Музыкальный инструмент Советский патент 1992 года по МПК G10D11/00 

Описание патента на изобретение SU1778778A1

Изобретение относится к хроматическим, преимущественно языковым, музыкальным инструментам, конкретно - к составу и расположению готового аккомпанемента, а также к расположению выборного звукоряда на баянах, аккордеонах и подобных инструментах. Указанные инструменты образуют, при сохранении известной специфичности баянного и аккордеонного типов, комплекс взаимодополняемых инструментов с соответствующей практикой их использования, обучения игре на них, ното- издания и- т.д. Состав готового аккомпанемента относится к совокупности звуковых средств инструмента и определяет его исполнительские возможности в целом. Расположение готового аккомпанемента и расположение выборного звукоряда определяют удобство пользования звуковыми средствами.

Из известных наиболее близким к заявленному по технической сущности и достигаемому положительному эффекту является готово-выборный музыкальный инструмент, содержащий источники звуков двенадцати- ступенного равномерно-темперированного строя, правый и левый полукорпусы, соединенные мехом, левый переключающийся готово-выборный механизм, возможно правый и возможно левый механизмы переключающихся регистров, правую клавиатуру, шестирядную левую клавиатуру с расположением на первом-втором вертикальных рядах удвоенных в октавах (так наз. готовых/ басов кварто-квинтового соотношения в рядах с большеторцовым соотношением рядов, с поясняющим в нотной записи условным обозначением басов первого вертикального ряда - вспомогательных - В, и - в режиме готового аккомпанемента - с расположением на третьем - шестом вертикальных рядах готовых аккордов в одном из обращений в диапазоне октавы, в том числе - построенных от общих с аккордами по косым рядам готовых басов второго вертикального ряда как от основных тонов аккордов - мажорных трезвучий, с условным обозначением Б (третий ряд) минорных трезвучий: с условным обозначением М, малых мажорных септаккордов (возможно полных, но преимущественно, в том числе на отечественных инструментах, с пропущенными квинтами - пятый ряд) и построенных в практических вариантах выполнения от общих с аккордами по косым рядам готовых

С

хз

басов второго вертикального ряда как от терцовых тонов аккордов или от общих с аккордами по косым рядам готовых басов первого вертикального ряда как от основных тонов аккордов уменьшенных трезвучий, с условным обозначением У (шестой ряд, а в режиме выборного аккомпанемента с расположением на третьем - шестом вертикальных рядах выборного звукоряда по типу перевернутой правой трехрядной клавиатуры баяна с добавлением дублирующего выборного ряда.

Известный инструмент является музыкальным инструментом массового пользования и основным концертным хроматическим язычковым музыкальным инструментом. Добавление, в сравнении с музыкальным инструментом с ютовым аккомпанементом, выборного звукоряда расширяет сферу использования-инструмента, хотя увеличивает его габариты и вес. Преимущественная сфера использования известного инструмента в режиме готового аккомпанемента - музыка народного плана и эстрадные музыкальные жанры, а в режиме выборного аккомпанемента - классические музыкальные жанры и оригинальные произведения.

Недостатком известного, как и однотипных и взаимодополнительных с ним готово- выборных и с готовым аккомпанементом инструментов, являются низкие исполнительские возможности, в том числе в преимущественной сфере использования готового аккомпанемента - в музыке народного плана и в эстрадных музыкальных жанрах, обусловленные нерациональным составом готовых аккордов пятого - шестого рядов клавиатуры и в возможных вариантах инструмента - ограниченным составом готовых аккордов. Малые мажорные септаккорды с пропущенными квинтами (именно они применяются на большинстве отечественных инструментов) и уменьшенные трезвучия мало соответствуют духу и складу народной музыки, прежде всего музыки устной традиции - хоровой и сольной песни - будь то музыка русская, грузинская, татарская или иная сохранившая самобытность в отдалении от известной нивелирующей тенденции в западно-европейской профессиональной музыке. Ещеменьше соответствуют духу и складу народной музыки аккорды седьмого ряда известного музыкального инструмента типа баяна - увеличение трезвучия. Стильное применение малого мажорного септаккорда в музыке народного плана ограничивается, в основном, доминантсептаккордом с его обращениями и сравнительно редко встречающимся доминантсептаккордом с секстой, применяемыми в натуральном мажоре, причем во всех подобных случаях использование готового малого мажорного

септаккорда с пропущенной квинтой может быть заменено (и в большинстве случаев с лучшим результатом) применением полных малых мажорных септаккордов, исполняемых, при отсутствии таковых готовых, в

комбинациях готовых аккордов. Здесь следует отметить, что исполнение доминант- септаккордов с секстой не всегда предполагает и в известных образцах классической музыки отсутствие квинты, особенно в нижележащих к сексте октавах, что объясняется тем, что квинта, являясь наиболее слышимым обертоном от основного тона, сообщает аккорду естественную гармоническую полноту, порой желательную и при параллельном употреблении сексты; и такого рода параллельное употребление квинты и сексты во всех случаях не создает фальши звучания, но, в некоторых случаях, возможно, лишь

гармоническую жесткость. Стильное применение уменьшенных трезвучий в музыке народного плана ограничивается, в основном, трезвучием и секстаккордом второй ступени натурального минора или таковыми седьмой ступени натурального мажора, но и в этих у случаях (в первом - редких, во втором-редчайших) указанные аккорды имеют характер кратковременных мелодических образований и могут быть уместно и удобно

исполнены в комбинации нижнего голоса в басовой партии левой руки и остальных голосов в партии правой руки или только в партии правой руки (на баяне - на каком-либо из вертикальных рядов соседними или

даже одним большим пальцем правой руки, а на аккордеоне - соседними пальцами в их средней растяжке).

