Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к летательным аппаратам на криогенных топливах, и может быть использовано в различных областях промышленности.
Известен способ заправки бака криогенной жидкостью, при котором подают криогенную жидкость из заправочной емкости в заправляемый бак через фильтр, при этом перед фильтрацией жидкость охлаждают до температуры кристаллизации растворенных в ней примесей (Филин Н.В. и Буланов А.В. Жидкостные криогенные системы. Л. Машиностроение, 1885, с. 229-231).
Недостатком данного способа является то, что после кристаллизации примесей, их отстоя в баке и отфильтровывания значительная часть примесей может оставаться в растворенном виде и поступать в заправляемый бак вместе с криогенной жидкостью, кроме того при грубой фильтрации значительная часть кристаллов с преимущественным размером менее 15 мкм также не задерживается фильтром. В случае, если в процессе эксплуатации давление в баках понижается до уровня, при котором температура криогенной жидкости оказывается ниже, чем температура заправляемой жидкости, растворенные примеси могут выпадать из криогенной жидкости в заправляемом баке в виде кристаллов и вместе с проходящими через фильтр кристаллами накапливаться в баке от заправки к заправке, что потребует периодических отогревов бака для удаления накопившихся примесей. Периодические отогревы и продувки баков для очистки от накопившихся примесей требуют затрат времени, энергии и нежелательны в эксплуатации.
В случае жидкого водорода это могут быть, например, кристаллы кислорода и азота, что крайне нежелательно, так как накопление этих примесей может привести к отказам агрегатов или их забивке кристаллами, а также к взрыву смеси жидкого водорода с кристаллами кислорода. Для исключения этого предусматриваются технологические отогревы, что ведет к усложнению эксплуатации.
Решение технической задачи достигается тем, что процесс охлаждения криогенной жидкости в заправочной емкости осуществляют до температуры ниже, чем минимальная температура криогенной жидкости в заправляемом баке в процессе эксплуатации, но не ниже температуры кристаллизации криогенной жидкости без примесей, при этом подачу криогенной жидкости в заправляемый бак осуществляют через фильтр с тонкостью фильтрации 5-40 мкм с повышением температуры криогенной жидкости по линии заправки.
На фиг. 1 изображена схема устройства, в котором реализован способ заправки летательного аппарата криогенным топливом путем повышения давления в заправочной емкости.
Способ заправки летательного аппарата криогенным топливом осуществляется следующим образом.
Топливо в заправляемый бак 1 подают по заправочному трубопроводу 2 с перекрывным клапаном 3, отсекающим заправляемый бак от стыковочного узла 4, через фильтр 5, клапан 6 из заправочной емкости 7, которая может быть оборудована теплообменником 8.
Соблюдается следующий порядок операций. В заправочной емкости 7 производят понижение температуры топлива до Ткр.т.зап (температура криогенного топлива в заправщике), при этом уровень температуры должен быть ниже, чем минимальная температура основной массы топлива в заправляемом баке одного летательного аппарата Ткр.и.б (температура криогенного топлива в заправляемом баке), но выше температуры кристаллизации чистого топлива Ткрист. чист.т для исключения его замерзания в заправочной емкости.
Охлаждение топлива в заправочной емкости 7 может осуществляться, например, с помощью прокачки хладагента по теплообменнику 8 или временным понижением давления в баке с выкипанием части топлива.
При этом вследствие уменьшения растворимости газов в криогенном топливе, например, кислорода и азота в водороде, происходит выделение их из раствора в виде кристаллов, которые постепенно оседают на дно бака 7.
Далее производят заправку бака 1 при открытых отсечных клапанах 5 и 6 на трубопроводах заправки 2 бака и заправщика через фильтр 5 с тонкостью фильтрации 5-40 мкм и стыковочный узел 4.
Перекачка топлива может производиться увеличением давления в заправочной емкости 7 непосредственно перед заправкой.
На фиг. 2 изображена схема устройства, в которой реализован способ заправки летательного аппарата с помощью насоса 9. При этом отсутствует подогрев топлива в емкости 7 в процессе заправки и не происходит частичного обратного растворения кристаллов примесей.
В связи с тем, что в заправочном трубопроводе 2 за счет естественного теплопритока криогенной жидкости и поддержания температуры в баке 1 Ткр.т.б на более высоком уровне, температура заправляемого криогенного топлива повышается, а выпадение осадков в виде отвержденных газов в баке исключается.
Использование предлагаемого способа заправки летательного аппарата криогенным топливом позволяет обеспечить существенное уменьшение содержания газовых примесей в топливе, поступающем в заправляемую емкость, исключает выпадение и накопление отвержденных газов в баках летательных аппаратов и практически исключает необходимость их периодических отогревов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПЕРЕКАЧКИ КРИОГЕННЫХ ЖИДКОСТЕЙ | 1995 |
|
RU2096270C1 |
СПОСОБ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛИ САМОЛЕТА ПРИ ОТКАЗЕ ОДНОГО ИЗ НИХ И/ИЛИ ТОПЛИВОПРОВОДА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2112151C1 |
КРИОГЕННАЯ СИСТЕМА | 1994 |
|
RU2132015C1 |
ТЕПЛОИЗОЛИРОВАННЫЙ КРИОГЕННЫЙ БАК | 1995 |
|
RU2117210C1 |
СПОСОБ ДРЕНАЖА ПАРОВ КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2096271C1 |
СОЕДИНЕНИЕ КРИОГЕННЫХ ТРУБОПРОВОДОВ | 1995 |
|
RU2123149C1 |
СПОСОБ ХРАНЕНИЯ КРИОГЕННОЙ ЖИДКОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2083912C1 |
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА КРИОГЕННЫМ ТОПЛИВОМ | 1991 |
|
SU1805618A1 |
СИСТЕМА ЗАПРАВКИ КРИОГЕННЫМ ТОПЛИВОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1991 |
|
RU2034753C1 |
СИСТЕМА ЗАПРАВКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА КРИОГЕННЫМ ТОПЛИВОМ | 1991 |
|
SU1815919A1 |
Изобретение относится к топливным системам летательных аппаратов, работающих на сжиженном газе. Сущность изобретения: повышение чистоты заправляемого криогенного топлива и уменьшение накопления отвержденных газовых вредных примесей в баках достигается путем охлаждения криогенного топлива в заправочной емкости до температуры ниже, чем минимальная температура криогенного топлива в заправляемом баке в процессе эксплуатации, но не ниже температуры кристаллизации без примесей и перекачки в заправляемый бак через фильтр с тонкостью фильтрации 5-40 мкм с повышением температуры топлива по линии заправки. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Заявка ФРГ N 4129020, кл | |||
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот | 1920 |
|
SU17A1 |
КОЛЁСНО-МОТОРНЫЙ БЛОК ТЕПЛОВОЗА | 2013 |
|
RU2543129C2 |
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот | 1920 |
|
SU17A1 |
Филин Н.В | |||
и др | |||
Жидкостные криогенные системы | |||
- Л.: Машиностроение, с | |||
Приспособление для подачи воды в паровой котел | 1920 |
|
SU229A1 |
Авторы
Даты
1997-11-27—Публикация
1994-03-02—Подача