). 1 ил.
Ракетный двигатель твердого топлива, содержащий корпус в виде неразъемных переднего и соплового днищ, скрепленных посредством цилиндрического участка, выполненный с длиной, не превышающей 1,5 его диаметра, сопло и заряд смесевого ракетного твердого топлива, размещенный в корпусе с торцевым зазором относительно соплового днища и выполненный с глухим центральным каналом и сообщенными с ним продольными щелями, отличающийся тем, что торцевая стенка глухого канала расположена в зоне цилиндрического участка корпуса, а суммарный объем W полости заряда, включающий полость центрального канала и щелей, а также полость торцевого зазора, заключенную между открытой торцевой поверхностью заряда и сопловым днищем, составляет
W ≥ σкр•K,
где σкр- площадь критического сечения сопла, м2;
К 0,027 эмпирический коэффициент, м.
Зельдович Я.Б | |||
и др | |||
Теория нестационарного горения пороха | |||
- М.: Наука, 1975 | |||
Новожилов Б.В | |||
и др | |||
Нестационарное горение твердых ракетных топлив | |||
- М.: Наука, 1973 | |||
Калинин В.В | |||
и др | |||
Нестационарные процессы и методы проектирования узлов РДТТ | |||
- М.: Машиностроение, 1986, с | |||
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1997-08-27—Публикация
1994-01-14—Подача