АСИНХРОННЫЙ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 1997 года по МПК H02K5/136 H02K5/20 H02K9/06 

Описание патента на изобретение RU2094929C1

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электрических машинах переменного тока.

Известны закрытые электрические машины с воздушным охлаждением (авт. св. СССР N 568996 прототип), которые имеют два вентилятора, наружный и внутренний. Наружный вентилятор производит обдув станины наружным воздухом, а внутренний вентилятор обеспечивает аксиальное движение воздуха внутри двигателя. Для улучшения охлаждения на станине размещены трубы, внутри которых проходит воздух, охлаждающий активные части двигателя, а снаружи трубы обдуваются вентилятором.

Изготовление труб и размещение их на станине является трудоемким технологическим процессом, требующим значительного объема сварочных работ и гидравлических испытаний. Трубы выполняют сварными и вваривают в станину, после чего необходимо провести гидравлические испытания на герметичность. Поскольку все сварные швы разделяют внутреннюю полость двигателя и окружающую среду, они должны обеспечивать взрывозащиту, то есть недопустим даже малейший зазор. Все это значительно усложняет конструкцию при малой эффективности охлаждения, кроме того, наличие двух вентиляторов, установленных на валу ротора значительно увеличивает габариты двигателя по длине.

Техническим результатом при осуществлении изобретения является уменьшение габаритов двигателя, упрощение конструкции и повышение эффективности охлаждения.

Поставленный технический результат достигается тем, что в двигателе, содержащим кожух, станину с примыкающими к ней статором с обмоткой и подшипниковыми щитами, вентилятор, установленный на валу ротора между одним из подшипниковых щитов и кожухом, внутренний объем двигателя разделен на две полости двумя жесткими диафрагмами, при этом каждая диафрагма примыкает одной стороной к статору вблизи обмотки, а другой стороной к станине вблизи места ее сопряжения с подшипниковым щитом, в статоре выполнены аксиальные каналы, размещенные между местами крепления диафрагмы и станиной, а в станине между статором и диафрагмами с обеих сторон выполнены радиальные отверстия, над которыми установлены отклоняющие козырьки.

На чертеже изображен продольный разрез предлагаемого двигателя.

Двигатель состоит из кожуха 1, статора 2, примыкающего к станине 3, сопряженной с подшипниковыми щитами 4, охватывающими вал 5, на котором размещен ротор 6. Между кожухом 1 и подшипниковым щитом 4 на валу 5 установлен вентилятор 7. Внутренний объем двигателя разделен на две полости двумя жесткими диафрагмами 8, каждая диафрагма примыкает одной стороной к статору 2 вблизи обмотки, а другой стороной к станине 3 вблизи места ее сопряжения с подшипниковым щитом 4. В статоре 2 выполнены аксиальные каналы 9, размещенные между местами крепления диафрагм 8 и станиной 3. В станине 3 между статором 2 и диафрагмами 8 с обеих сторон выполнены радиальные отверстия 10, над которыми установлены отклоняющие козырьки 11. Разделение внутреннего и наружного воздуха и обеспечение взрывозащиты осуществлено диафрагмами 8.

Под действием вентилятора 7 поток наружного воздуха, отраженный правыми козырьками 11 попадает через правые отверстия 10 в полость двигателя между станиной 3 и диафрагмой 8, проходит по аксиальным каналам 9 статора 2 и выходит через левые отверстия 10 в атмосферу.

Охлаждение статора 2 производится наружным воздухом, температура которого значительно ниже температуры внутреннего воздуха в двигателе. Это позволяет достаточно интенсивно охлаждать двигатель путем повышения удельной теплоотдачи с поверхности статора 2. Охлаждение ротора 6 и поверхности статора 2 между диафрагмами 8 и ротором 6 осуществляется теплопередачей от этих поверхностей к подшипниковым щитам 4 и валу 5. Исключение труб, применяемых в известных двигателях, позволяет значительно упростить конструкцию двигателя и снизить трудоемкость изготовления станины. Отсутствие внутреннего вентилятора уменьшает габариты двигателя по длине, что позволит при тех же габаритах повысить мощность за счет увеличения активной длины статора и ротора.

