Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в других областях техники.
При нанесении металлического покрытия на полированную рабочую поверхность кольца более высокая работоспособность кольца достигается износостойкостью наносимого металла и его толщиной. Компрессионные и маслосъемные функции при этом определяются точностью проточки, полировки и равномерностью толщины защитного слоя. Прирабатываемость трущихся пар двигателя также определяется износостойкостью наносимого металлического покрытия.
Известно, что на преодоление трения поршневых колец приходится до 50% иногда до 60% всех механических потерь в двигателе [3, с. 71] Для снижения потерь на трение уменьшают площадь трения путем снижения высоты кольца, а также применяют подрезы на рабочей поверхности кольца.
Известен способ упрочнения рабочей поверхности поршневых колец, заключающийся в термическом напылении на наружную часть кольца с помощью кислородно-ацетиленовой горелки и потока газа сплава молибдена. Недостаток способа заключается в отрицательном влиянии термического напыления на прочностные свойства самого кольца.
Известен способ подготовки металлической поверхности к химической металлизации наружной поверхности цилиндрических деталей, включающий очистку, обработку в активирующем растворе на основе хлористого натрия и последующую термообработку. Способ повышает адгезию металлического покрытия с полированной поверхностью кольца. Недостаток способа состоит в том, что износостойкость такой рабочей поверхности определяется упрочняющими свойствами наносимого металлического покрытия.
Известные способы упрочнения рабочей поверхности поршневых колец имеют существенный недостаток в том, что в трущейся паре стенка цилиндра кольцо положительный эффект упрочнения рабочей поверхности кольца нанесением металлического покрытия будет присутствовать до получения равнопрочной со стенкой цилиндра поверхности кольца, т.к. при большей ее величине будет преобладать износ стенки цилиндра.
Наиболее близким по технической сущности повышения износостойкости рабочей поверхности является способ, по которому рабочую поверхность кольца после проточки до требуемого размера и полировки покрывают дополнительно слоем хрома, поверх которого иногда наносят тонкий слой молибдена. Недостатки способа в том, что износостойкость определяется толщиной слоя хрома или слоев молибдена и хрома. Кроме того, для этого требуются операции покрытия, использование дорогостоящего металла, технологических линий покрытия хромом и молибденом.
Целью данного изобретения является: повышение работоспособности поршневых колец, улучшение их прирабатываемости, повышение компрессионных и маслосъемных функций.
Указанная цель достигается путем дополнительной обработки вращающегося кольца катодно-анодным способом в водном растворе соли азотно-кислого хрома концентрацией 28 40% до образования шероховатости, равной 0,45 1,5 мкм, при этом скорость вращения кольца составляет 0,010 0,015 м/с.
Способ реализуется следующим образом.
Поршневое кольцо (кольца) после проточки до данного размера и полировки надевают на цилиндрическую оправку и уплотняют так, чтобы их боковые поверхности плотно прилегали друг к другу. При этом кольцевой разрез всех колец располагается на одной линии вдоль оси цилиндрической оправки, в который закладывают вставку из нетокопроводящего материала. Цилиндрическая оправка с кольцами устанавливается на установку для катодно-анодной обработки в водном растворе соли азотно-кислого хрома. Катодом является оправка с кольцами, анодом раствор азотно-кислого хрома. При подаче напряжения от источника питания между жидким анодом и наружной поверхностью колец (катодом) возникает множество электрических разрядов, которые создают на поверхности колец микрократеры с высокой изотропностью и плотностью на единицу длины поверхности. После окончания обработки поверхность вращающегося кольца обмывают водой, снимают с оправки для установки на поршень двигателя.
При концентрации электролита меньше 28% снижается интенсивность процесса электроразрядной обработки и микролегирование рабочей поверхности кольца. Повышение концентрации более 40% приводит к образованию неоднородной микроструктуры рабочей поверхности и образованию отдельных локальных частиц хрома на обрабатываемой поверхности кольца.
