Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к конструкции колесных движителей повышенной проходимости.
Известно колесо транспортного средства повышенной проходимости, содержащее обод и установленную на нем широкую шину атмосферного давления (SU, а. с. N 889488, B 60 C 3/00, 1981).
К недостаткам колеса следует отнести его избыточную массивность и сложность конструкции. Практика показывает, что ремонт эксплуатируемого в сложных дорожных условиях колеса подобной конструкции связан с большими трудозатратами, т.к. известно, например, что тонкие стенки заклеивать значительно проще, чем толстые. Кроме этого толстые стенки слабее сопротивляются циклическим нагрузкам по сравнению с тонкими.
Известно колесо транспортного средства, включающее диск и обод, объединенные в основание, пневматическую камеру с вентилем, и протекторный бандаж, закрепленный на основании (журнал "Моделист-конструктор" N 1-2, 1992, с. 2-6, Писарев М. Серия "П": Поиск продолжается).
Данное колесо лишено некоторых недостатков колеса вышеописанной конструкции. Оно более легкое, маневренное и ремонтопригодное. Однако учитывая условия эксплуатации значительные относительные деформации пневматической камеры и протекторного бандажа, можно сделать вывод о повышенном износе зоны их контакта. Кроме этого, в случае нарушения герметичности такой камеры или ее слабой накачки наблюдается эффект "вырывания" вентиля (механического разрушения).
Задача, решаемая изобретением, заключается в создании надежного и долговечного колеса транспортного средства с расширенными эксплуатационными возможностями.
Техническим результатом будет получение универсального, надежного и долговечного колеса с расширенным диапазоном эксплуатационных возможностей.
Поставленная задача решается тем, что в известном колесе транспортного средства, включающем диск и обод, объединенные в основание, пневматическую камеру с вентилем, и протекторный бандаж, закрепленный на основании, пневматическая камера установлена на ободе с возможностью проворота.
Кроме этого:
возможность проворота обеспечена посредством выполнения кольцевого зазора между наименьшими посадочными поверхностями пневматической камеры и обода, при этом радиус поперечного сечения обода выполнен меньшим половины диаметра окружности поперечного сечения пневматической камеры;
величина зазора Δ определяется следующим соотношением:
,
где do наименьший диаметр посадочной поверхности обода;
dk диаметр поперечного сечения пневматической камеры;
ao ширина обода;
колесо снабжено сменными кольцевыми замкнутыми подкладками, внутренние поверхности которых конгруэнтны наружной поверхности пневматической камеры, одна из которых расположена между ободом и пневматической камерой, а другая
между последней и бандажом;
подкладки выполнены из материала, идентичного материалу пневматической камеры;
вентиль пневматической камеры выполнен потайным.
На фиг.1 показано поперечное сечение колеса с геометрическими размерами; на фиг. 2 общий вид колеса транспортного средства, находящегося под нагрузкой; на фиг. 3 вид колеса фиг.2 сбоку с местным разрезом; на фиг.4 и 5 показаны характерные отпечатки рисунка протектора колеса в зависимости от условий эксплуатации.
Колесо транспортного средства содержит диск 1 и обод 2, объединенные в основание 3, пневматическую камеру 4 с потайным вентилем 5 и протекторный бандаж 6, закрепленный на основании 3. Пневматическая камера 4 установлена на ободе 2 с возможностью проворота, которая обеспечивается посредством выполнения кольцевого зазора 7 между наименьшими посадочными диаметрами dвн пневматической камеры 4 и dо обода 2, при этом радиус rо окружности поперечного сечения обода 2 выполнен меньшим половины диаметра dк окружности поперечного сечения пневматической камеры 4. Колесо снабжено сменными кольцевыми замкнутыми подкладками 8 и 9, внутренние поверхности б и г которых конгруэнтны наружной поверхности д пневматической камеры 4. Подкладка 8 расположена между ободом 2 и пневматической камерой 4, а подкладка 9 между пневматической камерой 4 и бандажом 6. Материал подкладок 8 и 9 идентичен материалу пневматической камеры 4.
При рассмотрении сил, действующих на камеру, устанавливаем, что на нее действуют:
силы трения прилегающих к ней продольных и поперечных ремней 10 протекторного бандажа 6;
сила трения камеры 4 об обод 2;
сила трения камеры 4 о грунт (условно не показан).
Силы трения камеры 4 о ремни 10 бандажа стремятся вовлечь камеру 4 в синхронное вращение с ободом 2. Наличие кольцевого зазора 7 между камерой 4 и ободом 2 уменьшает силы трения между камерой 4 и ремнями 10 бандажа 6, а также между камерой 4 и ободом 2, и позволяет обеспечить проворот или проскальзывание камеры 4 относительно обода 2 и ремней 10 бандажа 6 и уменьшить ее износ.
