Изобретение относится к язычковым музыкальным инструментам, а именно к аккордеону.
Известен аккордеон, содержащий правый и левый полукорпусы с деками, мех, клавишные механизмы, гриф с клавиатурой и входные камеры, включающие звуковые отсеки с голосовыми планками мелодии, басов и дискантовые.
Входные камеры представляют собой устройство, состоящее из двух или более рядов звуковых отсеков, предназначенных для крепления голосовых планок и к каждому из них планки определенного тона.
Левые клавишные механизмы аккордеонов и баянов делятся на готовый и готово-выборный. Готовый механизм позволяет при нажатии на одну кнопку получить звучание фиксированного аккорда, состоящего из трех отдельных звуков, а в выборном каждая кнопка управляет только одним звуком и играющий набирает аккорд в точном соответствии с нотным текстом.
В готово-выборном механизме готовый механизм можно переключить на выборный, и наоборот.
Четырехголосая входная камера басов применяется в баянах с готовым аккомпанементом, в готово-выборном варианте используется с заемом. Заемное использование входной камеры басов в выборном варианте обеспечивает звучание двадцати четырех кнопок. Звукоряд продолжает унисонная или октавная дискантовая входная камера (18 кнопок). Далее десять, реже шестнадцать звуков, расположенных на одноголосной входной камере, лежащей на деке левого полукорпуса.
Описанное расположение звукоряда и размещение входных камер является наиболее распространенным. Так сконструирована "Кировская" готово-выборная механика. Все существующие готово-выборные механики, включая "Кировскую", сконструированы с учетом параметров баяна. К аккордеонам они приспосабливаются.
Аккордеон и баян имеют различные габаритные размеры. Корпус аккордеона выше и уже корпуса баяна.
Входная камера басов имеет четыре голоса, расположенных параллельно. Такое расположение голосов способствует увеличению ее ширины, занимающей более половины полезной ширины деки левого полукорпуса. Оставшаяся ширина деки позволяет разместить только одну дискантовую входную камеру.
Описанное размещение входных камер левого полукорпуса является рациональным для баяна.
Четырехголосая входная камера басов, имеющая большую ширину и явно недостаточную длину, крайне не рационально использует площадь деки левого полукорпуса аккордеона, что ограничивает его исполнительские возможности.
Габаритные размеры аккордеона требуют иного решения в конструировании и размещении входных камер левого полукорпуса.
Целью изобретения является расширение исполнительских возможностей аккордеона путем увеличения голосности дискантового звукоряда без увеличения габаритных размеров инструмента.
На фиг.1 показан общий вид трехголосной входной камеры басов аккордеона с голосовыми планками; на фиг.2 вид сбоку с сечениями по звуковым отсекам контр, большой и малой октав; на фиг.3 фрагмент деки левого полукорпуса аккордеона с входными отверстиями и клапанами входной камеры басов; на фиг.4 - размещение входных камер левого полукорпуса готово-выборного аккордеона.
Эта цель достигнута тем, что в аккордеоне, содержащем правый и левый полукорпус с деками, мех, клавишные механизмы, гриф с клавиатурой и входные камеры, включающие звуковые отсеки с голосовыми планками мелодии, басов и дискантовые, во входной камере басовые звуковые отсеки с голосовыми планками малой октавы размещаются попарно одна за другой поперечно продольной оси входной камеры басов между параллельно установленными звуковыми отсеками с голосовыми планками контр- и большой октав, одноименные звуковые отсеки с голосовыми планками контр-, большой и малой октав в плане размещаются Г-образно.
Клапаны входной камеры басов, перекрывающие входные отверстия одноименных звуковых отсеков и голосовыми планками контр-, большой и малой октав, выполнены Г-образными.
Такое выполнение аккордеона позволяет расширить исполнительские возможности за счет того, что предложенная конструкция входной камеры басов позволяет разместить две трехголосые дискантовые входные камеры, причем увеличение голосности дискантового звукоряда достигнуто без увеличения габаритных размеров инструмента.
Все указанные существенные признаки достаточны во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объект правовой охраны.
