УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ АВТОКОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ Российский патент 1997 года по МПК F01D25/04 

Описание патента на изобретение RU2094618C1

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовать при доводке осевых турбомашин и при их диагностике в процессе эксплуатации.

Известны устройства для диагностики автоколебаний рабочего колеса турбомашины, содержащие по крайней мере один датчик (емкостной или индукционный), помещенный в корпусе в зоне периферии лопаток рабочего колеса и подключенный через фильтр и усилители ко входу схемы совпадений, а выход последней через усилитель подключен к индикатору.

Недостатки этого устройства заключаются в том, что оно не позволяет с высокой достоверностью обнаружить диагностическую частоту автоколебаний, а результат диагностики зависит от зазора между датчиком и лопатками, который в свою очередь зависит от многих неуправляемых факторов, вследствие этого является недостаточно надежным.

Предлагаемое изобретение обеспечивает точность и надежность диагностики автоколебаний и измерения диагностической частоты.

Это обеспечивается тем, что датчик пульсаций дополнительно подключен ко входу схемы совпадений тремя (одной промежуточной и двумя крайними) параллельными цепями, каждая из которых включает перестраиваемый активный полосовой фильтр, амплитудный дискриминатор, интегратор и электронный ключ, а к фильтрам крайних цепей дополнительно подключен через усилитель датчик частоты вращения ротора.

На фиг. 1 представлена схема экспериментальной турбомашины с устройством для диагностики автоколебаний рабочего колеса турбомашины; на фиг. 2 схема устройства для диагностики автоколебаний; на фиг. 3 спектр пульсаций потока при отсутствии автоколебаний; на фиг. 4 спектр пульсаций потока при наличии автоколебаний.

Экспериментальная турбомашины, например, компрессор, содержит корпус 1 с неподвижными лопатками 2, ротор 3 с рабочими колесами 4 и рабочими лопатками 5, за компрессором установлен дроссель 6. Компрессор приводится во вращение приводом (на чертеже не показан).

Перед, над или за рабочими лопатками 5 в корпусе установлены один или несколько датчиков 7,8,9. Датчиков по окружности корпуса может быть несколько,но достаточно и одного.

При использовании одного датчика 9 (фиг.2) последний подключен ко входам схемы совпадений 10 через согласующий усилитель 11 тремя параллельными цепями промежуточной 12 и крайними 13 и 14. Каждая цепь имеет последовательно включенные перестраиваемый активный полосовой фильтр 15,16,17, амплитудный дискриминатор 18,19,20, интегратор 21,22,23 и электронный ключ 24,25,26.

Схема совпадений 10 через усилитель 27 подключена к индикатору 28. Кроме того, устройство имеет датчик 29 частоты вращения рабочего колеса, который через усилитель 30 подключен к фильтрам 15,16,17.

Устройство работает следующим образом.

При отсутствии автоколебаний датчик фиксирует только роторные гармоники 31,32,33,34,35 (фиг.3) и частоту 36 следования лопаток, равную nfp. В момент возникновения автоколебаний вблизи рабочего колеса возникает фазомодулированная бегущая акустическая волна, при этом кроме спектральной составляющей 37 (фиг.4), определяемой по формуле (2), наблюдают для каждой формы колебаний колеса, по которой реализуются автоколебания, две другие спектральные составляющие 38 и 39, симметрично расположенные относительно частоты 36 следования лопаток, то есть момент возникновения автоколебаний фиксируют по появлению в спектре пульсаций спектральных составляющих с частотами
f1,2= n fp ± fn (1)
где nfp частота 36 следования лопаток, а частота fn определяется по формуле
fn fm + mfp, (2)
где fm собственная частота колебаний,
fp частота вращения ротора,
m номер собственной формы колебаний, потенциально неустойчивой к автоколебаниям.

Уровни этих двух спектральных составляющих с точностью до погрешности измерений должны быть равны между собой. Если в спектре будут присутствовать какие-то две другие спектральные составляющие, также симметрично расположенные относительно частоты следования лопаток nfp, но сильно отличающиеся по уровню, то они не являются диагностическими для автоколебаний. Расстояние по частоте, на котором располагается каждая из этих двух спектральных составляющих 38, 39 от частоты 36 следования лопаток равно сумме частоты проявившейся потенциально неустойчивой формы колебаний и частоты вращения ротора, умноженной на номер этой потенциально неустойчивой формы колебаний.

