МЕТОД НОТНОЙ ЗАПИСИ ЗВУКОВ ТЕМПЕРИРОВАННОГО СТРОЯ В ДВЕНАДЦАТИСЛОГОВОЙ ИМЕНАЦИИ ("ХРОМОРЯД БЕЛЕЦКОГО") Российский патент 1998 года по МПК G10G3/00 G09B15/00 

Описание патента на изобретение RU2121717C1

Известен традиционный способ нотной записи (нотации), при котором распределение семи слоговых наименований звуков До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си за двенадцатью высотами темперированного строя (12-тиступенная октава) и отражение внутритональных взаимоотношений звуков происходит с помощью так называемых знаков альтерации, таких как # (диез), b (бемоль), x (дубль диез), bb (дубль бемоль).

Графическое изображение знаков альтерации в традиционной нотации существенно усложняет восприятие, а переименование высот звуков и соответственно мест их извлечения на музыкальных инструментах, связанное с функциональным использованием этих знаков, значительно тормозят процесс обучения и формирования музыкального (высотного) слуха (фиг. 1).

В отличие от традиционной нотации известен "Метод нотной записи многоступенчатых звуковых систем с применением пятилинейных нотоносцев" (а.с. СССР N 81821, кл. G 10 G 3/00, 1956 ).

Данный метод основан на том, что для записи звуков темперированного строя (12-тиступенная октава) используется другой принцип графления нотной бумаги. Группировка нотных линий (2+3) позволяет размещать нотные знаки по степени высоты тона, в виде графического отражения последовательности клавиш фортепиано от "До" до "Си" в пределах какой-либо одной октавы, что дает возможность исключить из нотации различные ключи и знаки альтерации (диезы, бемоли и т.д.), облегчая этим восприятие нотной графики (фиг. 2).

Вместе с тем, этот метод не получил распространение ввиду отсутствия собственных имен у нот, расположенных на линейках нотного стана, и существенного различия местоположения нот и сравнении с традиционной нотацией.

Предлагаемый метод нотной записи звуков темперированного строя в двенадцатислоговой именации основывается на исключении из традиционной нотации знаков альтерации ( # диез, b бемоль, x - дубль диез, bb дубль бемоль) и замене производных наименований высот звуков До диез (Ре бемоль), Ре диез (Ми бемоль), Фа диез (Соль бемоль), Соль диез ( Ля бемоль), Ля диез (Си бемоль) собственными именами в виде новых слогов Ту, Мо, Зу, Ло, Цу соответственно, в результате чего все двенадцать ступеней хроматического звукоряда темперированного строя приобретают собственные слоговые имена ("хроморяд Белецкого"): До, Ту, Ре, Мо, Ми, Фа, Зу, Соль, Ло, Ля, Цу, Си.

Для записи звуков Ту, Мо, Зу, Ло, Цу используют общепринятые обозначения нот традиционной нотации, располагая их во всех октавах и ключах на следующих местах написания: ноты Ту на месте нот Ре, ноты Мо на месте нот Ми, ноты Зу на месте нот Соль, ноты Ло на месте нот Ля, ноты Цу на месте нот Си.

Графическое отличие нот Ту, Мо, Зу, Ло, Цу достигают путем дополнительного их обозначения в виде прямой линии, проходящей по центру головки этих нот слева - направо, сверху - вниз и расположенной под углом 45 градусов (фиг. 3).

На фиг. 1 представлена схема традиционной нотной записи звуков темперированного строя в семислоговой именации; на фиг. 2 представлена схема нотной записи звуков темперированного строя в семислоговой именации по "Методу нотной записи многоступенчатых звуковых систем с применением пятилинейных нотоносцев; на фиг. 3 представлена схема нотной записи звуков темперированного строя по предлагаемому методу.

Предлагаемый метод нотной записи звуков темперированного строя в двенадцатислоговой именации осуществляют следующим образом.

Музыкальным высотам звуков До диез (Ре бемоль), Ре диез (Ми бемоль), Фа диез (Соль бемоль), Соль диез (Ля бемоль), Ля диез (Си бемоль) и местам из извлечения на музыкальных инструментах присваивают собственные имена в виде следующих слогов: Ту, Мо, Зу, Ло, Цу соответственно.