Применение увеличенных трезвучий в музыке народного плана, в основном,выводит из народного стиля. При отсутствии иных диссонирующих готовых аккордов для создания определенности переходов к опорным ступеням лада в гармонизациях фольклора, вынужденное применение на

известных инструментах готовых малых мажорных септаккордов, уменьшенных или увеличенных трезвучий в большинстве случаев вводит звуки, отсутствующие в ладу фольклорного произведения - прежде всего

восходящие и нисходящие полутоны к опорным тонам, их квинтам и терциям. В целом, применение готового аккомпанемента известных хроматических музыкальных инструментов в гармонизации фольклора

приводит, в большинстве случаев, к искажениям в фольклорном произведении:

-гармонического стиля (однообразие полных аккордов терцовой структуры - невозможность образования типичных для народной музыки аккордов с пропущенными терциями, аккордов квартовой структуры, аккордов секундовой структуры, ограниченные возможности образования аккордов с побочными тонами, неестественность переходов полных аккордов терцовой структуры и малых мажорных септаккордов с пропущенными квинтами в типичные для народной музыки самостоятельные интервальные созвучия, в т.ч. кварту, квинту, приму, октаву и обратно, неправильные удвоения тонов в аккордах, в т.ч. удвоение терции, фальшивые гармонизации проходящих и вспомогательных звуков, предыктов и задержаний, гармонические переченья).

-лада (расширение, альтерация, превращение разнообразных народных ладов - трех-четырехступенных на основе пентатоники, четырех- , пяти-, шестиступенных на основе диатоники, пентатонических, натурального минора, мажора с седьмой низкой ступенью, минора с шестой высокой ступенью, трех-пятиступенных на основе целотонного лада, переменных ладов различных типов и других - в штампованные лады школьного типа- в натуральный мажор, гармонический или мелодический минор, альтерированный мажор или минор);

-фактуры (аккордовое однообразие фактуры - невозможность исполнения средствами готовых аккордов мелодий с гармонизацией и других интересных комбинаций элементов фактуры, неуместный контраст в типичных для народной музыки переходах от многоголосия к одноголосию или двухго- лосию и обратно);

-звуковысотного строя и интонационного характера (удвоение сопровождением исполняемых в вокальной мелодии или хоровой партии терцовых звуков гармонии, в основных высотных параметрах свободного интонирования, каким является народное пение без сопровождения, значительно отличающихся от темперированных, а также введение сопровождением сравнительно нестройных темперированных терцовых звуков гармонии при отсутствии терцовых звуков в вокальной мелодии и хоровых партиях фольклорного произведения, аналогичное введение сравнительно нестройных темперированных альтерированных интервалов, отсутствие чисто звучащих темперированных созвучий квартовой структуры и связанные с однородной полнотой

применяемых готовых аккордов ограничения в употреблении чисто звучащих в темперации самостоятельных интервальных созвучий, в том числе кварт, квинт, опорных секунд больших и малых септим, и наиболее чисто звучащих в темперации прим и октав); - формы (с одной стороны, вызванное введением в готовых аккордах отсутствующих в ладу фольклорного произведения звуков - неизбежное расширение формы

0 необходимостью введения компенсирующих возникшее ладовое, тональное и гармоническое напряжение звуков, в том числе - пониженных ступеней, введение дополнительных гармонических оборотов: с другой

5 стороны, ограничение в естественных возможностях формообразования по типу мелодий переменных ладов, с образованием звукорядов, суммирующих звуки данного фольклорного произведения - песни, танце0 вальной мелодии - и его возможного, в том числе варьированного, повторения на другой высоте, а также ограничение в использовании альтерации как радикального средства в формообразовании - на основе

5 возникающих с введением альтерированных звуков новых суммирующих звукорядов и новых групп ладов).

Соответственно отмеченному, искажается содержание фольклорных произведе0 ний. Нарушается гармоничная система звучания, присущая народной песне, выражающая суть народного характера, народного мироощущения. Искажается генетический код духовной культуры нации,

5 той или иной, в его музыкальном выражении. Такое противоречие с истинными задачами музыкального искусства и музыкального воспитания является нетерпимым, а для так называемых народных ин0 струментов, к которым относятся рассматриваемые, вдвойне нетерпимым, - должно быть устранено.

Указанный недостаток в известной мере проявляется и в музыке классических и

5 эстрадных жанров, ибо закономерности народной музыки имеют фундаментное значение для музыки вообще, подобно законам природы для развития любых наук. Говоря о применении в классических и эстрадных му0 зыкальных жанрах готовых аккордов пято- ro-шестого рядов клавиатуры известных музыкальных инструментов в преимущественном варианте и готовых аккордов седь- . мого ряда клавиатуры известного

