Изобретение относится к грузоподъемной технике, а именно к автоподъемникам для проведения пожаротушения, спасательных (эвакуационных) работ при пожарах в высотных объектах.
Известны пожарные коленчатые автоподъемники, имеющие много общего с автолестницами, но существенно отличающиеся от них подъемным устройством, выполняемым в виде шарнирно-телескопической стрелы (Отраслевой каталог "Пожарная техника", 1991, с.56, модели АКП-30).
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является коленчатый автоподъемник финской фирмы "Бронто-750" прототип (Ю.Ф.Яковенко. Современные пожарные автомобили, М. 1988, с.260-261). Он содержит шасси, шарнирно-телескопическую стрелу с выдвижным звеном и люлькой, оснащенной пожарно-техническим оборудованием. Автоподъемник обладает большей, чем автолестницы, маневренностью. Однако он лишен возможности осуществления непрерывной эвакуации пострадавших в сочетании с одновременным ведением пожаротушения на широком фронте огня (более 50 м).
Целью изобретения является обеспечение пожаротушения на широком фронте (более 50 м) высотных объектов с одновременной непрерывной, безопасной эвакуацией пострадавших и проведения срочных аварийно-демонтажных работ (разборных) на пожаре.
Для достижения указанной цели в автоподъемнике, содержащем шасси, подъемную секционную телескопическую башню с верхним опорно-поворотным кругом, двухколенную стрелу с выдвижным звеном и люлькой, установленной с возможностью поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях, люлька выполнена составной из верхней и нижней люлек, вложенных одна в другую, соединенных между собой гибкой связью, выполненной в виде четырехкратного полиспаста, снабженного стальным канатом, закрепленным одним концом на верхней люльке, а другим концом на барабане лебедки, установленной в этой же люльке, при этом по углам люлек смонтированы ловители и направляющие, для центрирования люлек как при погрузке людей, так и в транспортном положении автоподъемника.
Для обеспечения на высоте безопасной эвакуации (перехода пострадавших из верхней люльки в нижнюю) в дне верхней люльки выполнен люк с открывающимися вверх двумя дверями, служащими одновременно ручными перилами.
Для обеспечения проведения срочных аварийно-разборных работ по вскрытию перекрытий и стен горящего высотного объекта, например для доступа к пострадавшим или очагу пожара, на конце второго колена стрелы установлена канатная крюковая подвеска с приводом от грузовой лебедки, расположенной на первом колене стрелы, в ее корневой части.
Наличие указанных выше отличительных признаков в сочетании с уже известными обеспечивают в предлагаемом техническом решении эффективное тушение пожара на особо высотных объектах (до 30 этажей) и на большой ширине по фронту этого объекта (до 60 м) с одной установки автоподъемника, проводя одновременно с этим непрерывную безопасную эвакуацию людей.
Проведенный анализ существующего уровня отечественной и зарубежной техники по всем доступным источникам известности не выявил наличия заявленных конструктивных признаков с достижением поставленной в изобретении цели, а это подтверждает, что предлагаемое техническое решение обладает новизной и соответствует критерию изобретательский уровень.
На фиг. 1 изображен автоподъемник в транспортном положении; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1 (на люльки спереди); на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 автоподъемник в рабочем положении; на фиг. 5 схема запасовки стального каната (при осуществлении гибкой связи между верхней и нижней люльками).
Автоподъемник (фиг. 1) содержит мобильное четырехосное автошасси 1, с аутригерами 2, самоподъемную трехсекционную телескопическую башню 3 с верхним поворотно-опорным кругом 4, двухколенчатую стрелу 5 с выдвижным телескопическим звеном 6, на конце которого шарнирно закреплен рычаг 7, поворотный в плоскости стрелы 5 на угол ±90o от горизонта с помощью привода 8 (фиг. 3). Вдоль рычага 7 на некотором расстоянии параллельно ему же приварены две соосные оси 9, на которые шарнирно насажена верхняя люлька 10 с возможностью поворота относительно рычага 7 на угол ±60o от привода 11.
Люлька 10 (фиг. 2,3) выполнена в виде прямоугольной корзины с двумя торцевыми стенками 12, задней 13, с передней стенкой 14 и с поручнями 15 для размещения в ней штатного боевого расчета пожарников и необходимого пожарно-технического оборудования (ПТО). На передней стенке 14 люльки 10 выполнены две двери 16, открывающиеся с фиксацией как внутрь, так и наружу люльки. На дне верхней люльки 10 выполнен люк с открывающимися вверх (с фиксацией) двумя дверями 17, на которых расположены наклонные поручни 18. В углах люльки 10 размещены ловители 19 и направляющие 20. На наружной поверхности двух торцевых стенок 12 люльки 10 (фиг. 5) установлены по два обводных канатных блока 21, на задней стенке 13 также установлены два блока 22, а на передней стенке 14 люльки 10 установлен один обводной блок 23 и узел заделки 24 стального каната 25. На полу этой люльки смонтирована канатно-барабанная лебедка 26.
Верхнюю люльку 10 снаружи охватывает нижняя эвакуационная люлька 27 с одинаковыми боковыми зазорами по всему периметру люлек путем центрирования верхней люльки 10 относительно нижней 27 расположенными по углам люлек ловителями 19 и направляющими 20. На задней стенке 28 люльки 27 выполнен карман 29 для местонахождения в нем рычага 7 и установлены два блока 30. На передней стенке 31 люльки 27 установлены два блока 32.
