Изобретение относится к музыкальной промышленности и может быть использовано при производстве музыкальных инструментов, типа баян, аккордеон.
Для расширения исполнительских возможностей баяна и аккордеона применяют блоки с электронными генераторами тона.
Известен комбинированный баян, содержащий голосовые планки правой и левой клавиатуры и выносной блок электронных генераторов тона, подключенных кабелем к контактам правой и левой клавиатурам баяна.
Существенным недостатком данной конструкции является то, что наличие кроме баяна еще одного агрегата (блока) ограничивает эксплуатационные возможности инструмента, и при транспортировке и на сцене надо выносить блок, подключать кабели к баяну, который ограничивает перемещение на сцене исполнителя относительно блока, при транспортировке обе руки исполнителя заняты, кроме того, надо переносить усилитель, колонки, положить концертный костюм, туфли и пр. Хотя в баяне полностью сохраняются голосовые планки, но указанные недостатки делают инструмент крайне неудобным в эксплуатации (Радио, N 3, 4, 1972, з-д Электроизмеритель, г. Житомир, Украина).
Техническим результатом изобретения является устранение указанных недостатков, расширение эксплуатационных возможностей и повышение мобильности инструмента.
Достигается это тем, что электромузыкальный инструмент включает корпус, меха, клавиатуру мелодии, клавиатуру аккомпанимента, снабженные контактами, подключенными к блоку тональных генераторов, который расположен в корпусе баяна на съемной панели, на которой расположены указанные контакты, взаимодействующие с клапанами клавиатуры с внутренней стороны корпуса, а съемная панель взаимозаменяема с голосовыми планками.
На фиг.1 изображен баян в разрезе с голосовыми планками, вид сверху; на фиг.2 - баян с голосовыми планками и блоком тональных генераторов, вид сверху; на фиг.3 - контактная система клавиатуры мелодии; на фиг.4 - дека клавиатуры аккомпанимента и блок тональных генераторов с панелью и контактами; на фиг. 5 и 6 - переключатель; на фиг.7, 8, 9 - варианты регулятора.
Баян содержит полукорпус 1 (фиг.1), голосовые планки 2 мелодии, гриф 3 с кнопками 4 на рычаге 5 (фиг.3) с толкателем 6, контакты 7 и 8 в основании 9. На фиг.2 показаны панель 16, блок 17 тональных генераторов; на фиг.1 - кнопки 18 аккомпанимента.
На фиг. 4 показаны рычаг 19 аккордов, ось 20, пружина 21, клапан 22, дека 23, проем 24, контакты 25, 26, прокладка 27, панель 16, блок 17 с выходом 28; на фиг.1 - меха 64.
Традиционно голосовые планки в баянах (и аккордеонах) делаются съемными и крепятся к декам 11 (фиг.3) и 23 (фиг.5) посредством зажимов (не показаны).
На фиг. 1 показан баян в обычном пневматическом варианте без электроники.
Освободив зажимы и сняв, например, голосовые планки 14 и 15, вместо них устанавливается блок 17 с панелью 16, контакты 25 которой подпружинены в направлении клапана 22 и упираются в него с небольшим давлением.
При нажатии кнопка 18 через механизм, например, готовых аккордов аккомпанимента, широко применяемых в баянах (не показан), воздействует на рычаг 19, прижатый к деке 23 пружиной 21, клапан 22 открывается через проем 24, контакт 25 замыкается на контакте 26, подключенный к определенному тону блока (генератору тона) 17, сигнал которого с выхода 28 через регулятор громкости (пневматический, например, или ножную педаль) подается на вход усилителя акустической системы. При этом блок тональных генераторов содержит полный диапазон звукоряда клавиатуры мелодии, аккордов аккомпанимента и баса, который воспроизводится путем воздействия на рычаг 29. Прокладки 27 обеспечивают герметичность панели 16 по всему периметру соединения с декой 23 (фиг. 5).
