СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЕ Российский патент 1997 года по МПК G09B15/00 

Описание патента на изобретение RU2090939C1

Изобретение относится к способу обучения музыкальной грамоте.

Известен способ обучения музыкальной грамоте, заключающийся в применении в процессе обучения музыкальной принадлежности, образованной подложками с нанесенными на них изображениями музыкальных знаков и последующем развитии музыкальной памяти при раскладывании обучающимися подложек с нанесенными изображениями музыкальных знаков (см. патент Франции N 2532775, кл. C 09 B 15/02, 1984 г. аналог и прототип).

Недостатком известного способа обучения музыкальной грамоте является низкая эффективность обучения.

Техническим результатом данного способа является повышение эффективности обучения.

Достигается это тем, что в качестве подложек используют 45 подложек, количество которых соответствует количеству основных звуков контрактавы, большой, малой, первой, второй и третьей октавам и образующих колоду карт, на 21-ой картах которой нанесены изображения нотных линеек, басового ключа и соответствующих каждой карте нот в порядке возрастания величины звука "ля", "си" контрактавы, "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля", "си" большой октавы, "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля", "си" малой октавы и "до", "ре", "ми", "фа", "соль" первой октавы, а на 24-х картах которой нанесены изображения нотных линеек, скрипичного ключа и соответствующих каждой карте нот в порядке возрастания величины звука "соль", "ля", "си" малой октавы, "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля", "си" первой октавы, "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля", "си" второй октавы и "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля", "си" третьей октавы, причем развитие музыкальной памяти осуществляют путем освоения названий и месторасположения нот на нотных линейках в процессе игры, в которой перед раскладыванием карт осуществляют их раздачу из колоды между обучающимися в количестве пяти карт на каждого, а раскладывание обучающимися карт начинают с карты, на нотных линейках которой нанесено изображение ноты низкой октавы, после чего осуществляют удаление предыдущей карты посредством подачи обучающимися карты, на нотных линейках которой нанесено изображение ноты высокой октавы, при этом раскладывание и удаление карт осуществляют до полной раздачи карт из колоды.

В процессе освоения названий и месторасположения нот на нотных линейках используют контрольную подложку с нанесенными изображениями линеек, на одной из которых нанесены басовый ключ и ноты с их названиями в порядке возрастания величины звука "ля", "си" контрактавы, "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля", "си" большой октавы, "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля", "си" - малой октавы и "до", "ре", "ми", "фа", "соль"- первой октавы, а на другой из которых нанесены скрипичный ключ и ноты с их названиями в порядке возрастания величины звука "соль", "ля", "си" малой октавы, "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля", "си" первой октавы, "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля", "си" второй октавы и ноты "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля", "си" третьей октавы.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 45 изображены карты колоды с нанесенными изображениями нотных линеек, басового и скрипичного ключей и нот; на фиг. 46 контрольная подложка с нанесенными изображениями нотных линеек, басового и скрипичного ключей и нот.

При обучении в качестве подложек используют 45 подложек 1 45, количество которых соответствует количеству основных звуков контрактавы, большой, малой, первой, второй и третьей октавы и образующих колоду карт.

На 21-ой картах 1 21 колоды нанесены изображения нотных линеек 46, басового 47 ключа и соответствующих каждой карте нот в порядке возрастания величины звука, а именно нот "ля" 48, "си" 49 контрактавы, "до" 50, "ре" 51, "ми" 52, "фа" 53, "соль" 54, "ля" 55, "си" 56 большой октавы, "до" 57, "ре" 58, "ми" 59, "фа" 60, "соль" 61, "ля" 62, "си" 63 малой октавы и "до" 64, "ре" 65, "ми" 66, "фа" 67, "соль" 68 первой октавы.

На 24-х картах 22 45 колоды нанесены изображения нотных линеек 46, скрипичного 69 ключа и соответствующих каждой карте нот в порядке возрастания величины звука "соль" 70, "ля" 71, "си" 72 малой октавы, "до" 73, "ре" 74, "ми" 75, "фа" 76, "соль" 77, "ля" 78, "си" 79 первой октавы, "до" 80, "ре" 81, "ми" 82, "фа" 83, "соль" 84, "ля" 85, "си" 86 второй октавы и "до" 87, "ре" 88, "ми" 89, "фа" 90, "соль" 91, "ля" 92, "си" 93 третьей октавы.

Используют также контрольную подложку 94 с нанесенными изображениями нотных 46 линеек, на одной из которых нанесены басовый 47 ключ и ноты с их названиями в порядке возрастания величины звука, а именно "ля" 48, "си" 49 - контрактавы, "до" 50, "ре" 51, "ми" 52, "фа" 53, "соль" 54, "ля" 55, "си" 56
большой октавы, "до" 57, "ре" 58, "ми" 59, "фа" 60, "соль" 61, "ля" 62, "си" 63 малой октавы и "до" 64, "ре" 65, "ми" 66, "фа" 67, "соль" 68 первой октавы, а на другой нанесены скрипичный 69 ключ и ноты с их названиями в порядке возрастания величины звука "соль" 70, "ля" 71, "си" 72 малой октавы, "до" 73, "ре" 74, "ми" 75, "фа" 76, "соль" 77, "ля" 78, "си" 79 - первой октавы, "до" 80, "ре" 81, "ми" 82, "фа" 83, "соль" 84, "ля" 85, "си" 86 второй октавы и ноты "до" 87, "ре" 88, "ми" 89, "фа" 90, "соль" 91, "ля" 92, "си" 93 третьей октавы.