5 музыкального инструмента типа баяна, следует отметить, что исполняемые в этих жанрах доминантсептаккорд с повышенной, пониженной, расщепленной или замененной на малую сексту квинтой, как и их обращения (что, наряду с вышеописанным, в основном, исчерпывает применение готовых малых мажорных септаккордов с пропущенными квинтами), уменьшенный септаккорд, как и его обращения (что, наряду с вышеописанным, в основном, исчерпывает применение готовых уменьшенных трезвучий), увеличенное трезвучие, а также доминант- септаккорд с повышенной квинтой в варианте его извлечения, как и их обращения (что, в основном, исчерпывает применение готовых увеличенных трезвучий) имеют, как правило, характер кратковременных мелодических образований, уместно и удобно ис- полнимых на рассматриваемых инструментах в комбинациях нижнего голоса в басовой партии левой руки и остальных голосов в партии правой руки или только в партии правой руки. Удобство в отношении исполнения первых подобно вышеописанному в отношении уменьшенных трезвучий, в отношении вторых следует отметить, что содержащиеся в большинстве их обращений в средних или верхних голосах большие секунды являются наиболее удобно исполнимыми интервалами на правой клавиатуре аккордеона (в большинстве случаев - на соседних клавишах одного из вертикальных рядов большим пальцем правой руки) и удобно исполнимыми интервалами на правой клавиатуре баяна (на трехрядной - в большинстве случаев, а на пятирядной, по желанию - во всех случаях, на смежных клавишах вертикальных рядов большим пальцев правой руки); в отношении третьих можно отметить, что содержащиеся во всех их обращениях в средних или верхних голосах большие терции достаточно удобно исполнимы на правой клавиатуре аккордеона (первым - вторым пальцами правой руки, в большинстве случаев в естественном их положении) и на правой клавиатуре баяна (на трехрядной - первым - вторым пальцами в естественном или вполне естественном положении, а на пятирядной, по желанию - во всех случаях в естественном положении).

Обратной стороной низких исполнительских возможностей рассматриваемых известных инструментов при использовании готового аккомпанемента, символизирующей ненормальность положения, является весьма неполное использование технических возможностей левой руки исполнителя, типичная работа пальцев впол- нагрузки, что видно из практики и из сравнения партий правой и левой рук в использующем готовый аккомпанемент репертуаре.

Недостатком известного, как и однотипных и взаймодополнительных с ним готововыборных и с готовым аккомпанементом инструментом, является также отсутствие единства в системе готовых аккордов инструмента, определенные различия в системах готовых аккордов известного, однотипных и взаимодополнительных с ним инструментов. С этим связан также недостаток - отсутствие единства в системе услов- ных обозначений готовых аккордов

инструмента и определенные различия в системах условных обозначений готовых аккордов инструмента и определенные различия в системах условных обозначений готовых аккордов известного, однотипных и

взаимодополнительных с ним инструментов: если обозначения Б (мажорное трезвучие) и М (минорное трезвучие) наглядны и указывают на дополнительный к нейтральной квинте характерный интервал от основного тона в основном виде аккорда, построенного от общего с ним по косому ряду готового баса второго (основного) вертикального ряда (в данном случае - на большую или малую терцию), то обозначение 7

(малый мажорный септаккорд), характеризуя наличие септимы, не указывает на характер терции и на отсутствие или наличие четвертого звука в аккорде - квинты, а обозначение У (уменьшенное трезвучие), указывая на дополнительный к нейтральной в данном аккорде малой терции характерный интервал - уменьшенную квинту, не указывает на сложный характер построения аккорда, причем в практических вариантах

разный - от общего с аккордом по косому ряду готового баса второго вертикального ряда как от терцового тона аккорда или от общего с аккордом по косому ряду готового баса первого (вспомогательного) вертикального ряда как от основного тона аккорда. Сложность восприятия состава готового аккорда по его условному обозначению и па- раллельное существование на инструментах одного типа м вида и на взаимодополнительных инструментах определенно различающихся составом и расположением систем готовых аккордов и определенно различающихся систем обозначения готовых аккордов (практически для

одного и того же исполнителя бывает так; дома на инструменте - одна система, в учебном заведении - другая, по месту работы - третья) делает возможным образование устойчивых условных рефлексов в исполнении, формирование автоматизма в чтении нот готового аккомпанемента и в ориентации на инструменте, препятствует использованию единых исполнительских приемов, создает сложности в нотоиздании.

Отмеченные недостатки определяют кризисное состояние композиции для инструментов с готрвым аккомпанементом и готововыборных в режиме готового аккомпанемента, дефицит высокохудожественного репертуара для указанных инструментов, отсутствие партии левой руки баяна в партитурах для оркестров народных инструментов и левой руки аккордеона в партитурах для эстрадных оркестров (при наличии у используемых в этих оркестрах (при наличии у используемых в этих оркестрах инструментов двух клавиатур), кризисное состояние исполнительства на указанных инструментах с использованием готового аккомпанемента.

