УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ Российский патент 1997 года по МПК H02P1/42 

Описание патента на изобретение RU2089036C1

Изобретение относится к устройствам управления рабочими режимами электрических двигателей и, в частности трехфазных асинхронных двигателей, которые питаются от однофазной сети.

Известно устройство для управления асинхронных двигателем, которое имеет батареи пусковых и рабочих конденсаторов и реле максимального тока, контролирующее величину потребляемого двигателем тока из сети. Реле тока имеет контакт в цепи батареи пусковых конденсаторов, который после окончания пуска двигателя размыкается и отключает пусковые конденсаторы. После этого пусковые конденсаторы в рабочем режиме двигателя не используются [1] В результате плохого использования пусковых конденсаторов (их включают в работу при пуске на несколько секунд) ограничивается использование асинхронных двигателей в схеме однофазного включения. В известном устройстве емкость рабочих конденсаторов не регулируется. Это приводит к увеличению тока конденсаторной фазы двигателя при снижении его механической нагрузки. В результате этого повышается перегрев обмоток двигателя и сокращается срок его эксплуатации.

Наиболее близким аналогом к изобретению является управление асинхронным конденсаторным двигателем, которое содержит однофазный источник питания, один зажим которого соединен с первым выводом двигателя, рабочий, пусковой и дополнительный конденсаторы, первые выводы которых соединены со вторым выводом асинхронного двигателя, два реле с контактами, одно из которых выполнено в виде реле максимального тока, второй вывод рабочего конденсатора соединен с третьим выводом двигателя. При пуске двигателя реле переключается, своими контактами отключают соответствующие конденсаторы от обмоток двигателя и улучшают его пусковой режим. В известном устройстве два конденсатора из трех подключаются и обмоткам двигателя кратковременно во время его пуска. В результате этого плохо используется установленная мощность конденсаторов. Это приводит к удорожанию устройств пуска и увеличивает эксплуатационные расходы.

Технический результат изобретения заключается в снижении потерь электроэнергии в сети, соединяющей двигатель с источником питания, и в цепях самого источника. Это позволяет уменьшить расходы на эксплуатацию двигателя и устройства управления.

Технический результат достигается тем, что в устройство для управления асинхронным конденсаторным двигателем, содержащим однофазный источник питания, один зажим которого соединен с первым выводом асинхронного конденсаторного двигателя, рабочий, пусковой и дополнительный конденсаторы, первые выводы которых соединены со вторым выводом асинхронного конденсаторного двигателя, два реле с контактами, одно из которых выполнено в виде реле максимального тока, второй вывод рабочего конденсатора соединен с третьим выводом асинхронного конденсаторного двигателя, второе реле выполнено в виде реле минимального тока, катушки указанных реле соединены последовательно, второй вывод реле минимального тока соединен со вторым выводом конденсаторного асинхронного двигателя, а другой вывод реле максимального тока с одним из зажимов однофазного источника питания, контакты упомянутых реле выполнены переключающими, второй вывод пускового конденсатора соединен с подвижным контактом реле максимального тока, а второй вывод дополнительного конденсатора с подвижным контактом реле минимального тока, выводы первых неподвижных контактов упомянутых реле соединены с третьим выводом асинхронного конденсаторного двигателя, а выводы их вторых неподвижных контактов с другим зажимом однофазного источника питания.

На чертеже приведена принципиальная электрическая схема устройства для управления асинхронным конденсаторным двигателем.

Устройство содержит трехфазный асинхронный двигатель 1, с обмотками, которые сдвинуты в пространстве на 120 град. и соединены в треугольник, однофазный источник питания с зажимами 2 (не показан), пусковой 3, рабочий 4.1, дополнительный 4,2 конденсаторы, реле 5 максимального тока с переключающим контактом 5.1, реле 6 минимального тока с переключающим контактом 6.1. Один из зажимов 2 источника питания соединен с первым выводом асинхронного двигателя. Другой из зажимов 2 через катушки реле 5 и 6 подключен к второму выводу асинхронного двигателя и к первым выводам конденсаторов 3, 4.1, 4.2. Второй вывод конденсатора 4.1 подключен к третьему выводу асинхронного двигателя. Вторые выводы конденсаторов 3 и 4.2 через контакты 5.1 и 6.1 соответственно соединены с третьим выводом 1 асинхронного двигателя и с одним зажимом 2 источника питания.

Устройство изобретения может быть использовано с получением указанного технического результата для управления двигателями с тремя обмотками, которые смещены в пространстве на 120 град. и соединены звездой, и с двумя обмотками, сдвинутыми в пространстве на 90 град.

Устройство работает в следующей последовательности.

Подача напряжения на зажимы 2 сопровождается появлением тока в обмотках 1 двигателя и в цепи реле 5 и 6, они срабатывают и их контакты 5.1 и 6.1 подключают конденсаторы 3 и 4.2, соответственно параллельно конденсатору 471. Результирующая емкость конденсаторов 3, 4.1, 4.2 обеспечивает на валу двигателя пусковой момент и ротор двигателя приходит во вращение. По мере увеличения частоты вращения ротора ток в цепи 5-6 уменьшается и при заданном значении частоты вращения достигает установки реле 5, оно отпадает и меняет положение контакта 5.1. После этого от конденсаторов 4.1 и 4.2 отключается конденсатор 3 и подключается к зажимам 2 и используется для компенсации реактивного тока. Двигатель переходит из пускового режима в рабочий режим и продолжает работать. Когда двигатель работает с нагрузкой на валу, то реле 6 включено и конденсаторы 4.1, 4.2 подключены к соответствующим выводам обмоток 1 двигателя.