Затем, используя общепринятые обозначения традиционной нотации, располагают их во всех октавах и ключах на следующих местах написания: ноты Ту на месте нот Ре, ноты Мо на месте нот Ми, ноты Зу на месте нот Соль, ноты Ло на месте нот Ля, ноты Цу на месте нот Си.

Графическое отличие нот Ту, Мо, Зу, Ло, Цу достигают путем применения дополнительного их обозначения в виде прямой линии, проходящей по центру головки ноты слева - направо, сверху - вниз и расположенной под углом 45 градусов (фиг. 3).

Предлагаемый метод позволяет: упростить нотную запись и ее восприятие; ускорить процесс обучения и формирования музыкального (высотного) слуха у обучаемого (одна высота - одно имя); перевести на уровень слоговой речи запись, чтение и слуховое восприятие музыки; упростить компьютерный набор нот (одна клавиша - одна нота); приступить к производству новых технических средств, учебных пособий и музыкальных инструментов, поющих (читающих) нотный текст слогами.

Похожие патенты RU2121717C1

название год авторы номер документа
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ НА ОСНОВЕ "ХРОМОРЯДА БЕЛЕЦКОГО" 1998
  • Белецкий С.В.
RU2137205C1
СПОСОБ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ НАИМЕНОВАНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ ТЕМПЕРИРОВАННОГО СТРОЯ В ДВЕНАДЦАТИСЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1998
  • Белецкий С.В.
RU2154308C2
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ТЕОРИИ МУЗЫКИ 1998
  • Белецкий С.В.
RU2132087C1
СПОСОБ ЗАПИСИ ЗВУКОВ 2019
  • Иванова Инна Игоревна
RU2708106C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПИСИ НОТ 2019
  • Иванова Инна Игоревна
RU2694079C1
Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте 1987
  • Иванов Виктор Захарович
SU1622890A1
УЧЕБНАЯ ГИТАРА ДЛЯ ВОКАЛИСТОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ 2009
  • Прохоров Алексей Григорьевич
RU2406162C1
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЛЕР 2009
  • Иглесиас Альваро-Грасия Хайме
RU2484536C2
Музыкальный инструмент 1989
  • Павлишин Валерий Александрович
SU1778778A1
СПОСОБ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Брайнин Валерий Борисович
RU2075785C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 121 717 C1

Реферат патента 1998 года МЕТОД НОТНОЙ ЗАПИСИ ЗВУКОВ ТЕМПЕРИРОВАННОГО СТРОЯ В ДВЕНАДЦАТИСЛОГОВОЙ ИМЕНАЦИИ ("ХРОМОРЯД БЕЛЕЦКОГО")

Метод нотной записи звуков для упрощения нотной записи и ускорения процесса обучения заключается в том, что при обозначении звуков используют собственные имена в виде новых слогов - Ту, Мо, Зу, Ло, Цу и используют дополнительные обозначения в виде прямой линии, проходящей по центру головки ноты слева-направо, сверху-вниз и расположенной под углом 45 градусов. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 121 717 C1

Способ нотной записи звуков темперированного строя в двенадцатислоговой именации, содержащий традиционный способ нотной записи с применением пятилинейных нотоносцев, отличающийся тем, что из общепринятой нотации исключают графическое изображение знаков альтерации -# (диез), (бемоль), (дубль диез), (дубль бемоль) и заменяют производные наименования высот звуков - До диез (Ре бемоль), Ре диез (Ми бемоль), Фа диез (Соль бемоль), Соль диез (Ля бемоль), Ля диез (Си бемоль) на собственные имена в виде новых слогов - Ту, Мо, Зу, Ло, Цу соответственно, для записи которых используют общепринятые обозначения нот, располагая их во всех октавах и ключах на следующих местах написания - ноты Ту на месте нот Ре, ноты Мо на месте нот Ми, ноты Зу на месте нот Соль, ноты Ло на месте нот Ля, ноты Цу на месте нот Си, причем отличие нот Ту, Мо, Зу, Ло, Цу достигают путем их дополнительного обозначения в виде прямой линии, проходящей по центру головки ноты слева-направо, сверху-вниз и расположенной под углом 45 градусов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2121717C1

Метод нотной записи многоступенных звуковых систем 1947
  • Полякин И.Л.
SU81821A1
Трахтенберг Г.Л
Музыкальные инструменты
- Госторгиздат, 1939, с.16-23.

RU 2 121 717 C1

Авторы

Белецкий С.В.

Даты

1998-11-10Публикация

1997-04-15Подача