Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в качестве движителя на судах различного назначения.
Известен принятый в качестве ближайшего аналога судовой движитель, содержащий ускоритель потока морской воды в виде индуктора трехфазного переменного тока (Судостроение за рубежом. N 8 (68), 1972, Л. Судостроение, с. 32 35).
Предложенное изобретение предназначено для создания движителей без механически движущихся в воде конструктивных элементов для формирования реактивного потока воды, вызывающего движение судна.
Технический результат достигается тем, что в известном устройстве индуктор выполнен в виде катушек возбуждения, установленных на кормовой части судна с зазором, заполненным морской водой, и подключены к источнику тока частотой от 50 до 500 Гц.
Предложенный движитель является специализированным вариантом электрического, трехфазного, асинхронного двигателя, применяемого на рельсовом транспорте, роль подвижного элемента в котором (рельса) играет слой морской электропроводящей воды, расположенный между двумя индукторами с однослойной или двухслойной трехфазной обмотками. При использовании трехфазного тока промышленной (50 Гц) или повышенной частоты (до 500 Гц) в слое морской воды индукторами наводятся вихревые токи, которые вызывают движение слоя морской воды между индукторами, в результате чего создается реактивный поток морской воды, вызывающий движение судна.
На фиг. 1 приведена схема устройства движителя с указанием потоков воды при движении судна вперед; на фиг. 2 то же, с указанием потоков воды при движении судна задним ходом.
Движитель состоит из двух индукторов 1 с трехфазной линейной обмоткой 2, прикрепленных к кормовой части корпуса судна штангами 3, внутри которых расположены токопроводящие провода трехфазного тока промышленной (50 Гц) или повышенной частоты (до 500 Гц). Между индукторами 1 расположен слой морской воды 4, выполняющий роль электропроводящего подвижного элемента асинхронного двигателя, аналогичного рельсу на рельсовом транспорте.
Движитель подключен к трехфазному электрогенератору, работающему от любого двигателя, используемого на судах.
Работа предлагаемого движителя происходит следующим образом.
При включении трехфазного тока в индукторы 1 в слое электропроводящей морской воды 4 возникают вихревые токи, вызывающие движение морской воды (фиг. 1), в результате чего создается реактивный поток морской воды, создающий тягу
Для осуществления реверса на одной из фаз трехфазного линейного асинхронного двигателя клеммы меняют местами. Это соответствует изменению сдвига фаз на 180o. В результате поток воды между индукторами начинает двигаться в обратную сторону (фиг. 2) и судно движется задним ходом.
Мощность предлагаемого движителя в процессе его работы можно регулировать мощностью трехфазного переменного тока, поступающего в обмотки индукторов, например, изменение напряжения переменного тока. Так как индукторы 1 окружены морской водой, охлаждающей их, то мощность предлагаемого движителя при прочих равных условиях может быть значительно больше, чем у аналогичных движителей на рельсовом транспорте.
Движитель характеризуется простотой исполнения и управления, хорошими акустическими качествами. Не исключено также, что новый движитель будет иметь больший коэффициент полезного действия за счет малого турбулентного перемешивания воды.
Использование: судостроение, движители морских судов. Сущность изобретения: предложенный движитель является вариантом линейного асинхронного трехфазного двигателя с двумя индукторами, между которыми находится слой электропроводящей морской воды, выполняющей роль подвижного элемента двигателя, таким образом создается реактивный поток воды, вызывающий движение судна. 2 ил.
Движитель для морских судов, содержащий ускоритель потока морской воды в виде индуктора трехфазного переменного тока, отличающийся тем, что индуктор выполнен в виде двух катушек возбуждения, установленных на кормовой части судна с зазором, заполненным морской водой, и подключены к источнику тока частотой 50 500 Гц.
Судостроение за рубежом | |||
Контрольный висячий замок в разъемном футляре | 1922 |
|
SU1972A1 |
- Л.: Судостроение, с.32 - 35. |
Авторы
Даты
1997-10-27—Публикация
1994-03-31—Подача