Изобретение относится к познавательно-обучающим играм и может быть использована как средство обучения правилам грамматики, в частности, написанию окончаний существительных, прилагательных, глаголов, в написании и различении слогов с мягкими и твердыми согласными.
Известно обучающее игровое устройство, содержащее блок установленных на одной оси подпружиненных игровых поворотных дисков с символами на боковой поверхности и торцевые крышки. Устройство содержит приспособление контроля правильности подбора дисков по символам. (см. а.с. N 1403086, кл. МКИ G 09 В 1/22, A 63 F 9/08)
Данное устройство предназначено для расширения дидактических возможностей, но не позволяет обучать правилам грамматики, таким как написание окончаний существительных, прилагательных, глаголов, в написании и различении слогов с мягкими и твердыми согласными.
Известно пособие для обучения, содержащее по меньшей мере одно основание с нанесенными на него символами, например, печатных или прописных или строчных букв (см. патент РФ N 2032230, кл. МКИ G 09 B 11/00, A 63 H 33/00)
Данное пособие обучает письму или рисованию, но не правилам грамматики.
Наиболее близким к предлагаемому является учебное пособие по русскому языку, содержащее планшет с окнами и расположенными с его тыльной стороны подвижными лентами с нанесенным на них текстом, просматриваемым через окна. Каждая лента состоит из двух частей, имеющих взаимодействующие между собой захваты и ограничители, обеспечивающие перемещение каждой из них на разное расстояние. При этом на планшете на уровне окон изображены предлоги (приставки), а на одной части лент - имена существительные или прилагательные, образующие вместе с приставками наречия, а на другой части - пояснительные слова (см. а.с. N 312295, МПК G 09 B 1/24).
Недостатком данного пособия является то, что для усвоения слов не используется зрительная и моторная память. При этом грамматическое осознание данных словосочетаний не является изначальным, а приходит в результате многократного применения этих приемов.
Задачей настоящего решения является развитие познавательной деятельности учащихся, активизация логического восприятия ребенка в процессе работы ученика в начальной школе на уроках русского языка при усвоении основных грамматических категорий.
Поставленная задача решается тем, что в обучающей игре по русскому языку, содержащей набор информационных карточек, часть из них содержит закодированное задание в виде буквенных символов, соответствующее одному из правил грамматики, и предназначена для зрительного восприятия на фоне логического правила, а другая часть содержит закодированное задание для проверки усвоения правила.
Для обучения правописанию гласных после твердых и мягких согласных игра содержит 11 карточек, выполненных в виде таблицы из двух столбцов и десяти строк, при этом строки таблицы первой карточки заполнены парными гласными: А - Я; O - Ë; У - Ю; Ы - И; Э - Е; а каждая из остальных карточек в качестве одной из гласных содержит знак на соответствующем ей месте на первой карточке.
Для обучения правилам правописания окончаний игра содержит 8 информационных карточек, четыре из которых содержат стилизованное изображение паровозиков, с условным названием "ОНИ", в "окошках" которых расположены окончания глаголов в третьем лице множественного числа, с четырех углов изображены буквы "Е" для окончаний "УТ", "ЮТ" и буквы "И" для окончаний "АТ", "ЯТ"; следующие четыре карточки последовательно носят название "ТЫ", "ОН", "МЫ", "ВЫ" и имеют стилизованное изображение вагончиков с двумя светлыми "окошками", при этом первый вагончик "ТЫ" имеет подножку "Ь", а последний - "Е", в окошке вагончиков для паровозиков "АТ", "ЯТ" расположена буква "И", а в окошке вагончиков "УТ", "ЮТ" - буква "Е".
Для обучения правописанию глаголов второго спряжения дополнительно к вышеописанной игре с паровозиками введена информационная карта, содержащая соответствующее окончание, паровозики "ЮТ", "АТ" и "ЯТ" и 11 слов исключений, 4 из которых расположены с одной стороны карты и 7-е другой.
Для обучения правильному написанию безударных окончаний прилагательных предназначена модификация игры под названием "Окошечки", которая содержит информационную карту с ячейками, в которых закодированы соответствующие окончания прилагательных, вопросы к ним и указание на падеж и род.
Для закрепления окончания в родительном падеже у всех существительных всех трех склонений и в родительном, дательном и предложном у существительных третьего склонения предназначена игра "Компьютер 2", которая содержит семь информационных карт, каждая из которых имеет 9 ячеек, рабочими из которых являются 7, первая часть карточек содержит закодированное изображение склонения и соответствующее окончание.
Решение иллюстрируется чертежами фиг. 1 - 7, где приведены соответствующие варианты игры для изучения различных правил грамматики.
Игра ведется с помощью набора информационных карточек с закодированной информацией, часть из которых предназначена для зрительного восприятия на фоне логического правила грамматики, а другая часть предназначена для самостоятельной работы и позволяет контролировать правильность понимания и усвоение материала.