Когда уменьшается нагрузка на валу работающего двигателя и он переходит в режим холостого хода, то в цепи 5-6 ток уменьшается, реле 6 отпадает и меняет положение контакта 6.1. После этого от конденсатора 4.1 отключается конденсатор 4.2, подключается параллельно конденсатору 3 и используется для компенсации реактивного тока. Конденсатор 4.1 остается подключенным к соответствующим выводам обмоток 1 двигателя и обеспечивает его работу в режиме холостого хода.

При увеличении нагрузки на валу двигателя растет ток в цепи 5-6, срабатывает реле 6, меняет положение контакта 6.1, конденсатор 4.2 отключается от конденсатора 3 и подключается параллельно конденсатору 4.1. После этого конденсатор 3 продолжает использоваться для компенсации реактивного тока, а конденсаторы 471 и 4.2 обеспечивают работу двигателя с механической нагрузкой на валу.

Похожие патенты RU2089036C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ДВУХ СЕКЦИЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА К ЭЛЕКТРОПРИВОДУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Новиков О.И.
RU2087338C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЩИТНЫМ КОНТАКТОРОМ В ЦЕПИ ОБМОТКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА 1993
  • Новиков О.И.
RU2066638C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ АСИММЕТРИЧНЫМ ТОКОМ 1992
  • Новиков О.И.
RU2025022C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗРЯДНОГО ТОКА ДВУХСЕКЦИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ПИТАНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1993
  • Новиков О.И.
RU2062715C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТЕПЛОВОЗА ОТ АВАРИЙНЫХ ТОКОВ 1989
  • Новиков О.И.
  • Белобаев Г.Я.
RU2007304C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ 1994
  • Новиков О.И.
RU2088016C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОУСТАНОВКИ ОТ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ТРЕМЯ ФАЗНЫМИ ПРОВОДАМИ И НУЛЕВЫМ ПРОВОДОМ 1992
  • Новиков О.И.
RU2017299C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПИТАНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Новиков О.И.
RU2067053C1
ДАТЧИК БОКСОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ТЕПЛОВОЗА С ПАРАЛЛЕЛЬНО ВКЛЮЧЕННЫМИ ТЯГОВЫМИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ 1994
  • Новиков О.И.
RU2093376C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Новиков О.И.
RU2090389C1

Реферат патента 1997 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Использование: для управления рабочими режимами электрических двигателей. Сущность: в устройстве для управления асинхронным конденсаторным двигателем реле 6 выполнено в виде реле минимального тока, а контакты реле 5,6 - переключающими. Контакты обоих реле соединяют с источниками питания и выводами асинхронного конденсаторного двигателя по схеме, обеспечивающей подключение пускового конденсатора 3 и дополнительного конденсатора 4.2 или к зажимам источника питания, или к выводам упомянутого двигателя в зависимости от величины потребляемого тока. При этом в рабочем режиме, когда указанные конденсаторы подключены к источнику питания, компенсируется реактивная составляющая тока, что приводит к повышению энергетических показателей. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 089 036 C1

Устройство для управления асинхронным конденсаторным двигателем, содержащее однофазный источник питания, один зажим которого соединен с первым выводом асинхронного конденсаторного двигателя, рабочий, пусковой и дополнительный конденсаторы, первые выводы которых соединены с вторым выводом асинхронного конденсаторного двигателя, два реле с контактами, одно из которых выполнено в виде реле максимального тока, второй вывод рабочего конденсатора соединен с третьим выводом асинхронного конденсаторного двигателя, отличающееся тем, что второе реле выполнено в виде реле минимального тока, катушки указанных реле соединены последовательно, второй вывод реле минимального тока соединен с вторым выводом асинхронного конденсаторного двигателя, а другой вывод реле максимального тока с одним из зажимов однофазного источника питания, контакты упомянутых реле выполнены переключающими, второй вывод пускового конденсатора соединен с подвижным контактом реле максимального тока, а второй вывод дополнительного конденсатора с подвижным контактом реле минимального тока, выводы первых неподвижных контактов упомянутых реле соединены с третьим выводом асинхронного конденсаторного двигателя, а выводы их вторых неподвижных контактов с другим зажимом однофазного источника питания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2089036C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Торопцев Н.Д
Трехфазный асинхронный двигатель в схеме однофазного включения с конденсатором: Библиотека электромонтера
- М.: Энергоатомиздат, 1988, с
Прибор для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба 1917
  • Кауфман А.К.
SU26A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Устройство для автоматического пуска однофазного конденсаторного двигателя 1957
  • Адаменко А.И.
SU113161A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 089 036 C1

Авторы

Новиков О.И.

Даты

1997-08-27Публикация

1992-06-22Подача