Недостатком известного, как и однотипных и взаимодополнительных с ним басово- выборных,готово-выборных и

частично-выборных инструментов, являются также низкие исполнительские возможности, в том числе в преимущественной сфере использования выборного звукоряда - в классических музыкальных жанрах и оригинальных произведениях, обусловленные:

-недостаточным количеством или отсутствием дублирующих выборных рядов, что вызывает неудобство исполнения левой рукой различных пассажей с подкладыванием и перекладыванием пальцев, неудобство исполнения связанного двух- и трехголосия, сложность транспортирования музыкального материала на левой клавиатуре;

-нерациональным положением выборного звукоряда относительно готовых басов, что затрудняет координацию на клавиатуре и создает неудобства в исполнении комбинации готовых басов с выборным звукорядом (басово-выборный аккомпанемент);

-отсутствием единства в положении выборного звукоряда относительно готовых басов на известном, однотипных и взаимодополнительных с ним инструментах (встречаемые положения выборного до малой октавы на отечественных инструментах;

-на месте минорного трезвучия от баса ФА режима готового аккомпанемента - готово-выборные баяны - Юпитер, Тула- 302 61x120/50-111-7, Старт 61-120/53- 11-077/192-У;

-на месте минорного трезвучия от ДО - готово-выборный баян Тульский концертный 67x120/57-111;

-на месте мажорного трезвучия от ФА - готово-выборный баян Школьник 47x80/48 - 11-077/272-У с исключенным шестым рядом левой клавиатуры; басово- выборныйбаян Юность 46x80/48-11-148;

- на месте мажорного трезвучия от СОЛЬ или РЕ - готово-выборные баяны кустарного производства), что, аналогично существующему вышеописанному положению с готовым аккомпанементом, делает не- возможным образование устойчивых условных рефлексов в исполнении на однотипных и взаимодополнительных инструментах, формирование автоматизма в

0 чтении нот басово-выборного аккомпанемента и в ориентации на клавиатурах, препятствует использованию единых исполнительских приемов, создает сложности в нотоиздании.

5

На фиг.1 изображена схема расположения готовых басов, аккордов и интервалов на левой клавиатуре; на фиг.2 - схема расположения готовых басов и выборного зву0 коряда на левой клавиатуре.

На фиг.1 сплошными рамками охвачены левые клавиатуры предпочтительных с готовым аккомпанементом или готово-выборных вариантов практического выполнения

5 инструмента (минимальный и два оптимальных), пунктирными рамками охвачены левые клавиатуры дополнительных вариантов с готовым аккомпанементом (второй минимальный и расширенные).

0 На первом - втором вертикальных рядах 1, 2, клавиатуры расположены удвоенные в октавах (готовые) басы, на третьем - седьмом 3,4,5,6,7 рядах - готовые аккорды, в том числе построенные от общих с ними

5 по косым рядам готовых басов второго вертикального ряда 2 как от основных тонов аккордов - мажорные трезвучия 3. с условным обозначением Б (третий ряд), минорные трезвучия 4, с условным обозначением

0 М (четвертый ряд), квинтсептаккорды 5, состоящие в основном виде из квинты и малой септимы от основного тона, с условным обозначением 7 (пятый ряд), квинт- секстаккорды 6, состоящие в основном виде

5 из квинты и большой сексты от основного тона, с условным обозначением 6 (шестой ряд), квинтнонаккорды 7, состоящие в основном виде на инструменте из большой секунды и квинты от основного тона, с ус0 ловным обозначением 9 (седьмой ряд), а на восьмом ряду - готовые интервалы 8, являющиеся в основном виде большими секундами от основного типа, с условным обозначением 2 (восьмой ряд - первый

5 вариант) или построенные от общих с аккордами по косым рядам готовых басов первого вертикального ряда как от основных тонов аккордов - уменьшение трезвучия 8, с условным обозначением У (второй вариант).

На фиг.2 - сплошными рамками охвачены левые клавиатуры предпочтительных готово-выборных или басово-выборных вариантов практического выполнения инструмента (два оптимальных готово-выборных - они же полные басово-выборные), пунктирными рамками охвачены левые клавиатуры выборных вариантов (уменьшенный - он известен, минимальный, оптимальный).

На фиг.1, 2 минимальные варианты соответствуют детским и подростковым вари- антам практического выполнения, оптимальные - подростковым и взрослым, расширенные - взрослым. Предпочтительная схема использования вариантов инструмента следующая:

-детский учебный инструмент с готовым аккомпанементом (с шестирядной левой клавиатурой, с диапазоном основного ряда готовых басов РЕ-бемоль - ФА-ди- ез);

-детский учебный готово-выборный инструмент (с шестирядной клавиатурой, с диапазоном основного ряда готовых басов РЕ-бемоль - ДО-диез, с выборным диапазоном ДО большой октавы- ДО второй октавы);

-детский выборный инструмент (с трехрядной левой клавиатурой, с диапазоном МИ большой октавы - СОЛЬ второй октавы);

-подростковый учебный инструмент с готовым аккомпанементом (с семирядной левой клавиатурой, с диапазоном основного ряда готовых басов СОЛЬ-бемоль - РЕ- диез);

-подростковый концертный готово-выборный инструмент (с семирядной левой клавиатурой со скосом 18°, с диапазоном основного ряда готовых басов СОЛЬ-бемоль - РЕ-диези, с выборным диапазоном ДО большой октавы - СОЛЬ второй октавы);

-подростковый учебный выборный инструмент (с четырехрядной левой клавиатурой, с диапазоном ДО большой октавы - ДО третьей октавы);

-концертный фольклорно-эстрадный инструмент с готовым аккомпанементом (с семирядной левой клавиатурой со скосом 18°, с диапазоном основного ряда готовых басов ФА-бемоль - МИ-диез);

-концертный готово-выборный инструмент (с семирядной левой клавиатурой со скосом 18°, с диапазоном основного ряда готовых басов ФА-бемоль - МИ-диез, с выборным диапазоном ДО большой октавы ДО-диез третьей октавы, плюс басы с

октавными удвоениями - дубль готовых басов - в нижней части клавиатуры);

-концертный выборный двусторонне- регистровый баян (с пятирядной левой клавиатурой, с диапазоном основного регистра

левой клавиатуры ДО большой октавы - ДО-диез третьей октавы);

-концертный инструмент с готовым аккомпанементом (с восьмирядной левой клавиатурой с увеличенным скосом, с

0 диапазоном основного ряда готовых басов ФА-бемоль - МИ-диезн, в баянном варианте - с готовыми большими секундами на восьмом ряду, в аккордеонном варианте - с уменьшенными трезвучиями на восьмом ря5 ду).