На фиг. 1, 2 представлена игра для обучения написанию и различению слогов с мягкими и твердыми согласными под условным названием "Компьютер "Малышок". Она включает информационные карточки, выполненные в виде прямоугольников с десятью ячейками по две ячейки в ряд, в одной из которых (Фиг. 1) в определенном порядке расположены все парные гласные: А-Я, О-Ë; У-Ю; Ы-И; Э-Е. На остальных десяти подобных информационных карточках (Фиг. 2) ("дискетах") расположены по одному знаку (например точка, звездочка) вместо одной из гласных в соответствующей этой гласной ячейке на карточке.
Пример одного из вида работ с данной игрой. Ребенку показывается карточка с гласными (Фиг. 1). Данная карточка является демонстрационной. Ее показ детям сопровождается фразой с логическим наполнением (правило грамматики из учебника): "Если после твердых согласных пишется "А", то после мягких "Я". Далее ребенку показываются следующие карточки (такие как на фиг. 2). Каждая гласная изображена на карточке с помощью "точки" или "звездочки", или любого другого знака. Дается задание определить какой гласной соответствует "точка" и предлагается самому повторить логическое правило "Если..., то. . ." Здесь следует отметить межпредметную связь: ребенок пытается представить расположение каждой заданной точки на карточке (трафарете), а представление расположения предметов в пространстве требуется на уроках математики. Аналитическим путем ребенок выбирает точку, указывающую расположение данной гласной на карточке, а найдя эту точку, ребенок должен осознано произнести для данной пары гласных заключение: "Если..., то...". При добавлении окончаний "О" Ë (Е) и правила "Если под ударением - Ë, то без ударения Е" игра может быть использована для обучения написанию безударных окончаний прилагательных.
Осознанное усвоение данной темы, закрепленное не только определением из учебника, но и зрительным путем, логические операции по нахождению точки в пространстве, определение по полученной точке требуемой буквы приучают детей в игре прочно закрепить данную тему, очень важную при дальнейшем обучении.
В процессе обучения дети переходят от работы с отдельными словами к работе над предложениями. Здесь важно усвоение слов, обозначающих действие - глаголов. Самым сложным и дающим большое количество ошибок является написание безударных окончаний глаголов. Для этой цели предназначена игра под условным названием "Паровозик" (фиг.3). Она представляет собой набор из 8 информационных карточек. На четырех карточках расположено стилизованное изображение паровозика, в окошке которого (на фиг. не показано) размещено одно из окончаний "АТ", "ЯТ", "УТ", "ЮТ", что является основополагающим для определения спряжения глагола. С четырех разных углов написаны буквы: "И" для окончаний "АТ", "ЯТ" и "Е" для окончаний "УТ", "ЮТ". Паровозикам дается условное название "ОНИ". Следующие четыре карточки носят название "ТЫ", "ОН", "МЫ", "ВЫ" и содержат изображение вагончиков с двумя светлыми окошками. Вагончик "ТЫ" имеет подножку "Ь", а вагончик "ВЫ" - "Е" (фиг.4).
Игра осуществляется следующим образом. Ребенку предлагают запомнить фразу: "Паровозик "УТ", ("ЮТ") управляет четырьмя буквами "Е", а паровозик "АТ", ("ЯТ") управляет четырьмя буквами "И". Далее ребенку предлагается любой глагол. Из депо выехал паровозик с "АТ", дети вспоминают, что он управляет четырьмя буквами "И". Ребенок "зажигает" окошечки путем указания и касания их указательным пальцем (по два в каждом вагоне для разных спряжений). Если "И", то всегда второе окно, если "Е", то первое окно. Состав готов к работе. Преподаватель диктует личное местоимение "ТЫ", "ОН", "МЫ", "ВЫ", или дети называют их сами. Паровозик "АТ", ("ЯТ") везет вагончики с буквой "И" в каждом из них, "УТ" ("ЮТ") - с буквой "Е". Глаголы произносятся детьми правильно.
В результате ребенком в процессе игры усваивается одно из труднейших правил написания глаголов во 2-м лице единственного числа, а также трудное правило написания окончаний глаголов во 2-м лице множественного числа. Для детей, которые пишут, работа закрепляется письменно.
Для учащихся 2-3 классов сложной темой является определение спряжения глагола в неопределенной форме. Для этого игра "Формула 11" (фиг. 5) имеет следующий вид (приложение к паровозикам). На информационной карточке изображен полукруг (на фиг. не показан), в верхнем секторе которого всего три буквы "ИТЬ". Сразу четко проговаривается, вспоминается правило: "Ко второму спряжению относятся глаголы с "ИТЬ", кроме "брить", "стелить", размещенных в нижнем секторе напротив "ИТЬ". В нижнем секторе паровозик "ЮТ". По обеим сторонам полукруга два паровозика "АТ", "ЯТ" (работа с ними описана выше). В левой части полукруга размещены глаголы - исключения на "АТЬ"("слышать", "дышать", "держать", "гнать"). В правой части информационной карты 7 глаголов-исключений на "ЕТЬ" ("смотреть", "видеть", "ненавидеть", "обидеть", "вертеть", "терпеть", "зависеть"). Между правой и левой частью размещается цифра "11", например внутри ромба, она обозначает глаголы исключения (4+7).