Верхний (0,015 м/с) и нижний (0,010 м/с) пределы скорости вращения кольца при обработке определены экспериментальным путем из условия образования микрогеометрии с высокой изотропностью (0,95 1,0) и плотностью микровыступов (до 250, но не менее 200 пиков на 1 см длины образующей рабочей поверхности кольца).
Нижний предел шероховатости 0,45 мкм обусловлен устойчивым образованием равномерного масляного слоя на рабочей поверхности кольца. При величине шероховатости более 1,50 мкм увеличивается величина кратеров и уменьшается плотность микровыступов до 150 180 на базе в 1 см, что снижает их маслосъемные качества, прирабатываемость, равномерность масляного слоя на трущейся поверхности и ухудшает эксплуатационные характеристики колец.
Под действием электрических разрядов происходит микроплавление кратеров на поверхности кольца и наплавление расплавленных частиц металла вокруг кратеров. Этот процесс многократного микроплавления формирует микрогеометрию поверхности с высокой степенью изотропности (0,95 1,0) и плотностью пиков (до 250 пиков на 1 см длины образующей кольца). Текстура получаемой микрогеометрии характеризуется множеством локальных углублений и пиков. В процессе обработки одновременно протекают процессы: очистки поверхности, микроплавления, микролегирования поверхностного слоя, закалки поверхностного слоя кольца толщиной до 20 мкм. Время обработки до получения требуемой шероховатости зависит не только от диаметра обрабатываемых колец, но и конструктивных особенностей установки для обработки по предлагаемому способу. Для колец двигателей легковых и грузовых автомобилей (например: КамАЗ, БЕЛАЗ, КРАЗ, ВАЗ, ГАЗ и т.д.) максимальное время обработки одной партии колец до 8,0 мин.
Обработанная по данному способу рабочая поверхность кольца обладает повышенными компрессионными и маслосъемными свойствами. Компрессионные показатели трущихся пар двигателя (цилиндр кольцо) по известным способам определяются плотностью прилегания их поверхностей, усилием прижима кольца.
Получаемая по данному способу микрогеометрия рабочей поверхности кольца обладает повышенной способностью удерживать равномерную масляную пленку, которая позволяет уменьшить коэффициент трения со стенкой цилиндра, повысить износостойкость кольца и одновременно уплотняющие и маслосъемные его свойства. Кроме того, высокая изотропность получаемой микрогеометрии рабочей поверхности способствует лучшей приработке колец и увеличивает срок службы кольца. По мере износа в процессе приработки и дальнейшей эксплуатации кольца вследствие высокой плотности пиков не снижаются компрессионные и маслосъемные свойства кольца. При этом закаленный и подверженный микролегированию ионами хрома поверхностный слой кольца глубиной до 20 мкм дополнительно повышает износостойкость кольца.
Пример опробования способа.
Опробование предлагаемого способа проводилось на партии компрессионных колец 1-го ремонта в количестве 36 штук к автомобилю ВАЗ 2106. Кольца надевали на цилиндрическую оправку, имеющую упорный бурт с одной стороны и стопорную диск-шайбу с противоположной стороны для плотного стягивания комплекта колец на оправке. После набора колец на оправку и ориентировки их разрезов в линию по образующей оправки в линию зазоров вкладывали вставку из тонкого текстолита толщиной 0,5 мм. Затем в специальном зажиме кольца сжимались до смыкания зазоров и зажимались план-шайбой плотно друг к другу. Оправку с кольцами устанавливали на приводные вращающиеся опоры специальной установки для обработки с пределами регулирования от 0 до 0,25 м/с. Концентрация водного раствора азотно-кислого хрома в рабочей ванне установки на основе химического анализа составила 30,2% Температура раствора 25 26oC. Скорость вращения колец составила 0,012 м/с. После подачи от источника постоянного тока питания напряжения 280 В осуществляли погружение блока колец до установления рабочего тока 200 205 А. Глубина погружения составила при этом 5,0 мм. Обработку производили до 3-х полных оборотов оправки с кольцами, что составило 59,5 с. После окончания обработки вращающиеся кольца обмывали водой для удаления остатков раствора азотно-кислого хрома. Величина шероховатости составила при этом 0,99 мкм на кольцах по краям оправки и 1,0 мкм на остальных 34 кольцах. Плотность пиков на 1 см составила 230 шт. Испытание колец проводили на стендовых двигателях на участке диагностики автотранспортного цеха АО "НЛМК". Результаты испытания представлены в таблице.
