Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин и механизмов.
Известен подшипниковый узел /1/, содержащий цапфу вала, корпус и подшипник качения, установленный на вал или в корпус с натягом.
При действии на узел осевой нагрузки тела качения подшипника оказываются в силовом защемлении силами трения скольжения, происходит заклинивание подшипника, что приводит к быстрому износу деталей подшипника и узла и выходу их из строя.
Известен подшипниковый узел /2/, принятый за прототип, содержащий цапфу вала, корпус и подшипник качения, установленный на вал или в корпус с натягом, по меньшей мере одно из колец которого снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности кольца, которая для наружного кольца соответствует условию для внутреннего
где R1 и r1 - радиус посадочной поверхности соответствующего кольца подшипника в месте изменения кривизны;
R0 и r0 - радиус посадочной поверхности соответствующего кольца стандартного подшипника.
Недостатком подшипникового узла такой конструкции является то, что при его сборке необходимо обеспечить определенное значение диаметра посадочной поверхности корпуса или вала, так как в противном случае после сборки узла в подшипнике качения может не образоваться разгрузочная зона, а следовательно, не будет происходить разгрузка тел качения от рабочей нагрузки в процессе эксплуатации узла. Это приведет к преждевременному износу деталей подшипникового узла и выходу его из строя.
Предлагаемым изобретением решается задача гарантированного обеспечения в подшипнике качения средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки и увеличения срока службы подшипникового узла.
Достижение указанного технического результата осуществляется тем, что в известном подшипниковом узле, содержащем цапфу вала, корпус и подшипник качения, установленный на вал или в корпус с натягом, по меньшей мере одно из колец которого снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности кольца, которая для наружного кольца соответствует условию , для внутреннего
где R1 и r1 - радиус посадочной поверхности соответствующего кольца подшипника в месте изменения кривизны;
R0 и r0 - радиус посадочной поверхности соответствующего кольца стандартного подшипника;
диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса и диаметр посадочной поверхности цапфы вала соответствуют условиям:
где Dк - диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса;
Do - диаметр посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника;
dв - диаметр посадочной поверхности цапфы вала;
do - диаметр посадочной поверхности внутреннего кольца стандартного подшипника;
S - максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки;
2γ - длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R0 или r0, ;
2β - длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R1 или r1, .
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг.1 изображен разрез подшипникового узла, подшипник качения которого имеет на наружном кольце средство разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности.
На фиг.2 представлен подшипник качения, на наружном кольце которого выполнено средство разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности.
На фиг.3 изображено наружное кольцо подшипника качения с локальным изменением кривизны посадочной поверхности.
Подшипниковый узел включает цапфу вала 1, корпус 2, диаметр посадочной поверхности 3 которого соответствует условию
где Dк - диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса;
Do - диаметр посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника;
S - максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки;
2γ - длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R0, ;
2β - длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R1, ;
и подшипник качения 4, наружное кольцо 5 которого снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности 6 наружного кольца 5.
При сборке подшипникового узла подшипник качения 4 с локальным изменением кривизны посадочной поверхности 6 наружного кольца 5 устанавливают в корпус 2 с натягом. Поверхность запрессованного наружного кольца 5 приобретает форму посадочного места цилиндра. Тогда за счет эластичности и деформирования кольца на дорожке качения образуется средство разгрузки тел качения от рабочей нагрузки, которое позволяет телам качения в процессе эксплуатации узла освобождаться от контактной нагрузки.
Чтобы при сборке подшипникового узла в подшипнике качения образовалось средство разгрузки тел качения от рабочей нагрузки, например на дорожке качения наружного кольца, необходимо чтобы осуществлялась посадка в натяг, т.е. выполнялось неравенство
Dк<Dо,
где Dк - диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса;
Dо - диаметр посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника.
При выполнении неравенства Dк<Dо будет выполняться и следующее неравенство:
Lк<Lo,
где Lк - длина посадочной поверхности отверстия корпуса;
Lo - длина посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника.
Так как посадочная поверхность наружного кольца описывается двумя радиусами кривизны и нельзя говорить об однозначном диаметре посадочной поверхности, то посадка в натяг будет осуществляться из условия, что длина посадочной поверхности отверстия корпуса меньше длины посадочной поверхности наружного кольца подшипника с локальным изменением его кривизны, т.е. необходимо выполнить условие
Lк<Lи,
где Lк - длина посадочной поверхности отверстия корпуса;
Lи - длина посадочной поверхности наружного кольца подшипника с локальным изменением кривизны посадочной поверхности.