В практических вариантах выполнения заявляемого музыкального инструмента механика готовых аккордов и интервалов выполнена следующим образом.

0 Клавишные толкатели готовых аккордов и интервалов изогнуты таким образом, что общие по косым рядам клавиатуры толкатели расположены в механике в параллельных рядах попарно, со смещением каждой по5 следующей пары на соседний параллельный ряд, отсюда параллельный ряд толкателей Б, М, 9, 2, (У) чередуется с параллельным рядом 7, 6. Рычаги валиков выполнены в соответствии с примы0 кающими к ним нижеуказанными усиками клавишных толкателей (основные тона аккордов третьего - восьмого в его первом варианте вертикальных рядов клавиатуры соответствуют общим с аккордами по косым

5 рядам готовым басам второго вертикального ряда, а основные тона аккордов восьмого в его втором варианте ряда соответствуют общим с аккордами по косым рядам готовым басам первого вертикального ряда). На

0 каждом клавишном толкателе третьего ряда клавиатуры выполнены примыкающие к рычагам валиков направленные вверх усики, соответствующие примам, большим терциям и квинтам от основных тонов, (мажорные

5 трезвучия); на каждом клавишном толкателе четвертого ряда клавиатуры выполнены направленные вверх усики, соответствующие примам и квинтам, и направленные вниз усики, соответствующие малым терциям от

0 основных тонов (минорные трезвучия); на каждом клавишном толкателе пятого ряда клавиатуры выполнены направленные вверх усики, соответствующие малым септимам, и направленные вниз усики, соответ5 ствующие примам и квинтам от основных тонов (квинтсептаккорды); на каждом клавишном толкателе шестого ряда клавиатуры выполнены направленные вниз усики, соответствующие примам, квинтам и большим

секстам от основных тонов (квинт-секстак- корды); на каждом клавишном толкателе седьмого ряда клавиатуры выполнены направленные вверх усики, соответствующие большим секундам и квинтам, и направленные вниз усики, соответствующие примам от основных тонов (квинтнонаккорды): на каждом клавишном толкателе восьмого ряда клавиатуры выполнены (первый вариант) направленные вверх усики, соответствующие большим секундам и большим терциям, и направленные вниз усики, соответствующие примам от основных тонов, (готовые большие секунды) или (второй вариант) направленные вверх усики, соответствующие примам и малым терциям, и направленные вниз усики, соответствующие ум еньшен- ным квинтам от основных тонов (уменьшенные трезвучия).

С целью увеличения охвата клавиш кистью руки, левая клавиатура вариантов музы- кального инструмента (особенно многорядных) может быть выполнена с малой типовой мензурой; левая клавиатура подростковых вариантов должна быть выполнена с уменьшенной мензурой; левая клавиатура детских инструментов должна быть выполнена с минимальной мензурой.

С целью сохранения минимальных габаритов и веса инструментов, рекомендуемое количество косых рядов левой клавиатуры - не более двадцати, с расположением полного звукоряда готовых басов второго вертикального ряда от ФА-бемоль до МИ-диез, с расположением полного выборного звукоряда предпочтительно от ДО большой октавы до ДО-диез третьей без октавных удвоений, плюс басы с октав- ными удвоениями в нижней части клавиатуры (октава диапазона клавиатуры при предпочтительном положении выборного звукоряда относительно готовых басов первого - второго вертикальных рядов).

С целью обеспечения устойчивости маловесных баянных вариантов (детских, подростковых) при игре, можно выполнить гриф снизу укороченным, оставив небольшой выступ правого полукорпуса для упора в правое бедро исполнителя.

Заявляемый музыкальный инструмент действует следующим образом.

В режиме готового аккомпанемента при нажиме на клавишу левой клавиатуры клавишный толкатель, взаимодействуя посредством валиков с клавиатурными клапанами, вызывает при параллельной подаче ведением меха воздушной струи к источнику звука, звучание соответствующего клавише готового баса или готового аккорда. В режиме выборного аккомпанемента происходит

аналогичное взаимодействие, но в отношении выборного звукоряда без посредства валиков . Звучание на правой клавиатуре возникает аналогично в результате нажатия

на клавишу и ее взаимодействия с клавиатурным клапаном.

Готовый аккомпанемент заявляемого музыкального инструмента и его вариантов представляет систему гармонических созву0 чий, образованных интервалами первых обертонов - консонансами и мягкими диссонансами, с расположением указанных созвучий на клавиатуре в порядке росте диссонантности: удвоенные в октавах (так

5 называемые готовые) басы, трехзвуковые готовые аккорды, готовые интервалы. Резко диссонирующие интервалы и трехзвучия с их включением трактуются как имеющие мелодическое происхождение, с уместным их

0 образованием при участии партии правой руки, или возможно (вторые), как неполные гармонические четырехзвучия, с вполне уместным образованием таких четырехзву- чий в комбинациях готовых аккордов. Ска5 занное определяет концепцию инструмента, включающего готовый аккомпанемент.

