АВТОПОДЪЕМНИК Российский патент 1997 года по МПК B66C23/08 

Описание патента на изобретение RU2097306C1

Изобретение относится к грузоподъемной технике, а именно к автоподъемникам для проведения пожаротушения, спасательных (эвакуационных) работ при пожарах в высотных объектах.

Известны пожарные коленчатые автоподъемники, имеющие много общего с автолестницами, но существенно отличающиеся от них подъемным устройством, выполняемым в виде шарнирно-телескопической стрелы (Отраслевой каталог "Пожарная техника", 1991, с.56, модели АКП-30).

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является коленчатый автоподъемник финской фирмы "Бронто-750" прототип (Ю.Ф.Яковенко. Современные пожарные автомобили, М. 1988, с.260-261). Он содержит шасси, шарнирно-телескопическую стрелу с выдвижным звеном и люлькой, оснащенной пожарно-техническим оборудованием. Автоподъемник обладает большей, чем автолестницы, маневренностью. Однако он лишен возможности осуществления непрерывной эвакуации пострадавших в сочетании с одновременным ведением пожаротушения на широком фронте огня (более 50 м).

Целью изобретения является обеспечение пожаротушения на широком фронте (более 50 м) высотных объектов с одновременной непрерывной, безопасной эвакуацией пострадавших и проведения срочных аварийно-демонтажных работ (разборных) на пожаре.

Для достижения указанной цели в автоподъемнике, содержащем шасси, подъемную секционную телескопическую башню с верхним опорно-поворотным кругом, двухколенную стрелу с выдвижным звеном и люлькой, установленной с возможностью поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях, люлька выполнена составной из верхней и нижней люлек, вложенных одна в другую, соединенных между собой гибкой связью, выполненной в виде четырехкратного полиспаста, снабженного стальным канатом, закрепленным одним концом на верхней люльке, а другим концом на барабане лебедки, установленной в этой же люльке, при этом по углам люлек смонтированы ловители и направляющие, для центрирования люлек как при погрузке людей, так и в транспортном положении автоподъемника.

Для обеспечения на высоте безопасной эвакуации (перехода пострадавших из верхней люльки в нижнюю) в дне верхней люльки выполнен люк с открывающимися вверх двумя дверями, служащими одновременно ручными перилами.

Для обеспечения проведения срочных аварийно-разборных работ по вскрытию перекрытий и стен горящего высотного объекта, например для доступа к пострадавшим или очагу пожара, на конце второго колена стрелы установлена канатная крюковая подвеска с приводом от грузовой лебедки, расположенной на первом колене стрелы, в ее корневой части.

Наличие указанных выше отличительных признаков в сочетании с уже известными обеспечивают в предлагаемом техническом решении эффективное тушение пожара на особо высотных объектах (до 30 этажей) и на большой ширине по фронту этого объекта (до 60 м) с одной установки автоподъемника, проводя одновременно с этим непрерывную безопасную эвакуацию людей.

Проведенный анализ существующего уровня отечественной и зарубежной техники по всем доступным источникам известности не выявил наличия заявленных конструктивных признаков с достижением поставленной в изобретении цели, а это подтверждает, что предлагаемое техническое решение обладает новизной и соответствует критерию изобретательский уровень.

На фиг. 1 изображен автоподъемник в транспортном положении; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1 (на люльки спереди); на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 автоподъемник в рабочем положении; на фиг. 5 схема запасовки стального каната (при осуществлении гибкой связи между верхней и нижней люльками).

Автоподъемник (фиг. 1) содержит мобильное четырехосное автошасси 1, с аутригерами 2, самоподъемную трехсекционную телескопическую башню 3 с верхним поворотно-опорным кругом 4, двухколенчатую стрелу 5 с выдвижным телескопическим звеном 6, на конце которого шарнирно закреплен рычаг 7, поворотный в плоскости стрелы 5 на угол ±90o от горизонта с помощью привода 8 (фиг. 3). Вдоль рычага 7 на некотором расстоянии параллельно ему же приварены две соосные оси 9, на которые шарнирно насажена верхняя люлька 10 с возможностью поворота относительно рычага 7 на угол ±60o от привода 11.