Решить задачу уменьшения износа (истирания) пневматической камеры 4 путем обеспечения ее проворота относительно обода 2 и бандажа 6 за счет снижения силы трения можно иными путями, например, с помощью смазки поверхностей трения, установкой подшипников и т.д. Однако предлагаемое решение является наиболее простым и эффективным.
Кольцевой зазор 7 выполняется максимальным в средней (центральной) части обода 2, при этом крайние части посадочной поверхности обода 2, имеющие максимальный диаметр Dо, касаются камеры 4 без зазора. Благодаря этому трение камеры 4 с ободом 2 происходит не по посадочной поверхности, а по двум кольцевым поверхностям ж и к, которые помимо снижения сил трения выполняют дополнительную функцию препятствуют попаданию посторонних предметов в зазор 7. Именно по этой причине важнейшим условием, обеспечивающим надежную эксплуатацию колеса, является соотношение радиуса rо окружности поперечного сечения обода 2 и радиуса (половины диаметра dк окружности поперечного сечения пневматической камеры 4. Это соотношение должно удовлетворять условию:
rо < dk/2
В нижней части колеса под действием веса транспортного средства камера 4 прижимается к посадочной поверхности обода 2, сводя величину зазора 7 к нулю.
Натянутые ремни 10 бандажа 6 в верхней части камеры 4 при повороте в нижнее положение провисают, обеспечивая проскальзывание камеры 4. Так как длина контактной части камеры 4 больше длины контактной поверхности обода 2 (за счет зазора 7 между ними в верхней части колеса), то камера 4 при вращении колеса отстает (по углу поворота) от обода 2, при этом вентиль 5 не препятствует этому вращению.
Величина Δ зазора 7 связана с геометрическими размерами колеса следующим соотношением:
где dо наименьший диаметр посадочной поверхности обода;
dк диаметр окружности поперечного сечения пневматической камеры;
aо ширина обода.
Преимущества колеса транспортного средства проиллюстрируем на следующем примере его эксплуатации.
При движении транспортного средства по бездорожью его проходимость будет определяться площадью контакта колеса с поверхностью грунта. Снизив давление, в камере 4 можно добиться такой площади контакта, которая обеспечивает возможность перемещения, например, по заболоченным участкам местности или по снегу. При движении по благоустроенной дороге площадь контакта колеса с грунтом (асфальтом) надо уменьшить, для чего давление в камере повышают. Таким образом, чем хуже условия эксплуатации колеса, тем больше относительные перемещения ремней 10 по камере 4 в зоне их контакта и тем выше вероятность преждевременного износа камеры 4. Проскальзывание камеры 4 относительно обода 2 и, соответственно, ремней 10 значительно снижает ее износ, а подкладки 8 и 9, выполненные из материала, идентичного материалу камеры 4, дополнительно увеличивают ресурс работы колеса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2350480C1 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2405681C1 |
Универсальное колесо транспортного средства на камерах-шинах и способ регулирования силы сцепления (трения) его колёс | 2016 |
|
RU2639391C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИЛЫ ТРЕНИЯ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА КАМЕРАХ-ШИНАХ | 2011 |
|
RU2478483C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИЛЫ ТРЕНИЯ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА КАМЕРАХ-ШИНАХ | 2014 |
|
RU2548995C1 |
Универсальный экраноход | 2018 |
|
RU2694707C1 |
КОЛЕСО ВЕЗДЕХОДА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2192968C2 |
ДВИЖИТЕЛЬ ГУСЕНИЧНЫЙ ПНЕВМОТРАКОВЫЙ | 2012 |
|
RU2490159C1 |
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2291788C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 2004 |
|
RU2278999C1 |
Использование: изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к конструкции колесных движителей повышенной проходимости. Сущность изобретения: задача, решаемая изобретением, заключается в создании надежного и долговечного колеса транспортного средства с расширенными эксплуатационными возможностями. Колесо включает диск 1 и обод 2, объединенные в основание 3, пневматическую камеру 4 с вентилем 5, протекторный бандаж 6, закрепленный на основании 3. Камера 4 установлена на ободе 2 с возможностью проворота за счет выполнения кольцевого зазора 7 между посадочными поверхностями пневматической камеры 4 и с обода 2 колеса. Радиус поперечного сечения обода 2 выполнен меньшим половины диаметра окружности поперечного сечения камеры 4, что обеспечивает серпообразную форму зазора 7. 5 з.п.ф-лы, 5 ил.
где dо наименьший диаметр посадочной поверхности обода;
dк диаметр окружности поперечного сечения пневматической камеры;
aо ширина обода.
Писарев М., Серия II: Поиск продолжается | |||
- Моделист-конструктор, 1992, N 1 - 2, с.2 - 6. |
Авторы
Даты
1997-10-20—Публикация
1996-07-01—Подача