Отличающие заявляемый музыкальный инструмент и его варианты готовые аккорды

0 являются типичными гармониями народной музыки. В отличие от соответствующих им готовых аккордов известных инструментов, представляющих собой редко встречающиеся или не встречающиеся на ступенях ти5 пичных народных ладов созвучия, готовые аккорды, отличающие заявляемый музыкальный инструмент и его варианты, представляют собой наиболее часто встречающиеся в указанных ладах. Малый

0 мажорный септаккорд известных инструментов встречается на одной ступени диатоники и не встречается на ступенях пентатоники; заменивший его в заявляемом музыкальном инструменте и его вариантах

5 квинтсептаккорд (с малой септимой) встречается на ступенях диатоники четыре раза и на ступенях пентатоники - два раза; уменьшенное трезвучие известных инструментов также встречается на ступенях диатоники

0 один раз и не встречается на ступенях пен- тотоники - заменивший его квинтсекстак- корд (с большой секстой) встречается, соответственно, четыре и два раза; увеличенное трезвучие известных инструментов

5 не встречается на ступенях диатоники и пентатоники - заменивший его секундквин- таккорд (с большой секундой) встречается, соответственно, пять раз и три раза. Готовые большие секунды первого расширенного варианта с готовым аккомпанементом

заявляемого музыкального инструмента встречаются на ступенях диатоники пять раз, а на ступенях пентатоники - три раза. Уменьшенные трезвучия второго расширенного варианта с готовым аккомпанементом заявляемого музыкального инструмента, встречающиеся на одной ступени диатоники, обеспечивают полный состав диатонических терцовых аккордов в готовом аккомпанементе и, в определенном смысле, отражают специфику аккордеона (гармонические большие секунды являются наиболее удобоисполнимыми созвучиями на правой клавиатуре аккордеона в отличие от баяна, для которого таковыми являются малые терции и уменьшенные трезвучия).

Ставшие уместными в последовательном сочетании с готовыми звуковыми средствами инструмента, в силу отсутствия в последних известной гармонической полноты, самостоятельные интервальные созвучия, исполняемые в партии правой руки или в комбинациях партии правой руки с басовой партией левой руки, могут, как и готовые аккорды, стильно применяться на любых ступенях в пределах народных ладов. Здесь следует отметить, что фундаментальные гармонические квинты могут, при необходимости, имэть вариант исполнения на готовых басах. В необходимых случаях эту роль могут приемлемо выполнять исполняемые аналогично кварты, в силу подобного обращенным из них квинтам характера их звучания при наличии октавных удвоений.

Отмеченные преимущества заявляемого музыкального инструмента и его вариантов, в сравнении с известными, в значительной степени проявляются и в классических и эстрадных музыкальных жанрах. Кроме того, говоря о специфике применения готовых аккордов рассматриваемых инструментов в классических и эстрадных музыкальных жанрах, следует отметить, что уменьшенные септаккорды (основное применение в этих жанрах готовых уменьшенных трезвучий увеличенное трезвучие, доминантсептаккорд с пониженной квинтой (основное самостоятельное применение готовых малых мажорных септаккордов с пропущенными квинтами в этих жанрах - в остальных случаях они могут быть заменены полными малыми мажорными септаккордами или увеличенными трезвучиями в сочетании со звуками партии правой руки) являются в темперированном строе аккордами ограниченной транспозиции: на ступенях хроматического лада первый дает лишь три, второй - четыре, третий - шесть реально различающихся аккордов. Заменившие же указанные готовые аккорды известных инструментов готовые квинт- септаккорды, квинтсекстаккорды, квинтно- наккорды заявляемого музыкального инструмента и его вариантов дают каждый

при транспозиции в хроматическом ладу по двенадцать реально различающихся аккордов. Таковы же свойства и комбинаций их между собой, с другими готовыми аккордами инструмента, и его вариантов, с готовыми басами, со звуками партии правой руки. Готовые интервалы, являющиеся в основном виде большими секундами от основного тона, первого расширенного варианта с готовым аккомпанементом заявляемого музыкального инструмента дают при транспозиции в хроматическом ладе двенадцать созвучий, Комбинации этих созвучий с готовыми басами или со звуками партии правой руки воспроизводят возможности известных инструментов в отношении исполнения доминантсептаккордов с пониженными, повышенными, расщепленными, замененными на малые сексты квинтами и добавляют новые, различные созвучия целотонного диатонического и хроматического ладов. Готовые уменьшенные трезвучия второго расширенного варианта с готовым аккомпанементом заявляемого музыкального инструмента, дающие при транспозиции в хроматическом ладу двенадцать созвучий, при наличии на инструменте других его готовых аккордов могут иметь большее самостоятельное значение в сравнении с известными инструментами, так как связаны с этими аккордами мелодически.

