УСТРОЙСТВО ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННЫХ МАШИН Российский патент 1997 года по МПК H02P9/14 

Описание патента на изобретение RU2095934C1

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам возбуждения, и может быть использовано для обеспечения устойчивости синхронных электрических машин путем форсирования тока возбуждения.

Известно устройство для возбуждения синхронных машин, в котором обмотка возбуждения через мостовой выпрямитель подключена к m-фазовому источнику питания (трансформатору) [1] Такое устройство лежит в основе тиристорных управляемых возбудителей (ТВУ) типа ТЕ-8 и ВТЕ, широко используемых на газокомпрессорных станциях с электроприводами. В рабочем режиме система управления обеспечивает угол управления вентилями тиристорного моста близкий к α+60o и выходное напряжение ТВУ равно половине максимального. В форсировочном режиме a=0o напряжение, и ток обмотки возбуждения удваивается. Недостатком такого устройства является низкий коэффициент мощности COSФ 0,42-0,505, низкое качество выходного напряжения в рабочем режиме (коэффициент искажения имеет величину Кис 1,24), повышенные потери в источнике питания, повышенные массогабаритные показатели, т.к. источник питания рассчитывается на полную мощность режима форсировки.

Наиболее близким к изобретению является устройство возбуждения синхронной машины, содержащее m-фазный источник питания, вторичные обмотки которого через тиристорную мостовую схему выпрямления подсоединена к обмотке возбуждения, встречно включенный вентиль, анод которого соединен с анодной группой указанной схемы выпрямления, а катод с нулевой точкой m-фазного источника питания, выполненного, например в виде трансформатора [2]
В нормальном рабочем режиме включена катодная группа и "нулевой" тиристор (встречно включенный вентиль). В режиме форсировки работают катодная и анодная группы, а "нулевой" тиристор отключен. Таким образом, в рабочем режиме обмотка возбуждения синхронной машины питается от нулевой схемы выпрямителя, а в формировочном от мостовой. Недостатком такого устройства является качество напряжения в рабочем режиме, повышенные массогабаритные показатели вследствие наличия токов нулевой последовательности.

Целью изобретения является улучшение массогабаритных показателей, уменьшение потерь в источнике питания и улучшение качества выходного напряжения.

На чертеже представлена схема устройства возбуждения синхронной машины.

Устройство возбуждения синхронной машины содержит m-фазный источник питания, например трехфазный источник напряжения (трансформатор), вторичные обмотки которого соединены через тиристорную мостовую схему выпрямления с анодной 2 и катодной 3 группами тиристоров и подсоединены к обмотке возбуждения (к первой полуобмотке) 6.1, которая снабжена независимой параллельной ветвью (полуобмоткой), 6.2, подключенной через вторую тиристорную схему выпрямления с анодной 4 и катодной 5 группами тиристоров к вторичным обмоткам m-фазного источника питания. Устройство содержит также встречно включенный первый вентиль 7.1, анод которого соединен с анодной группой первой из указанных схем выпрямления, а катод с нулевой точкой m-фазного источника питания, и второй встречно-включенный вентиль 7.2.

Катодная группа второй тиристорной мостовой схемы выпрямления через второй встречно включенный вентиль 7.2 соединена с катодом первого встречно-включенного вентиля 7.1.

Устройство возбуждения синхронной машины работает следующим образом. В рабочем режиме полуобмотки возбуждения 6.1 и 6.2 питаются от источника питания 1 по цепям: катодная группа 2, полуобмотка 6.1, вентиль 7.1, нулевая точка источника питания, вентиль 7.2, полуобмотка 6.2, анодная группа 5. Для обеспечения номинального напряжения возбуждения угол управления тиристорами a 0o. В этом случае катодная группа 2 и анодная группа 5 образуют мостовую схему выпрямления по отношению к вторичным обмоткам трансформатора (источника питания). Устройство позволяет также осуществлять раздельное регулирование тока возбуждения полуобмоток 6.1 и 6.2, например, для осуществления режима потребления реактивной мощности при сохранении устойчивости синхронной машины в рабочем режиме, что расширяет его функциональные возможности.

В форсировочном режиме импульсы управления подаются на все четыре тиристорные группы 2-5 с a 0o, и ток возбуждения в полуобмотках удваивается. Ввиду кратковременности режима форсировки в качестве расчетной принимается мощность источника питания (трансформатора) в рабочем режиме, т.е. Pтр Pов • Pов, где Pов суммарная мощность обмоток возбуждения 6.1 и 6.2 в рабочем режиме, Крм 1,05 коэффициент передачи по мощности мостовой схеме выпрямления. Коэффициент форсировки магнитного поля при расположении осей полуобмоток возбуждения под углом 90o составит величину не менее 1,4.

В устройстве, принятом за прототип, в рабочем режиме обмотка возбуждения синхронной машины питается от нулевой схемы выпрямления. Расчетная мощность источника питания в прототипе будет Pтр Pрн • Pов, где Крн 1,345 коэффициент передачи по мощности нулевой схемы выпрямления.

