УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1997 года по МПК F01P3/22 

Описание патента на изобретение RU2091595C1

Изобретение относится к автотракторному машиностроению и может быть применено для охлаждения цилиндров двигателя.

Известно устройство для охлаждения двигателя внутреннего сгорания [1] включающее водяную рубашку головки и блока цилиндров, радиатор, верхний и нижний соединительные патрубки, водяной насос и вентилятор.

При работе двигателя водяной насос создает круговую циркуляцию воды, омывает ею станки цилиндров и камеру сжатия смеси, охлаждая двигатель.

Недостаток выше описанного устройства заключается в сложности системы водяного охлаждения.

Известно также устройство для воздушного охлаждения двигателя марки "КАМАЗ-5320", в котором гильзы и головки цилиндров оребрены, а ребра охлаждения принудительно омываются потоком сжатого воздуха [2]
Недостаток указанной системы воздушного охлаждения заключается в оребрении наружных стенок цилиндров, большая площадь которых увеличивает габариты двигателя.

Целью предлагаемого технического решения является повышение эффективности отвода тепла от стенок цилиндров двигателя из зоны повышенного теплового нагрева.

Указанная цель достигается тем, что отвод тепла из зоны повышенного нагрева цилиндров проводят действием термосифонных трубок (термосифонов), а указанные термосифоны размещают в станки цилиндров и головку блока двигателя.

На фиг.1 показан разрез А-А на фиг.2, в станках которой (и головке блока) помещены термосифонные трубки, соединенные между собой пластинчатым радиатором, а радиатор размещен в зоне течения теплоносителя; на фиг.2 Б-Б на фиг.1.

Устройство для охлаждения двигателя внутреннего сгорания (фиг.1) включает в себя термосифонные трубки 1, равномерно рассредоточенные в стенках гильзы 2 (фиг.2), например, методом литья, и соединены в верхней части друг с другом радиаторными пластинами (далее -радиатор), выполненными из теплоемкого материала, например пластинчатой меди, и помещенными в полость 4 течения теплоносителя, например воздушного потока взаимодействующего с пневмонагнетателем 6.

При нагреве стенок гильз 2 последние отдают тепло термосифонным трубкам 1, в которых теплоемкая жидкость 7, например дистиллированная вода, помещенная в полость указанных трубок под вакуумом, легко вскипает и парами переносит тепло в радиатор 3. В нем пары теплоемкой жидкости конденсируются, стекают по стенкам термосифонных трубок 1 в их основание, вновь нагреваются, в том числе и по пути следования в основание каждой трубки, отнимая тепло от стенок 2 гильзы и очередным путем испаряясь, отдают тепло радиатору 3, обдуваемому пневмонагнетателем 6.

При повышении температуры в стенках гильзы 2 (фиг.1) в полостях термосифонных трубок 1, под действием вакуума легко закипает и испаряется жидкость 7 и пары, отнимая тепло от стенок гильзы 2, переносят это в верхнюю часть каждой трубки, а те присоединены к теплоемким радиаторным пластинам 3. Последние отнимают тепло от термосифонных трубок и, охлаждаясь течением воздушного потока 5 в полости 4 действием пневмонагнетателя 6, тем самым охлаждают двигатель. Таким образом конденсат паров теплоносителя термосифонных трубок вновь стекает в основание каждой из указанных трубок, по пути аналогично испаряется до парообразного состояния, пары, отнимая тепло стенок цилиндров, переносят его в зону охлаждения радиатора 1, конденсируются и цикл повторяется. При этом, термосифонные трубки размещают не только в стенках гильз, но и в головке блока двигателя (не показано) и, чем выше температура термонапряженного участка, тем интенсивнее идет процесс отдачи тепла термосифонными трубками потоку сжатого воздуха.

Способ работы устройства, включающий отвод тепла из зоны нагрева цилиндров, представляет собой отвод указанного тепла действием термосифонных трубок, а термосифонные трубки размещают в стенки цилиндров и головку блока цилиндров (в зону наибольшего нагрева камеру воспламенения рабочей смеси).

Характерной особенностью термосифонных трубок, применяемых в предлагаемом устройстве для охлаждения двигателя, является размещение в их полости под вакуумом теплоемкой жидкости, например дистиллированной воды. При минимальном остатке в каждой трубке свободного кислорода стенки указанных трубок длительное время не разрушаются от коррозии, а дистиллированная вода под действием вакуума легко испаряется и парами переносит тепло вдоль стенок термосифонных трубок в верхнюю их часть, соединенную с радиаторными пластинами, которые легко воспринимают тепло и отдают это подвижному теплоносителю, например потоку сжатого воздуха. В таком виде термосифонные трубки легко размещаются в зону наиболее термонапряженных участков и своей небольшой толщиной армируют детали, например гильзы цилиндров и головку блока двигателя.

Поскольку каждая из термосифонных трубок обладает гибкостью, ее легко подвести в самый отдаленный (и перегреваемый) участок двигателя, а, взаимодействуя с потоком сжатого воздуха, пары трубок легко отдают тепло радиаторным пластинам, конденсируются и при очередном испарении интенсивно отнимают тепло нагретых деталей, качественно их охлаждая.