Как показали исследования и расчеты условия охлаждения предлагаемого двигателя могут быть улучшены путем непосредственной отдачи тепла с лобовых частей обмотки статора диафрагмы, что позволит понизить превышение температуры воздуха внутри двигателя над температурой станины на 20 40% При сохранении длины двигателя его мощность может быть увеличена на 27% за счет повышения длины ротора и статора, при этом потери возрастут только на 15 17% а КПД двигателя увеличится на 0,6 0,8%

Похожие патенты RU2094929C1

название год авторы номер документа
Электродвигатель постоянного тока 1984
  • Дубинский Эдуард Ицкович
  • Курочкин Михаил Николаевич
  • Фейгельман Исай Иосифович
  • Яковлев Александр Иванович
SU1229906A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВНУТРЕННЕЙ ВЕНТИЛЯЦИЕЙ РОТОРА 2012
  • Бюттнер Клаус
  • Кирхнер Клаус
  • Мюллер Михаэль
RU2587543C2
Закрытая обдуваемая электрическая машина 1984
  • Андрияка Владимир Николаевич
  • Соколова Галина Анатольевна
  • Федюшкин Анатолий Михайлович
  • Яковлев Александр Иванович
SU1170555A2
ЧЕРПАКОВЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС 2006
  • Загрядцкий Владимир Иванович
  • Кобяков Евгений Тихонович
RU2309296C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1996
  • Нефедов В.Ф.
RU2107377C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1996
  • Горелик Л.В.
RU2089033C1
ДИНАМОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВОЗДУШНО-ВОДЯНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2011
  • Меммингер Оливер
  • Шеберль Фридрих
RU2561146C2
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2000
  • Русаковский А.М.
  • Балкинд О.Я.
  • Вахитов Ю.Г.
  • Горелик Л.В.
  • Деснер О.Г.
  • Кравчик А.Э.
  • Крутояров А.В.
  • Петров С.В.
  • Пискунов С.В.
RU2173018C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА 2004
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2283525C2
Электрическая машина 1991
  • Бурковский Анатолий Николаевич
  • Дмитренко Юрий Иванович
  • Збарский Леонид Александрович
  • Ширнин Иван Григорьевич
  • Захарченко Петр Иванович
  • Красников Геннадий Васильевич
  • Поршнев Юрий Васильевич
SU1820978A3

Реферат патента 1997 года АСИНХРОННЫЙ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Использование: в электрических машинах переменного тока. Сущность изобретения: двигатель содержит кожух 1, станину 3 с примыкающими к ней статором 2 с обмоткой и подшипниковыми щитами 4. Вентилятор 7 установлен на валу 5 ротора 6 между одним из подшипниковых щитов 4 и кожухом 1. Внутренний объем двигателя разделен на две части двумя жесткими диафрагмами 8. Каждая диафрагма 8 примыкает одной стороной к статору 2 вблизи обмотки, а другой стороной - к станине 3 вблизи места ее сопряжения с подшипниковым щитом 4. В статоре 2 выполнены аксиальные каналы 9 между местами крепления диафрагм 8 и станиной 3. В станине 3 между статором 2 и диафрагмами 8 с обеих сторон выполнены радиальные отверстия 10, над которыми установлены отклоняющие козырьки 11. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 094 929 C1

Асинхронный взрывобезопасный двигатель с воздушным охлаждением, содержащий кожух, станину с примыкающими к ней статором с обмоткой и подшипниковыми щитами, вентилятор, установленный на валу ротора между одним из подшипниковых щитов и кожухом, отличающийся тем, что внутренний объем двигателя разделен на две части двумя жесткими диафрагмами, при этом каждая диафрагма примыкают одной стороной к статору вблизи обмотки, а другой стороной к станине вблизи места ее сопряжения с подшипниковым щитом, в статоре выполнены аксиальные каналы, размещенные между местами крепления диафрагмы и станиной, а в станине между статором и диафрагмами с обеих сторон выполнены радиальные отверстия, над которыми установлены отклоняющие козырьки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2094929C1

Электрическая машина закрытого исполнения 1973
  • Куцын Николай Андреевич
  • Поршнев Юрий Васильевич
  • Останькович Евгений Владимирович
  • Жабров Михаил Григорьевич
  • Антонов Геннадий Петрович
SU568996A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 094 929 C1

Авторы

Невзлин Борис Исаакович[Ua]

Загирняк Михаил Васильевич[Ua]

Орлов Владимир Викторович[Ua]

Гринь Геннадий Михайлович[Ua]

Захарченко Сергей Петрович[Ua]

Журавлев Игорь Владимирович[Ua]

Даты

1997-10-27Публикация

1993-04-02Подача