Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при проектировании и эксплуатации космических летательных аппаратов (КА).
Известен способ стабилизации КА, заключающийся в формировании управляющего момента, пропорционального отклонению по углу и угловой скорости гироинерционными исполнительными органами (ГИО), и в случае насыщения ГИО в создании управляющего момента реактивными ИО.
Недостатком его являются большие энергетические затраты на предотвращение потери управляемости из-за насыщения ГИО.
Наиболее близким к изобретению является способ стабилизации КА, включающий измерение ошибок ориентации КА по углу и угловой скорости, формирование управляющего момента на ГИО путем суммирования вышеуказанных ошибок с выбранными коэффициентами и пропорциональности при них и при превышении модулем указанной суммы заданного порога воздействуют на КА импульсами корректирующий управляющих моментов, а в случае насыщения ГИО управляющий момент создается реактивными ИО.
Недостатком указанного способа является то, что по мере накопления кинематического момента ГИО их энергопотребление возрастает, что приводит к увеличению энергетических затрат на управление.
Техническим результатом изобретения является снижение энергопотребления на создание управляющего момента.
Это достигается тем, что в способе стабилизации КА с комбинированными ГИО и реактивными исполнительными органами, включающем измерение отклонений угла и угловой скорости осей КА от заданных значений, формирование знакопеременного управляющего момента на ГИО, пропорционального сумме измененных отклонений, при превышении ею заданной величины, дополнительно знакопеременный управляющий момент формируется путем разгона и торможения ГИО до нулевой скорости вращения, а в случае превышения отклонением угловой скорости заданной величины формируют управляющий момент в функции измеренного отклонения на реактивные исполнительные органы.
Закон управления КА формируется следующим образом.
σ = KΦ(Φпр.-Φ)+Kω(ωпр.-ω),
где Φпр.,Φ заданное и измеренное значения углового отклонения КА;
ωпр.,ω заданное и измеренное значения угловой скорости КА;
KΦ,Kω коэффициент пропорциональности по углу и угловой скорости.
Затем сравнивают полученное значение s с заданным порогом. При наступлении события ликвидируют ошибку по углу гироинерционными исполнительными органами, причем в случае маховика он сначала набирает обороты такого знака, что ошибка по углу падает, а затем тормозится до нуля.
После этого оценивается ошибка по скорости, которая собственно и привела к накоплению ошибки по углу, и в случае ее превышения заданной величины воздействует на КА реактивными ИО.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 1991 |
|
RU2090463C1 |
СПОСОБ КАРТОГРАФИРОВАНИЯ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ И КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2014252C1 |
АВТОНОМНЫЙ РАКЕТНЫЙ БЛОК | 1993 |
|
RU2043956C1 |
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ | 1996 |
|
RU2116228C1 |
КОНТУРНАЯ ТЕПЛОВАЯ ТРУБА | 1993 |
|
RU2044983C1 |
СВЕТОЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО КОСМИЧЕСКОГО ТЕЛЕСКОПА | 1994 |
|
RU2093872C1 |
СПОСОБ ОРИЕНТАЦИИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ И УСТРОЙСТВО, ЕГО РЕАЛИЗУЮЩЕЕ | 2007 |
|
RU2375269C2 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КАТАСТРОФ, ВЫЗЫВАЕМЫХ НАКОПЛЕНИЕМ ЭНЕРГИИ В СФЕРАХ ЗЕМЛИ | 1994 |
|
RU2092877C1 |
СПОСОБ ОРИЕНТАЦИИ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ И УСТРОЙСТВО ЕГО РЕАЛИЗУЮЩЕЕ | 2014 |
|
RU2565426C2 |
СПОСОБ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СОСТАВНОЙ РАКЕТЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2079690C1 |
Использование: для стабилизации космического аппарата (КА). Сущность: способ стабилизации КА с комбинированными гироинерционными (ГИО) и реактивными исполнительными органами включает измерение отклонений угла и угловой скорости КА от заданных значений, формирование знакопеременного управляющего момента, пропорционального сумме измеренных отклонений при превышении суммы заданной величины, причем знакопеременный управляющий момент формируется путем разгона и торможения ГИО до нулевой скорости вращения, а в случае превышения отклонением угловой скорости заданной величины формируют управляющий момент в функции измерительного отклонения на реактивные исполнительные органы.
Способ стабилизации космического аппарата с комбинированными гироинерционными и реактивными исполнительными органами, включающий измерение отклонений угла и угловой скорости осей космического аппарата от заданных значений, формирование знакопеременного управляющего момента, пропорционального сумме измеренных отклонений, при превышении ею заданной величины, на гироинерционные исполнительные органы, отличающийся тем, что, с целью снижения энергопотребления инерционных исполнительных органов, знакопеременный управляющий момент формируется путем разгона и торможения гироинерционных исполнительных органов до нулевой скорости вращения, а в случае превышения отклонением угловой скорости заданной величины формируют управляющий момент в функции измеренного отклонения на реактивные исполнительные органы.
Раушенбах Б.В., Токарь Е.Н | |||
Управление ориентацией космических аппаратов | |||
- М.: Наука, 1974, с | |||
Ударно-вращательная врубовая машина | 1922 |
|
SU126A1 |
Авторы
Даты
1997-09-20—Публикация
1989-06-28—Подача