В отличие от известных инструментов, готовые аккорды которых образуют в комбинациях на общих косых рядах шестирядной

клавиатуры основного отечественного практического варианта лишь по одному новому аккорду, по своей сущности мало чем отличающемуся от готовых малых мажорных септаккордов с пропущенными квинтами

инструмента (Б + 7 Б + У 7 + У полный малый мажорный септаккорд), а добавление седьмого ряда клавиатуры на известном инструменте добавляет в комбинациях лишь еще один новый аккорд (доминантсептаккорд с повышенной квинтой), то готовые ак- корды заявляемого музыкального инструмента образуют на общих косых рядах шестирядной клавиатуры по четыре, а семирядной - по двенадцать новых аккордов - типичных созвучий классической и эс- традной музыки с основным тоном, совпадающим с основным готовым басом на общем с аккордами косом ряду (условные обозначения комбинаций готовых аккордов общих по косым рядам предлагается записывать без знака плюс в порядке их построения от баса:

-Б7 - малый мажорный рептаккорд;

-М7 - малый мажорный септаккорд;

-Бб - мажорное трезвучие с секстой;

-Б9 - мажорное трезвучие с побочной большой секундой;

-М9 - минорное трезвучие с побочной большой секундой;

-79 - большой доминантнонаккорд с пропущенной терцией;

-69 - субдоминантовый на четвертой ступени секундквинтсекстаккорд;

-Б79 - большой доминантнонаккорд;

-М79 - субдоминантовый второй ступени нонаккорд мажора;

-Б69 - мажорное трезвучие с секстой и побочной большой секундой;

-М69 - минорное трезвучие с секстой и побочно большой секундой.

Различные аккорды - типичные созвучия классической и эстрадной музыки образуются и от сочетания готовых аккордов, отличающих заявляемый музыкальный инструмент, с готовыми же аккордами, прежде всего близлежащих и смежных косых рядов.

Преимуществом заявляемого музыкального инструмента как и его вариантов, в сравнении с известными, является единство системы готовых созвучий. С указанным преимуществом связано единство системы условных обозначений готовых созвучий. Условные обозначения оптимального варианта заявляемого музыкального инструмента указывают на дополнительный к нейтральной квинте характерный интервал от основного тона в основном виде аккорда, образованного от общего с ним по косому ряду клавиатуры готового баса второго (основного) вертикального ряда, тем самым определяя характер аккорда в его типичной функции (в построении от основного баса);

- большая терция и квинта (мажорное трезвучие);

- малая терция и квинта (минорное трезвучие);

- квинта и септима, в данном случае малая (квинтсептаккорд);

- квинта и секста, в данном случае большая (квинтсекстаккорд);

- секунда, в данном случае большая, и квинта (квинтнонаккорд).

В первом расширенном варианте с готовым аккомпанементом к этому добавлено двузвучие, условное обозначение которого характеризует его структуру, отличающуюся от основных аккордов и ею характер в построении от основного баса: 2 - секунда, в данном случае большая, сп основного тона.

Во втором расширенном варианте с готовым аккомпанементом вместо 2 добавлен аккорд, построенный от общего с аккордом по косому ряду готового баса пер- вого вертикального (вспомогательного) ряда клавиатуры как от основного тона аккорда, и его условное обозначение указывает на дополнительный к нейтральной в данном аккорде малой терции характерный интер0 вал от основного тона аккорда в его типичной функции вводного, вспомогательного аккорда У - малая терция и уменьшенная квинта (уменьшенное трезвучие).

Наглядность и ясность условных обоз5 начений сохраняется и в комбинациях готовых аккордов и интервалов. Запись общих по косому ряду клавиатуры готовых аккордов и интервалов без знака плюс, запись их в порядке построения от баса общего косого

0 ряда, соответствующая типичному положению левой руки на клавиатуре, запись комбинаций готовых аккордов и интервалов необщих косых рядов со знаком плюс в порядке снизу вверх, соответствующем типич5 ному положению левой руки на вертикальном ряду клавиатуры, обеспечивает удобство чтения нот готового аккомпа- немента даже в самых сложных комбинациях готовых аккордов и интерва0 лов между собой и с готовыми басами, легкость ориентации на клавиатуре.

Расположение выборного звукоряда на заявляемом музыкальном инструменте, как и на его выборном варианте, на пяти верти5 кальных рядах левой клавиатуры обеспечивает расширение исполнительских возможностей: для пассажей с подкладыванием и перекладыванием пальцев избираются удобные аппликатуры, для исполнения

0 связного двухголосия применяются пары неповторяющихся пальцев (например, для терцовых гамм - 5, 4, -3. 2; для секстовых гамм -5, 3-4, 2;) для исполнения связного трехголосия применяется скольжение на

5 ближележащие к краю ряды клавиатуры; при транспонировании может не меняться аппликатура. Предпочтительное выполнение основными выборными рядами на заявляемом музыкальном инструменте,

0 ближних к готовым басам обеспечивает нормальное положение запястья при исполне- , ним на основных рядах, в отличие от вогнутого - при выполнении их крайними. Симметричное, едино-пятирядное располо5 жение выборного звукоряда (белые клавиши симметрично группируются вокруг РЕ, черные симметрично группируются вокруг Соль-диез, белые симметрично относительно черных) облегчает ориентацию на клавиатуре. При транспонировании из первой. наиболее удобной аппликатурной позиции (тональности ДО, ЛЯ, ФА-диез, МИ-бемоль). тоники новых тональностей располагаются на основных выборных рядах, что обеспечивает удобство исполнения и ориентировки на .выборной клавиатуре. Положение выборного звукоряда относительно готовых басов, при котором выборное ДО малой октавы располагается на месте мажорного трезвучия от баса ДО режима готового аккомпанемента, обеспечивает совпадение по большим секстам на основном ряду готовых басов и на первом выборном ряду звуков:

РЕ-диез - ре-диез2.

ФА-диез - фа-диез .

