Предлагаемое изобретение является пособием при изучении навигации и предназначается, йо-первых, для тренировки обучающихся в определениях места судна любым навигационным способом, основанным на пользовании компасом и, во-вторых, для приобретения обучающимися навыков ориентировки по морским знакам ограждения опасных мест. В соответствии с этим конструкция пособия дает следующие возможности: 1) обстановка может быть задана вокруг всего гори.онта; 2) курс корабля, по ходу задачи, может иметь и принимать любое значение (тренировка в выборке девиации на данный компасный курс); 3) любая навигационная задача может быть решаема без изменения обстановки на „горизонте последовательно каждым из учащихся всей группы (лищь в случае крюйс - пеленга потребуется одна дополнительная перестановка знаков); 4) каждая навигационная задача подготовляется и решается всегда применительно к конкретной обстановке, обозначенной на любой карте любого масштаба; 5) подготовка задачи (эпизода) занимает у преподавателя при пользовании предложенной методикой 2-3 минуты времени; 6) конструкция не имеет в процессе работы никаких движущихся могущих повреждаться частей; 7) будучи поднятой в нерабочее положение конструкция не мещает движению и работе в данном помещении. Таким образом пособие дает возможность решать и демонстрировать в наглядной доказательной форме следующие случаи; а) способ определения места по двум пеленгам, б) способ определения места по трем пеленгам, в) случай определения места по трем пеленгам, когда все предметы и судно располагаются на одной окружности и умышленное изменение девиации против табличного его значения не приводит к образованию ложного треугольника, г) случай образования ложного треугольника, если при исправлении пеленгов, взятых учащимся, девиация выбрана неправильно, д) способ определения места по двум углам,
е)неопределенный случай способа по двум углам, когда три предмета и судно расположились на одной окружности,
ж)способ определения места по крюйспеленгу (общий и все частные случаи) с одной добавочной перестановкой,
з)определение поправки компаса по компасному пеленгу створа (совпадающему или пересекающему курс корабля), и) определение величины угла дрейфа и сноса (с одной добавочной перестановкой), к) ориентировка по знакам ограждения (вехам) при плавании близ опасных мест (при любых курсах корабля).
Для разрешения поставленной цели -в предлагаемом учебном пособии по пеленгованию знаки (башни, маяки и пр.) подвешены с внутренней стороны кольца, изображаюш;его горизонт (видимый горизонт нанесен на нем линией II). Кольцо поднимается и опускается посредством тяг, пропущенных через блоки и расположено так, что центр его всегда совпадает с центром картушки судового компаса.
На чертеже фиг. 1 изображает обший вид пособия; фиг. 2 и 3 - вид части кольца с внутренней и наружной стороны и фиг. 4-диск истинных пеленгов.
К потолку классного помеш1ения подвешивается на одном центровом ОЦ-Bd (фиг. 1} и нескольких расположенных по окружности km, цилиндрическое кольцо НО диаметром б-7 метров. Кольцо высотою 30-35 см собирается из фанеры, скрепляется на стыках листов наружными накладными деревянными планками abed (фиг. 3). Для большей жесткости кольца с наружной его стороны нашиваются два деревянных обруча MMi и , выпиленных по кривизне кольца. Для сохранения кольцом правильной формы от небольшого центрового металлического кольца к обушкам г, ввинченным сверху в середину каждой накладной планки, идут радиусы, изготовленные из медного антенного канатика.
Все подвесы, идушие от кольца вертикально вверх, пропускаются вначале, каждый, в соответствующий блок k, укрепленный на потолке, собираясь затем в общий многошкивный блок t с направляющими прорезами. Многошкивный блок t прочно крепится к верхней части стены. Ниже многошкивного блока подвесы собраны в общий зажим У, удерживаемый идущей вниз пеньковой веревкой у достаточной прочности. Веревка закрепляется при подъеме и опускании кольца на стенном крючке d. Центровой подвес имеет оба блока и крюк самостоятельно, служа в основном для обтягивания радиусов и оттягивания их кверху. Подобная система подвеса позволяет опускать кольцо НО до уровня рабочего положения и поднимать его вверх (нерабочее положение, обозначенное на фиг. 1 пунктиром) по миновании
в нем надобности. По верхней кромке наружной стороны кольца нанесены градусные деления 0°-360, причем деления 0°-180° совмещены с направлением истинного меридиана данного места (места установки конструкции).
Нижняя часть внутренней поверхности кольца НО (фиг. 2) окрашена под цвет воды, а верхняя-под цвет неба. Линия соприкосновения разноокрашенных полос наглядно изображает для человека, стоящего в центре (у компаса), линию видимого горизонта 1 - 1. На полу, под центром кольца установлен на вращающейся площадке обычный судовой компас D, снабженный пеленгатором, прибором для уничтожения девиации и действующей таблицей остаточной девиации. Центр вращающейся площадки Z, центр картушки компаса и центр горизонта тщательно совмещаются на одной отвесной линии.
Для показа знаков обстановки и ограждения из произвольного листового материала изготовляется и раскрашивается ассортимент подвесных знаков (маяки /, буи 2, вехи J и т. д.). Верх подвесок заканчивается крючком, надеваемым на верхнюю кромку кольца на соответствующих наперед рассчитанных градусных его делениях.