Следовательно, получаем, что
Из фиг.3 следует, что длина посадочной поверхности наружного кольца подшипника с локальным изменением кривизны посадочной поверхности равна:
Lи=2(R1·β+R0(π-γ)),
где R1 - радиус посадочной поверхности наружного кольца подшипника в месте изменения кривизны;
R0 - радиус посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника;
2γ - длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R0;
2β - длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R1.
Величина R1 равна
R1=R0+e-S,
где е - эксцентриситет - расстояние от центра окружности посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника до центра окружности посадочной поверхности локального изменения кривизны;
S - максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки.
Из ΔОО1К радиус R1 определим по теореме косинусов:
С учетом предыдущего уравнения и пренебрегая величинами второго порядка малости получаем, что
Тогда
а условие для величины Dк имеет вид
При этом следует иметь в виду, что углы γ и β должны быть больше нуля и меньше , в противном случае невозможна сборка подшипникового узла с натягом, а следовательно, и невозможно создание в подшипнике средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки.
Источники информации
1. Орлов П.И. Основы конструирования. Кн.2. М.: Машиностроение, 1977, с.518-519 - аналог.
2. Авт.св. СССР №1771253, F 16 С 33/58 - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1989 |
|
RU1771253C |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА, ИМЕЮЩЕГО ХОТЯ БЫ ОДНУ ЛОКАЛЬНУЮ ЗОНУ НАГРУЖЕНИЯ ПЕРЕМЕННОЙ ЖЕСТКОСТИ | 2012 |
|
RU2536560C2 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА ПРИ ИЗМЕНЕНИИ НАПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРА НАГРУЗКИ | 2010 |
|
RU2464459C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА | 2008 |
|
RU2386870C1 |
ШАРИКОПОДШИПНИК | 1993 |
|
RU2068501C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА | 1998 |
|
RU2130372C1 |
СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ НАГРУЗКИ МЕЖДУ ТЕЛАМИ КАЧЕНИЯ ПОДШИПНИКА | 2000 |
|
RU2188971C2 |
ПОДШИПНИК РОЛИКОВЫЙ РАДИАЛЬНЫЙ И СПОСОБ ЕГО МОНТАЖА В ПОДШИПНИКОВОМ УЗЛЕ | 2012 |
|
RU2489616C1 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1991 |
|
RU2036349C1 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 1992 |
|
RU2109181C1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин и механизмов. Подшипниковый узел содержит цапфу вала, корпус и подшипник качения, установленный на вал или в корпус с натягом, по меньшей мере одно из колец которого снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности кольца, которая для наружного кольца соответствует условию для внутреннего где R1 и r1 - радиус посадочной поверхности соответствующего кольца подшипника в месте изменения кривизны, R0 и r0 - радиус посадочной поверхности соответствующего кольца стандартного подшипника. Технический результат - обеспечение в подшипнике качения гарантированного средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки и увеличения его срока службы. 3 ил.
Подшипниковый узел, содержащий цапфу вала, корпус и подшипник качения, установленный на вал или в корпус с натягом, по меньшей мере, одно из колец которого снабжено средством разгрузки тел качения от рабочей нагрузки в виде локального изменения кривизны посадочной поверхности кольца, которая для наружного кольца соответствует условию , для внутреннего ,
где R1 и r1 - радиус посадочной поверхности соответствующего кольца подшипника в месте изменения кривизны;
R0 и r0 - радиус посадочной поверхности соответствующего кольца стандартного подшипника,
отличающийся тем, что диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса и диаметр посадочной поверхности цапфы вала соответствуют условиям
где Dк - диаметр посадочной поверхности отверстия корпуса;
Do - диаметр посадочной поверхности наружного кольца стандартного подшипника;
dв - диаметр посадочной поверхности цапфы вала;
do - диаметр посадочной поверхности внутреннего кольца стандартного подшипника;
S - максимальная глубина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки;
2γ - длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R0 или r0, ;
2β - длина средства разгрузки тел качения от рабочей нагрузки по длине окружности радиуса R1 или r1, .
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1989 |
|
RU1771253C |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1991 |
|
RU2036349C1 |
Подшипник качения | 1980 |
|
SU1099130A1 |
Вентиляторный кожух электрической машины | 1983 |
|
SU1141520A2 |
Авторы
Даты
2006-06-27—Публикация
2004-12-01—Подача