Следует сказать, что термосифонные трубки могут размещаться в массе деталей как при их изготовлении, например при литейном производстве, так и при их размещении в специальные каналы, заполненные термостойкой жидкостью, например, моторным маслом. Высокая степень смачивания маслом станок указанных каналов обеспечивает возможность интенсивного отбора тепла от деталей двигателя и передачи этим же путем холода от термосифонных трубок к упомянутым деталям. Такое размещение термосифонных трубок существенно упрощает конструкцию двигателя внутреннего сгорания. Так, неоребренные гильзы (фиг.2) можно приблизить одна к другой на минимальное расстояние, обеспечив возможность отбора ими тепла как из полости цилиндра, так и из полости картера для охлаждения моторного масла, а приближением гильз друг к другу можно сократить длину коленчатого вала, а с ним длину двигателя. При этом нужно признать что, охлаждение двигателя сжатым воздухом наиболее экономично в сравнении с охлаждением водяным, а отвод тепла из зоны нагрева цилиндров и головки блока посредством термосифонных трубок на порядок упрощает сам процесс такого охлаждения при минимуме затрат на конструирование взаимодействующих деталей.

Кроме того, известно, насколько сложно отопить пассажирские салоны транспортных средств, в том числе поездов, в то время как из выхлопных труб тягачей выбрасывается колоссальное количества тепла и без пользы рассеивается в окружающем пространстве. Поэтому легко предположить, что отвод тепла от выхлопной трубы в салон, например, автобуса с помощью набора термосифонных трубок, соединенных пластинчатым радиатором, существенно сэкономит топливо и энергию двигателя, а удобство такого отвода бесспорно. Вместе с тем, пластинчатый радиатор, взаимодействующий с термосифонными трубками, можно выполнить большой площади, что повышает качество и интенсивность отбора тепла от указанных трубок. Кроме того, с уменьшением толщины каждой из термосифонных трубок увеличивается их число в стенках гильзы (головка блока), в результате чего повышается качество и скорость теплообмена взаимодействующих сред- металл-воздух.

Предлагаемое устройство и способ его работы конструктивно и технологически просты и надежны в работе.

Похожие патенты RU2091595C1

название год авторы номер документа
ЖИДКОСТНАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Груздев Юрий Иванович
RU2364733C1
ЖИДКОСТНАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Груздев Юрий Иванович
RU2108469C1
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1981
  • Бычков Владимир Васильевич
SU969926A1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Ильичев Виктор Александрович
RU2065981C1
СПОСОБ РАБОТЫ И УСТРОЙСТВО ПАРОГЕНЕРАТОРА ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Акчурин Х.И.
  • Миронычев М.А.
  • Голубев П.А.
  • Клочай В.В.
RU2232914C2
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СТАЦИОНАРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2019
  • Волгин Сергей Николаевич
  • Шаталов Константин Васильевич
  • Крикун Игорь Иванович
  • Алибеков Руфат Исмаилович
  • Морозов Юрий Леонидович
RU2707787C1
СИСТЕМА ПРЕДПУСКОВОГО РАЗОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Гулин С.Д.
  • Шульгин В.В.
  • Яковлев С.А.
RU2075626C1
СПОСОБ НАГРЕВА ИЗДЕЛИЙ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РАДИАТОРОВ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Баранов В.С.
  • Волчок В.Ф.
  • Гуринович В.А.
  • Тарарук А.И.
RU2122298C1
УСТРОЙСТВО ТЕРМОСТАТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Волков А.Г.
RU2154172C2
Устройство для регулирования температуры в системе жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1974
  • Рихард Хеннинг
  • Эрвин Швайгер
SU596173A3

Иллюстрации к изобретению RU 2 091 595 C1

Реферат патента 1997 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Использование: в машиностроении и может быть применено для охлаждения цилиндров двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения: устройство для охлаждения двигателя внутреннего сгорания включает головку блока и цилиндры, взаимодействующие с теплоносителем, при этом элементами взаимодействия цилиндров с теплоносителем являются термосифонные трубки, размещенные в стенках цилиндров и головке блока, выступают над головкой блока цилиндров, соединены между собой пластинчатым радиатором, а радиатор помещен в зону течения теплоносителя. 2 с. п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 091 595 C1

1. Устройство для охлаждения двигателя внутреннего сгорания, включающее головку блока и цилиндры, взаимодействующие с теплоносителем, отличающееся тем, что элементами взаимодействия цилиндров с теплоносителем являются термосифонные трубки, указанные термосифонные трубки размещены в стенках цилиндров и головке блока, выступают над головкой блока цилиндров, соединены между собой пластинчатым радиатором, а радиатор помещен в зону течения теплоносителя. 2. Способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания, включающий отвод тепла из зоны нагрева цилиндров и головки блока цилиндров, отличающийся тем, что отвод указанного тепла проводят действием термосифонных трубок, а термосифонные трубки размещают в стенки цилиндров и головку блока цилиндров двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2091595C1

Устройство автомобилей
Изд.третье, переработанное
- М.: Машиностроение, 1958, с
Говорящий кинематограф 1920
  • Коваленков В.И.
SU111A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Приспособление для разводки рогов вил 1925
  • Витт К.Н.
SU5320A1
описание и инструкция по эксплуатации
- М.: Машиностроение раздел "Система охлаждения".

RU 2 091 595 C1

Авторы

Жуков Анатолий Александрович

Даты

1997-09-27Публикация

1994-10-19Подача