СПОСОБ ЗАПРАВКИ БАКА КРИОГЕННОЙ ЖИДКОСТЬЮ Российский патент 1997 года по МПК B64D37/34 F17C5/04 

Описание патента на изобретение RU2097280C1

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к летательным аппаратам на криогенных топливах, и может быть использовано в различных областях промышленности.

Известен способ заправки бака криогенной жидкостью, при котором подают криогенную жидкость из заправочной емкости в заправляемый бак через фильтр, при этом перед фильтрацией жидкость охлаждают до температуры кристаллизации растворенных в ней примесей (Филин Н.В. и Буланов А.В. Жидкостные криогенные системы. Л. Машиностроение, 1885, с. 229-231).

Недостатком данного способа является то, что после кристаллизации примесей, их отстоя в баке и отфильтровывания значительная часть примесей может оставаться в растворенном виде и поступать в заправляемый бак вместе с криогенной жидкостью, кроме того при грубой фильтрации значительная часть кристаллов с преимущественным размером менее 15 мкм также не задерживается фильтром. В случае, если в процессе эксплуатации давление в баках понижается до уровня, при котором температура криогенной жидкости оказывается ниже, чем температура заправляемой жидкости, растворенные примеси могут выпадать из криогенной жидкости в заправляемом баке в виде кристаллов и вместе с проходящими через фильтр кристаллами накапливаться в баке от заправки к заправке, что потребует периодических отогревов бака для удаления накопившихся примесей. Периодические отогревы и продувки баков для очистки от накопившихся примесей требуют затрат времени, энергии и нежелательны в эксплуатации.

В случае жидкого водорода это могут быть, например, кристаллы кислорода и азота, что крайне нежелательно, так как накопление этих примесей может привести к отказам агрегатов или их забивке кристаллами, а также к взрыву смеси жидкого водорода с кристаллами кислорода. Для исключения этого предусматриваются технологические отогревы, что ведет к усложнению эксплуатации.

Решение технической задачи достигается тем, что процесс охлаждения криогенной жидкости в заправочной емкости осуществляют до температуры ниже, чем минимальная температура криогенной жидкости в заправляемом баке в процессе эксплуатации, но не ниже температуры кристаллизации криогенной жидкости без примесей, при этом подачу криогенной жидкости в заправляемый бак осуществляют через фильтр с тонкостью фильтрации 5-40 мкм с повышением температуры криогенной жидкости по линии заправки.

На фиг. 1 изображена схема устройства, в котором реализован способ заправки летательного аппарата криогенным топливом путем повышения давления в заправочной емкости.

Способ заправки летательного аппарата криогенным топливом осуществляется следующим образом.

Топливо в заправляемый бак 1 подают по заправочному трубопроводу 2 с перекрывным клапаном 3, отсекающим заправляемый бак от стыковочного узла 4, через фильтр 5, клапан 6 из заправочной емкости 7, которая может быть оборудована теплообменником 8.

Соблюдается следующий порядок операций. В заправочной емкости 7 производят понижение температуры топлива до Ткр.т.зап (температура криогенного топлива в заправщике), при этом уровень температуры должен быть ниже, чем минимальная температура основной массы топлива в заправляемом баке одного летательного аппарата Ткр.и.б (температура криогенного топлива в заправляемом баке), но выше температуры кристаллизации чистого топлива Ткрист.чист.т для исключения его замерзания в заправочной емкости.

Охлаждение топлива в заправочной емкости 7 может осуществляться, например, с помощью прокачки хладагента по теплообменнику 8 или временным понижением давления в баке с выкипанием части топлива.

При этом вследствие уменьшения растворимости газов в криогенном топливе, например, кислорода и азота в водороде, происходит выделение их из раствора в виде кристаллов, которые постепенно оседают на дно бака 7.

Далее производят заправку бака 1 при открытых отсечных клапанах 5 и 6 на трубопроводах заправки 2 бака и заправщика через фильтр 5 с тонкостью фильтрации 5-40 мкм и стыковочный узел 4.

Перекачка топлива может производиться увеличением давления в заправочной емкости 7 непосредственно перед заправкой.

На фиг. 2 изображена схема устройства, в которой реализован способ заправки летательного аппарата с помощью насоса 9. При этом отсутствует подогрев топлива в емкости 7 в процессе заправки и не происходит частичного обратного растворения кристаллов примесей.

В связи с тем, что в заправочном трубопроводе 2 за счет естественного теплопритока криогенной жидкости и поддержания температуры в баке 1 Ткр.т.б на более высоком уровне, температура заправляемого криогенного топлива повышается, а выпадение осадков в виде отвержденных газов в баке исключается.

Использование предлагаемого способа заправки летательного аппарата криогенным топливом позволяет обеспечить существенное уменьшение содержания газовых примесей в топливе, поступающем в заправляемую емкость, исключает выпадение и накопление отвержденных газов в баках летательных аппаратов и практически исключает необходимость их периодических отогревов.