Нижняя (эвакуационная) люлька 27 соединена с верхней (пожарной) люлькой 10 гибко за счет подвешивания на восьми ветвях стального каната 25, образующего совместно с вышеуказанными обводными блоками четырехканатный полиспат со следующей запасовкой стального каната 25 между люльками 10 и 27 (фиг. 5) по схеме: узел заделки 24 блок 32 два блока 21 блок 30 два блока 22 блок 30 два блока 21 блок 32 блок 23 барабан лебедки 26. Нижняя люлька 27 снабжена двумя переносными лестницами 33.
На втором колене 34 двухколенчатой стрелы 5 (фиг. 4) смонтирована канатная крюковая подвеска 35 с приводом от грузовой лебедки 36, расположенной в корневой части первого колена 37 стрелы 5.
Работает автоподъемник следующим образом. После остановки автоподъемника (фиг. 4) рядом с горящим объектом (зданием) из шасси 1 автоматически выпускаются аутригеры 2 и поднимается (поворачивается) из горизонтального (транспортного) положения в вертикальное положение башня 3 со стрелой 5. Затем в зависимости от высоты очага пожара выдвигаются вверх секции трехсекционной башни 3 частично или полностью и поднимается (поворачивается) двухколенчатая стрела 5 из нижнего вертикального в горизонтальное или верхнее вертикальное положение к месту очага на высоте. При необходимости достижения особо высокого места пожара или удаленного по фронту здания (объекта) от установленного автоподъемника из второго колена 34 стрелы 5 выдвигается телескопическое звено 6. Вложенные одна в другую люльки 10 и 27 в транспортном положении (фиг. 1) параллельны вместе с рычагом 7 телескопическому звену 6 стрелы 5 и по мере углового поворота обоих колен стрелы 5 обе люльки автоматически с помощью привода 8 вместе с рычагом 7 поворачиваются, поддерживая все время горизонтальное положение пола люлек за счет датчика горизонта на верхней люльке (датчик не показан).
Для подвода люлек к месту очага пожара или к местонахождению пострадавших производится круговой разворот стрелы вокруг вертикальной оси опорно-поворотного круга 4, а для установки пожарной люльки 10 своей длинной передней стенкой 14 параллельно фронту объекта (здания) за счет привода 11.
После установки сконцентрированных между собой люлек 10 и 27 опускается на восьми ветвях каната 25 нижняя эвакуационная люлька 27 на землю за счет привода лебедки (фиг. 4) 26. На земле в люльку 27 с помощью двух лестниц 33 боевой расчет пожарников производит посадку и быстро поднимается вверх для эвакуации пострадавших. По лестнице 33 боевой расчет переходит через люк с дверями 17 в люльку 10 и осуществляет тушение пожара с помощью установленного в пожарной люльке 10 пожарно-технического оборудования (ПТО), а часть боевого расчета в это же время через двери 16 в передней стенке 14 люльки 10 осуществляет эвакуацию пострадавших с горячего объекта (здания) сначала в люльку 10, а затем через люк с дверями 17 и по лестнице 33 в нижнюю эвакуационную люльку 27. При заполнении группой пострадавших люльки 27 последняя с помощью привода лебедки 26 быстро опускается вниз на землю, где пострадавшие выходят по лестницам 33 на землю, а операция спасения повторяется, одновременно с этим продолжается тушение пожара из люльки 10.
Для проникновения в закрытый, недоступный очаг пожара или к пострадавшим в месте завала автоподъемник с помощью крюковой подвески 35 и ее привода - грузовой лебедки 36 производит аварийные крановые работы по подъему при разборке плит перекрытия, стены здания горящего объекта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2162357C1 |
ПОДЪЕМНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЫСОТНЫХ СООРУЖЕНИЙ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2355623C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ПОЖАРОСПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ | 2003 |
|
RU2263625C2 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ПОМОЩЬЮ ВИНТОКРЫЛОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ВИНТОКРЫЛЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1998 |
|
RU2132799C1 |
ПОДЪЕМНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЫСОТНЫХ СООРУЖЕНИЙ БАШЕННОГО ТИПА | 2005 |
|
RU2351528C2 |
СИСТЕМА И СПОСОБ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ ИЗ ЗДАНИЯ В СЛУЧАЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ | 2019 |
|
RU2725993C1 |
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА | 2012 |
|
RU2517008C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМНИК СУЛТАНОВА А.З. | 1997 |
|
RU2130893C1 |
Раздвижная пожарно-спасательная система | 2019 |
|
RU2700735C1 |
ПОЖАРНАЯ МАШИНА | 2002 |
|
RU2236271C2 |
Использование: изобретение относится к грузоподъемникам для проведения пожаротушения и спасательных работ при пожарах в особо высотных объектах и позволяет обеспечить пожаротушение на широком фронте высотных объектов с одновременной безопасной эвакуацией людей и аварийно-демонтажными работами. Сущность изобретения: в автоподъемнике, содержащем шасси 1, подъемную многосекционную телескопическую башню 3 с верхним опорно-поворотным кругом 4, двухколенную стрелу 5 с выдвижным телескопическим звеном 6, люлька выполнена составной из верхней 10 и нижней 27, вложенных одна в другую, соединенных между собой гибкой связью, выполненной в виде четырехкратного полиспаста, состоящего из обводных блоков 21, 22, 24, 30, 32 и стального каната 25, соединенных с лебедкой 26, по углам люльки смонтированы ловители 19 и направляющие 20, в дне верхней люльки выполнен люк с открывающими дверями 17 при этом стрела снабжена крюковой подвеской 35 с приводом от лебедки 36. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Яковенко Ю.Ф | |||
Современные пожарные автомобили | |||
- М.: Стройиздат, 1988, с | |||
Прибор для периодического прерывания электрической цепи в случае ее перегрузки | 1921 |
|
SU260A1 |
Авторы
Даты
1997-11-27—Публикация
1994-06-16—Подача