С датчика 9 сигнал переменного тока звуковой частоты выступает на согласующий усилитель 11. С усилителя 11 сигнал поступает на активных перестраиваемых фильтра 15,16,17. Медленно меняющееся напряжение Up, пропорциональное частоте вращения ротора, поступает от датчика 29 на фильтры 15,16,17 и перестраивает их по частоте вслед за частотой ротора. Фильтры 15,16,17 полосовые. Один фильтр (17) настроен на частоту 38, другой фильтр (15) на частоту 39 (см.фиг.4).

С фильтров 15,16,17 сигналы поступают на амплитудные дискриминаторы 18,19,20, которые селектируют по амплитуде сигналы, не превышающие пороги. С дискриминаторов 18-20 сигналы поступают на интеграторы 21-23.

С интеграторов 21-23 сигналы поступают на электронные ключи 24-26, формирующие цифровой сигнал. С ключей 24-26 сигналы поступают на схему совпадений 10, выполненную на логическом элементе.

Схема совпадений 10 вырабатывает сигнал при наличии на входах одновременно двух сигналов с частотами f1 и f2 (фиг.4), превышающих пороги дискриминаторов.

Со схемы совпадений 10 сигнал "флаттер" поступает на усилитель согласования 27, а затем на индикатор 28.

Похожие патенты RU2094618C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ АВТОКОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ 1994
  • Хориков Анатолий Алексеевич
RU2076307C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ 1997
  • Хориков Анатолий Алексеевич
RU2111469C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ АВТОКОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ 2005
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Воинов Виктор Владимирович
  • Михайлов Александр Леонидович
  • Фирсов Андрей Владимирович
RU2308693C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ 2008
  • Хориков Анатолий Алексеевич
RU2374615C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ АВТОКОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ 2006
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Михайлов Александр Леонидович
  • Посадова Ольга Львовна
  • Воинов Виктор Владимирович
RU2324161C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РЕЗОНАНСНЫХ КОЛЕБАНИЙ ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА В СОСТАВЕ ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2011
  • Хориков Анатолий Алексеевич
  • Данилкин Сергей Юрьевич
RU2451279C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ВИДА АЭРОУПРУГИХ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2009
  • Хориков Анатолий Алексеевич
RU2402751C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ВИДА АЭРОУПРУГИХ КОЛЕБАНИЙ ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2011
  • Хориков Анатолий Алексеевич
  • Данилкин Сергей Юрьевич
RU2451922C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ФЛАТТЕРА ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА В СОСТАВЕ ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Хориков Анатолий Алексеевич
RU2525061C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ВИДА КОЛЕБАНИЙ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2015
  • Посадов Владимир Владимирович
  • Посадов Владимир Валентинович
RU2598983C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 094 618 C1

Реферат патента 1997 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ АВТОКОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к энергомашиностроению и представляет собой устройство для диагностики автоколебаний рабочего колеса турбомашины, содержащее по крайней мере один датчик пульсаций, помещенный в корпусе в зоне периферии лопаток рабочего колеса и подключенный через фильтр и усилитель ко входу схем совпадения, а выход последней через усилитель подключен к системе индикации, причем датчик через согласующий усилитель подключен к входам схемы совпадений одной промежуточной и двумя крайними параллельными цепями, каждая из которых имеет последовательно включенные перестраиваемый активный полосовой фильтр, амплитудный дискриминатор, интегратор и электронный ключ, а к фильтрам крайних и промежуточных цепей дополнительно подключен через усилитель датчик частоты вращения рабочего колеса. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 094 618 C1

Устройство для диагностики автоколебаний рабочего колеса турбомашины, содержащее по крайней мере один датчик пульсаций, помещенный в корпусе в зоне периферии лопаток рабочего колеса и подключенный через фильтр и усилитель к входу схемы совпадений, а выход последней через усилитель подключен к индикатору, отличающееся тем, что датчик через согласующий усилитель подключен к входам схемы совпадений одной промежуточной и двумя крайними параллельными цепями, каждая из которых имеет последовательно включенные перестраиваемый активный полосовой фильтр, амплитудный дискриминатор, интегратор и электронный ключ, а к фильтрам крайних и промежуточных цепей дополнительно подключен через усилитель датчик частоты вращения рабочего колеса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2094618C1

Заболоцкий Н.Е
Бесконтактные измерения колебаний лопаток турбомашин
- М.: Машиностроение, 1977, с
Огнетушитель 0
  • Александров И.Я.
SU91A1

RU 2 094 618 C1

Авторы

Акимов Валентин Иванович

Барсуков Александр Николаевич

Наваркин Вячеслав Владимирович

Данилов Николай Стефанович

Хориков Анатолий Алексеевич

Семенов Николай Семенович

Даты

1997-10-27Публикация

1995-08-30Подача