Переключение тембров при этом может осуществляться посредством кнопок 4 клавиатуры, которая снабжена переключателем 30 (фиг.1) или 31 на грифе аккордеона (фиг. 5, 6). В основании переключателя 30 расположены подложки 32 из токопроводящего материала, упругие элементы 23, например, из пористой резины (поролона), контактная пластина 34 и толкатель 35 из эластичного материала типа резины. Контактная пластина 34 подключена к плюсу источника тока, а подложка 32, например, к реле 36 (фиг.9).
Переключение тембров осуществляется следующим образом. В исходном положении на контакт 8 (фиг.3) подается, например, плюс управляющего напряжения. При нажатии на кнопку 4 (фиг.1) рычаг 5 толкателем 6 прижимает контакт 7 к контакту 8, на манипулятор 40 поступает плюс управляющего напряжения - воспроизводится определенная нота звукоряда, например "До" 1-й октавы. Нажатием на толкатель 35 переключателя 30 (или 31) контактная пластина 34 прижимается к подложке 32 (фиг.3, П1), переключатель П2 реле 36 с контакта 38 перекидывается на контакт 39 и на контакт 8 поступает не плюс, а минус, и манипулятором 41 включается, например, тембр кларнета, воспроизведения же звука при этом не происходит, так как манипулятор 40 управляется только плюсом. Это осуществляется довольно быстро.
Большой палец нажимает на переключатель 30 (фиг.1), а другим пальцем (или несколькими) нажимают на кнопки 4, после чего все пальцы опускаются и продолжается игра на клавиатуре. Как правило, баян имеет 52-64 кнопки в правой клавиатуре (аккордеон - до 41), т.е. исполнитель может пользоваться во время игры большим количеством электронных тембров и эффектов без использования дополнительных переключателей (42 - клавиша, фиг.6).
Однако есть эффекты, которые требуют кратковременного включения, например, "вибрато". Скрипач вводит "вибрато" покачиванием кисти, но у баяниста обе руки заняты для того, чтобы воспользоваться органом управления генераторов вибрато.
На фиг.7 и 8 показано устройство управления уровнем сигнала вибрато. Известен регулятор громкости (Радио, N 1, 1970, с.47), в котором датчиком давления является сильфон, от степени деформации которого зависит степень освещенности фотоэлемента и уровень проходящего через него электрического сигнала. Недостатками данного устройства являются нелинейность деформации сильфона (цилиндра в виде гармошки), которая может зависеть от качества материала, температуры, влажности среды, старения материала, кроме того, вместе с выдыхаемым воздухом исполнителя в устройство попадает влага, которая, накапливаясь, тоже может влиять на его работу отрицательно, периодически ее надо сливать. Предложенное устройство по фиг.7 состоит из электромотора 43 с крыльчаткой 44, поплавка 45, ограничителей 46, 47 хода поплавка, поворотного раструба 48 на корпусе 49, источника 50 света, фотоэлемента 51, генератора 52 вибрато, генератора 53 тона. В варианте по фиг.8 в корпусе 55 расположены заслонка 56, патрубок 57. Каркас 54 показан на фиг.7.
В исходном положении поплавок 45 приподнят до упора в ограничитель 47 (исходным положением считается, когда включенный мотор 43 посредством крыльчатки 44 гонит воздух и приподнимает поплавок 45), в этом положении исполнитель начинает играть.
В данном положении свет от источника 50 света перекрыт поплавком 45 и сигнал с генератора 52 вибрато не поступает на генератор 53 тона (задающий генератор) - вибрато нет. При необходимости исполнитель дует в направлении раструба 48 и создает противодавление, вследствие чего поплавок 45, расположенный в корпусе 49 с некоторым зазором от стенок, начинает опускаться под собственным весом и за счет конусной вершины приоткрывает свет, падающий на фотоэлемент 51, сопротивление которого, максимальное в исходном состоянии, начинает уменьшаться, электрический сигнал с генератора вибрато, поступающий на генератор тона, увеличивается и появляется вибрато, уровень которого будет зависеть от силы выдыхаемого исполнителем воздуха. Поворотный раструб 48 устанавливается в удобное положение.