В процессе способа обучения музыкальной грамоте развитие музыкальной памяти осуществляют путем освоения названий и месторасположения нот на нотных линейках 46 в процессе игры, в которой перед раскладыванием карт 1 45 осуществляют их раздачу из колоды между обучающимися (их количество составляет от 2 до 5 человек) в количестве пяти карт на каждого, а раскладывание обучающимися карт начинают с карты, на нотных линейках 46 которой нанесено изображение ноты низкой октавы, например "фа" 53 большой октавы. После чего осуществляют удаление предыдущей карты посредством подачи обучающимися карты, на нотных линейках 46 которой нанесено изображение ноты высокой октавы, например "до" 73 первой октавы.

Раскладывание и удаление карт осуществляют до полной раздачи карт из колоды.

В процессе игры имеется возможность осуществлять контроль за обучением, за счет наличия контрольной подложки 94, на которой имеются в том числе и названия нот и их месторасположение на нотном стане.

Таким образом, изобретение повышает эффективность обучения музыкальной грамоте за счет возможности развития наблюдательности и памяти.

Промышленная применимость.

Изобретение может быть использовано для обучения музыкальной грамоте в музыкальных школах, а также как средство общения в музыкальных магазинах.

Похожие патенты RU2090939C1

название год авторы номер документа
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ 1995
  • Павлова Инга Альбертовна
RU2090236C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИЯНО 2006
  • Прохорова Ольга Владимировна
RU2349964C2
Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте 1987
  • Иванов Виктор Захарович
SU1622890A1
СПОСОБ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Брайнин Валерий Борисович
RU2075785C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПИСИ НОТ 2019
  • Иванова Инна Игоревна
RU2694079C1
СПОСОБ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ НАИМЕНОВАНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ ТЕМПЕРИРОВАННОГО СТРОЯ В ДВЕНАДЦАТИСЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1998
  • Белецкий С.В.
RU2154308C2
МЕТОД НОТНОЙ ЗАПИСИ ЗВУКОВ ТЕМПЕРИРОВАННОГО СТРОЯ В ДВЕНАДЦАТИСЛОГОВОЙ ИМЕНАЦИИ ("ХРОМОРЯД БЕЛЕЦКОГО") 1997
  • Белецкий С.В.
RU2121717C1
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ НА ОСНОВЕ "ХРОМОРЯДА БЕЛЕЦКОГО" 1998
  • Белецкий С.В.
RU2137205C1
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ТРАНСПОНИРОВАНИЯ НОТ НА КЛАВИШНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ 1926
  • Александров П.К.
SU4297A1
УЧЕБНАЯ ГИТАРА ДЛЯ ВОКАЛИСТОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ 2009
  • Прохоров Алексей Григорьевич
RU2406162C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 090 939 C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЕ

Использование: в способах обучения музыкальной грамоте. Сущность изобретения: заключается в том, что в качестве подложек используют 45 подложек, количество которых соответствует количеству основных звуков контрактавы, большой, малой, первой, второй и третьей октавы и образующих колоду карт, а развитие музыкальной памяти осуществляют путем освоения названий и месторасположения нот на нотных линейках в процессе игры. 2 з.п. ф-лы, 46 ил.

Формула изобретения RU 2 090 939 C1

1. Способ обучения музыкальной грамоте, заключающийся в применении в процессе обучения музыкальной принадлежности, образованной подложками с нанесенными на них изображениями музыкальных знаков, и в последующем развитии музыкальной памяти при раскладывании обучающимися подложек с нанесенными изображениями музыкальных знаков, отличающийся тем, что в качестве подложек используют 45 подложек, количество которых соответствует количеству основных звуков контроктавы: большой, малой, первой, второй и третьей октавам и образующих колоду карт, на 21-й картах которой нанесены изображения нотных линеек, басового ключа и соответствующих карте нот в порядке возрастания величины звука: ля, си контроктавы; до, ре, ми, фа, соль, ля, си большой октавы; до, ре, ми, фа, соль, ля, си малой октавы; до, ре, ми, фа, соль первой октавы, а на 24-х картах которой нанесены изображения нотных линеек, скрипичного ключа и соответствующих каждой карте нот в порядке возрастания величины звука: соль, ля, си малой октавы; до, ре, ми, фа, соль, ля, си первой октавы; до, ре, ми, фа, соль, ля, си второй октавы; до, ре, ми, фа, соль, ля, си третьей октавы, причем развитие музыкальной памяти осуществляют путем освоения названий и месторасположения нот на нотных линейках в процессе игры, в которой перед раскладыванием карт осуществляют их раздачу из колоды между обучающимися в количестве пяти карт на каждого, а раскладывание обучающимися карт начинают с карты, на нотных линейках которой нанесено изображение ноты низкой октавы, после чего осуществляют удаление предыдущей карты посредством подачи обучающимися карты, на нотных линейках которой нанесено изображение ноты высокой октавы, при этом раскладывание и удаление карт осуществляют до полной раздачи карт из колоды. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в процессе освоения названий и месторасположения нот на нотных линейках используют контрольную подложку с нанесенными изображениями нотных линеек, на одной из которых нанесены басовый ключ и ноты с их названиями в порядке возрастания величины звука: ля, си контроктавы; до, ре, ми, фа, соль, ля, си большой октавы; до, ре, ми, фа, соль, ля, си малой октавы; до, ре, ми, фа, соль первой октавы, а на другой из которых нанесены скрипичный ключ и ноты с их названиями в порядке возрастания величины звука: соль, ля, си малой октавы; до, ре, ми, фа, соль, ля, си первой октавы; до, ре, ми, фа, соль, ля, си второй октавы, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си третьей октавы. 3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что карты, контрольная подложка и ноты выполнены разноцветными.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2090939C1

FR, патент, 2532775, кл
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

RU 2 090 939 C1

Авторы

Павлова Инга Альбертовна

Даты

1997-09-20Публикация

1995-12-21Подача