Похожие патенты RU2097280C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПЕРЕКАЧКИ КРИОГЕННЫХ ЖИДКОСТЕЙ 1995
  • Малышев Валентин Всеволодович[Ru]
  • Гальперин Сергей Борисович[Ru]
  • Логвинюк Вячеслав Петрович[Ru]
  • Графваллнер Франц[De]
  • Люгер Петер[De]
  • Мюллер Мартин[De]
  • Пеллер Гельмут[De]
RU2096270C1
СПОСОБ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛИ САМОЛЕТА ПРИ ОТКАЗЕ ОДНОГО ИЗ НИХ И/ИЛИ ТОПЛИВОПРОВОДА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Малышев Валентин Всеволодович[Ru]
  • Гальперин Сергей Борисович[Ru]
  • Голов Игорь Владимирович[Ru]
  • Графваллнер Франц[De]
  • Люгер Петер[De]
  • Мюллер Мартин[De]
  • Пеллер Гельмут[De]
RU2112151C1
КРИОГЕННАЯ СИСТЕМА 1994
  • Шенгардт А.С.(Ru)
  • Малышев В.В.(Ru)
  • Графваллнер Франц
  • Люгер Петер
  • Мюллер Мартин
  • Пеллер Гельмут
RU2132015C1
ТЕПЛОИЗОЛИРОВАННЫЙ КРИОГЕННЫЙ БАК 1995
  • Солозобов В.И.(Ru)
  • Слободчиков А.С.(Ru)
  • Шенгардт А.С.(Ru)
  • Графваллнер Франц
  • Люгер Петер
  • Мюллер Мартин
  • Пеллер Гельмут
RU2117210C1
СПОСОБ ДРЕНАЖА ПАРОВ КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА 1995
  • Ковалев Андрей Эдуардович[Ru]
  • Малышев Валентин Всеволодович[Ru]
  • Гальперин Сергей Борисович[Ru]
  • Шенгардт Александр Сергеевич[Ru]
  • Логвинюк Вячеслав Петрович[Ru]
  • Графваллнер Франц[De]
  • Люгер Петер[De]
  • Мюллер Мартин[De]
  • Пеллер Гельмут[De]
RU2096271C1
СОЕДИНЕНИЕ КРИОГЕННЫХ ТРУБОПРОВОДОВ 1995
  • Малышев В.В.(Ru)
  • Логвинюк В.П.(Ru)
  • Игнатов А.И.(Ru)
  • Графваллнер Франц
  • Люгер Петер
  • Мюллер Мартин
  • Пеллер Гельмут
RU2123149C1
СПОСОБ ХРАНЕНИЯ КРИОГЕННОЙ ЖИДКОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Малышев Валентин Всеволодович[Ru]
  • Гальперин Сергей Борисович[Ru]
  • Логвинюк Вячеслав Петрович[Ru]
  • Графваллнер Франц[De]
  • Люгер Петер[De]
  • Мюллер Мартин[De]
  • Пеллер Гельмут[De]
RU2083912C1
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА КРИОГЕННЫМ ТОПЛИВОМ 1991
  • Логвинюк В.П.
  • Озерецковский В.С.
  • Малышев В.В.
SU1805618A1
СИСТЕМА ЗАПРАВКИ КРИОГЕННЫМ ТОПЛИВОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1991
  • Ковалев А.Э.
  • Гальперин С.Б.
  • Малышев В.В.
RU2034753C1
СИСТЕМА ЗАПРАВКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА КРИОГЕННЫМ ТОПЛИВОМ 1991
  • Ковалев А.Э.
  • Гальперин С.Б.
  • Малышев В.В.
SU1815919A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 097 280 C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ЗАПРАВКИ БАКА КРИОГЕННОЙ ЖИДКОСТЬЮ

Изобретение относится к топливным системам летательных аппаратов, работающих на сжиженном газе. Сущность изобретения: повышение чистоты заправляемого криогенного топлива и уменьшение накопления отвержденных газовых вредных примесей в баках достигается путем охлаждения криогенного топлива в заправочной емкости до температуры ниже, чем минимальная температура криогенного топлива в заправляемом баке в процессе эксплуатации, но не ниже температуры кристаллизации без примесей и перекачки в заправляемый бак через фильтр с тонкостью фильтрации 5-40 мкм с повышением температуры топлива по линии заправки. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 097 280 C1

1. Способ заправки бака криогенной жидкостью, заключающийся в охлаждении жидкости в заправщике до температуры, вызывающей выделение кристаллов газовых примесей, имеющих более высокую температуру перехода в твердое агрегатное состояние, чем заправляемая жидкость, и последующей подаче жидкости через трубопроводы и фильтр, задерживающий примеси размером более 40 мкм, в заправляемый бак, отличающийся тем, что жидкость подают в бак с помощью насоса или путем повышения давления в заправщике непосредственно после ее охлаждения, а в процессе движения жидкости по трубопроводам повышают температуру до величины, которая выше температуры кристаллизации отвержденных газов примеси, но ниже минимальной температуры жидкости в баке в процессе эксплуатации. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что процесс подачи жидкости осуществляют через фильтр с тонкостью фильтрации 5 40 мкм. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что температуру жидкости в процессе движения по трубопроводам повышают за счет естественного теплопритока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2097280C1

Заявка ФРГ N 4129020, кл
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот 1920
  • Евсеев А.П.
SU17A1
КОЛЁСНО-МОТОРНЫЙ БЛОК ТЕПЛОВОЗА 2013
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Киселёв Валентин Иванович
  • Коссов Валерий Семёнович
  • Радин Сергей Юрьевич
  • Клокова Татьяна Владимировна
RU2543129C2
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот 1920
  • Евсеев А.П.
SU17A1
Филин Н.В
и др
Жидкостные криогенные системы
- Л.: Машиностроение, с
Приспособление для подачи воды в паровой котел 1920
  • Строганов Н.С.
SU229A1

RU 2 097 280 C1

Авторы

Малышев Валентин Всеволодович[Ru]

Логвинюк Вячеслав Петрович[Ru]

Озерецковский Владимир Сергеевич[Ru]

Шенгардт Александр Сергеевич[Ru]

Графваллнер Франц[De]

Люгер Петер[De]

Мюллер Мартин[De]

Пеллер Гельмут[De]

Даты

1997-11-27Публикация

1994-03-02Подача