Люлька 10 (фиг. 2,3) выполнена в виде прямоугольной корзины с двумя торцевыми стенками 12, задней 13, с передней стенкой 14 и с поручнями 15 для размещения в ней штатного боевого расчета пожарников и необходимого пожарно-технического оборудования (ПТО). На передней стенке 14 люльки 10 выполнены две двери 16, открывающиеся с фиксацией как внутрь, так и наружу люльки. На дне верхней люльки 10 выполнен люк с открывающимися вверх (с фиксацией) двумя дверями 17, на которых расположены наклонные поручни 18. В углах люльки 10 размещены ловители 19 и направляющие 20. На наружной поверхности двух торцевых стенок 12 люльки 10 (фиг. 5) установлены по два обводных канатных блока 21, на задней стенке 13 также установлены два блока 22, а на передней стенке 14 люльки 10 установлен один обводной блок 23 и узел заделки 24 стального каната 25. На полу этой люльки смонтирована канатно-барабанная лебедка 26.

Верхнюю люльку 10 снаружи охватывает нижняя эвакуационная люлька 27 с одинаковыми боковыми зазорами по всему периметру люлек путем центрирования верхней люльки 10 относительно нижней 27 расположенными по углам люлек ловителями 19 и направляющими 20. На задней стенке 28 люльки 27 выполнен карман 29 для местонахождения в нем рычага 7 и установлены два блока 30. На передней стенке 31 люльки 27 установлены два блока 32.

Нижняя (эвакуационная) люлька 27 соединена с верхней (пожарной) люлькой 10 гибко за счет подвешивания на восьми ветвях стального каната 25, образующего совместно с вышеуказанными обводными блоками четырехканатный полиспат со следующей запасовкой стального каната 25 между люльками 10 и 27 (фиг. 5) по схеме: узел заделки 24 блок 32 два блока 21 блок 30 два блока 22 блок 30 два блока 21 блок 32 блок 23 барабан лебедки 26. Нижняя люлька 27 снабжена двумя переносными лестницами 33.

На втором колене 34 двухколенчатой стрелы 5 (фиг. 4) смонтирована канатная крюковая подвеска 35 с приводом от грузовой лебедки 36, расположенной в корневой части первого колена 37 стрелы 5.

Работает автоподъемник следующим образом. После остановки автоподъемника (фиг. 4) рядом с горящим объектом (зданием) из шасси 1 автоматически выпускаются аутригеры 2 и поднимается (поворачивается) из горизонтального (транспортного) положения в вертикальное положение башня 3 со стрелой 5. Затем в зависимости от высоты очага пожара выдвигаются вверх секции трехсекционной башни 3 частично или полностью и поднимается (поворачивается) двухколенчатая стрела 5 из нижнего вертикального в горизонтальное или верхнее вертикальное положение к месту очага на высоте. При необходимости достижения особо высокого места пожара или удаленного по фронту здания (объекта) от установленного автоподъемника из второго колена 34 стрелы 5 выдвигается телескопическое звено 6. Вложенные одна в другую люльки 10 и 27 в транспортном положении (фиг. 1) параллельны вместе с рычагом 7 телескопическому звену 6 стрелы 5 и по мере углового поворота обоих колен стрелы 5 обе люльки автоматически с помощью привода 8 вместе с рычагом 7 поворачиваются, поддерживая все время горизонтальное положение пола люлек за счет датчика горизонта на верхней люльке (датчик не показан).

Для подвода люлек к месту очага пожара или к местонахождению пострадавших производится круговой разворот стрелы вокруг вертикальной оси опорно-поворотного круга 4, а для установки пожарной люльки 10 своей длинной передней стенкой 14 параллельно фронту объекта (здания) за счет привода 11.

После установки сконцентрированных между собой люлек 10 и 27 опускается на восьми ветвях каната 25 нижняя эвакуационная люлька 27 на землю за счет привода лебедки (фиг. 4) 26. На земле в люльку 27 с помощью двух лестниц 33 боевой расчет пожарников производит посадку и быстро поднимается вверх для эвакуации пострадавших. По лестнице 33 боевой расчет переходит через люк с дверями 17 в люльку 10 и осуществляет тушение пожара с помощью установленного в пожарной люльке 10 пожарно-технического оборудования (ПТО), а часть боевого расчета в это же время через двери 16 в передней стенке 14 люльки 10 осуществляет эвакуацию пострадавших с горячего объекта (здания) сначала в люльку 10, а затем через люк с дверями 17 и по лестнице 33 в нижнюю эвакуационную люльку 27. При заполнении группой пострадавших люльки 27 последняя с помощью привода лебедки 26 быстро опускается вниз на землю, где пострадавшие выходят по лестницам 33 на землю, а операция спасения повторяется, одновременно с этим продолжается тушение пожара из люльки 10.

Для проникновения в закрытый, недоступный очаг пожара или к пострадавшим в месте завала автоподъемник с помощью крюковой подвески 35 и ее привода - грузовой лебедки 36 производит аварийные крановые работы по подъему при разборке плит перекрытия, стены здания горящего объекта.