Для быстрой подготовки и записи данных конкретного задания употребляется отпечатанный на прозрачной бумаге диск истинных пеленгов (фиг. 4), состоящий из окружности, разделенной на 360, с отмеченным на нем центром и рядом прямых взаимно параллельных линий, пересекающих диск и окружающее его поле. Линии проводятся на расстоянии одна от другой около 0,5 см в направлении, параллельном линии 0°-180° упомянутого диска.
Метод пользования установкой и диском истинных пеленгов состоит в следующем.
1. Подготовка задания (выполняется обучающим). По ходу задания, конкретизированного указаниями на скорость хода, высоту компаса над уровнем моря, точками отправления и назначения, метеорологической обстановкой, временем и номером карты, в некоторый момент времени представляется необходимым и возможным определить
место судна. Ориентируясь на счислимое место обучающий намечает с учетом ветра, течений и пр. действительное место судна на карте (подлежащее затем определению учащимися). На намеченную точку накладывают своим центром диск истинных пеленгов (фиг. 4) и, удерживая совмещение точки и его центра, поворачивают диск истинных пеленгов до приведения прямых его линий в положение, параллельное одному из меридианов карты. После того сквозь прозрачную бумагу диска истинных пеленгов прочитываются и на нем же отмечаются и записываются истинные пеленги и положение всех знаков обстановки и ограждения, находящихся в пределах видимости заданной высоты глаза и соответственной высоты предметов. После этого обучающий навешивает соответствующие знаки против установленных указанным приемом градусных делений кольца, устанавливает компас на соответствующий заданию компасный курс и объявляет учащимся момент по часам и отсчет лага (контур берегового профиля II-И (фиг. 2) может быть также нанесен на кольцо мягким мелом.
11. Работа учащихся. Учащиеся, ориентируясь счислением и нанеся на свои экземпляры карт счислимую точку, изучают по карте же все предметы, могущие быть видимыми из счислимой точки, соответствующей данному моменту времени. Переходя затем к компасу, учащиеся осматриваются вокруг всего кольца, опознают и сопоставляют число и расположение знаков, изученных ими по карте, с числом и расположением знаков, замеча§#1Ь1Х на кольце совпадение изученного по карте и наблюдаемого на кольце может и не иметь , если обучающий сознательно отклонил действительное место судна от счислимого (в практической действительности плавания зачастую так и случается).
Самостоятельно ориентируясь во всем наблюдаемом на кольце, учащиеся должны опознать знаки, избрать из них для пеленгования те, взаимное расположение которых обеспечивает наибольшую точность и безопасность для разбираемого случая. Вслед за этим взятые
и записанные учащимися отсчеты подвергаются ими же обычной обработке и оформлению на карте с целью отыскания места судна в установленный момент.
При практической ориентировке на кольце учащийся всегда должен быть проверен по части правильного оставления знаков ограждения опасных мест при фактически установленном курсе корабля. Так как при работе на разнообразных картах учащегося всегда следует приучать к выборке магнитных склонений с самой карты, то в случае работы на карте, где склонение отличается от фактической величины магнитного склонения в данном классном помещении, обучающий должен ввести соответствующую поправку на несовпадение магнитных склонений.
Таким образом различно сочетаемые эпизоды заданий позволяют учащемуся в обстановке полной наглядности и самостоятельности решать при помощи описанного устройства любые навигационные задачи, построенные на наблюдениях при помощи компаса.
Предмет изобретения.
1. Учебное пособие для упражнения в решении навигационных задач в классной обстановке с использованием судового компаса и морских знаков, отличающееся применением цилиндрического подвесного, опускающегося и поднимающегося по вертикали кольца HG с обозначенной на внутренней поверхности его линией видимого горизонта, каковое кольцо снабжено по наружной его поверхности градусными делениями О-ЗбO нанесенными так, что деления О-180° совмещены с направлением истинного меридиана данного места (места установки конструкции), причем кольцо подвешено так, что центр его и центр картушки поворотного компаса D постоянно находятся на одной вертикали.
2. При учебном пособии по п. 1 применение диска истинных пеленгов из прозрачного материала, окружность коего разбита на 360° и снабжена рядом линий, параллельных линии О-180°.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Видоизменение пеленгатора | 1928 |
|
SU16896A1 |
Компасный пеленгатор | 1945 |
|
SU67172A1 |
КАРЕТКА СУДОВОГО АВТОПРОКЛАДЧИКА | 1971 |
|
SU298497A1 |
Приспособление к компасу для учета при отсчетах различных поправок | 1924 |
|
SU2486A1 |
СПОСОБ УНИЧТОЖЕНИЯ ПОЛУКРУГОВОЙ ДЕВИАЦИИ НА ОДНОМ МАГНИТНОМ КУРСЕ | 2010 |
|
RU2442961C1 |
Способ определения поправки компаса | 1974 |
|
SU522412A1 |
Лупа для путевых магнитных компасов | 1945 |
|
SU67209A1 |
Учебное пособие для упражнений в решении навигационных задач в классной обстановке | 1957 |
|
SU110892A1 |
НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС | 2012 |
|
RU2483280C1 |
Устройство автоматического определения поправки компаса | 1990 |
|
SU1810893A1 |
Авторы
Даты
1935-11-30—Публикация
1935-01-23—Подача