По мере развития связанной речи ребенка возникает необходимость в правильном написании окончаний прилагательных, предваряющих изучение этих тем в школе. Для обучения правильному написанию безударных окончаний прилагательных предназначена модификация игры под названием "Окошечки" (фиг. 6), которая содержит информационную карту, слева на ней изображен прямоугольник с тремя ячейками, в которые вписаны окончания "ОЙ", "ИЙ", "ЫЙ". Под ним перечеркнутое окончание "ЕЙ". Прямоугольник отделен от пяти расположенных вертикально в ряд квадратов, в каждый из которых вписано по два окончания, соответственно "ОЕ-ЕЕ", "ОГО-ЕГО", "ОМУ-ЕМУ", "ЫМ-ИМ", "ОМ-ЕМ" с соответствующими вопросами и указанием на падеж, между верхним и следующим квадратом расположен вопрос: какого? с пометкой М.Р. (мужской род) и С.Р. (средний род). Следующий вертикальный столбец состоит из двух квадратов с соответствующими окончаниями "АЯ-ЯЯ" И "УЮ-ЮЮ" и вопросами, а между ними прямоугольник, разделенный на 4 ячейки, перечеркнутые линией из правового верхнего угла в левый нижний. В левой части верхней ячейки расположено окончание "ОЙ", а в нижней "ЕЙ". Последний квадрат, расположенный справа от второго столбца, содержит окончания "ЫЕ-ИЕ" с вопросом: какие? Второй столбец также, как и первый, содержит указание на падеж.
Игра "Компьютер 2" (Фиг. 7) помогает усвоить, запомнить, не ошибаться в написании окончаний существительных всех трех склонений. Теперь карточек (дискет) только 7 и каждая из них получает свой номер. В нижнем левом углу разместились три буквы "Е". Все остальные рабочие клетки заняла буква "И". Игра начинается с включения дисковода (определения склонения, которое закодировано соответственно одной, двумя или тремя точками). Далее, на базе зрительного анализатора, мы смело находим, вводим в игру карточки NN 2, 3, 4 и карточки NN 1, 5, 6, 7.
Вводится понятия:
1. В родительном падеже никогда не бывает окончания "Е", только "И".
2. У существительных 3-го склонения никогда не бывает окончания "Е", только "И".
Правила:
N 1. "Существительные 1 склонения в родительном падеже имеют окончание "И" "(Ы)"
N 2."Существительные 1 склонения в дательном падеже имеют окончание "Е", где не заполнено "И"
Вспомогательным элементом игры является карточка, которая носит название "красная шапочка". Дети должны запомнить, что существительные в родительном падеже имеют окончание только "И". Второй вспомогательный элемент - "желтая шапочка" (существительные 3 склонения имеют окончание "И" в родительном, дательном и предложном падеже).
При осуществлении изобретения может быть получен следующий результат: расширение ассортимента средств обучения, увеличение занимательности и повышение качества обучения. При использовании данной игры усвоение правил оказывается глубоким и осознанным, так как материал закрепляется не только зрительно, но и с использованием моторной памяти.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Набор пособий для осуществления комплексного способа повышения мотивации речи | 2022 |
|
RU2796187C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИМ ПРАВИЛАМ | 2000 |
|
RU2168215C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ И ЧТЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ВЕДУЩИМ ИЛИ НА КОМПЬЮТЕРЕ | 1997 |
|
RU2119191C1 |
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ | 1968 |
|
SU217758A1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА | 2010 |
|
RU2439693C1 |
КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА И СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТА НА ИСХОДНОМ ЯЗЫКЕ И ПЕРЕВОДА НА ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ | 1993 |
|
RU2136038C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2009 |
|
RU2399958C1 |
СПОСОБ Т.В.ЗОТОВОЙ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ | 1998 |
|
RU2143748C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У БОЛЬНЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА | 2015 |
|
RU2581707C1 |
СПОСОБ УСКОРЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ | 1998 |
|
RU2124233C1 |
Обучающая игра относится к познавательно-обучающим играм, может быть использована как средство обучения правилам грамматики и позволяет повысить эффективность познавательной деятельности учащихся, активизацию логического восприятия ребенка при усвоении основных грамматических категорий. Часть информационных карточек из набора содержит закодированное задание в виде буквенных символов, соответствующее одному из правил грамматики, и предназначена для зрительного восприятия на фоне логического правила. Другая часть содержит закодированное задание для проверки усвоения правила. 5 з.п.ф-лы, 7 ил.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ | 0 |
|
SU312295A1 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1976 |
|
SU627508A1 |
Настольная игра для тренировки зрительной памяти | 1981 |
|
SU1007690A1 |
US 5310347 A, 19.05.94 | |||
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПЛОДОВО-ЯГОДНОГО ДЕСЕРТА | 2000 |
|
RU2183075C2 |
Авторы
Даты
1999-12-10—Публикация
1999-03-04—Подача