Изобретение относится к способам обучения и учебным пособиям и позволяет заинтересовать обучаемых игровой формой обучения.
Известен способ обучения сопоставлению карты с местностью и выдвижной макет местности [1] Данный способ и выдвижной макет, выполненный в виде деревянного ящика с выдвигающейся возвышенностью, могут быть использованы для определения по карте превышения точек местности.
Недостатком известного способа и макета является то, что макет представляет только один фрагмент местности и несет незначительное количество информации.
Известен способ определения географических координат точки и учебное пособие по геодезии, включающее основание, на котором размещены карта местности и макет местности [2]
Недостатком этого способа и учебного пособия по геодезии является также их малая информативность, так как на учебном пособии представлен только один фрагмент местности.
Обучение сопоставлению карты с местностью осложнено тем, что объекты на карте человек видит сверху (как с птичьего полета), а объекты на местности не сверху, а сбоку. Кроме того, выход на местность часто ограничен по времени, особенно на Крайнем Севере, когда в короткое летнее время, как правило, обучающиеся находятся на каникулах. Да и сама местность почти всегда покрыта снежным покровом.
Предлагаемый способ обучения сопоставлению карты с местностью предусматривает, что обучение осуществляют в игровой форме в несколько стадий, причем на начальной стадии обучения используют основания диски с размещенными на них объемными контурами зверей, птиц с последующим применением дисков, на которых помещены более сложные фигуры, а на заключительной стадии обучения применяют основание диск с нанесенными фрагментами местности, причем во время обучения выдают каждому обучающемуся пронумерованную карточку с нанесенными на ней изображениями одного из фрагментов соответствующего диска или карты местности и направлением магнитного меридиана, а обучающиеся ориентируют по компасу основание диск номером его деления, соответствующим номеру карточки, на север, а также ориентируют по компасу и карточку, после чего находят на основании диске тот фрагмент, который изображен на карточке.
Учебное пособие для осуществления способа сопоставлению карты с местностью выполнено из нескольких, имеющих пронумерованные деления по контуру основания дисков, на которых нанесены фрагменты: для начального обучения - рельефные изображения зверей, птиц, выполненные ступенчатыми выпуклыми или вогнутыми параллельными плоскостями, а для более подготовленных обучаемых - фрагменты местности, выполненные в макетной форме с обозначением горизонталей параллельными плоскостями, а также прилагаемых к каждому основанию диску отдельных пронумерованных карточек с указанным направлением магнитного меридиана.
Сущность способа обучения сопоставлению карты с местностью и учебное пособие для его осуществления поясняются чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид в плане основания диска для начальной стадии обучения: на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1. На фиг. 3, 4 карточки, прилагаемые к основанию - диску. На фиг. 5 показан общий вид в плане основания диска с фрагментами местности. На фиг. 6 карточка с конкретной картой реальной местности.
Условные обозначения, принятые на чертежах: 1 основание диск; 2 - пронумерованные деления; 3 фрагменты; 4 параллельные плоскости; 5 - выпуклые фрагменты; 6 вогнутые фрагменты; 7 карточки; 8 направление магнитного меридиана; 9 фрагмент местности на основании диске и карточке N 2.
Учебное пособие для осуществления способа обучения сопоставлению карты с местностью состоит из основания диска 1, выполненного из твердого плоскостного материала, например, фанеры или древесно-волокнистой плиты, на котором по контуру нанесены пронумерованные деления 2, которые делят окружность на равные части дуги.
На основании диске 1 размещены фрагменты 3, имеющие рельефную форму, представленную параллельными плоскостями 4. Фрагменты могут быть выпуклыми 5 или вогнутыми 6 фигурами. К каждому основанию диску 1 прикладываются пронумерованные карточки 7 с изображенными на них фрагментами 3, помещенными на основании диске 1. На каждой карточке 7 указано направление магнитного меридиана 8. На фиг. 6 и окружности 9 изображен фрагмент местности, помещенный на основании диске 1 фиг. 5.
Способ обучения сопоставлению карты с местностью осуществляют следующим образом.
В начальной стадии обучения группу учащихся обучают правилам пользования магнитным компасом. Затем их знакомят с конструкцией основания диска 1, его заполнения фрагментами и контурами зверей, птиц, а также выдают каждому учащемуся карточки 7. После этого каждый учащийся должен сориентировать основание диск 1 по компасу так, чтобы магнитный меридиан проходил через деление диска с номером, указанным на карточке 7, и центром диска. Кроме того, учащийся должен также сориентировать карточку 7 по компасу так, чтобы магнитный меридиан совпал с направлением 8, указанным на карточке 7. После этого каждый учащийся должен определить на основании диске 1 тот фрагмент 3, который изображен на его карточке 7 и назвать его преподавателю. После правильного ответа учащемуся выдают другую карточку, и так далее. Такая игровая форма обучения позволяет привить навыки по определению выпуклости (вогнутости) фигур, научиться понимать горизонтали и другие особенности рельефа.
На последующей стадии обучения учащимся дают основание диск 1 более сложной формы (фото 2, 3), несущие разнообразную информацию об элементах местности, которая в дальнейшем необходима для сличения карты с местностью.
На последних занятиях в помещении учащиеся работают с основанием диском 1, на который нанесены фрагменты местности 3, а на карточках 7 помещены карты конкретной местности.
В дальнейшем учащиеся вполне подготовлены к выходу на местность для сопоставления карт с этой местностью.
Литература:
1. Плугин В. Г. Краевой Ю.П. Наглядные пособия и тренажеры по военной топографии, М. Воениздат, 1963, с. 37-39.
2. Авторское свидетельство СССР N 1347092, 1987, G 90 B 25/08.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Учебное пособие для упражнения в решении навигационных задач в классной обстановке | 1935 |
|
SU45113A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАНЯТИЙ И ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ | 1991 |
|
RU2005525C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ИГРОКОВ СПОРТИВНЫХ ИГР | 2007 |
|
RU2366480C2 |
ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТИР | 2017 |
|
RU2653586C1 |
Планшет для глазомерной съемки местности | 1986 |
|
SU1582008A1 |
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ | 1999 |
|
RU2142650C1 |
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ГЕОГРАФИИ Я.П.ШЕБАЛИНА | 1991 |
|
RU2017229C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ | 2008 |
|
RU2402821C2 |
Учебное пособие по географии | 1981 |
|
SU1043727A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИГРЫ С ТОПОГРАФИЧЕСКИМИ КАРТАМИ | 1991 |
|
RU2006069C1 |
Сущность изобретения: способ обучения сопоставлению карты с местностью заключается в том, что обучение осуществляют в игровой форме в несколько стадий, при этом используют основания - диски с размещенными на них фрагментами зверей, птиц или фрагментами местности, а также карточки, прилагаемые к каждому диску. Обучающиеся, получив карточку, ориентируют основание - диск и карточку по магнитному меридиану, используя компас, а затем находят на диске изображенный на карточке фрагмент. Учебное пособие для осуществления способа содержит несколько, имеющих пронумерованные по контуру оснований - дисков, на которые нанесены фрагменты зверей, птиц или фрагменты местности, а также карточки. Фрагменты на дисках выполнены объемными с применением параллельных плоскостей. 2 с.п. ф-лы, 6 ил.
SU, авторское свидетельство, 1347092, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1997-11-27—Публикация
1994-07-25—Подача