Похожие патенты RU2097306C1

название год авторы номер документа
ПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО 1999
  • Аксенов Н.И.
  • Бражников В.И.
  • Вавилин Г.Д.
RU2162357C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ПОЖАРОСПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ 2003
  • Ромакин Д.Н.
  • Ромакин Н.Е.
RU2263625C2
ПОДЪЕМНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЫСОТНЫХ СООРУЖЕНИЙ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Корчагин Павел Владимирович
  • Корчагина Марина Евгеньевна
  • Тирский Андрей Григорьевич
RU2355623C2
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ПОМОЩЬЮ ВИНТОКРЫЛОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ВИНТОКРЫЛЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1998
  • Ефремов Г.А.
  • Хурумов В.Х.
  • Благов А.В.
RU2132799C1
ПОДЪЕМНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЫСОТНЫХ СООРУЖЕНИЙ БАШЕННОГО ТИПА 2005
  • Корчагин Павел Владимирович
  • Корчагина Марина Евгеньевна
  • Тирский Андрей Григорьевич
  • Малицкий Сергей Григорьевич
RU2351528C2
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА 2012
  • Гомонай Михаил Васильевич
  • Хмелёв Алексей Сергеевич
RU2517008C1
СИСТЕМА И СПОСОБ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ ИЗ ЗДАНИЯ В СЛУЧАЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ 2019
  • Корчагин Павел Владимирович
RU2725993C1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМНИК СУЛТАНОВА А.З. 1997
  • Султанов А.З.
RU2130893C1
Раздвижная пожарно-спасательная система 2019
  • Паутов Валерий Иванович
RU2700735C1
ПОЖАРНАЯ МАШИНА 2002
  • Валов Ю.В.
  • Майданов Е.А.
  • Федоров А.С.
  • Попов А.И.
  • Тюпаев Ю.А.
  • Валитов М.З.
  • Кузнецова С.В.
  • Ивахненко С.В.
RU2236271C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 097 306 C1

Реферат патента 1997 года АВТОПОДЪЕМНИК

Использование: изобретение относится к грузоподъемникам для проведения пожаротушения и спасательных работ при пожарах в особо высотных объектах и позволяет обеспечить пожаротушение на широком фронте высотных объектов с одновременной безопасной эвакуацией людей и аварийно-демонтажными работами. Сущность изобретения: в автоподъемнике, содержащем шасси 1, подъемную многосекционную телескопическую башню 3 с верхним опорно-поворотным кругом 4, двухколенную стрелу 5 с выдвижным телескопическим звеном 6, люлька выполнена составной из верхней 10 и нижней 27, вложенных одна в другую, соединенных между собой гибкой связью, выполненной в виде четырехкратного полиспаста, состоящего из обводных блоков 21, 22, 24, 30, 32 и стального каната 25, соединенных с лебедкой 26, по углам люльки смонтированы ловители 19 и направляющие 20, в дне верхней люльки выполнен люк с открывающими дверями 17 при этом стрела снабжена крюковой подвеской 35 с приводом от лебедки 36. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 097 306 C1

1. Автоподъемник, содержащий шасси, подъемную многосекционную телескопическую башню с верхним опорно-поворотным кругом, двухколенную стрелу с выдвижным звеном и люлькой, установленной с возможностью поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях, отличающийся тем, что люлька выполнена составной из верхней и нижней люлек, вложенных одна в другую, соединенных между собой гибкой связью, выполненной в виде четырехкратного полиспаста, снабженного стальным канатом, закрепленных одним концом на верхней люльке, а другим концом на барабане лебедки, установленной в этой же люльке, при этом по углам люлек смонтированы ловители и направляющие. 2. Автоподъемник по п.1, отличающийся тем, что в дне верхней люльки выполнен люк с открывающимися вверх дверями. 3. Автоподъемник по п.1, отличающийся тем, что стрела снабжена крюковой подвеской, смонтированной на втором колене, с приводом, установленным на первом колене.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2097306C1

Яковенко Ю.Ф
Современные пожарные автомобили
- М.: Стройиздат, 1988, с
Прибор для периодического прерывания электрической цепи в случае ее перегрузки 1921
  • Котомин А.А.
  • Пашкевич П.М.
  • Пелуд А.М.
  • Шаповалов В.Г.
SU260A1

RU 2 097 306 C1

Авторы

Аксенов Н.И.

Вавилин Г.Д.

Бирюков Ю.Ф.

Тюпаев Ю.А.

Даты

1997-11-27Публикация

1994-06-16Подача