ПРИВОД Российский патент 1997 года по МПК F16H1/48 F16H57/08 

Описание патента на изобретение RU2094677C1

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в составе изделий авиационной и ракетной техники.

Известен привод, содержащий корпус, размещенные в нем электродвигатель и редуктор, а также измерительную аппаратуру блок контактов [1] Недостатком этого привода являются значительные габариты и масса, вызванные использованием коллекторного электродвигателя и многоступенчатого цилиндрического редуктора.

Этого недостатка лишен привод-прототип, содержащий корпус, установленный в цилиндрической расточке корпуса моментный электродвигатель с кольцевым ротором, плату, установленную на статоре электродвигателя, редуктор, выходной вал, установленный в подшипниках корпуса, герметизирующий кожух, измерительную аппаратуру и электрические соединители, а также провода, соединяющие выводы электродвигателя и измерительной аппаратуры с электрическими соединителями [2] Применение электродвигателя с кольцевым ротором (моментного электродвигателя) позволяет существенно увеличить развиваемый электродвигателем момент, снизить передаточное число редуктора и уменьшить габариты и массу привода.

Недостатком такого привода является низкая вибропрочность и значительная амплитуда колебаний привода, что вызвано малым сопротивление изгибу сечения корпуса привода. Высокий уровень вибраций, характерный для приводов ракетной техники, в сочетании с невысоким моментом сопротивления изгибу приводит к резонансу элементов привода и вызывает отказ элементов, размещенных в зонах максимальной амплитуды вибраций (в частности, при испытаниях приводов на вибропрочность неоднократно отмечались случаи разрушения электрических соединителей, размещенных на герметизирующем кожухе). Повышение вибропрочности и момента сопротивления изгибу традиционными методами приводит к увеличению габаритов и массы привода.

Техническим результатом, достигаемым с помощью заявленного изобретения, является повышение вибропрочности и снижение амплитуды изгибных деформаций привода без увеличения массы.

Этот результат достигается за счет того, что в известном приводе, содержащем корпус, установленный в цилиндрической расточке корпуса моментный электродвигатель с кольцевым ротором, плату, установленную на статоре электродвигателя, редуктор, выходной вал, установленный в подшипниках, герметизирующий кожух, измерительную аппаратуру и электрические соединители, а также провода, соединяющие выводы электродвигателя и измерительной аппаратуры с электрическими соединителями, согласно изобретению на наружной поверхности корпуса выполнены бобышки с расточками, в которых размещены электрические соединители, в корпусе выполнены отверстия, соединяющие расточки с торцом корпуса, контактирующим с фланцем электродвигателя, а во фланце электродвигателя и плате выполнены полости, сообщающиеся с отверстиями корпуса, а провода размещены в этих полостях и отверстиях. Наиболее технологичным является формирование полостей лысками, выполненными на фланцах электродвигателя и платы, и внутренней поверхностью герметизирующего кожуха. Совокупность всех указанных существенных признаков позволяет обеспечить достижение указанного технического результата, поэтому заявленное решение соответствует критерию "изобретательский уровень".

На фиг. 1 приведен пример конкретного выполнения планетарного привода, ломаный разрез, на фиг. 2 то же, вид слева (герметизирующий кожух не показан), на фиг. 3 то же, вид справа.

Привод содержит корпус 1, установленные в его расточке моментный электродвигатель со статором 2 и кольцевым ротором 3 и плату 4, установленную на статоре 2 электродвигателя. В корпусе также размещен планетарный редуктор 5 и выходной вал 6 привода. Вал 6 установлен в подшипниках 7 и 8 корпуса. Привод содержит также герметизирующий кожух 9, измерительную аппаратуру три датчика положения 10 выходного вала, установленные на плате 4, и электрические соединители 11, а также провода 12, соединяющие выводы статора 2 электродвигателя и датчиков 10 с электрическими соединителями 11. На наружной поверхности корпуса 1 выполнены бобышки 13 с расточками 14, в которых размещены электрические соединители 11, в корпусе 1 выполнены отверстия 15, соединяющие расточки 14 с торцом корпуса 1, контактирующим с фланцем электродвигателя, а во фланце статора 2 электродвигателя и плате 4 выполнены полости 16, сообщающиеся с отверстиями 15. Провода 12 размещены в этих полостях и отверстиях. В данном примере полости образованы лысками 17, выполненными на фланцах электродвигателя и платы 4, и внутренней поверхностью герметизирующего кожуха 9. Полости могут быть образованы и выполнением отверстий во фланцах электродвигателя и платы, однако выполнение лысок более технологично и снижает массу привода. Привод работает следующим образом: при подаче питания на статор 2 электродвигателя вращение ротора 3 через редуктор 5 передается на вал 6, вращающийся в подшипниках 7 и 8. Датчики положения 10 регистрируют положение выходного вала 6. Сигналы с них через провода 12 передаются на соединители 11, к которым подстыкована внешняя кабельная сеть. За счет размещения бобышек 13 на наружной поверхности корпуса 1 (что стало возможным благодаря наличию отверстий 15 и полостей 16) существенно увеличиваются моменты инерции и моменты сопротивления сечения корпуса. Так, при размерах (см. фиг. 3) D 100 мм, d 92 мм, b 4 мм, h 20 мм момент инерции относительно оси X сечения, проходящего через оси бобышек, превышает момент инерции корпуса с такими же диаметрами, но без бобышек в 1,61 раза, а момент сопротивления в 1,146 раза. Результаты получены по известной из сопротивления материалов методике [3] В результате снижаются напряжения в корпусе и за счет увеличения момента сопротивления существенно снижается амплитуда вибраций привода, что существенно повышает вибропрочность. При этом важно, что результат достигается без увеличения массы привода, так как соединители и места для их крепления существуют и в прототипе. Указанные преимущества существенно расширяют область применения привода, так как позволяют устанавливать привод на элементы конструкции, подверженные сильным вибрациям, характерным для ракетной техники.