Таким образом, применение предлагаемого устройства системы возбуждения синхронных машин взамен устройства, которым является прототип, позволяет уменьшить масоогабаритные показатели источника питания (трансформатора) и уменьшить его установленную мощность
DP = 1,345×Pов= 1,05×Pов= 0,295×Pов.
Кроме того, использование предлагаемого устройства возбуждения синхронных машин позволяет в два раза снизить потери в источнике питания по сравнению с прототипом.

При использовании двух отдельных мосто-нулевых схем (прототип) мощность потерь в источнике питания будет:

где
J2 ток во вторичных обмотках трансформатора, Jfn ток в обмотке возбуждения синхронной машины в номинальном режиме.

Ra активное сопротивление фазы вторичной обмотки трансформатора.

При использовании предлагаемого изобретения (каскадное соединение мосто-нудевых схем) мощность потерь в источнике питания:

Таким образом, изобретение обеспечит экономию электроэнергии и снижение массогабаритных показателей систем возбуждения синхронных машин.

Похожие патенты RU2095934C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННЫХ МАШИН 1996
  • Галиновский А.М.
  • Галиновская Е.А.
  • Жирнов А.В.
  • Семенов П.С.
  • Матросов В.И.
RU2095935C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ВРАЩАЮЩИМСЯ ТИРИСТОРНЫМ ВЫПРЯМИТЕЛЕМ (ВАРИАНТЫ) 1994
  • Галиновский А.М.
  • Савельев Ю.Е.
  • Дубчак Е.М.
  • Матросов В.И.
  • Тужилкин В.Н.
RU2113048C1
Устройство для возбуждения бесщеточных электрических машин 1976
  • Мадорский Лев Залманович
  • Лапаев Кронид Васильевич
  • Николаева Ирина Сергеевна
  • Фукс Виктор Маркович
SU692052A1
Электропривод переменного тока 1989
  • Звездин Александр Николаевич
  • Эпштейн Виктор Игоревич
SU1781807A1
Управляемый выпрямитель 1973
  • Игольников Юрий Соломонович
  • Нейн Иван Александрович
SU538465A1
Стенд для обкатки и испытания двигателя внутреннего сгорания 1980
  • Дробышев Юрий Васильевич
  • Довбня Владимир Константинович
SU1002875A2
Статический возбудитель электрических машин 1991
  • Иванов Геннадий Иванович
  • Раковский Станислав Павлович
  • Иванов Владимир Геннадьевич
SU1786618A1
Электропривод с устройством для возбуждения синхронной машины 1982
  • Низимов Виктор Борисович
SU1119157A1
Устройство для регулирования активно-реактивной мощности в энергосистеме 1989
  • Лазарев Николай Семенович
  • Стукачев Анатолий Викторович
  • Якимец Игорь Владимирович
SU1778756A1
Устройство для реверсивного регулирования возбуждения электрической машины с продольно-поперечными обмотками возбуждения 1988
  • Лабунец Игорь Александрович
  • Лохматов Александр Павлович
  • Пиковский Аркадий Владимирович
  • Шакарян Юрий Гевондович
  • Шапиро Борис Леонидович
  • Зозулин Юрий Васильевич
  • Кузьмин Виктор Владимирович
SU1688368A1

Реферат патента 1997 года УСТРОЙСТВО ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННЫХ МАШИН

Использование: устройство относится к электротехнике, а именно к системам возбуждения, и может быть использовано для обеспечения устойчивости синхронных электрических машин путем форсирования тока возбуждения, Сущность: в устройстве возбуждения синхронной машины для уменьшения расчетной мощности, уменьшения потерь источника питания обмотка возбуждения разделена на две независимые параллельные ветви, каждая из которых через мостовую схему выпрямления подсоединена к m-фазному источнику питания, причем катодная группа одного мостового выпрямителя через два встречно включенных вентиля соединена с анодной группой другого мостового выпрямителя, а точка соединения анода и катода встречно включенных вентилей соединена с нулевой точкой источника питания. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 095 934 C1

Устройство возбуждения синхронной машины, содержащее m-фазный источник питания, вторичные обмотки которого через тиристорную мостовую схему выпрямления подсоединены к обмотке возбуждения, встречно включенный вентиль, анод которого соединен с анодной группой указанной схемы выпрямления, а катод с нулевой точкой m-фазного источника питания, отличающееся тем, что обмотка возбуждения снабжена второй независимой параллельной ветвью, которая через вторую тиристорную мостовую схему выпрямления подсоединена к вторичным обмоткам m-фазного источника питания, причем катодная группа второй тиристорной мостовой схемы выпрямления через второй встречно включенный вентиль соединена с катодом первого встречно включенного вентиля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2095934C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Вадатурский В
М., Круглый А
А., Домбровская 3
Г
Облицовка комнатных печей 1918
  • Грум-Гржимайло В.Е.
SU100A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
ВОЗБУДИТЕЛЬ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 0
SU272422A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 095 934 C1

Авторы

Галиновский А.М.

Ленская Е.А.

Жирнов А.В.

Ивко А.Т.

Матросов В.И.

Даты

1997-11-10Публикация

1996-04-18Подача