ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С КАМЕРНОЙ СХЕМОЙ ГАЗООБМЕНА Российский патент 1997 года по МПК F02B53/08 

Описание патента на изобретение RU2098646C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к двигателям внутреннего сгорания.

Известны двухтактные двигатели внутреннего сгорания с петлевой кривошипно-камерной схемой газообмена, получившие широкое распространение на мотоциклах, например, двигатель ИЖ-10 [1]
Недостатком таких двигателей является повышенный расход масла, так как его приходится добавлять в топливо для смазки кривошипного механизма, через полость которого осуществляется газообмен.

Преимуществом таких двигателей является использование для газообмена поршневой камеры, в результате чего отпадает необходимость в компрессоре или продувочном насосе.

Известен двигатель внутреннего сгорания, у которого в тороидальном статоре размещены два ротора с поршнями, совершающими колебательное движение в противоположном направлении [2] Но этот двигатель не имеет постоянной геометрической связи роторов с выходным валом (соединены с помощью механизмов свободного хода) и не является двигателем с камерной схемой газообмена.

Известен двигательно-компрессорный агрегат, у которого в цилиндрическом корпусе также размещены два ротора с лопатками (поршнями), совершающими колебательное движения в противоположном направлении [3] Но этот агрегат не имеет выходного вала и не является двигателем с камерной схемой газообмена.

Известен двухтактный двигатель внутреннего сгорания с камерной схемой газообмена [4] (прототип). Двигатель имеет цилиндрический статор с радиальными перегородками, которые разграничивают камеры, ротор с лопатками (поршнями), совершающий переменное угловое перемещение, и шарнирно-рычажный механизм, соединяющий вал ротора с вторичным валом. Продувочные камеры образуются в статоре между тыльной поверхностью поршней и перегородками. Необходимость добавления масла во всасываемый заряд в этом случае отпадает.

Недостатком такого двигателя является то, что продувка рабочего объема осуществляется по петлевой схеме которая, как известно (Теория двигателей внутреннего сгорания. п/р Н.X. Дьяченко, Ленинград. Машиностроение, 1974) существенно уступает прямоточной щелевой схеме газообмена, обеспечивающей лучшую очистку от продуктов сгорания, лучшее наполнение рабочего объема при сравнительно малом расходе продувочного воздуха (смеси) и меньшую долю потери рабочего хода.

Таким образом, хотя у прототипа имеется только один ротор, совершающий колебательное движение, известны примеры, когда имеются два ротора, а радиальные перегородки в корпусе отсутствуют. Но заявителю не известны примеры двухтактных двигателей внутреннего сгорания с камерной схемой газообмена, имеющие прямоточную щелевую продувку.

Для повышения энергетических показателей двухтактного двигателя внутреннего сгорания с камерной схемой газообмена путем обеспечения прямоточной щелевой продувки, в двухтактном двигателе внутреннего сгорания с камерной схемой газообмена, содержащем цилиндрический статор и два ротора с поршнями, соединенные с рабочим валом с помощью шарнирно-рычажных механизмов, роторы соединены с рабочим валом так, что продувочные камеры образованы в цилиндрическом статоре между тыльными поверхностями поршней, установленных на разноименных роторах.

На фиг. 1 изображен предлагаемых двигатель, разрез А-А; на фиг. 2 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 3 вид по стрелке В на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез Г-Г на фиг. 3.

В корпусе 1, имеющем продувочные каналы 2 и 3, впускные окна 4 и 5 и выпускные окна 6 и 7, соосно установлены два ротора 8 и 9 с поршнями. Роторы с помощью коромысел 10 и 11 и шатунов 12 и 13 подвижно соединены с эксцентриками 14 и 15, закрепленными на рабочем валу 16 со сдвигом по фазе, близким к 180o.

Двигатель работает следующим образом. При максимальном сближении поршней роторов 8 и 9 у горизонтальной плоскости (фиг. 1) между ними образуются две камеры сгорания. Такое положение соответствует верхней мертвой точке поршневого двигателя. При этом между тыльными сторонами этих же поршней образуются две продувочные камеры, соединенные с всасывающим коллектором через впускные окна 4 и 5. При рабочем ходе ротор 9 поворачивается по часовой стрелке, а ротор 8 против часовой стрелки. При этом поршни ротора 6 перекрывают впускные окна 4 и 5 и происходит сжатие заряда в продувочных камерах. Рабочий ход продолжается до тех пор, пока поршни ротора 8 не откроют выпускные окна 6 и 7. При этом начинается выпуск отработавших газов. Несколько позже (в зависимости от размера окон и конкретной величины сдвига по фазе в установке эксцентриков 14 и 15 на валу 16) поршни ротора 9 открывают продувочные окна продувочных каналов 2 и 3, что обеспечивает продувку рабочего объема свежим зарядом. Полное открытие продувочных окон соответствует нижней мертвой точке. При дальнейшем повороте рабочего вала 16 начинается поворот роторов в противоположном направлении. При этом поршни ротора 8 перекрывают выпускные окна 6 и 7, а поршни ротора 9 одновременно или несколько позже перекрывают продувочные окна продувочных каналов 2 и 3. Дальнейший поворот роторов вызывает сжатие заряда в рабочих камерах и разряжение в продувочных камерах, которые после открытия впускных окон 4 и 5 снова заполняются свежим зарядом из впускного коллектора. После достижения положения верхней мертвой точки процесс повторяется. Зажигание может быть искровым или с воспламенением от сжатия.