В зависимости от исполнения легкое вибрато можно сделать, меняя расстояние от головы до раструба поворотом в сторону головы.
Таким образом, данное устройство можно использовать, например, и для регулировки громкости звучания в случае, когда звучит только электроника без язычков баяна. При этом корпус 49, например, цилиндрической формы выполняется из прозрачного материала, а каркас 54, охватывающий корпус 49 по периметру, - из непрозрачного материала. В корпусе 55 гибкая заслонка 56 отклоняется при воздействии на нее дыханием исполнителя через патрубок 57 (может быть удлинен гибким шлангом), перекрывая встречный поток воздуха.
На фиг. 9 - вариант с двусторонним действием. В прозрачном корпусе 58, например, квадратного сечения поршни 59 и 60 соединены пластиной 61 и подпружинены пружинами 62 с обеих сторон (упругими элементами) с ограничителями 63.
В исходном положении пластина 61 (из непрозрачного материала) перекрывает поток света от источника (обозначен пунктиром) - звука нет. При движении полукорпуса 13 относительно полукорпуса 1 воздух проходит через отверстие 64 в деке 11 (фиг.9,1), воздействует на поршень 59 и, перемещая пластину 61, приоткрывает источник света, падающий на фотоэлемент (не показан).
Таким образом, обычный баян или аккордеон, купленный в магазине, может быть превращен без существенных переделок из простого в электронный, точнее комбинированный, путем замены голосовых планок аккомпанимента на электронный блок.
При необходимости электронный блок снимается, а на его место снова устанавливаются планки (например, для игры на улице, в вагоне поезда, другом месте, где нет электричества). Вариант замены планок аккомпанимента на электронный блок предпочтителен тем, что дублировать обычный бас баяна электронным нет необходимости (как в прототипе), так как посредством современной электроники имитируется полностью звучание натурального контрабаса, басгитары, а вместо готовых аккордов язычкового звучания могут звучать аккорды гитары, фортепьяно и других инструментов оркестра.
То же самое касается и клавиатуры мелодии, которая, сохранив звучание обычного баяна (аккордеона), будет дополнена звучанием других инструментов оркестра, а регулятор громкости по фиг. 9 позволит в отличие от педали в прототипе эффективно исполнять все динамические оттенки.
Устройство по фиг.7, 8 удобно тем, что исполнитель не имеет физического контакта с ним, что отвечает условиям гигиены, в отличии от прототипа. Кроме того, исходящий от устройства струей воздух в направлении лица исполнителя будет приятно освежать его, что немаловажно в условиях, например, телестудии, где много ламп освещения и всегда жарко, или на концертах.
Массовое производство подобных инструментов и отдельно электронных блоков к ним с тем, чтобы их можно было бы установить в купленные инструменты, расширит исполняемый на баяне репертуар, будет способствовать повышению культурного уровня населения.
В данной конструкции реализуется вариант и с заменой голосовых планок 2 (фиг. 1) на аналогичную съемную панель 16, тогда баян будет только электронным, но значительно расширятся возможности за счет увеличения объема электроники и не потребуется установка контактов по фиг. 3 для правой клавиатуры 4.
Изобретение относится к электромузыкальным инструментам. Сущность изобретения заключается в том, что контакты расположены на съемной панели, закрепленной на деке с внутренней стороны корпуса, и через проемы в деке взаимодействуют с клапанами клавиатурного механизма. 5 з.п. ф-лы, 9 ил.
Радио, N 3,4, 1972, завод "Электроизмеритель", Житомир, Украина. |
Даты
1998-05-20—Публикация
1996-09-12—Подача