Похожие патенты RU2094677C1

название год авторы номер документа
ГЕРМЕТИЧНЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 1996
  • Белоусов Н.И.
RU2118713C1
ВОЛНОВОЙ ПРИВОД 1995
  • Белоусов Н.И.
RU2080500C1
ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 1994
  • Белоусов Н.И.
RU2089754C1
ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 1992
  • Белоусов Н.И.
RU2079721C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМОМ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1997
  • Белицкий Д.С.
  • Жарков М.Н.
  • Шутенко В.И.
RU2119186C1
НЕПОЛНОПОВОРОТНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ СИЛОВОЙ МЕХАНИЗМ 1997
  • Белицкий Д.С.
  • Жарков М.Н.
  • Шутенко В.И.
RU2119104C1
ВОЛНОВОЙ ПРИВОД 1996
  • Белоусов Н.И.
RU2110711C1
ВОЛНОВОЙ ПРИВОД 1996
  • Белоусов Н.И.
RU2098691C1
ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 1996
  • Белоусов Н.И.
RU2103556C1
ЕМКОСТНОЙ ДАТЧИК УРОВНЯ 1996
  • Шевцов Н.С.
RU2112931C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 094 677 C1

Реферат патента 1997 года ПРИВОД

Использование: детали машин. Сущность изобретения: привод содержит корпус, моментный электродвигатель с кольцевым ротором, плату, редуктор, выходной вал, установленный в подшипниках, герметизирующих кожух, измерительную аппаратуру и электрические соединители, а также провода, соединяющие выводы электродвигателя и измерительной аппаратуры с электрическими соединителями. На наружной поверхности корпуса выполнены бобышки с расточками, в которых размещены электрические соединители. В корпусе выполнены отверстия, соединяющие расточки с торцом корпуса, контактирующим с фланцем электродвигателя. Во фланце электродвигателя и плате выполнены полости, сообщающиеся с отверстиями корпуса. Провода размещены в этих полостях и отверстиях. Полости могут быть образованы лысками, выполненными на фланцах электродвигателя и платы, и внутренней поверхностью герметизирующего кожуха. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 094 677 C1

1. Привод, содержащий корпус, установленный в цилиндрической расточке корпуса моментный электродвигатель с кольцевым ротором, плату, установленную на статоре электродвигателя, редуктор, выходной вал, установленный в подшипниках, герметизирующий кожух, измерительную аппаратуру и электрические соединители, а также провода, соединяющие выводы электродвигателя и измерительной аппаратуры с электрическими соединителями, отличающийся тем, что на наружной поверхности корпуса выполнены бобышки с расточками, в которых размещены электрические соединители, в корпусе выполнены отверстия, соединяющие расточки с торцом корпуса, контактирующим с фланцем электродвигателя, во фланце электродвигателя и плате выполнены полости, сообщающиеся с отверстиями корпуса, а провода размещены в этих полостях и отверстиях. 2. Привод по п.1, отличающийся тем, что полости образованы лысками, выполненными на фланцах электродвигателя и платы, и внутренней поверхностью герметизирующего кожуха.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2094677C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Атлас конструкций элементов приборных устройств
- М.: Машиностроение, 1982, с.108
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Планетарный привод 1990
  • Белоусов Николай Игоревич
  • Муханов Валентин Михайлович
SU1754990A1

RU 2 094 677 C1

Авторы

Белоусов Н.И.

Даты

1997-10-27Публикация

1995-12-05Подача