ЛЯ-ля,

ДО - до,

МИ-бемоль - МИ-бемоль.

СОЛЬ-бемоль - СОЛЬ-бемоль, что облегчает координацию на выборной и на басовой клавиатурах и между ними, обеспечивает удобство использования исполнительских приемов готового аккомпанемента при исполнении басово-выборного аккомпанемента.

Формула изобретения

1. Музыкальный инструмент, содержащий источники звуков двенадцатиступенча- того равномерно-темперированного строя, правый и левый полукорпусы, соединенные мехом, левый механизм, включающий удвоенные в октавах басы и систему готовых созвучий, правую клавиатуру, левую клавиатуру, на первом и втором, считая от меха, вертикальных рядах которой расположены удвоенные в октавах басы квартово-квинто- вого соотношения в вертикальных и боль- шетерцово-малосекстового соотношения в восходящих к крышке полукорпуса наклонных рядах, а на остальных рядах расположены готовые созвучия в пределах диапазона большой септимы, каждое в одном из обращений, в том числе на третьем и четвертом вертикальных рядах, расположены соответственно готовые мажорные -и минорные трезвучия с основными тонами, одноименными басам второго вертикального ряда, общим с данными аккордами по восходящим к крышке полукорпуса наклонным рядам, отличающийся тем. что, с целью расширения исполнительских возможностей с сохранением традиционных приемов игры, система готовых трезвучий содержит

на пятом вертикальном ряду левой клавиатуры готовые аккорды, состоящие из квинты и малой септимы от основного тона аккорда, с основными тонами аккордов, одноименными басами второго вертикального ряда,

общим с данными аккордами по восходящим к крышке полукорпуса наклонным рядам, а на шестом вертикальном ряду система готовых созвучий содержит готовые аккорды, состоящие из квинты и большой

сексты от основного тона аккорда, с основными тонами аккордов, одноименными басам второго вертикального ряда, общим с данными аккордами по восходящим к крышке полукорпуса наклонным рядам.

2, Инструмент по п. 1, от л и ч а ю щ ий- с я тем, что он имеет седьмой, считая от меха, вертикальный ряд левой клавиатуры с расположенными на нем готовым аккордами, состоящими из большой секунды и квинты от основного тона аккорда, с основными тонами аккордов, одноименными басам второго вертикального ряда, общим с данными аккордами по восходящим к крышке полукорпуса наклонным рядам.

3. Инструмент по пп.1 и 2, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что он имеет восьмой, считая от меха, вертикальный ряд левой клавиатуры с расположенными на нем готовыми большими секундами,от основного тона интервала, с основными тонами интервалов, одноименными басам второго вертикального ряда, общим с интервалами по восходящим к крышке полукорпуса наклонным рядам,

4, Инструмент по пп.1 и 2, отличающий с я тем, что он имеет восьмой, считая от меха, вертикальный ряд левой клавиатуры с расположенными на нем готовыми уменьшенными трезвучиями, состоящими

из малой терции и уменьшенной квинты от основного тона аккорда, с основными тонами аккордов, одноименными басам первого вертикального ряда, общим с данными аккордами по восходящим к крышке полукорпуса наклонным рядам.

Г4

V, ,,

o).f

гч

p

Ws vv&v-

D

$u&2.

Похожие патенты SU1778778A1

название год авторы номер документа
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ НА ОСНОВЕ "ХРОМОРЯДА БЕЛЕЦКОГО" 1998
  • Белецкий С.В.
RU2137205C1
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ЗАПИСИ ЗВУКА И СТАЦИОНАРНЫЙ НОСИТЕЛЬ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИНТОНИРОВАНИЮ БИКАМЕРАЛЬНОЙ ГАММЫ 2000
  • Пай Вилфред Т.
RU2234745C2
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ТИПА БАЯНА 1968
SU217195A1
АККОРДЕОН 1994
  • Борисенко Эдуард Александрович[Ua]
RU2092908C1
Способ настройки гармонической темперации 2016
  • Волков Владислав Владимирович
RU2695740C1
Мелодический компас и способ его применения 2017
  • Малягин Владимир Александрович
RU2662142C1
КЛАВИАТУРА МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА В ФОРМЕ ДВУМЕРНОЙ МАТРИЦЫ 2011
  • Блудов Андрей Анатольевич
RU2561237C2
Язычковый музыкальный инструмент 1944
  • Алексин М.А.
SU97299A1
СПОСОБ ЦВЕТОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗВУКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Сапожникова К.В.
  • Тайманов Р.Е.
RU2259858C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ 1997
  • Афанасьев Валентин Владимирович
RU2103739C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 778 778 A1

Реферат патента 1992 года Музыкальный инструмент

Изобретение относится к конструкции музыкального инструмента и позволяет расширить исполнительные возможности с сохранением традиционных приемов игры за счет того, что система готовых трехзвучий содержит на пятом вертикальном ряду левой клавиатуры готовые аккорды, состоящие из квинты и малой септимы от основного тона аккорда. 3 з.п. ф-лы, 2 ил,

Формула изобретения SU 1 778 778 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1778778A1

ЯЗЫЧКОВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ 0
  • Московска Нна Фабрика Имени Советской Армии Московска Иэкспериментальна Фабрика Музыкальных Инструментов
SU274975A1
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1

SU 1 778 778 A1

Авторы

Павлишин Валерий Александрович

Даты

1992-11-30Публикация

1989-03-20Подача