Между совокупностью существенных признаков заявляемого изобретения и достигнутым техническим результатом расширение исполнительских возможностей аккордеона путем увеличения голосности дискантового звукоряда без увеличения габаритных размеров инструмента существует причинно-следственная связь, заключающаяся в том, что при таком конструктивном выполнении аккордеона повышается порог возбудимости голосовых планок басов.
Такое выполнение аккордеона позволяет обеспечить ровность звучания всего звукоряда выборочного аккомпанемента.
Изобретение отвечает требованию изобретательского уровня, существенные признаки устройства, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа, в известных устройствах не обнаружены.
В предложенной конструкции входной камеры басов аккордеона (фиг.1, 2) ширина звукового отсека 5 под голосовую планку малой октавы 7 равна 15 мм. Звуковые отсеки 5 с голосовыми планками малой октавы устанавливаются парами (сечение Б-Б фиг.2). Таких пар шесть. Шесть пар звуковых отсеков с голосовыми планками малой октавы увеличивают длину входной камеры басов на 90 мм, что позволяет рационально использовать высоту левого полукорпуса аккордеона.
Размещение шести пар звуковых отсеков 5 с голосовыми планками малой октавы 7 между параллельно установленными звуковыми отсеками 6 с голосовыми планками контр- 8 и большой октав (сечение А-А фиг.2) вдвое уменьшает ширину входной камеры басов.
Входная камера басов 1 (фиг.4) устанавливается посредине деки 4 левого полукорпуса аккордеона. Оставшейся ширины деки 4 достаточно для размещения двух трехголосых дискантовых входных камер 2. Третий голос дискантового звукоряда 3 располагается под боринами меха 5.
Принцип работы готово выборной механики аккордеона остается прежним.
Предложенная конструкция входной камеры басов (фиг.1,2) повлекла за собой изменение формы клапанов 3 (фиг.3). Каждый клапан 3 одновременно закрывает на деке 1 три входных отверстия II, расположенных Г-образно.
Предлагаемый аккордеон по отношению к традиционному имеет следующие преимущества:
входная камера басов сконструирована с учетом рационального использования полезной площади деки левого полукорпуса аккордеона, что обеспечивает увеличение голосности дискантового звукоряда от двух до трех голосов без увеличения габаритных размеров инструмента;
обеспечивает ровность звучания всего звукоряда выборного аккомпанемента;
повышается порог возбудимости голосовых пленок басов, так как все одноименные звуковые отсеки имеют не только общую розетку 1, но и перегородки 2, средник 3 и верхние бруски 4 (фиг. 1,2).
В звукоряде выборного аккомпанемента аккордеона входная камера басов звучит трехголосно. От рядов басов левой клавиатуры осуществляется заем трех голосов дискантового звукоряда. Таким образом, исполнитель имеет возможность пользоваться басами от четырех до шести голосов, используя регистры-переключатели дискантового звукоряда.
Изобретение может быть использовано в производстве музыкальных инструментов, в частности, аккордеонов.
Изобретение относится к язычковым музыкальным инструментам, а именно к аккордеону. Целью изобретения является расширение исполнительских возможностей аккордеона путем увеличения голосности дискантового звукоряда без увеличения габаритных размеров инструмента. Эта достигнута тем, что в аккордеоне, содержащем правый и левый полукорпусы с деками, клавишные механизмы, гриф с клавиатурой и входные камеры, включающие звуковые отсеки с голосовыми клапанами мелодии, басов и дискантовые, во входной камере басов звуковые отсеки с голосовыми планками малой октавы размещены попарно одна за другой поперечно продольной оси входной камеры басов между параллельно установленными звуковыми отсеками с голосовыми планками контр- и большой октавы. Одноименные звуковые отсеки с голосовыми планками контр-, большой и малой октав в плане размещены Г-образно. Клапаны входной камеры басов, перекрывающие входные отверстия одноименных звуковых отсеков с голосовыми планками контр-, большой и малой октав, выполнены Г-образными. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.
Фадеев И.Г., Кузнецов И.А | |||
Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов | |||
- М.: Легкая индустрия, 1971, с.81-87, 244. |
Авторы
Даты
1997-10-10—Публикация
1994-09-09—Подача