Изобретение относится к авиационной технике, в особенности к многодвигательным самолетам, использующим криогенное топливо, особенно жидкий водород.
Известен способ подачи топлива в случае отказа двигателя и/или топливопровода к исправному двигателю/двигателям по исправному топливопроводу, при котором для этого закрывают пожарный кран отказавшего двигателя и осуществляют перекачку топлива из бака или группы баков отказавшего двигателя к исправным двигателям (см. книгу Лещинер Л.Б. и др. Проектирование топливных систем самолетов. - М.: Машиностроение, 1975, с. 56 - 58).
Однако применение такого способа при использовании криогенных топлив невозможно, так как возможно кипение топлива и накопление газообразной фазы, которая затем при эволюциях самолета или изменении давления в топливопроводе может попасть на вход двигателя и привести к неустойчивой его работе и даже останову. При открытии крана газовый пузырь из трубопровода может попасть в еще исправный двигатель и вывести его из строя.
Задачей изобретения является повышение надежности способа подачи топлива в двигатели путем исключения этих недостатков.
Это достигается тем, что в способе подачи топлива в двигатели самолета при отказе одного из них и/или топливопровода, преимущественно в топливной системе, использующей криогенное топливо, особенно жидкий водород, заключающемся в том, что закрывают пожарный кран отказавшего двигателя и осуществляют перекачку топлива из бака или группы баков отказавшего двигателя к исправным двигателям, топливо перекачивают из бака, или группы баков отказавшего двигателя непосредственно в бак, или группы баков исправного двигателя или двигателей, или в баки, общие для всех двигателей, для чего открывают кран на магистрали перекачки, соединяющей внутрибаковый участок трубопровода питания отказавшего двигателя с баком, или группой баков исправного двигателя или двигателей, или с общими для всех двигателей баками, и/или осуществляют перекачку топлива из бака или группы баков отказавшего двигателя с помощью специального насоса или насосов, установленных соответственно в баке или группе отказавшего двигателя, для чего открывают кран, установленный на магистрали, соединяющей этот насос или насосы с баком, или группой баков исправного двигателя или двигателей, или с общими для всех двигателей баками, и закрывают кран на магистрали, соединяющей общие для всех двигателей баки с баком или группой баков отказавшего двигателя.
Известная топливная система многодвигательного самолета, содержащая топливный бак или группы баков для питания каждого двигателя или общие баки для всех двигателей, топливопроводы, насосы и краны (см. указанную выше книгу, с. 100 - 104).
Однако эта система в случае применения ее для криогенного топлива имеет существенный недостаток, заключающийся в возможности вскипания топлива и накопления газообразной фазы, которая при попадании в исправный двигатель может вывести его из строя.
Задачей изобретения является повышение надежности работы топливной системы при использовании в ней криогенного топлива, особенно жидкого водорода.
Это достигается тем, что в топливной системе многодвигательного самолета, содержащей топливный бак, или группы баков для питания каждого двигателя, или общие баки для всех двигателей, топливопроводы, насосы и краны, тополивопроводы питания каждого двигателя соединены непосредственно внутри бака или группы баков посредством магистралей перекачки топлива и установленных на них запорных кранов с баком, или группой баков другого двигателя или двигателей, или с общим баком для всех двигателей.
Кроме того, топливная система снабжена установленным в баке или группе баков каждого двигателя соответственно специальным насосом или насосами перекачки.
При этом насос перекачки выполнен в виде струйного эжекторного насоса.
На фиг. 1 показана система, реализующая данный способ для самолета, имеющего два двигателя и три топливных бака, в том числе один общий для обоих двигателей; на фиг. 2 - способ перекачки при нормальной работе; на фиг. 3 - способ перекачки при отказе одного из двигателей или топливопровода.
Топливная система многодвигательного самолета, реализующая указанный способ питания (фиг. 1), включает расходные топливные баки 1 и 2 и очередной топливный бак 3, в которых установлены насосы 4, 5, 6, 7. Расходные баки соединены трубопроводами 8 и 9, оборудованными пожарными кранами 10 и 11, с двигателями 12 и 13 и с очередным баком трубопроводами 14 и 15 с кранами 16 и 17. При этом трубопроводы 8 и 14, а также 9 и 15 соединяются между собой непосредственно внутри баков 1 и 2.
Очередной бак соединен трубопроводами 18 и 19, оборудованными кранами 20 и 21, с расходными баками.
При отсутствии в составе системы общего очередного бака расходные баки соединены между собой трубопроводами 22 и 23, оборудованными кранами 24 и 25.
Способ осуществляется следующим образом.
При нормальной работе топливо из баков 1 и 2 подают по трубопроводам 8 и 9 через пожарные краны 10 и 11 к двигателям 12 и 13 при помощи насосов 4 и 7. Топливо из общего для всех двигателей бака 3 подают в баки 1 и 2 по трубопроводам 18 и 19, оборудованным кранами 20 и 21, при помощи насосов 5 и 6. При отказе, например, двигателя 12 закрывают пожарный кран 10, расположенный на трубопроводе 8 питания, и открывают кран 16 на трубопроводе 14, по которому топливо из бака 1 перекачивают в общий для всех двигателей бак 3, топливо из которого подают на двигатель 13 так же, как и ранее. При этом кран 20 закрывают и насос 5 выключают. При отсутствии общего для всех двигателей бака топливо из бака отказавшего двигателя/топливопровода, например бака 1, перекачивают по трубопроводу 22, открывая кран 24, в бак 2 исправного двигателя. Если в трубопроводах перекрестной перекачки 14 или 22 образуются пузыри, то при попадании в бак 2 они конденсируются или всплывают, не попадая в насос 7 и трубопровод 9.
Использование изобретения позволит повысить надежность питания двигателей криогенным топливом как при исправном состоянии двигателей/топливопроводов, так и при их отказах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПЕРЕКАЧКИ КРИОГЕННЫХ ЖИДКОСТЕЙ | 1995 |
|
RU2096270C1 |
СПОСОБ ЗАПРАВКИ БАКА КРИОГЕННОЙ ЖИДКОСТЬЮ | 1994 |
|
RU2097280C1 |
СПОСОБ ДРЕНАЖА ПАРОВ КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2096271C1 |
КРИОГЕННАЯ СИСТЕМА | 1994 |
|
RU2132015C1 |
ТЕПЛОИЗОЛИРОВАННЫЙ КРИОГЕННЫЙ БАК | 1995 |
|
RU2117210C1 |
СПОСОБ ХРАНЕНИЯ КРИОГЕННОЙ ЖИДКОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2083912C1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА | 1990 |
|
SU1802494A1 |
СОЕДИНЕНИЕ КРИОГЕННЫХ ТРУБОПРОВОДОВ | 1995 |
|
RU2123149C1 |
СИСТЕМА ПОДАЧИ КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2192989C2 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА | 2005 |
|
RU2287458C1 |
Изобретение относится к топливным системам многодвигательных самолетов, использующих криогенное топливо. Сущность изобретения заключается в следующем. При отказе одного из двигателей и/или топливопровода осуществляют перекачку топлива из бака или группы баков отказавшего двигателя непосредственно в бак или группы баков исправного двигателя или двигателей или в баки, общие для всех двигателей. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Лещинер Л.Б | |||
и др | |||
Проектирование топливных систем самолетов | |||
- М.| Машиностроение, 1975, с.56 - 58, с.100 - 104. |
Авторы
Даты
1998-05-27—Публикация
1994-03-02—Подача