В предлагаемом двухтактном двигателе с камерной схемой газообмена вместо петлевой продувки осуществляется прямоточная щелевая продувка, которая обеспечивает лучшую очистку рабочего объема от продуктов сгорания, лучшее наполнение и меньшую долю потери рабочего хода.

Похожие патенты RU2098646C1

название год авторы номер документа
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С КАМЕРНОЙ СХЕМОЙ ГАЗООБМЕНА 2009
  • Благонравов Александр Александрович
  • Юркевич Андрей Владиленович
RU2411376C1
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С НАИВЫСШИМИ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ КРИТЕРИАЛЬНЫМИ ПАРАМЕТРАМИ И ЭЛЕКТРОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ АККУМУЛЯТОРНОЙ СИСТЕМОЙ ВПРЫСКА ТОПЛИВА ШИРОКОГО ФРАКЦИОННОГО СОСТАВА 2016
  • Максакова Ирина Вениаминовна
  • Мысляев Вениамин Михайлович
  • Елесин Максим Валерьевич
RU2626611C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЕГО ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ 2004
  • Баскаков Александр Иванович
RU2272161C2
ПОРШНЕВОЙ ДВУХВАЛЬНЫЙ ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИЗМЕНЯЕМОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ И МАЯТНИКОВЫМ МЕХАНИЗМОМ УПРАВЛЕНИЯ ТАКТОМ ВПУСКА 2020
  • Лошаков Виталий Аркадьевич
RU2788801C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Хохлов Владимир Борисович
RU2027877C1
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ КАК С ВНУТРЕННИМ, ТАК И С ВНЕШНИМ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕМ, С ОТСЕКАЮЩЕЙ ПЕТЛЕВОЙ СХЕМОЙ ГАЗООБМЕНА 2001
  • Иванов В.А.
RU2223408C2
Двухтактный двигатель внутреннего сгорания 1990
  • Костенко Алексей Геннадьевич
  • Демидов Виктор Петрович
  • Бейлин Владимир Ильич
SU1800078A1
ПОРШНЕВОЙ ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Ермолаев А.Н.
  • Ермолаев Н.А.
RU2061885C1
СПОСОБ И ОПЫТОВАЯ СИСТЕМА С НЕЗАВИСИМЫМ ИСТОЧНИКОМ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА ДВУХТАКТНЫХ ДВС 2022
  • Таранин Александр Геннадьевич
RU2786859C1
Двухтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания 2023
  • Кореневский Геннадий Витальевич
RU2800201C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 098 646 C1

Реферат патента 1997 года ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С КАМЕРНОЙ СХЕМОЙ ГАЗООБМЕНА

Использование: в машиностроении в двигателях внутреннего сгорания. Сущность изобретения: в двухтактном двигателе внутреннего сгорания с камерной схемой газообмена, содержащем цилиндрический статор и два ротора с поршнями, соединенные с рабочим валом с помощью шарнирно-рычажных механизмов, продувочные камеры образуются в цилиндрическом статоре между тыльными поверхностями поршней, закрепленных на разноименных роторах, соединенных с рабочим валом со сдвигом по фазе, близким к 180o. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 098 646 C1

Двухтактный двигатель внутреннего сгорания с камерной схемой газообмена, содержащий цилиндрический статор и два ротора с поршнями, соединенными с рабочим валом шарнирно-рычажными механизмами, отличающийся тем, что роторы соединены с рабочим валом так, что продувочные камеры образованы в цилиндрическом статоре между тыльными поверхностями поршней, установленных на разноименных роторах.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2098646C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Орлин А.С
Двигатели внутреннего сгорания
Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей
- М.: Машиностроение, 1980, с.259
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
FR, патент, 1302510, кл
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
SU, авторское свидетельство, 823645, кл
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
FR, заявка, 2297323, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 098 646 C1

Авторы

Благонравов А.А.

Болотов В.В.

Даты

1997-12-10Публикация

1995-10-25Подача