При величине сжатия до 6,0 атм двигатель на данном комплекте колец к эксплуатации не пригоден и требуется замена колец. По известному способу это составляет до 800 ч работы. В начальный период работы идет быстрый процесс приработки колец вследствие невысокой стойкости вершин пиков. После этого наличие устойчивой масляной пленки на поверхности кольца и закаленного поверхностного слоя, микролегированного хромом, снижает процесс износа кольца, сохраняя его высокие компрессионные и маслосъемные функции до полного износа обработанной рабочей поверхности кольца.
Применение данного способа обработки колец позволит повысить их работоспособность, улучшить прирабатываемость, повысить компрессионные и маслосъемные качества колец, снизить потери мощности двигателя на трение колец. Экономический эффект от применения поршневых колец, обработанных по данному способу, позволит получить положительный экономический эффект по отрасли машиностроения и автомобилестроения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ ВАЛКОВ К ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКЕ ПОЛОСЫ ДЛЯ ТЕНЕВЫХ МАСОК КИНЕСКОПОВ | 1994 |
|
RU2075555C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ ВАЛКОВ СТАНОВ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ | 2000 |
|
RU2175583C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОЦИНКОВАННОЙ ПОЛОСОВОЙ СТАЛИ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО НАНЕСЕНИЯ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ | 1999 |
|
RU2149717C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ РАБОЧИХ ВАЛКОВ СТАНОВ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ | 2000 |
|
RU2183144C2 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА ДЕТАЛИ ИЗ ЧУГУНА И СТАЛИ | 2022 |
|
RU2780616C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА ДЕТАЛИ ИЗ ЧУГУНА И СТАЛИ | 2020 |
|
RU2751499C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА ДЕТАЛИ ИЗ ЧУГУНА И СТАЛИ | 2021 |
|
RU2766627C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА ДЕТАЛИ ИЗ ЧУГУНА И СТАЛИ | 2010 |
|
RU2425906C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНОГО ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА ДЕТАЛИ ИЗ ЧУГУНА И СТАЛИ | 2013 |
|
RU2521780C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ПОВЕРХНОСТИ ВАЛКОВ СТАНА ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ | 2008 |
|
RU2356665C1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в различных областях техники. Сущность изобретения: способ обработки рабочей поверхности поршневых колец включает проточку до требуемого размера, полировку и нанесение хромсодержащего слоя путем вращающегося кольца катодно-анодным способом в водном растворе азотно-кислого хрома концентрацией 28 - 40 мас. % до шероховатости поверхности Ra=0,45 - 1,50 мкм при скорости вращения кольца 0,010 - 0,015 м/с. 1 табл.
Способ обработки рабочей поверхности поршневых колец, включающий проточку до требуемого размера, полировку и нанесение хромсодержащего слоя, отличающийся тем, что нанесение хромсодержащего слоя проводят путем обработки вращающегося кольца катодно-анодным способом в водном растворе азотнокислого хрома концентрацией 28 40 мас. до шероховатости поверхности 0,45 1,50 мкм при скорости вращения кольца 0,010 0,015 м/с.
Двигатели внутреннего сгорания / Под ред | |||
А.С | |||
Орлина | |||
- М.: Машиностроение, 1990, с.70 и 71. |
Авторы
Даты
1997-09-20—Публикация
1995-12-14—Подача